Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкретизируйте (расширьте) фразу.

Образец. По двору ходил петух. — По вытоптанному и засы­панному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плет­нем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.

1. По улице бежал человек. 2. На столе стояла ваза с цветами. 3. На ступеньке террасы сидела лягушка. 4. По небу летел воздуш­ный шар. 5. Ребенок полез на дерево. 6. Центральный нападающий забил гол. 7. Мы увидели внизу долину. 8. На улице вырыли канаву.

 

7. Прочитайте слова в кавычках по правилам их произнесения в устной речи. Используйте сочетания так называемый, так сказать, в кавычках либо особую ироническую интонацию.

1. Сегодня «герои нашего времени» работают в банках и крими­нальных структурах. 2. Скоро появились милиционеры с дубинка­ми — основные «борцы за демократию» в наше время. 3. Жулики работали под «крышей» областной администрации.

 

8. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.

Образец: здесь целесообразно пояснить — здесь важно (нужно, необходимо) пояснить.

Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заклю­чению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сде­лать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интел­лектуальном отношении; мы внесли предложение; нужно интен­сифицировать работу в этом направлении.

 

9. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные на глаголы.

1. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению спе­циалистов... 3. Считается целесообразным... 4. Вследствие этого... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесения сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение ново­го материала... 9. Развивать стремление к...

Приведите свои примеры слов и выражений, одно из которых соот­ветствовало бы признаку разговорности, а второе — не соответствовало.

 

10. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на не­сколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух.

I. В принципе имеется несколько важных причин, объясняю­щих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из: специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.

II.Прочитайте (в сокращении) рассказ М. Булгакова «Они хочуть свою образованность показать...».

В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения.

—Итак, дорогие товарищи, я резюмирую! Интернациональ­ный капитализм в конце концов и в общем и целом довел свои страны до полной прострации. У акул мирового капитализма одно соображение, как бы изолировать Советскую страну и обрушить­ся на нее с интервенцией! Они использовывают все возможно­сти, вплоть до того, что прибегают к диффамации, т.е. сочиняют письма, якобы написанные тов. Зиновьевым! Это, товарищи, с точки зрения пролетариата, — моральное разложение буржуазии и ее паразитов и камер-лакеев из Второго Интернационала!

Оратор выпил полстакана воды и загремел, как труба:

—Удастся ли им это, товарищи? Совершенно наоборот! Это им не удастся! Капиталистическая система, окруженная со всех сто­рон волнами пока еще аморфного пролетариата, задыхается в соб­ственном соку, и перед капиталистами нет другого выхода, как признать Советский Союз, аккредитовав при нем своих послов!!

И моментально оратор нырнул вниз, словно провалился. Затем выскочила из кресла его голова и предложила:

— Если кто имеет вопросы, прошу задавать!

В зале наступила тишина. Затем в отдалении зашевелилась в самой гуще и вышла голова Чуфыркина.

—Вы имеете, товарищ? — ласково обратился к нему с эстрады совсем осипший оратор.

—Имею, — ответил Чуфыркин и облокотился на спинку пе­реднего стула. Вид у Чуфыркина был отчаянный. — Ты из меня всю кровь выпил.

Зал охнул, и все головы устремились на смельчака Чуфыркина.

—Сижу — и не понимаю, жив я или уже помер, — объяснил Чуфыркин. В зале настала могильная тишина.

—Виноват. Я вас не понимаю, товарищ? — оратор обидчиво скривил рот и побледнел.

—В голове пузыри буль-буль, как под водой сидишь, — объяс­нил Чуфыркин.

—Я не понимаю, — заволновался оратор. Председатель стал подниматься с кресла. — Вы, товарищ, вопрос имеете? Ну?

—Имею, — подтвердил Чуфыркин, — объясните «резюми­рую».

—То есть как это, товарищ? Я не понимаю, что объяснить?

—Что означает, объясни!

—Виноват, ах, да... Вам не совсем понятно, что значит «резю­мирую»?

—Совершенно непонятно, — вдруг крикнул чей-то измучен­ный голос из задних рядов. Оратор стал покрываться клюквенной краской.

—Сию минуту, товарищи. М-м-м... Так вы про «резюмирую». Это, видите ли, товарищ, слово иностранное...

—Оно и видно, — ответил чей-то женский голос сбоку.

—Что обозначает? — повторил Чуфыркин.

—Видите ли, резю-зю-ми-ми... забормотал оратор. — Понима­ете ли, ну, вот, например, я, скажем, излагаю речь. И вот выво­ды, так сказать... Одним словом, понимаете?..

—... Мы не понимаем, что вы говорите... «Интервенцию» объяс­ните, — продолжал Чуфыркин настойчиво.

—И «диффамацию», — добавил чей-то пронзительный голос сверху и сбоку.

—И кто такой камер-лакей? В какой камере? Председатель взвился, начал звонить. — Не сразу, товарищи, прошу по очереди!

—«Аккредитовать» не понимаю!

—Ну, что значит аккредитовать? — растерялся оратор. — Ну, значит, послать к нам своих послов

—Так и говори!! — раздраженно забасил кто-то на галерее.

—«Интервенцию» даешь! — отозвались задние ряды. Какая-то лохматая учительская голова поднялась и, покрывая нарастающий гул, заявила:

—И, кроме того, имейте в виду, товарищ оратор, что такого слова «использовывать» в русском языке нет! Можно сказать использовать!

—Здорово! — отозвался зал. — Вот так припаял! Шкраб, он умеет!

В зале начался бунт. Оратор, как затравленный волк, озираясь на председателя, вдруг куда-то провалился. Багровый председа­тель оглушительно прозвонил и выкрикнул:

—Тише! Предлагается перерыв на десять минут. Кто за?

Зал ответил бурным хохотом, и целый лес рук поднялся кверху.

 

Что не учел оратор?

Вспомните общие требования к публичному выступлению. Какие из них соблюдены в речи оратора, какие нарушены?

Какие ошибки допустил оратор в работе над языком своего выступления?

Что такое шкраб?

Отредактируйте выступление докладчика с соблюдением правил под­готовки устного выступления.

 

12. Проделайте работу по комплексной орализации текстов. Прочи­тайте тексты и упростите их, подготовив для устного выступления. Из­мените их в соответствии с требованиями к устному выступлению — сделайте фразы более простыми, замените сложные и книжные слова на разговорные, уберите длинноты, опустите ненужные детали и подроб­ности, добавьте свои комментарии, разъяснения и оценки.

Образец. В Воронеже, в центре творчества детей и юношества «Радуга» прошла областная научно-техническая выставка, собрав­шая представителей двенадцати сельских и городских районов. Было представлено около 150экспонатов. Особенно отличился Михаил Калгин, который занимается на Аннинской станции юных техников, он сконструировал маленькую стиральную машину. Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска представили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурлиновки — сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодо­рожного района) — прибор для восстановления кинескопов.

 

Исходный текст Текст для устного выступления
В Воронеже, в центре творче­ства детей и юношества «Раду­га» прошла областная научно-техническая выставка, собрав­шая представителей двенадца­ти сельских и городких райо­нов Я хочу рассказать об интересном событии, которое недавно произошло в нашем городе. В Воронеже есть центр творчества детей и юношества. Называется он «Радуга». Недавно там прошла очень интересная выставка. В ней приняли участие ребята из двенадцати районов области. Были участники и из города, и из села
Было представлено около 150 экспонатов На выставке можно было увидеть около 150 экспонатов, сделанных ребятами
Особенно отличился Михаил Калган, который занимается на Аннинской станции юных тех­ников, он сконструировал ма­ленькую стиральную машину Все экспонаты выставки были очень интересными. Например, Михаил Калган из Анны сконструировал маленькую стиральную машину
Вадим Титовский и Сергей Косычев из Острогожска пред­ставили зарядное устройство и генератор сетевых импульсов. Александр Бугаев из Бутурли­новки — сеялку, а Александр Мазуренко (станция юных техников Железнодорожного района) — прибор для вос­становления кинескопов Ребята из Острогожска привезли на выставку сделанные ими сложные электрические устройства — зарядное устройство и генератор сетевых им­пульсов. Саша Бугаев из Бутурлиновки показал на выставке сконструированную им сеялку, а Саша Мазуренко из Воро­нежа — прибор для восстановления кинескопов. Это была очень интересная выставка. Она показала, как у нас много талант­ливых ребят, которые могут принести большую пользу нашей стране своими изобретениями

 

I. Наши хирурги смогут резать без крови. На Пермском заводе имени Дзержинского начинается серийный выпуск уникального электроскальпеля. По свидетельству специалистов, этот своеоб­разный инструмент не имеет аналогов в России. Особенность элек­троскальпеля в том, что он позволяет проводить бескровные опе­рации. Система «заваривания» сосудов токами высокой частоты работает в автоматическом режиме с учетом плотности тканей внутренних органов. Клинические испытания электронного по­мощника показали его полную надежность при проведении самых сложных операций.

(Из газет)

II. Аэрокосмические компании готовятся открыть космос для туризма.

НАСА (Национальное агентство по астронавтике и аэронав­тике США) совместно с компанией «Локхид Мартин» ведет раз­работку пассажирского космического лайнера многократного ис­пользования «Венчур стар», который позволит радикально сни­зить стоимость вывода на орбиту полезной нагрузки и людей. Тогда можно будет организовать полеты в космос для богатых туристов. Первый полет корабля многоразового использования намечен на 2003 год.

Компания «Спейс эдвенчурс» предлагает программу «Шаги в! космос». Программа будет стоить 95 тысяч долларов и включать суборбитальный полет в течение не менее 45 минут. Компания «Зигрем спейс вояджиз» разрабатывает систему «Спейс круи-зер», напоминающую роскошный самолет, рассчитанный на шестерых пассажиров. На его борту они смогут подняться на вы­соту более 100 км и провести 2,5 минуты в невесомости. Частная компания «Сивилиен остренот» предлагает более дешевый вари­ант космического полета — всего за 3,5 тысячи долларов. В космос смогут подняться пилот и шесть пассажиров.

Американский эксперт по космическим полетам Патрик Кол­линз считает, что становление рынка космического туризма воз­можно в ближайшее время. Объемы рынка прогнозируются аме­риканцами примерно в миллион туристов ежегодно. '

(Из газет)

III. Ум есть — силы не надо.

Обнаружен скелет неандертальца, жившего 300000 лет назад. Его рост значительно выше, чем было принято считать раньше, — 177 сантиметров. Вес тоже приличный — около 100 килограм­мов. Такой скелет предполагает внушительную мышечную массу. У многих сородичей рост еще больше — как у баскетболистов, достигает 2 метров. Ученые считают, что продолжительность жиз­ни неандертальца составляла не менее 50 лет. По прежней теории, они жили значительно меньше. Их мозг лишь на 7 % отличался от нашего. Неандертальцы были не так примитивны, как принято думать. Они хоронили предков, оберегали могилы.

Почему же худосочные кроманьонцы превзошли мощных не­андертальцев и дали начало человеческой цивилизации? Прокля­тьем неандертальцев стала их физическая мощь. Кроманьонцы же от безысходности выкручивались, помогали друг другу, искали более сложные формы социальной организации, развивали речь и прочие средства коммуникации. Верзилы-неандертальцы жили по индивидуальным законам — и проиграли. Тщедушные крома­ньонцы строили общество — и выиграли.

(Из газет)

 

13. Выполните упражнения по отработке выразительности речи.

I. Произнесите фразу Это стоит пять рублей с интонацией, показывающей, что это огромные деньги, а затем фразу Это стоит 1000 долларов с интонацией, как будто это стоит три рубля.

II. Произнесите фразы с разными интонациями (по О.А.Баевой).

1. Здравствуйте! (Официальность, радость, угроза, упрек, доб­рожелательность, равнодушие, гнев, восторг.) 2. Умница! Моло­дец! (благодарность, восторг, ирония, огорчение, гнев). 3. Я этого никогда не забуду! (признательность, обида, восхищение, гнев). 4. Спасибо, как это вы догадались! (Искренность, восхищение, гнев.) 5. Ничем не могу вам помочь! (Искренность, сочувствие, демонстрация бестактности просьбы.) 6. Вы поняли меня? (Добро­желательность, учтивость, официальность, угроза.) 7.-До встречи! (Теплота, нежность, холодность, решительность, резкость, без­различие.) 8. Это я! (Радость, торжество, виноватость, угроза, за­думчивость, таинственность.) 9. Я не могу здесь оставаться (сожа­ление, значительность, обида, неуверенность, решительность.)

 

III. Прочитайте каждое предложение быстро, а затем, отделяя однородные члены предложения выразительными паузами. Как влияют паузы на выразительность текста? Какой смысл подчеркивают паузы?

1. В нашей истории было много замечательных полководцев: Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, Жу-_ ков... 2. Как медленно тянулись эти месяцы ожидания возвраще­ния домой: март, апрель, май, июнь и, наконец — июль! 3. Все-таки как богата Россия на талантливых артистов! Ведь именно на русской сцене зрители могли видеть Комиссаржевскую, Качало­ва, Раневскую, Яншина, Ефремова, Евстигнеева, Леонова...

IV. Произнесите фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл при помощи интонации (по О.А.Баевой).

1. Рад вас видеть. 2. Спасибо за работу. 3. Я в восторге. 4. Спаси­бо, мне было приятно ваше внимание. 5. Приятно было с вами поговорить. 6. Спасибо за комплимент. 7. Очень вам признателен. 8. С удовольствием. 9. Мне это очень нравится.


 


 
 

V. Прочтите с заданной интонацией.

1. Прочтите эту фразу как серьезный жизненный совет и как ироническую шутку. Как правильнее?

...Трудов напрасно не губя,

Любите самого себя,

Достопочтенный мой читатель!

(А. С. Пушкин)

2. Произнесите фразу Опять он звонил, передавая интонацией разные смыслы:

—вы делитесь с собеседником радостью;

—вы с гордостью сообщаете, что он вам звонил;

—вы сообщаете о звонке с теплотой, это ваш товарищ, кото­рый о вас заботится;

—вы сообщаете об этом с тоской, он вам ужасно надоел сво­ими просьбами;

—вы возмущены, говорите об этом с гневом — вы ему запре­тили звонить по этому вопросу, а он опять звонил;

—вы сообщаете об этом с тревогой — вас очень встревожил его звонок, вы опасаетесь плохих известий;

—вы демонстрируете собеседнику свое безразличие к собесед­нику — его звонок вас совершенно не интересует, а сам он вам безразличен.

3. Прочтите фразу с интонацией, которая выражает точный смысл, вложенный в них писателями. Следуйте комментариям писателей.

1. «Николенька, полно сердиться! Извини меня, если я тебя обидел...» — сказал он мне простым, кающимся голосом (Л.Тол­стой). 2. «Я ни в чем не виновата! Уверяю вас!» — сказала она тихо, но решительно (Л.Чарская). 3. «И она еще спрашивает? И она еще осмеливается спрашивать?! Неисправимая притворщица!» — кри­чала или даже взвизгивала Мачеха, размахивая руками, как вет­ряная мельница своими крыльями (Ш.Перро). 4. «Имей в виду: я на тебя нисколько не сержусь! Клянусь!» — сказал он таким веселым голосом, что у меня словно камень с души упал (В.Дра­гунский). 5. «Ну, я вижу — с тобой каши не сваришь!..» — с сожа­лением протянул Мишка (В.Драгунский).

4. Произнесите фразу так, чтобы собеседник понял ее смысл именно так,как вы хотите. Следуйте заданиям (по Л.А.Введенской).

Перестаньте

Выразите тревогу

Выразите обиду

Произнесите как выражение кокетства Вы раздражены Вы притворяетесь Вы требуете категорично Вам это все надоело

 

Бабушка приехала

Сообщите факт

Сообщите важную новость

Удивите собеседника этой но­востью

Порадуйте новостью собесед­ника

Огорчите собеседника

Вызовите у собеседника за­висть

Продемонстрируйте свое раз­дражение.

 

Мы пойдем в зоопарк

Вопрос-просьба

Радостно сообщаете новость друзьям

Вопрос-уточнение (идем в зоопарк или в кино, в парк на аттракционы)

Предложение младшему бра­ту или сестренке

 

Я пойду

Неудовлетворенность

Решимость

Предупреждение

Радость

Упрямство

Угроза

Оставьте их

Просьба

Мольба

Приказ

Снисходительность

Предупредительность

Безразличие

 

Снег пошел

Вопрос-удивление

Восхищение и радость

Огорчение от смены погоды

Грусть (вы не любите зимний холод)

Безразличие


 


 

VI. Анафора — довольно сильный риторический прием, который эф­фективен в публицистической, митинговой речи, в рекламных текстах, в эмоциональных выступлениях всех типов.

1. Преобразуйте высказывание в анафору, добавьте к каждому анафори­ческому высказыванию дополнительный аргумент или конкретизируйте его, чтобы получился законченный текст- аргументация.

Образец.

Мы все любим смотреть кино, ходить в театр, слушать музыку. — Мы все любим смотреть хорошее кино, настоящие художественные фильмы, трогающие душу человека. Мы все любим ходить ё театр, где можно отдохнуть душой и провести вечер с друзьями в общении с искусством. Мы все любим слушать музыку, которая нам нравит­ся, и хотим иметь возможность это делать тогда, когда нам захо­чется.

Но как мы можем в наших условиях это все сделать, когда в кино идут одни американские боевики, театры на гране закрытия, цены в кино и театр сплошь и рядом превышают возможности человека со средней зарплатой, а музыка, которая звучит по всем каналам, отве­чает только самым невзыскательным вкусам.

Нам необходим телевизионный и радиоканал «Культура», кото­рый дал бы нам возможность приобщиться к лучшим образцам кино, театра и музыки.

1. Я понимаю ваши сомнения, возражения, все недостатки предлагаемого мной метода, но это все-таки лучше, чем то, что мы
имеем до сих пор. 2. Мы все нуждаемся в спокойствии, в благополучии, в уверенности в завтрашнем дне. 3. Мешают нам наша безответственность, недисциплинированность, неуважение друг к другу. 4. Нам нужно изучить прошлый опыт нашей страны, опыт других стран, которые прошли через реформы, подобные нашим, а также возможные последствия реформ для нашей страны. 5. Всем нам хочется жить в нормальных условиях, полноценно питаться, нормально отдыхать, иметь возможность получить хорошее образование.

 

2. Постройте свое выступление на анафоре.

1.Вредит нам наша...

Вредит нам...

Вредит нам...

Однако нам поможет наша...

Нам поможет наша...

Нам поможет наша...

Мы сделаем Россию великой страной!

 

2. Мы верим в... нашей страны...

Мы верим в способность нашего народа...

Мы верим в возможность...

Мы верим в то, что наша страна...

Мы верим в то, что в нашей стране...

Россия будет великой страной!

 

3. Мы верим в нашу молодежь, потому что...

Мы верим в нашу молодежь, потому что...

Мы верим в нашу молодежь, потому что...

Мы верим, что именно молодежь сделает нашу Россию вели­кой страной!

 

4. Нам надо опираться на...

Нам надо опираться на...

Нам надо опираться на...

Нам надо опираться на...

И тогда все у нас получится!

 

3. Произнесите панегирик (хвалебную речь) России, построив свое выступление на анафоре. Воспользуйтесь образцом, расширьте его.

Образец. Нам давно пора избавиться от комплекса националь­ной неполноценности. — У нас прекрасные ученые, которые...

У нас замечательные...

У нас прекрасные...

У нас великолепные...

Наши... лучше американских...

Наши...

Мы великолепно умеем собираться в решительный момент...

Мы прекрасно умеем...

Да здравствует Россия!

 

VII. Эпифора, как и анафора, — сильный риторический прием, который эффективен в эмоциональной публицистической речи. Мысль, выраженная с помощью приема эпифоры, обычно воспринимается эмоционально и хорошо запоминается слушателями.

Постройте свое выступление на эпифоре.

1. Почему у нас за все надо платить?

... — плати.

... — плати.

... — плати.

... — плати.

Почему за все это мы должны платить? Ведь мы все платим налоги и уже за все это заплатили государству. Почему мы должны платить за это второй раз?

Государство должно не сокращать сферу бесплатных услуг, предоставляемых своим гражданам, а расширять ее.

 

2. Сколько еще времени мы будем у нас в стране слышать окрики чиновников разного ранга: «Кто вам это разрешил?».

Что это за система, что мы должны на все спрашивать разре­шения у чиновника?

Надо тебе... спроси разрешения у чиновника,

Хочешь... — спроси разрешения у чиновника,

Решил — спроси разрешения у чиновника,

Захотел — спроси разрешения у чиновника.

Ведь на все это есть соответствующие разрешительные законы. Почему мы не можем получать все, что разрешено этими закона­ми автоматически? Почему у нас фактически не действует прин­цип, провозглашенный еще М.С.Горбачевым: «Разрешено все, что не запрещено»?

 

VIII. Градация — признак публицистической, особо взволнованной речи. Она эффективна в позитивно настроенной, благожелательной, эмоционально сочувствующей аудитории.

 

1. Используйте градацию.

Об р а з е ц. Мои оппоненты называют это недостатками. Но это не просто недостатки, это даже не ошибки, это настоящее пре­ступление.

1. Они говорят, что к этому человеку надо принять меры. К нему не просто надо принять меры, его нужно... его надо... 2. Началь­ство говорит, что на это дело нужна значительная сумма. Эта сумма не просто значительна, она... она... для нашего бюджета. 3. Она не просто симпатичная, она... она просто...


 


2. Вы завершаете свое публицистическое выступление. Постройте заклю­чительную фразу с использованием приема градации. Используйте слова! и выражения, приведенные в скобках. Если необходимо, измените кон­струкцию фразы.

1. Это не просто... это... это это, наконец, просто — !..
(Халатность, ошибка, недостаток в работе, преступление, не-

предусмотрительность, невнимательность к выполнению своих: должностных обязанностей, вопиющее равнодушие к судьбам людей, небрежность.)

Надо полностью исключить возможность повторения подоб­ных ситуаций в будущем!

2. Я не просто... тексты современной поп-музыки.., я их.., я
их... я их... я их просто!..

(Равнодушен, не люблю,, не выношу, не терплю, ненавижу, 1 видеть и слышать не могу, испытываю отвращение, презираю, неГ испытываю интереса.)

Мы должны вернуться к музыке с осмысленным текстом!

3. Такое поведение депутата Думы не просто.., оно.., оно..,
оно.., оно!..

(Неприлично, безобразно, нечестно, возмутительно, недопу-j стимо в его положении, преступно.)

Мы должны принять немедленные меры, чтобы отозвать этого депутата из состава Думы!

 

Ваше мнение

Почему излишне «красивые» выступления обычно вызывают раздра­жение аудитории?

 

Тема 9

ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Как готовиться к устному выступлению

 

Существует четыре основных способа подготовки к публично­му выступлению.

1. Экспромт — выступление без подготовки.

2. План-конспект выступления — заранее готовится подробный план, где каждый пункт сопровождается кратким указанием ос­новных идей, которые должны быть изложены.

3. Текст выступления — текст, который затем в процессе вы­ступления полностью зачитывается.

4. Воспроизведение наизусть — выступление заучивается и вос­производится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

 

Возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от под­готовленности-лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, которые не вполне уверены в себе, предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится пуб­лики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П.Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект — это тот иде­ал, к которому должны стремиться все лекторы.

Нужно уметь пользоваться своими записями во время выступ­ления. Разные ораторы пользуются своими записями по-разному. Лучше всего иметь при себе записи, но пользоваться ими по воз­можности реже.

 

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам предстоит выступить с не­большим сообщением. С чего начать подготовку?

Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине.

Если необходимо посоветоваться, то только по целому вы­ступлению.

Не надо также начинать с поиска литературы по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей ста­дии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д.Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1—2 вопроса, не более. Так вам будет легче, и это облегчит задачу восприятия вашего выступле­ния слушателям. Всегда важно, выступая, иметь резервные зна­ния — материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны быть готовы все это рассказать, но в выступлении сознательно ограничить себя, рассказать только часть того, что вы знаете. Д.Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уве­ренность, «возникает ощущение, которое трудно описать — вы будете заряжены позитивно».

С избытком подбирайте материал: это придаст вам уверенно­сти.

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мыслен­но на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: сначала скажу о..., потом о..., за­тем о... и, наконец, расскажу о...

Д. Карнеги советует также заранее высказывать самому себе от­ношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, т.е. свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушате­лям: Очень важно иметь в виду...; Самое главное в том, что я хочу сказать...; Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что... и т.д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в раз­говорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступ­ления друзьям, родственникам. Основные мысли надо прогово­рить до выступления, это позволит вам лучше осмыслить и сфор­мулировать их.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз — распределите это на несколько дней, делайте перерывы в подго­товке, чтобы потом рассмотреть выступление с новых позиций, готовьте свое выступление по блокам — так вы быстрее его за-! помните и сможете лучше отредактировать.

 

Выбор темы и определение основного

содержания будущего выступления

Перед выступлением надо хорошо сформулировать тему, по­скольку из нее должны вытекать тезисы, которые вы будете защи­щать или опровергать.

Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей) виде вопрос, на который выступление призвано дать ответ.

Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, разделить объем понятия, т. е. выделить составляющие того поня­тия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составля­ющие и станут элементами плана выступления, основой всего выступления.

Например, в теме «Проблемы современного студенчества» мо­гут быть выделены такие вопросы: проблема платного/бесплатно-го образования, молодые семьи, отдых студента, качество учебы, возможность совмещения учебы и работы, обязательность посе­щения занятий, получение работы по окончании учебы, цели Щ учебе, жилищная проблема студента и др. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему.

 

Структура публичного выступления

Публичное выступление обязательно должно иметь продуман­ную структуру, содержащую определенную последовательность ча­стей. Это необходимо для удобства как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.

Структура — это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.

Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная ком­позиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается ос­новная мысль; в основной части приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется главная мысль, содержится призыв к аудитории.

Во вступлении различают зачин (цель — подготовить ауди­торию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель — объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная часть содержит аргументацию тезиса.

Заключение может включать напоминание (цель — напом­нить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обоб­щение (цель — сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель — вызвать реакцию слушателей).

Важнейшим требованием, которым должно удовлетворять вся­кое публичное выступление, является следующее: в нем должна обнаруживаться структура (логика), понятная слушателям.

 

Обозначение структурных частей выступления

Структурные части выступления для облегчения слушателям восприятия и понимания материала необходимо обозначать осо­быми средствами. Примерами таких средств выделения логиче­ских частей выступления являются: начну с, теперь о, и наконец, о, в заключение отмечу, что и др. Аналогично могут использоваться: во-первых, во-вторых, в третьих. Структурные части выступления можно также обозначать интонационно — паузами, снижением тона.

Исследования показали, что числительные (первое, второе, третье) как показатели логической структуры изложения вос­принимаются аудиторией очень хорошо. Однако больше четырех пунктов, доказательств или примеров для слушателей уже «мно­го»: начиная с четырех сознание человека воспринимает перечис­ляемое как «много», что уже не столь эффективно. Лучше всего рассматривать три вопроса, приводить три аргумента и т.д.

 

Место важной информации

 

Большое значение имеет подача наиболее важной, существен­ной информации. В каком месте выступления давать ее? В конце XIX в. психолог Г. Эббингауз установил закон края: лучше запоми­нается информация в начале и в конце. С учетом этого эффективно применение так называемой рамочной конструкции построения выступления: Цель нашего выступления показать, что...; Итак, мы установили, что...

 

Подготовка конспекта выступления

 

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и могут стать предметом вашего публичного выступления. Вот совет Д. Карнеги: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клоч­ках бумаги — так будет легче их собрать и расклассифицировать».

Не надо, вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т.д., поскольку нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках — оптимальный способ подготовки. В верхней части ли­сточка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе все записи на одну тему (например, «Платное образование», «Рус­ский характер», «Правила общения» и т.д.). Не надо вести предва­рительные записи на хорошей бумаге — это отвлекает от сущно­сти. Записи должны быть разного формата, размера — так тоже легче их различить и разложить по темам.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме про­читанного, которые тоже следует записывать на листочках. П. Со-пер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, боль­ше, чем если прочтете 10 000 слов и не запишете ни одного... Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание».

Предположим, у вас есть тема выступления. Как технически подготовить конспект выступления? Поступайте следующим об­разом.

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Он должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классификации. Включите туда все, что смо­жете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно — это может понадобиться впоследствии.

2. Отберите главное и вычеркните второстепенное. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут запи­саны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

3. Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу, из первич­ного перечня фактов.

4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходи­мое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему мате­риал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, кото­рая указывает на данный пункт, это означает, что вам нужно до­бавить сюда материал.

5. Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать, потому что вступление и заключение дол­жны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступи­тельные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

6. Разрабатывая план основной части выступления, проследи­те, чтобы переход от одной мысли к другой был логичным. Ис­пользуйте нумерацию вопросов (сейчас переходим ко второму во­просу) либо задавайте вопросы типа: Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое ут­верждение были подкреплены вспомогательными фактами, рас­положенными под ними (1, 2, 3 и т.д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Надо также помнить некоторые требования к языку составляе­мого конспекта: лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулирован­ные как уже готовые и обдуманные вами мысли.

 

Как пользоваться конспектом?

 

Разные лекторы пользуются с<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...