Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Энергичными должны быть отдельные части выступления.12. Двигаться по аудитории надо как можно меньше. 13.Двигаясь по аудитории, не следует заходить в глубь аудитории. 14.Не следует задерживаться в аудитории после завершения выступления. 15. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться. 16. Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого человека во время выступления. 17.Смотреть надо на отдельные секторы зала, не задерживая взгляд на отдельных людях. 18.Жесты должны быть немногочисленными и разнообразными. 19.Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоциональными. 20.Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления. 21.Наилучший темп речи в публичном выступлении — сред-ний. 22.Громкость выступления должна быть такой, чтобы оратор чувствовал, что он говорит громче, чем в обычной речи.
2. Закончите фразы, данные ниже. 1. Иван Грозный как оратор отличался тем, что... 2. А. В.Луначарский как оратор отличался тем, что... 3. И.И.Мечников как оратор отличался тем, что... 4. Д.И.Менделеев как оратор отличался тем, что... 5. К.А.Тимирязев как оратор отличался тем, что... 6. В.И.Ленин как оратор отличался тем, что... 7. И.В.Сталин как
3. Что надо делать в следующих случаях? 1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3; Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом й мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7. С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет; 4.Выйдите перед группой и, многозначительно считая вслух до 30, ходите по аудитории по правилам передвижения оратора в аудитории. Вариант: ходите, рассказывая стихотворение, считалку. Слушатели оценивают, правильно ли вы ходите. 5.Громко считайте до 30, обращаясь к группе, и используйте при этом разнообразные риторические жесты, как бы пытаясь убедить своих сокурсников в чем-то. 6.Посчитайте до 30 монотонно, а затем выразительно, сопровождая счет риторическими усилительными жестами. Объясните, почему оратор должен изо всех сил избегать монотонной речи. 7.Сосчитайте до 30 сначала своим обычным голосом, а затем напрягая голос, как эта принято при публичном выступлении. Удерживайте громкость голоса на требуемом уровне до конце счета.
Ваше мнение Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ваших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?
Тема 12 ПОДДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ АУДИТОРИИ В ХОДЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Внимание аудитории надо не только захватить, но и поддерживать на протяжении всего выступления. Слушатели очень легко отвлекаются. Их отвлекают посторонние звуки, какие-нибудь происшествия' в аудитории, входящие или выходящие люди; внимание ослабевает от монотонной речи, неинтересных фактов, длительности лекции и многого другого. Оратору необходимо владеть знаниями и умениями, позволяющими поддерживать внимание к своей речи на протяжении всего выступления.
Факторы, влияющие на внимание слушателей
Разумеется, что основной фактор, обеспечивающий внима- Установлено, что внимание слушателей снижается, если они рассеяны по аудитории. Как уже отмечалось, не надо пересаживать их в передние ряды, но целесообразнее выйти из-за трибуны и подойти к основной массе слушателей. Влияет на внимание также размер аудитории. Очень большая аудитория чаще всего недостаточно внимательна. Одна фирма, занимающаяся организацией больших совещаний, конференций, симпозиумов, специально исследовала поведение слушателей на таких крупных мероприятиях. Специалисты этой фирмы пришли к следующим выводам: только 10 % аудитории слушает пленарный доклад, да и то только первые 15 мин. Пятая часть аудитории мысленно пребывает в это время в другом месте, половина дремлет и предается фантазиям, а 20 % просто спят. Было установлено также, что комфорт для участников конференции обратно пропорционален их вниманию к выступлениям: чем удобнее кресла, тем менее продуктивно проводят на конференции время присутствующие. Какие отсюда можно сделать выводы? Первое: долгие пленарные доклады в большой аудитории неэффективны. Второе: кресла должны быть попроще. Вообще говоря, самая внимательная аудитория — это та, которая слушает оратора стоя. В последнем случае внимание обеспечено, так как люди, которые! не хотят слушать, просто уходят. Кстати, стоящая аудитория н| дает оратору говорить «не по делу», она более требовательна к содержанию выступлений. Таким образом, внимание аудитории легче поддержать, если аудитория невелика, компактна, а большая аудитория слушает: внимательнее, если она не может расположиться в помещении I особым комфортом.
«Чтение» оратором аудитории
Необходимо все время «ч и т а т ь» аудиторию, т. е. наблюдать за ней, определять ее реакцию и вносить соответствующие коррективы в свою деятельность. Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает! информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отношении к нему самому и сообщаемой им информации. Он должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если его к этому побуждает получаемая ин! формация. Однако для того чтобы «читать» аудиторию и правиль-] но понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдатель-] ность и некоторый практический навык. Здесь можно дать начинающему оратору следующие советы. О внимании к оратору говорят: • взгляды слушателей, направленные на оратора; • наклон корпуса в сторону оратора; • стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как бы ближе к оратору; • наклон головы вбок (обычно говорит о заинтересованности слушателя).* О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя говорят следующие факты: • взгляд слушателя направлен в сторону; • тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания); • голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен; • слушатель совершает следующее движение: голова выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам — потеря мысли, потеря внимания; • тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слу-шатель «подается» к выходу); • ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, I голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие); • голова подпирается всей ладонью;
• пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо; • рисование на бумаге посторонних предметов; • отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания); • легкое поглаживание носа; • крепко сцепленные руки; • поглаживание шеи (у мужчин); • поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин); • рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагивается до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить); • застегивание пиджака (мужчиной) и др. Умение «читать» собеседников — важнейшее качество лектора, приходящее с опытом. Необходимо тренировать его в общении со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интерпретировать невербальное поведение собеседников.
Периоды внимания
Необходимо также иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания: они равны приблизительно 10—15 мин. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего пятнадцатиминутного периода внимание падает уже существенно. Таким образом, внимание слушателей падает к 15, 30, 45-й минуте. В эти моменты следует дать им возможность расслабиться и немного отдохнуть. Можно сделать паузу, закончить рассмотрение вопроса, перейти к новой теме, пошутить — словом, дать слушателям возможность осознать, что они отдыхают. Через 45 мин нужно дать большую паузу или сделать перерыв. Кстати, учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление — это такое, которое укладывается в минимальный период внимания, т.е. в 10 — 15 мин. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно целиком обеспечено вниманием аудитории и даже останется некоторый избыток внимания. Если мы обратим внимание на длительность современных оперативных радио- и теленовостей, информационных передач ведущих информационных агентств мира, то заметим, что они укладываются, как правило, в 10 мин. Таким образом, краткость выступления — гарантия внимания аудитории. Приемы поддержания внимания
Вопросы к аудитории. Разнообразные вопросы к слушающим способны существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки. Важно толь! ко, чтобы вопросы были простыми Для ответа. Они могут быть сложными по содержанию, но должны задаваться так, чтобы ауди-1 тория могла ответить просто да или нет'. Если аудитория долго не отвечает на заданный вопрос, нет смысла ждать момента, когда кто-то все-таки ответит. В таком случае оратор должен ответить н^ заданный вопрос сам. Организация дискуссии. «Если вы замечаете, что внимание аудитории падает, заведите дискуссию» (О.Эрнст): выскажите что-либо явно спорное, а .затем разъясните свою позицию. Активизация внимания аудитории будет обеспечена. Обращение к отдельным слушателям. Скажите кому-либо из слушателей: «Вы не согласны? Вы, я вижу, придерживаетесь другого мнения?» Вопросы к отдельным слушателям оказывают активизирующее воздействие на всю аудиторию. Авансирование. Под авансированием понимается нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей. В этом случае оратор лишь упоминает о том или ином факте и говорит: «Но об этом несколько позже. Об этом подробнее я расскажу потом...» и т.д. Неожиданное краткое отвлечение от темы. Данный прием действует весьма сильйо, хотя им нельзя пользоваться многократно. Забавный пример использования этого приема приводит А. А. Ивин: известный греческий оратор Демосфен, выступая в суде, заметил, что судьи рассеянны и невнимательны к его речи. Он прервал речь и стал рассказывать о человеке, который нанял осла с погонщиком. Седок сел отдохнуть в тени осла, а погонщик сказал, что отдал внаем только осла, но не тень ац него. Спор превратился в судебную тяжбу... Тут Демосфен умолк, а когда заинтересовавшиеся исходом дела судьи попросили его закончить, он с упреком сказал им: «Басню о тени осла вы готоЦ! вы слушать, а важное дело вы слушать не желаете». Демонстрация предмета. Можно активизировать восприятие слушателей, демонстрируя что-либо: «Вот посмотрите сюда. Видите этот предмет? Взглянем на эту маленькую вещицу...» и т.д. Приближение к слушателям. Этот прием весьма действен, однако не следует заходить слиш- Развлекательные элементы во второй части выступления. Необходимо делать более увлекательной, разнообразной и легко воспринимаемой вторую половину своего выступления независимо от того, сколько времени оно длится. О. Эрнсту'принадле-1 жит очень верное наблюдение: «Вторая половина речи кажется слушателям вдвое длиннее первой». Именно в силу сказанного внимание слушателей особенно ослабляется во второй половине выступления, и именно поэтому эта часть выступления требует Особой подготовки. Закон края. Этот закон гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина. Поэтому, чтобы в середине вашего выступления не было провала, необходимо сделать ее более разнообразной, более эмоциональной и т.д.
Донесение главной мысли выступления
Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. П. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т.М.Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории. П. Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует?» — «Да кто его знает, — отвечает старик,, — он еще ничего об этом не сказал». Этот пример и позволяет П. Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны доискиваться, каково намерение оратора, пока последний в достаточно развернутом виде и с повторениями не объяснит его». Именно отсюда и вытекают нередко недоуменные вопросы слушателей после выступления: что оратор, собственно, хотел сказать? Чт| Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве* случаев. Оптимальным является выступление по принципу «один текст — одна мысль». Две-три идеи в одном выступлении— это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельно-! го предложения. Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления. В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних гЯ продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать: если выступление строится дедуктивно (от тезиса к аргументам) — в конце вступления, в первой трети основной части ■ в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвящено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать реформы, так как только они могут сделать экономику саморегулирующейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые слова — реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы — реорганизация, рыночная экономика, преобразования и др.; если выступление строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) — во вступлении и основной части надо упомянуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении — полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в| разной словесной форме. Главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктивной форме изложения и Не менее двух раз — при индуктивной форме изложения. Соблюдение регламента Существует закон прогрессирующего нетерпения слушателей, который формулируется так: чем дольше говорит оратор, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели. Как бы ни был интересен оратор или рассказчик й рабположе-ны к нему слушатели или собеседники, чем дольше/ он говорит, тем меньше его слушают и тем брльше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора Заканчивать. По данным ораторов-практиков, вторая половина речи оратора всегда кажется вдвое длиннее первой, а последние десять минут — втрое длиннее первых десяти. Приблизительно можно представить общую картину следующим образом:
Из сказанного выше следует важный вывод: эффективная речь должна быть короткой, и лучше, если она не будет выходить за пределы 10 мин. А если еще короче — будет еще лучше. Как уложиться в регламент? Есть некоторые принципы, которым надо следовать. Эти принципы таковы. Подготовиться к возможному сокращению. Надо всегда иметь в плане своего выступления такие фрагменты, которые вы можете без ущерба сократить. Не опаздывать. Начинайте свое выступление вовремя. Идти навстречу аудитории. Если аудитория проявляет нетерпение и слушатели по той или иной причине просят пораньше закончить, необходимо пойти им навстречу, не настаивая на своем праве изложить все до конца. Если вы с самого начала пойдете навстречу просьбе аудитории, то расположите ее к себе и вас будут с большим вниманием слушать. Не увеличивайте темп речи, чтобы успеть. Это нарушает понимание и раздражает слушателей. Отвечая на вопрос, не превращайте ответ во вторую лекцию. Отвечайте на любой вопрос не более 1 — 1,5 мин. Поставьте себе задачу закончить немного раньше намеченного срока. Слушателям очень нравится такое завершение любой лекции или выступления — это неожиданный приятный подарок для них, несколько минут жизни, на которые они не рассчитывал^ вдруг оказавшиеся в их полном распоряжении. Сообщение, закончившееся чуть раньше намеченного срока, хорошо запоминается, положительно оценивается, а оратор получает высокий рейтинг у слушателей. Лучше заканчивать на 2—3 мин до срока, не! больше. «Прекращайте говорить тогда, когда слушатели еще хотят вас слушать» (Д.Карнеги). Задания I. Какие утверждения правильные? 1.Если слушатели наклоняются вперед, это свидетельство их внимания. 2.Если слушатели откидываются назад, это свидетельство того, что им нравится выступление. 3.Оратор в застегнутом пиджаке более убедителен, чем в расстегнутом.
4.Оптимальная длительность выступления — 10 мин. 5.Оптимальная длительность выступления — 45 мин.
6.Обращение оратора к отдельным слушателям негативно воспринимается аудиторией. 7.Обращение оратора к отдельным слушателям активизирует аудиторию. 8.Наиболее увлекательной для слушателей надо сделать первую половину выступления. 9.Наиболее увлекательной должна быть вторая половина выступления. 10. Чтобы слушатели запомнили середину выступления, ее надо сделать наиболее эмоциональной. II. Максимальное время ответа на вопрос слушателя — 5 мин. 12.Максимальное время ответа на вопрос слушателя — 1,5 мин. 13.Главную мысль выступления надо сформулировать словами, чтобы окончательно уяснить ее себе. 14.Главную мысль выступления надо сформулировать словами, чтобы она стала понятной аудитории. 15.Слушатели обычно не хотят, чтобы оратор формулировал для них главную мысль. 16.Слушателям обычно необходимо, чтобы главная мысль была сформулирована для них оратором. 17.Оптимальное соотношение: одно выступление — одна мысль. 18.Наиболее эффективный способ донесения главной мысли — ее неоднократное повторение в неизменном виде. 19.Наиболее эффективный способ донесения главной мысли — ее неоднократное повторение в измененном виде. 20.Повтор основной мысли оратором раздражает аудиторию. 2. Выделите главную мысль. Оратор перед выступлением на подготовленную им тему заранее за- 3.Вы выступаете перед учащимися, рассказывая об их успеваемости. Аудитория заскучала. Заведите дискуссию. Какие дискуссионные вопросы могут встряхнуть аудиторию? 4.Используйте прием авансирования. Оформите как авансирование следующие мысли. 1. Я знаю, кто виноват в случившемся. 2. Уже известно, как будет реорганизована наша фирма. 3. Решение о повышении пенсий уже принято. 4. Результаты предварительного турнира уже известны. 5. Статистические данные уже опубликованы в ведомственной печати. 5. Подумайте, как использовать прием демонстрации предмета. Что и 1. ГУЛАГ — это наше позорное прошлое. 2. Наша промышленность на подъеме. 3. Импортные товары пока лучше отечественных по качеству. 4. Обучение должно быть платным. 5. Нужно следить за своим весом.
Ваше мнение Почему, по вашему мнению, аудитория всегда отвлекается на забежавшую кошку или собаку независимо от интереса к лектору или лекции?
Тема 13 ЗАВЕРШЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Функции концовки публичного выступления «Конец — делу венец», — гласит поговорка. Эффективное завершение устного выступления — половина дела. Вспомним закон края — последнее запоминается лучше, остается в памяти прочнее. Отсюда и то огромное значение, которое имеет завершающая стадия выступления оратора. О.Эрнст писал: «Слушатели ожидают от оратора заключения». Ф. Снелл справедливо считает, что «удавшимся можно считать то публичное выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией. Аудитория должна хорошо представлять, что и как делать дальше. Должен быть результат вашего выступления. Обязательно в заключение объясните, зачем нужна слушателям полученная информация». Заключение имеет две основные функции: напомнить главн мысль и объяснить, что с ней надо делать. Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключен
Варианты концовок Заключительная часть публичного выступления должна логич вытекать из предыдущего изложения. Лучше не говорить: А тепе я сделаю заключение или Теперь я перехожу к завершающей част своей лекции, концовка должна быть и так очевидной для слуша теля, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок. Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитори среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например. Правильно говорит русская поговорка «Терпение и труд все пере трут». Таким образом, все зависит от нас. Обобщающий вывод. Обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чт бы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, ка основная мысль выступления: Итак... Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен про4 стыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничещ комментировать. Обращение к слушателям. Можно завершить выступление пожеланием слушателям приятно провести выходные или летний отпуск, хорошо провести* сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими празд-( никами и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в боль-j шей степени, нежели выражаемые им идеи. Подытоживающее повторение. Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых и в-третьих. Как слушатели мы большей частью ленивы, у нас короткая па-| мять, поэтому слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме. Иллюстрация. Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей аллегорией. Кульминация. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!». Специалисты отмечают, что кульминация как эффектная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но обычно производит сильное впечатление на слушателей. Комплимент аудитории. Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!». Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете, оставьте аудиторию смеющейся», — советовал Д. Карнеги. Благодарность за внимание. Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесет дежурную фразу Благодарю за внимание, но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., т.е. сделает комплимент аудитории. Например: Итак, я заканчиваю. В завершение я хотел бы поблагодарить вас за то, что так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать. Или: Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории. Или: Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали.
Как не надо заканчивать выступление Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызывает у аудитории недоумение, и эффект от всего выступления исчезнет. Не следует извиняться: Я понимаю, мне не удалось все охватить, Я вижу, несколько утомил вас... и др. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод, — все впечатление от него будет смазано. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами. Обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Не рекомендуется завершать выступление фразой типа Вот и все, что я хотел сказать. Лучше заканчивать фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.
Ответы на вопросы аудитории Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать и даже и провоцировать. Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы? Отвечать надо на все вопросы. Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Ответ можно отложить словами: Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить... Можно сказать и так: Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве (после моего выступления), мы обсудим это с вами. Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса — любой вопрос законен и требует ответа. Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно. Отвечать одинаково уважительно всем. Это означает, что оратор должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать вопрос любого слушателя законным, правомерным, заслуживающим внимания. Подчеркнуто внимательно следует выслушать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает его, чтобы показать себя или просто не понял элементарного. Кстати, отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: Вы меня не так поняли, нужно сказать: Видно, я неудачно выразился или Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль и др. Отвечать кратко. Не превращать ответ в лекцию! Минута-полторы — предел для ответа на любой вопрос. Можно дать некоторые рекомендации, как отвечать на трудные вопросы — те, которые, как правило, самой своей формой нередко ставят оратора в трудное положение. Разумеется, все зависит от содержания вопроса, но некоторые технические приемы могут быть рекомендованы начинающим ораторам. А. В. Стешов дает следующие рекомендации. Вопрос-капкан. Вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос — ирония. К примеру, С.Михалкова в Италии спросили: «Почему Вы, Известный при Сталине человек, уцелели? Д. Кугультинов был репрессирован, а Вы нет?» — «Даже самые злостные браконьеры не могут отстрелять всех птиц», — ответил С. Михалков. Это классический прием возвратного удара, не позволяющего противнику втянуть вас в дискуссию, в которой он наверняка выиграет. Контрвопрос. Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите намой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше. Блокирующий вопрос. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот?; Будем ли мы независимы, если примем финансовую помощь Запада? На такие вопросы можно реагировать двояко. Во-первых, ответить на него как на смысловой, а не риторический, т.е. отнестись к нему серьезно, как к вопросу по существу: Очень интересный вопрос. Я понял ваш вопрос. Это сложный вопрос, но можно было бы ответить так... и т.д. Во-вторых, показать, что идея, содержащаяся в вопросе, верна (вы правы), но лишь для определенных условий, а в вашем случае имеются в виду другие условия. Каверзный вопрос. Это попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: Вы читаете нам лекции об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении ? На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность (это очень хорошо нейтрализует такие вопросы), либо прибегнуть к иронии: Я понимаю ваш вопрос... Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик... и т.д. Вымогающий вопрос. Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку зрения задающего вопрос. Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: Вы же не станете отрицать, что... Кто же может отрицать, что... Вы же не можете не признать тот факт, что... и др. Лучший вариант ответа в данном случае — Да, но... или Это не совсем так... Вопрос-несогласие. Это вопрос типа: Почему вы говорите... в то время как?.. На подобные вопросы лучше отвечать, признавая правомочность высказанной точки зрения: Да, есть и такая точка зрения. Мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, оно довольно распространено. Но дальше следует представить эту точку зрения лишь как одну из существующих: Но у меня другая точка зрения. Моя позиция мне кажется более обоснованной. Не хотелось бы повторять приведенные мной аргументы. Если оратор получил письменные записки, а ответить на них не успел из-за дефицита времени, лучше сказать: Товарищи, задавшие письменные вопросы, будьте добры, подойдите ко мне сейчас, после того как я закончу, я отвечу на ваши вопросы. И последнее: как быть, если вы получили оскорбительную, грубую записку — отвечать на нее или нет? Принцип остается единым: на все вопросы надо ответить. Либо вы превратите этот вопрос в серьезный, содержательный (в таком случае передайте его содержание своими словами) и ответите на него всерьез, либо зачитайте вслух начало вопроса, а затем скажите: Я что-то не совсем понял один вопрос. Есть здесь автор вопроса?Будьте добры, повторите вслух свой вопрос, и я с удовольствием отвечу. Вы можете быть полностью уверены в том, что вопрос вслух повторен не будет.
Задания I. Какие утверждения правильные? 1.Концовка необходима только для больших выступлений. 2.Концовка необходима в любом публичном выступлении. 3.Вывод должен быть развернутым.
4.Вывод с перечислением (итак, во-первых, во-вторых) неэффективен, плохо воспринимается аудиторией. 5.Концовка-кульминация всегда хорошо запоминается слушателями. 6. Юмористическая концовка действенна в любой аудитории. 7.Благодарность за внимание действенна, если оратор конкретизирует, за что он благодарен аудитории. 8.Извиняясь перед аудиторией за то, что не смог все охватить, оратор улучшает впечатление аудитории о себе. 9.Если у слушателей нет вопросов, значит, им все понятно и выступление было удачным. 10. Оратор имеет право' некоторые вопросы по теме его выступления оставить без ответа. II. Задавшему вопрос можно сказать: Вы не так меня поняли. ясно выразился. 13.На частные вопросы можно ответить, пригласив задавших их подойти к оратору после того, как выступление завершилось. 14.На оскорбительные вопросы не надо отвечать. 15.На оскорбительные вопросы надо отвечать серьезно, как и на все остальные. 2. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие неправильные? 1. Все. До свидания. 2. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал... 3. Вот и все, что я хотел вам сказать. 4. До свидания. 5. Я закончил. 6. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. 7. До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. 8. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать. 9. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. 10. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. 11. Итак, будем работать — и все у нас получится. 12. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго! 13. Если есть вопросы, я готов на них ответить. 14. Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы уже все устали. 3.Вспомните басни, которые вы знаете. Сформулируйте обобщающий вывод из каждой басни. Например: «Стрекоза и муравей»; итак, кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь. - 4.Закончите свое выступление обращением к слушателям. Что можно им пожелать или посоветовать, используя данные ниже факты? 1. То, что сегодня обсуждалось |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |