Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что стоит за «плохим» поведением?

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Или

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

Разработал: педагог-психолог

Содержание

     
ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………………………….   1. Что стоит за «плохим» поведением .…………………….……………….. 2. Как и за что хвалить ребенка ………………………….…………….…….    
3. Когда и как помогать ребенку ………………………………………….…
4. Как поддерживать у ребенка положительную самооценку ……………..
5. Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы ………………….…
6. Как помочь ребенку планировать свою деятельность …………………..
7. Если ребенок не желает заниматься «серьезными делами» ……………..
8. Как развивать любознательность ребенка ………………………………..
9. Если вы не уверены в возможностях ребенка ……………………………..
10. Как увидеть и оценить достижения в развитии ребенка ………………..
   
   
   
   
   
   
       

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, тёти и дяди!

 

Вряд ли вы будете со мной спорить, если я скажу, что наши дети каждый день предлагают нам такие ситуации, с которыми очень и очень непросто разобраться с ходу. Но и оставлять решение «на потом» тоже нельзя: слишком уж зависит от наших действий в этих ситуациях будущее наших детей. Будущее в том смысле, станут ли они уверенными и адекватно оценивающими себя взрослыми или будут всю жизнь преодолевать в себе комплексы, полученные в детстве не без нашей с вами помощи.

Поэтому я предлагаю вам вернуться к давней, еще студенческой практике обращения к шпаргалке как действенной помощи в экстренных ситуациях. Я выбрала 10 наиболее типичных ситуаций и предложила к ним 10 вариантов возможного выхода из этих ситуаций. Я не хочу утверждать, что эти варианты и есть ЕДИНСТВЕННО правильный выход, но убеждена в том, что, решая ситуацию таким способом, мы учтем психологические и возрастные особенности наших детей и не унизим их личность и достоинство.

 

С уважением Хомутова М.А.

Как и за что хвалить ребенка?

 

Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который протягивает вам только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?» Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или…

Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит.

 

Как быть…

 

Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.

Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе): «Ты нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а внизу я вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме, второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось, что слишком длинно?

Используйте иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».

Еще пример:

– Посмотри, что я делаю.

– Ты играешь с глиной.

– Что мне сделать?

– Ты можешь сделать все, что захочешь.

– Ладно, я сделаю птичку.

– Ты решил сделать птичку.

Старательно лепит, наконец поднимает руку с вылепленной птичкой.

– Тебе нравится?

– Ты очень старался.

 

 

Когда и как помогать ребенку?

 

Маленький, беспомощный – как ему не помочь. Одеваем, обуваем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него…

Возмущаемся: какой несамостоятельный! Тревожимся: научится ли? В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.

На что ребенок имеет право, то есть что в его компетенции: устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое другое.

 

Как быть…

 

Прежде чем помогать, следует понаблюдать – а требуется ли помощь?

Подумать, чем вызвано желание помочь: потребностью ребенка или желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть), придать игре нужное русло (по сути, переключить), услышать желаемый ответ, увидеть ожидаемое действие (сделать за него).

Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.

А теперь – как.

Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты обратился за помощью?

Таким образом, вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.

После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно определить, какая помощь нужна – подсказка, поддержка, одобрение, подтверждение правильности действий, показ и т. п.

Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно, он будет приобретать собственный уникальный опыт.

Таким образом, мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.

 

Как предотвратить проблему

 

• Не навязывайте ребенку свое представление о том, что и когда он должен делать.

• Если вы хотите непременно чему-либо научить его, посмотрите, во что он играет, включитесь в игру и в игре вместе с ним «научитесь важному делу».

• Позволяйте ребенку вдоволь играть с другими детьми, сверстниками, более старшими и младшими. Совместная игра – хорошая школа. Если вы боитесь, что старшие научат дурному, вспомните, что еще никому никого не удавалось изолировать от негативных явлений жизни. Важно не то, чтобы ребенок никогда не увидел плохого от других, а то, чтобы он умел противостоять дурному. Это возможно, если вы научили ребенка самоуважению.

• Позаботьтесь, чтобы у ребенка своевременно появились соответствующие его возрасту и интересам игры. Дело не в количестве, а в их развивающем воздействии. Не надейтесь, что ваша задача будет выполнена в момент покупки. Играйте вместе.

• Хотите, чтобы ребенок много знал, – подбирайте правильно книги. Для дошкольника, пока еще он сам не научился читать, важен не столько текст, сколько иллюстрации, которые он может сам осмысливать, проговаривать. Речь, конечно, не о комиксах, а о хороших детских энциклопедиях.

Как предотвратить проблему

 

Начните с себя.

• Постарайтесь определить, что вызывает ваши сомнения.

• Не полагайтесь только на свое субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей.

• По возможности понаблюдайте за действиями ребенка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно в целом за деятельностью ребенка. Постарайтесь записать то, что видите.

• Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема у ребенка или результат вашей гипертревожности?

• Чаще разговаривайте с воспитателями о развитии, перспективах, особенностях, потребностях ребенка. Это позволит раньше «захватить» проблему, если она действительно есть.

 

Что нужно увидеть и оценить

 

• Насколько уверенно ребенок себя чувствует в изменяющихся ситуациях – в общении со знакомыми и малознакомыми людьми; выполняя привычную и новую работу.

• Насколько внятно он выражает свои мысли. Оцениваем не произношение звуков, а смысл и логику высказывания.

• Может ли он предложить что-либо, спланировать свою работу, организовать рабочее место и довести задуманное до логического завершения, включаться в работу других и вовлекать их в свои действия.

• Как восполняет недостаток информации, ищет ли ее источники, задает ли вопросы.

• Как он по преимуществу чувствует себя – бодро и жизнерадостно; подавленно, расслабленно, минорно.

 

Для того чтобы понять ситуацию в развитии ребенка, не обязательно подвергаться психолого-педагогическому обследованию, можно начать с наблюдения и осмысления увиденного.

ШПАРГАЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Или

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

 

Разработал: педагог-психолог

Содержание

     
ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………………………….   1. Что стоит за «плохим» поведением .…………………….……………….. 2. Как и за что хвалить ребенка ………………………….…………….…….    
3. Когда и как помогать ребенку ………………………………………….…
4. Как поддерживать у ребенка положительную самооценку ……………..
5. Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы ………………….…
6. Как помочь ребенку планировать свою деятельность …………………..
7. Если ребенок не желает заниматься «серьезными делами» ……………..
8. Как развивать любознательность ребенка ………………………………..
9. Если вы не уверены в возможностях ребенка ……………………………..
10. Как увидеть и оценить достижения в развитии ребенка ………………..
   
   
   
   
   
   
       

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, тёти и дяди!

 

Вряд ли вы будете со мной спорить, если я скажу, что наши дети каждый день предлагают нам такие ситуации, с которыми очень и очень непросто разобраться с ходу. Но и оставлять решение «на потом» тоже нельзя: слишком уж зависит от наших действий в этих ситуациях будущее наших детей. Будущее в том смысле, станут ли они уверенными и адекватно оценивающими себя взрослыми или будут всю жизнь преодолевать в себе комплексы, полученные в детстве не без нашей с вами помощи.

Поэтому я предлагаю вам вернуться к давней, еще студенческой практике обращения к шпаргалке как действенной помощи в экстренных ситуациях. Я выбрала 10 наиболее типичных ситуаций и предложила к ним 10 вариантов возможного выхода из этих ситуаций. Я не хочу утверждать, что эти варианты и есть ЕДИНСТВЕННО правильный выход, но убеждена в том, что, решая ситуацию таким способом, мы учтем психологические и возрастные особенности наших детей и не унизим их личность и достоинство.

 

С уважением Хомутова М.А.

Что стоит за «плохим» поведением?

 

Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.

Следует одновременно сделать три вещи.

1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.

2. Создать дома атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.

3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.

 

Как быть…

У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.

Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).

Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома.

Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.

Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.

Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.

Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования – наказание.

Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.

Как и за что хвалить ребенка?

 

Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок, который протягивает вам только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?» Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или…

Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит.

 

Как быть…

 

Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.

Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе): «Ты нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а внизу я вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой безоценочный прием, когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме, второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось, что слишком длинно?

Используйте иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».

Еще пример:

– Посмотри, что я делаю.

– Ты играешь с глиной.

– Что мне сделать?

– Ты можешь сделать все, что захочешь.

– Ладно, я сделаю птичку.

– Ты решил сделать птичку.

Старательно лепит, наконец поднимает руку с вылепленной птичкой.

– Тебе нравится?

– Ты очень старался.

 

 

Когда и как помогать ребенку?

 

Маленький, беспомощный – как ему не помочь. Одеваем, обуваем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него…

Возмущаемся: какой несамостоятельный! Тревожимся: научится ли? В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.

На что ребенок имеет право, то есть что в его компетенции: устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое другое.

 

Как быть…

 

Прежде чем помогать, следует понаблюдать – а требуется ли помощь?

Подумать, чем вызвано желание помочь: потребностью ребенка или желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть), придать игре нужное русло (по сути, переключить), услышать желаемый ответ, увидеть ожидаемое действие (сделать за него).

Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.

А теперь – как.

Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты обратился за помощью?

Таким образом, вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.

После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно определить, какая помощь нужна – подсказка, поддержка, одобрение, подтверждение правильности действий, показ и т. п.

Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно, он будет приобретать собственный уникальный опыт.

Таким образом, мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...