Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прочитайте тексты. Сравните их.

Сравните три текста. В каком из них, на ваш взгляд, содержится описание чего-либо или кого-либо, в каком – повествование о чем-либо, в каком рассуждение на какую-либо тему? Озаглавьте тексты. Сформулируйте в одном предложении основную мысль текста.

Текст 1.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос»-дитя и «аго»-вести. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитывавших их педагогов. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины ХХ века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Текст 2.

Немецкий педагог Г.Гаудинг (1860-1923) утверждал, что беседы представляют собой искусственный, типично школярский метод. Правильно ли, спрашивает он, что вопросы задает тот, кто знает на них ответы,- учитель? Не должно ли быть наоборот: чтобы спрашивал ученик, а отвечал учитель? Не тормозится ли в этих условиях развитие самостоятельности учеников?

А что вы думаете по этому поводу?

Текст 3.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В отличие от эмоции страдания, вызываемые блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза. Можно напомнить народную поговорку: «У страха глаза велики». Эмоция страха может иметь как стенический (например, у М.Ю.Лермонтова:

Гарун бежал быстрее лани,

Быстрей, чем заяц от орла,

Бежал он в страхе с поля брани,

Где кровь черкесская текла!),

так и астенический характер («От страха ноги подкосились»), и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде аффекта (ужас как крайний вид страха).


 

Прочитайте тексты. Сравните их.

1. Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Птиц страсть как люблю.

2. Контекст – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, позволяющий установить значение каждого входящего в него слова или фразы. Иронический контекст. Связный контекст. Слово вне контекста. Установить пропущенный член предложения из предыдущего контекста.

3. Мир и спокойствие царят в нашей стране, а добиться этого можно было, по убеждению Главы государства, только объявив приоритетом гражданственность, основанную на равенстве возможностей для всех граждан, независимо от национальности, вероисповедания, политических взглядов. Казахстан – одно из немногих постсоветских государств, которое сохранило общенациональное согласие и гражданский мир, не знает межнациональных конфликтов и конфессиональной розни.

 

Ответьте на вопросы.

Какие стили языка вы знаете?

К каким из функциональных стилей принадлежат данные тексты?

В какой форме подается информация в текстах?

Выделите лексические особенности данных текстов. Обоснуйте свои ответы.


 

Прочитайте текст. Запомните как можно больше информации. К какому стилю относится данный текст? Почему? Выделите лексические особенности текста. Озаглавьте. Составьте план. Перескажите.

 

Сегодняшний город – это кусок земли, покрытый застывшей лавой. И только букеты цветов и осенних красных листьев говорят, что где-то есть пахнущая влажная почва с миллионами трав и деревьев.

Современный город несет в себе противоречия. Разрастаясь, покрывает огромные территории, обедняя природу, окружая себя корками аэродромов, автострадами, высоковольтными линиями. Растекаясь как гигантский каменный блин, он мучается в поисках выхода из самого себя. Поэтому лучшие умы в архитектуре ищут новые решения, предлагают разные варианты городов будущего. Эти предложения различны, как различны умы, их породившие. Но их объединяет одно: они стремятся вернуть человеку живую землю и живое небо, привлечь в города изгнанную природу, соединить гигантские «цветы» небоскребов с земными полевыми цветами, повернуть человека лицом к природе.

 


 

Прочитайте текст. Ответьте одним предложением на вопрос: «О чем говорится в прочитанном вами тексте?». Найдите в тексте слова, в которых выражена смысловая нагрузка текста. На какие смысловые части можно разделить текст? Озаглавьте выделенные вами смысловые части. Как можно озаглавить текст? Объясните выбор заголовка.

 

Менеджер, который знает, как и что надо делать, всегда будет иметь работу. Не стесняйтесь спрашивать и интересоваться, какими бы наивными ни казались ваши вопросы, — будьте всегда вооружены самыми последними методами и знаниями. Пусть клиент приходит к вам за советом, пусть на любые вопросы у вас всегда найдется ответ, и пусть вас считают самым незаменимым сотрудником. Сегодня же примите решение быть самым лучшим в том, чем вы занимаетесь. Поставьте перед собой цель попасть в число верхних 20% в вашем секторе деятельности независимо от того, в чем она состоит. Указанное решение поможет добиться весьма высокого мастерства в том деле, которому вы себя посвятили. Когда вы действительно войдете в число первых в своем деле, то начнете замечательно думать о самом себе. Вам это придаст уверенность, а собеседникам — уважение к вам. Никто не может лучше вас рассказать о вашей работе, о услугах. В работе всегда нужно концентрировать свои силы на том, чтобы предложить услуги самого высокого качества. При хорошем отношении к делу повышается профессиональный уровень. Систематически приучая себя к самоконтролю, можно внедрить в свое подсознание стремление к постоянному улучшению качества работы. Постоянное стремление к совершенствованию своих знаний — это прекрасная привычка, которая, в конце концов, приведет вас к успеху.

Нельзя стать сильным, не прилагая усилий, — это аксиома. Каждый сотрудник должен обращаться со всеми клиентами как с осведомленными, знающими тонкости услуги людьми. Сотрудник должен иметь ответ на любой вопрос клиента, особенно если это прямо касается его сферы деятельности. Постоянно повышайте свои знания по всем услугам, а по услугам, которые предлагаете клиентам, постоянно совершенствуйте навыки, чтобы действительно стать профессионалом, которому доверяют клиенты.

Вы должны знать об области своей деятельности больше, чем любой другой человек. И только тогда сможете превращать знания в деньги, создавать рынок спроса на эти знания и улучшить до высокой точки доверия отношения с клиентом.


 

Прочитайте тексты. Выделите ключевые слова. Разделите на микротемы. Озаглавьте выделенные части. Составьте план. Перескажите один из текстов.

 

Текст 1. Человек – кузнец своего счастья

Не зря сказано: вся жизнь борьба. Начинает ее человек с первым криком младенца и ведет до гробовой доски. Борьбу трудную, изнуряющую, не прекращающуюся ни на секунду. Вот и нынешним утром по звонку будильника нам пришлось включиться в вечное состязание и решать непростую задачу – идти на первую пару или поспать еще. Вечное противоречие «хочу» - «надо». Каждый вышел из него по-своему: в результате кто-то чуточку «прибавил» в своем развитии, а кто-то остался на прежнем уровне. То, что мы называем развитием, складывается из малозаметных ежедневных «прибавок». Так всегда. Кто не мечтает достичь высокого уровня развития хотя бы в каком-то одном деле? Почему же не достигаем? Не у всех хватает настойчивости преодолевать препятствия. И в конце концов каждый оказывается на той ступеньке лестницы, которой сумел достичь. Гении взбираются выше всех. Мы им завидуем, забывая: гений – это всего лишь 1% таланта и 99% труда.

 

Текст 2. Рассеянность

Рассеянность бывает двух видов. Во-первых, существует рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредоточивать внимание, она выражается в постоянном отвлечении, «скольжении» внимания. Рассеянность некоторых учащихся является одной из главных причин того, что они не усваивают знания на уроке. Справедливо образное сравнение: «Внимание – это резец памяти: чем острее оно, тем глубже следы». Одна из причин такой рассеянности – избыток всевозможных и при том неглубоких интересов. Так, человек может за все хвататься, всем увлекаться и ни на чем не сосредоточиться. Рассеянность порой оказывается причиной как производственных аварий, так и транспортных происшествий. Во-вторых, наблюдается рассеянность как односторонняя сосредоточенность, выражающаяся в том, что человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Иной ученый, всецело поглощенный своими трудами, перестает замечать «мелочи жизни», и поэтому некоторые его поступки окружающими воспринимаются как чудачества. Его рассеянность выступает как оборотная сторона сосредоточенности.

 


 

Прочитайте текст. Озаглавьте. Составьте вопросный план текста. Выделите ключевые слова. Перескажите.

 

Язык как средство накопления и передачи общественного опыта возник в процессе труда и начал развиваться еще на заре доклассового общества. Для передачи друг другу существенно значимой информации люди стали пользоваться членораздельными звуками, за которыми стали закрепляться определенные значения.

Пользоваться членораздельными звуками для общения было удобно, особенно в тех случаях, когда руки были заняты предметами и орудиями труда, а глаза обращены на них. Передача мыслей посредством звуков была удобна и на значительном расстоянии между общающимися, в темноте, в тумане, в зарослях.

Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей,- происходит обмен мыслями, передача информации.


 

Прочитайте текст. Определите КЗ текста, укажите, в каком предложении она содержится. Выпишите из текста предложения с конструкциями что есть что, что называют чем, что является чем и определите, в каких из них обозначается основное содержание предмета, а в каких – сущность предмета. Выпишите опорные слова каждого абзаца; всего текста. Подготовьте вопросы по тексту.

Педагогика

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Педагогика является развивающейся наукой о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Педагогику называют искусством воздействия воспитателя на воспитанника с целью формирования его мировоззрения.


 

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста (КЗ). Дайте название тексту. Задайте вопросы по содержанию текста. Передайте содержание текста по ключевым предложениям.

 

Рекламой мы называем форму коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителей.

Рекламодатели – это производители, розничные торговцы, оптовые торговцы и многие другие. Рекламодателей можно подразделить на два основных типа: общенациональные и местные.

Первые из них рекламируют наиболее часто покупаемые и сравнительно недорогие товары.

Местные рекламодатели - это главным образом розничные торговцы, магазины. Стремясь играть роль агентов по закупкам для своей территории (района), розничные торговцы тратят на рекламу большие средства, чтобы сообщить населению о закупках, обосновывая, почему следует делать покупки именно у них.

Рекламное агентство является посредником, предлагающим специализированные услуги рекламодателям, чтобы те могли по возможности лучше найти своих потенциальных покупателей. Другими словами, рекламные агентства - это независимые предприятия, состоящие из творческих работников и коммерсантов, которые разрабатывают, готовят и размещают рекламу в средствах рекламы для заказчиков, стремящихся найти покупателей для своих товаров и услуг.

Специалисты рекламы, как профессионалы, рассматривают средства массовой информации в качестве носителей рекламных обращений аудитории, собранной благодаря основному (нерекламному) материалу, который эти средства информации предлагает.

Прочие средства рекламы, чтобы привлечь внимание определенной аудитории, полагаются исключительно на само рекламное обращение (прямая почтовая реклама, макеты, щиты, рекламные планшеты в общественном транспорте и рекламное оформление торговых помещений). Реклама – это прежде всего форма массового увещевания, и вступить в контакт с аудиторией ей помогают средства массовой информации.

 


 

Прочитайте текст. Обратите внимание, как развиваются мысли от какой-либо исходной информации к неизвестной. Найдите данную и новую информацию текста. Назовите малые и крупные города Казахстана. Выпишите ключевые слова текста. Запомните их. Подготовьте пересказ текста о малых городах.

О малых городах.

Города, обладая огромным производственным и научным потенциалом, выступают как центры информационно-технологических связей. От эффективного использования индустриально-инновационного потенциала малых городов, правильного определения стратегии и направлений их развития во многом зависит конкурентоспособность национальной экономики.

Индустриально-инновационный рост малых городов Казахстана в ближайшие десятилетия определяется их местом на внутреннем и внешнем рынках. С точки зрения эффективности промышленного производства малые города с населением до 50 тыс. жителей являются более экономичными, чем большие и крупные города.

На 1 января 2006 года в нашей стране насчитывалось 58 малых городов. Они составляют 69 % общего числа городов страны. В них проживает более 1,5 млн. человек. Правительством РК разработана «Программа развития малых городов Казахстана на 2004-2006 годы». В них определены функциональные типы малых городов, в соответствии с которыми разработаны основные направления их социально-экономического развития. В целом программа предусматривает также стимулирование реального сектора экономики малых городов.


 

Прочитайте текст «Образование и экономика». Определите тему текста. Найдите микротемы общей темы, которые могут состоять из нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста. Озаглавьте части текста. Запишите план. Подготовьте пересказ текста.

Образование и экономика.

Чем больше инвестируется в человеческий капитал, тем более качественный инвестиционный капитал привлекается из-за рубежа в нашу экономику и тем дальше мы будем отходить от примитивной ресурсной направленности экономики.

Развитие казахстанского человеческого капитала может быть достигнуто путем открытия большого доступа людей к образованию и информации. Образование – неотъемлемый стартовый компонент в формировании конкурентоспособной рабочей силы и международной конкурентоспособной страны на рынке продуктов и услуг и рабочей силы. Статистика свидетельствует о том, что преуспели те развивающиеся страны, которые инвестировали в образование.

Согласно теории американского экономиста, лауреата Нобелевской премии (1992 г.) по экономике Гэри Беккера человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Исходным пунктом исследования для Г.Беккера служило представление о том, что при вкладывании своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. В зависимости от экономической целесообразности принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи, следовательно, выступают как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие – о переинвестировании.

Помимо теоретического обоснования Г.Беккер первым осуществил и практический статистический подсчет экономической эффективности образования. По его выкладкам оказывалось, что в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15 % и превышает показатели прибыльности для большинства фирм.

Очевидно, что в перспективе следует ожидать дальнейшего повышения значимости образования, подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров, как главных индикаторов уровней развития экономического потенциала любой страны.


 

Прочитайте текст «О конкурентоспособности страны». Найдите данную и новую информацию в предложениях текста. Составьте план.

 

О конкурентоспособности страны

Сегодня конкурентоспособность страны – одна из самых влиятельных концепций в глобальной экономике и политике, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических явлений.

Как измерить конкурентоспособность страны? Одним из самых простейших способов ее измерения является показатель валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. Чем выше данный показатель, тем богаче страна и ее граждане, тем выше качество жизни.

Однако конкурентоспособность не ограничивается способностью страны достичь и поддерживать высокие темпы экономического роста. Главным показателем конкурентоспособности являются высокий уровень и качество жизни населения.

Институт развития менеджмента в Лозанне, выпускающий Мировой ежегодник конкурентоспособности, анализирует более 320 показателей и экспертных оценок, в том числе:

83 экономических показателя, 77 показателей эффективности правительства и управления, 69 показателей эффективности бизнеса, 94 показателя инфраструктуры. Именно взаимодействием всех вышеперечисленных критериев и факторов определяется конкурентоспособность страны (Н.А. Назарбаев)


 

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выполните словарную работу по тексту. Разделите текст на части, в которых описано первое и последующее впечатления Горького от встреч с Есениным. Проанализируйте портретную характеристику С.Есенина, данную Горьким. Покажите, как автор статьи через описание внешности героя передает несоответствие ее с внутренним миром Есенина. Выпишите эмоционально-оценочную лексику, передающую отношение Горького к С.Есенину.

 

Впервые я увидел Есенина в 1914 году, где-то встретил его вместе с Клюевым. Он показался мне мальчиком пятнадцати-семнадцати лет. Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах с набором, он очень напоминал слащавенькие открытки, изображавшие боярских детей, всех с одним и тем же лицом… Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика, который сам чувствует, что ему не место в огромном Петербурге…

Позднее, когда я читал его размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи, не верилось мне, что пишет их тот самый нарочито картинно одетый мальчик, с которым я стоял ночью на Симеоновском и видел, как он сквозь зубы плюет на черный бархат реки, стиснутый гранитом. Через шесть-семь лет я увидел Есенина в Берлине, в квартире А.Н. Толстого. От кудрявого, игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они как будто выгорели на каком-то слишком ярком солнце. Беспокойный взгляд их скользил по лицам людей изменчиво, то вызывающе и пренебрежительно, то вдруг неуверенно, смущенно и недоверчиво. Мне показалось, что в общем он настроен недружелюбно к людям…

Есенина попросили читать. Он охотно согласился, встал и начал монолог Хлопуши. Вначале трагические выкрики каторжника показались театральными. Но вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слез… Даже не верилось, что этот маленький человек обладает огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что даже уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм их был неуловим, тяжесть каменных слов капризно равновесна… И вообще все: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза – все это было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час. (М. Горький).


 

Прочитайте текст. Озаглавьте текст. Определите, как увеличивается объем текста и количество информации. Составьте план.

Глобализация предъявляет чрезвычайно высокие требования к конкурентоспособности национальной экономики.

Сегодня конкурентоспособность страны – одна из самых влиятельных концепций в глобальной экономике и политике, поскольку не только охватывает сугубо экономические показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических явлений.

Как измерить конкурентоспособность страны? Одним из самых простейших способов ее измерения является показатель валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения. Чем выше данный показатель, тем богаче страна и ее граждане, тем выше качество жизни (Н.А. Назарбаев).


 

Прочитайте текст «К экономике знаний через инновации и образование». Составьте вопросы по тексту. Составьте план. Перескажите текст.

К экономике знаний через инновации и образование

В современном мире «жизненный цикл» знаний и навыков очень короток. Как следствие этого, все более важными становятся непрерывность образования и регулярное повышение квалификации.

В научной литературе США, к примеру, фигурирует особая единица измерения устаревания знаний специалиста – так называемый «период полураспада компетентности». Этот термин, заимствованный из ядерной физики, в данном случае означает продолжительность времени после окончания вуза, когда в результате устаревания полученных знаний по мере появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50 процентов.

На рубеже 80-90-х годов этот период составлял 5-6 лет для инженеров на предприятиях с передовой технологией, а для медиков и биологов всего 3-4 года. А сегодня перманентное овладение новыми знаниями становится для специалиста первостепенным условием сохранения квалификации.

В информационном обществе решающее значение будут иметь не компьютеры или линии связи, и не станки, а знания и творческий потенциал мышления. Как сейчас говорят, креативность.

Как говорил президент Джон Кеннеди: «Нам нужны люди, способные мечтать о том, чего никогда не было».

Каждые 10 лет объем человеческих знаний удваивается. В результате знания становятся наиболее ценным и всегда востребованным ресурсом.

Задача вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике. (Н.А. Назарбаев).


 

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Решите: описание соединяется с рассуждением или описание включается в рассуждение? Почему автор так построил текст? Назовите ключевое слово текста. Как это ключевое слово представлено в предложениях, образующих текст (повторяется ли оно, замещается ли местоимением или используется синонимическая замена). Подготовьте пересказ текста.

 

Как-то я обратил внимание на то, что на его рабочем столе рядом лежали логарифмическая линейка и … обычные бухгалтерские счеты.

- Я издавна привык к ним, - сказал тогда Николай Васильевич. – А вы ведь знаете, что привычка – вторая натура. С этими костяшками удобно работать. Они всегда под рукой. Счеты совсем непростая вещь. Они, как скрипка, - чем стариннее, тем лучше. Дома у меня есть счеты, которым 60 лет. Костяшки у них из пальмового дерева – очень тяжелые. А проволочки, на которых они двигаются, - из латуни и имеют определенный изгиб. В старину умели делать такие счеты, что их геометрическая форма оставалась неизменной долгие годы (М.Торчинский).


 

Назовите тему данного ниже текста, выделите ключевые слова. Озаглавьте. Установите способ развития информации. Обратите внимание на средства связи предложений, входящих в текст. Выпишите тезисы. Перескажите текст.

 

Стратегия инновационной деятельности требует длительного изучения перспективы развития учебного заведения. Когда разработана концепция нововведений, возникает проблема имиджа учебного заведения – наглядного закрепления инновационных преобразований.

В переводе с английского «имидж» означает «образ», «отражение». Проблема имиджа учебного заведения - это проблема оформления во внешнем образе внутреннего содержания, задач и особенностей его деятельности. Значение, естественно, имеет лишь как привлекательный для родителей, педагогов, учащихся позитивный образ. Во всем мире учебные заведения тщательно формируют, сохраняют и отстаивают свое лицо.

Исследования показывают, что примерно 70% обучаемых и их родителей делают свой выбор под влиянием созданного учебным заведением положительного имиджа. Поддержание его является составной частью воспитательного процесса и неотъемлемым элементом национальной программы формирования патриотизма граждан.


 

Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова текста. Составьте назывной план текста. Расскажите, что вы узнали об этнопсихологии.

 

Этнопсихология

Этнопсихология – это наука, возникшая на стыке социальной психологии, социологии и этнографии, которые также в той или иной мере изучают национальные особенности человеческой психики. Современная теория нации и многие представители социологической науки признают наличие специфических черт и их особого психического склада у представителей той или этнической общности.

Этнопсихология как самостоятельная наука, имеет свои понятийные категории, которые определяются спецификой предмета; их можно разделить на два ряда категорий.

Первый ряд – это понятия, связанные с существованием. К ним относятся: этнос(нация) – этнический образ жизни – этнические интересы – этническая психология – личность.

Второй ряд – это категории деятельности: культура – этнические традиции – общение –этнические образы – этническая экология.

Таким образом, этническая психология – отрасль психологической науки, изучающая особенности психического склада и поведение людей, обусловленных национальной принадлежностью или этнической общностью.


 

Прочитайте текст. Определите стиль текста. Найдите в нем особенности стиля. Подготовьте вопросы по тексту.

 

Мнемоника

Мнемоника – это совокупность искусственных приемов, способствующих запоминанию. История мнемотехники уходит в глубокую древность. Ее возникновение связано с первыми наивными психологическими представлениями греков. Греческая мифология знала Титанику Мнемозину, мать девяти муз, и почитала ее как богиню памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника приобрела в 19 веке в связи с тем, что она получила теоретическое обоснование в законах ассоциаций. Всякий мнемотехнический прием сводится к искусственному связыванию, ассоциированию запоминаемого представления с теми, которые уже успели прочно закрепиться в сознании. И в этой заведомой исключительности основное отличие мнемоники от того, как протекает запоминание в обычных жизненных условиях.


 

Что такое эмоция?

Прочитайте тексты. Сопоставьте тексты. Что вы можете сказать? Определите особенности стиля изложения каждого из текстов. Сверните тексты в виде тезисов. Подготовьте пересказ каждого текста. При необходимости выполните словарную работу.

 

1. Казахи представляют собой переходную от европеоидной к монголоидной южно-сибирской расу (смешанную туранскую расу). В языковом отношении они принадлежат к кипчакской группе тюркских языков. Казахи в этой подгруппе занимают первое место по численности. Затем следуют татары, киргизы, башкиры, крымчаки, каракалпаки, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, караимы.

В Казахстане проживают около 100 диаспор – представителей других народов, совокупной численностью около 10 миллионов человек. Это поистине этнодемографическая лаборатория Евразии, а сами казахи являются типичными представителями этносов средней степной полосы.

2. Однородными называются члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию в предложении, связанные с одним и тем же общим для них членом предложения (по отношению к которому играют одинаковую смысловую роль, что подтверждается возможностью поставить к ним один и тот же вопрос), соединенные иногда сочинительными союзами, произносимые с интонацией перечисления.

3. Концепция аномии представляется убедительной в тех пределах, где она дает объяснение аморализма как нонконформистского поведения. Насколько моральное зло совпадает с нарушением требований и ожиданий конкретного социального организма, настолько оно может быть объяснено как проявление аномии.

 

Сравните три текста. В каком из них, на ваш взгляд, содержится описание чего-либо или кого-либо, в каком – повествование о чем-либо, в каком рассуждение на какую-либо тему? Озаглавьте тексты. Сформулируйте в одном предложении основную мысль текста.

Текст 1.

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос»-дитя и «аго»-вести. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитывавших их педагогов. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины ХХ века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Текст 2.

Немецкий педагог Г.Гаудинг (1860-1923) утверждал, что беседы представляют собой искусственный, типично школярский метод. Правильно ли, спрашивает он, что вопросы задает тот, кто знает на них ответы,- учитель? Не должно ли быть наоборот: чтобы спрашивал ученик, а отвечал учитель? Не тормозится ли в этих условиях развитие самостоятельности учеников?

А что вы думаете по этому поводу?

Текст 3.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. В отличие от эмоции страдания, вызываемые блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза. Можно напомнить народную поговорку: «У страха глаза велики». Эмоция страха может иметь как стенический (например, у М.Ю.Лермонтова:

Гарун бежал быстрее лани,

Быстрей, чем заяц от орла,

Бежал он в страхе с поля брани,

Где кровь черкесская текла!),

так и астенический характер («От страха ноги подкосились»), и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде аффекта (ужас как крайний вид страха).


 

Прочитайте тексты. Сравните их.

1. Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Птиц страсть как люблю.

2. Контекст – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, позволяющий установить значение каждого входящего в него слова или фразы. Иронический контекст. Связный контекст. Слово вне контекста. Установить пропущенный член предложения из предыдущего контекста.

3. Мир и спокойствие царят в нашей стране, а добиться этого можно было, по убеждению Главы государства, только объявив приоритетом гражданственность, основанную на равенстве возможностей для всех граждан, независимо от национальности, вероисповедания, политических взглядов. Казахстан – одно из немногих постсоветских государств, которое сохранило общенациональное согласие и гражданский мир, не знает межнациональных конфликтов и конфессиональной розни.

 

Ответьте на вопросы.

Какие стили языка вы знаете?

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...