Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности стратегии развития финансового рынка в новых геополитических условиях

 

Одним из важнейших условий успешного функционирования финансового рынка является обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение финансовой грамотности населения Российской Федерации.

Защита потребителей со стороны государства должна функционировать как комплексная система, состоящая из помощи потребителю финансовых услуг при нарушении его прав с одной стороны и, при выявлении системности этих нарушений во избежание их повторения, - оценки необходимости и внесении изменений в действующую систему регулирования с другой стороны.

Повышение уровня финансовой грамотности наравне с другими процессами и мероприятиями будет способствовать сглаживанию колебаний инвестиционной и покупательной способности населения, что важно для достижения целей по обеспечению устойчивости экономического роста и стабильно низкого уровня роста цен, а также формированию ресурсной базы в финансовом секторе.

Повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего предпринимательства должно рассматриваться с точки зрения комплексного повышения ее четырех составляющих: ценовой, физической, ассортиментной и ментальной доступности.

Банк России в среднесрочном периоде планирует разработку стратегии повышения финансовой доступности. Для повышения уровня доступности финансовых услуг необходимо прежде всего создать условия для развития различных видов поставщиков финансовых услуг. Особую важность приобретает также возможность предоставления финансовых услуг посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», мобильных технологий и иных современных технологий во всех населенных пунктах Российской Федерации.

Повышению доступности финансовых услуг инвестиционного характера будет способствовать создание правовых основ для деятельности финансовых консультантов, прежде всего систем автоматизированного консультирования, и индустрии мелких управляющих.

В финансовой сфере целесообразно также устранить излишние барьеры для использования аутсорсинга. Это приведет к сокращению издержек финансовых посредников и, как следствие, стоимости их продуктов и услуг для потребителей.

Обеспечение добросовестного поведения на финансовом рынке представляет собой многофакторную задачу, в решении которой заинтересованы надзорные органы, потребители финансовых продуктов и услуг и непосредственно участники финансового рынка, ведущие законную деятельность и сталкивающиеся с недобросовестной конкуренцией. Ключевым фактором успеха в решении данной задачи является способность регулятора выявлять факты недобросовестного поведения и обеспечить не­отвратимость соразмерного наказания в отношении недобросовестных участников финансового рынка.

Повышению доверия на финансовом рынке также будет способствовать продолжение работы Банка России совместно с правоохранительными и судебными органами по недопущению на рынок финансовых организаций без наличия лицензии, аккредитации, включения в реестр в случаях, когда для осуществления их деятельности получение таких документов необходимо. Помимо указанных мер Банк России планирует совершенствование механизма оценки деловой репутации участников финансового рынка.

Ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность российского финансового рынка, является достижение оптимального соотношения между издержками отрасли на соответствие законодательно установленным регулятивным требованиям и уровнем свободы осуществления предпринимательской деятельности [5].

Таблица 1 – Эффект и издержки регулирования

Элементы эффекта от регулирования Издержки регулирования
уровень доверия на рынке как ключевая компонента затраты на комплаенс-процедуры
уровень стабильности финансового рынка затраты на выполнение функций агента государства по осуществлению контроля в налоговой и валютной сфере, а также функций, связанных с исполнением требований по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финанси­рованию терроризма
финансовая устойчивость институтов финансового рынка затраты на создание и модификацию бизнес-процессов по подготовке отчетности
качество работы институтов финансового рынка, включая работу оценщиков, аудиторов, актуариев, третейских судов, бюро кредитных и страховых историй и т.д. дополнительные затраты на информационные технологии и персонал в связи с изменением регулирования
непрерывность работы инфраструктуры затраты на соблюдение иных требований и нормативов
качество конкурентной среды ограничения, тормозящие процесс внедрения новых финансовых инструментов и форм обслуживания клиентов на финансовом рынке
степень потерь при банкротстве уход части рынка в серую зону, свободную от регулирования

 

Банк России также рассматривает в среднесрочном периоде возможность развития системы, предусматривающей применение мер от­ветственности как к финансовой организации, являющейся отдельным юридическим лицом, так и к ее сотрудникам, руководителям, контро­лирующим собственникам.

Одним из важнейших элементов достижения целей деятельности по противодействию недобросовестным практикам поведения может стать внедрение нового правового института - соглашения с регулятором, успешно применяемого надзорными органами большинства стран, имеющих значимые финансовые рынки.

Повышение привлекательности для инвесторов долевого финансирования публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления позволит улучшить условия для привлечения акционерного капитала.

Кроме того, развитию рынка долевого финансирования будет способствовать создание в России необходимой инфраструктуры и форм финансового посредничества, которые обладают необходимой компетенцией по привлечению капитала в долевое финансирование предприятий на этапе первоначального внедрения бизнес-идей и последующего роста.

Банк России планирует создание механизмов, предотвращающих вхождение в состав органов управления лиц, недобросовестные и (или) неразумные действия которых по управлению компанией привели к потере или существенному снижению ее акционерной стоимости или иным образом существенно нарушили права и законные интересы акционеров.

Приоритетным направлением развития финансового рынка, от успеха которого зависят результаты функционирования системы рефинансирования Банка России, развитие срочного рынка, стабильность денежного рынка и инвестиционный результат отрасли негосударственного пенсионного обеспечения и страхования жизни, является развитие рынка облигаций. синдицированного кредитования.

Развитие данного сегмента должно способствовать решению вопроса дефицита рыночного обеспечения в финансовой системе, а также снятию с банковского сектора нагрузки по кредитованию крупнейших российских корпораций. Развитый публичный рынок облигаций позволит трансформировать относительно короткие ресурсы банковской системы в форме депозитов в долгосрочные источники капитала для российских эмитентов.

Использование механизма синдицированного кредитования позволяет со стороны заемщиков удовлетворять потребность в привлечении крупных кредитов, а со стороны кредиторов дает возможность кредитным организациям, в том числе небольшим, получать доступ к обслуживанию крупных клиентов и способствует диверсификации кредитных портфелей.

Оптимизация регуляторной нагрузки на участников финансового рынка – необходимое условие повышения конкурентоспособности сектора. Оптимизация должна осуществляться по нескольким направлениям [4] :

Таблица 2 – Направления оптимизации регуляторной нагрузки на участников финансового рынка

  Направления оптимизации регуляторной нагрузки
пропорциональность регуляторной нагрузки согласно системной значимости финансового посредника
внедрение современных информационных технологий, сокращающих затраты финансовых посредников на составление различного рода отчетности
исключение дублирования при сборе отчетных данных и информации о функционировании отдельных сегментов финансового рынка
соответствие регуляторной нагрузки достигаемому результату

 

Банк России будет выстраивать систему пропорционального регулирования финансовых организаций, предполагающую их условное разделение внутри определенного сектора на три группы: системно значимые организации, небольшие организации и прочие компании и устанавливать различные требования к таким группам финансовых организаций.

Достижению задачи по оптимизации регуляторной нагрузки также будет способствовать переход некредитных финансовых организаций на Международные стандарты финансовой отчетности, а также внедрение датацентричного подхода во взаимодействии Банка России с поднадзорными организациями в области получения отчетных данных на основе единого унифицированного формата предоставления отчетности XBRL.

Повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансовым рынком необходимо для создания качественной основы функционирования института финансового посредничества. Также важной задачей является совершенствование существующей системы сертификации и аттестации специалистов финансового рынка.

Стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия на финансовом рынке нацелено на радикальное снижение транзакционных издержек участников финансового рынка и на расширение доступа потребителей к различным финансовым продуктам и услугам.

Российская Федерация принимает активное участие в различных интеграционных объединениях для решения актуальных общемировых вопросов, в том числе касающихся финансовых рынков. Развитие международного взаимодействия и интеграционных процессов будет осуществляться Банком России по следующим направлениям [4]:

Таблица 2 – Направления развития международного взаимодействия и интеграционных процессов

  Направления международного взаимодействия и интеграционных процессов
взаимодействие с органами, устанавливающими стандарты, и международными организациями в ходе разработки международных стандартов регулирования финансовых рынков
имплементация международных стандартов в российское законодательство
обеспечение признания российского регулирования соответствующим международным стандартам и эквивалентным режимам отдельных стран, признание соответствия российских инфраструктурных организаций финансового рынка и платежных систем международным стандартам
обеспечение информационного обмена с иностранными регуляторами
обмен опытом в области регулирования финансовых рынков и надзора за профессиональными участниками финансового рынка, надзора и наблюдения за инфраструктурными организациями финансового рынка и платежными системами, а также сотрудничество в области трансграничного урегулирования несостоятельности

 

Совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка будет осуществляться Банком России по следующим направлениям [4]:

Таблица 3 – Совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка

  Направления совершенствования инструментария по обеспечению стабильности финансового рынка
мониторинг финансовой стабильности посредством разработки и использования индикаторов, характеризующих финансовую стабильность
регулирование, надзор и наблюдение за финансовыми организациями, в том числе инфраструктурными организациями финансового рынка, и платежными системами
макропруденциальное регулирование и надзор
мониторинг рисков с целью выявления потенциальных системных угроз, стресс-тестирование отдельных секторов финансового рынка и анализ эффекта заражения
обеспечение бесперебойности и эффективности функционирования инфраструктурных организаций финансового рынка и платежных систем
реализация антикризисных мер в случае финансовой нестабильности

 

Для своевременного выявления системных рисков и поддержания стабильности финансового рынка Банком России будет осуществляться мониторинг различных финансовых индикаторов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...