Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






июля (июня), бой в Хиосском проливе

На военном совете после этого боя положено было атаковать и истребить неприятельский флот, для чего бригадиру Ганнибалу (генерал-фельдцейхмейстеру флота) поручено было изготовить четыре брандера. Бомбардирский корабль, поставленный впереди нашего флота, бросал бомбы в неприятельский. После согласования плана действий российский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкий линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких судов. Турецкий флот открыл огонь в 11:30-11:45, российский — в 12:00. Манёвр не удался трём российским кораблям: Европа проскочил свое место и был вынужден развернуться и встать позади Ростислава, ТриСвятителя обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём ТриИерарха, а Св. Януарий был вынужден развернуться прежде, чем стал в строй.

«Св. Евстафий» под командованием Спиридова начал дуэль с флагманским кораблем турецкой эскадры РеалМустафа под командованием Гассан-паши, а затем попытался взять его на абордаж. После того, как горящая грот-мачта Реал Мустафы упала на Св. Евстафий, тот взорвался. Через 10—15 минут взорвался и РеалМустафа.

При этом несчастии погибло с «Евстафием» от 508 до 628 русских моряков, в том числе от 30 до 35 офицеров (так разнятся современные и официальные показания). Адмирал Спиридов и брат командующего Фёдор Орлов покинули судно ещё до взрыва. Также спасся и капитан Св. Евстафия Круз (англ. Kruse ). Спиридов продолжил командование с корабля ТриСвятителя .

К 14:00 турецкие суда, обрубая канаты, поставили паруса и бежали к югу в Чесменскую бухту. Русский флот, имея повреждения, не преследовал неприятеля, укрывшегося в глубине бухты, но перешел ко входу в нее и стал на якорь.

 

Июля (июня), бой в Чесменской бухте

В Чесменской бухте турецкие корабли образовали две линии из 8 и 7 линейных кораблей соответственно, остальные суда заняли позицию между этими линиями и берегом.

В течение дня 6 июля российские суда обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры.

В 17:00 6 июля бомбардирский корабль Гром стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль Европа, а к 1:00 — Ростислав, в кильватере которого пришли брандеры.

«Европа», «Ростислав» и подошедший «Нетроньменя» образовали линию с севера на юг, вступив в бой турецкими кораблями, «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу бухты. В 1:30 или немного раньше (в полночь, согласно Эльфинстону), в результате огня «Грома» и «Нетронь меня» один из турецких линейных кораблей взорвался из-за перехода пламени с горящих парусов на корпус. Горящие обломки от этого взрыва забросали другие корабли в бухте.

После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла (англ. Dugdale ) туркам удалось расстрелять (согласно Эльфинстону, расстрелян был только брандер капитана Дагдейла, а брандер капитана Гагарина отказался идти в бой), один под командованием Маккензи (англ. Mackenzie ) сцепился с уже горевшим кораблем, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. . Затем последовал и общий пожар неприятельского флота, продолжавшийся с 3 часов ночи до 9 часов утра. К 2:30 взорвались ещё 3 линейных корабля.

Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных судна, однако вывезти удалось только несколько из них — 60-пушечный «Родос» и пять галер. . С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё 6 линейных кораблей, а в 7-м часу — одновременно 4. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.

Трофеями победителей Чесменского боя, кроме корабля и пяти галер, были 22 медных орудия 24-х и 30-фунтовых калибров, взятые с северной батареи, и еще несколько орудий, поднятых у берега, а также оставленных турками в Чесме, откуда они ушли в Смирну (Измир). Занятие Чесмы не представляло никаких выгод, и это место было оставлено, а богатый город не взят, по причине свирепствовавшей в нём чумы.

Воспоминания о битве

I. Чувства, вызванные Чесменской победой, А.Г. Орлов ярко выразил в письме брату:

 

«Государь, братец, здравствуй! Скажу тебе немного о нашем плавании: Морею принуждены были оставить, зажегши везде огонь; со флотом за неприятелем пошли, до него дошли, к нему подошли, схватились, сразились, разбили, победили, поломали, потопили и в пепел обратили».

 

II. Спиридов докладывал в Петербург в Адмиралтейств-коллегию ее Президенту графу Чернышову:

 

«Слава Богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, и оставили на том месте престрашное позорище, а сами стали быть во всем Архипелаге нашей Всемилостивейшей Государыни господствующи».

Итоги Чесменского сражения

В начале сентября 80-пушечный корабль «Святослав», бывший под флагом адмирала Эльфинстона, потерпел крушение на восточном рифе острова Лемноса, что еще более ослабило блокаду Дарданелл, порученную после Эльфинстона контр-адмиралу Грейгу. Между тем в Константинополе прошел страх, распространившийся после Чесменского сражения, когда турки ждали даже прибытия победоносного русского флота к стенам своей столицы. По позднему времени года граф Орлов соединил все суда своей эскадры в порте Ауза на северном берегу острова Парос, и этим окончилась морская кампания 1770 года.

 

Чесменское сражение закончилось полной победой русского флота над противником, при этом русский флот в этом сражении потерял лишь один корабль «Евстафий» с экипажем из более 50 человек убитыми или ранеными. Всему русскому флоту после этой блестящей победы было объявлено монаршее благоволение, выдано не в зачёт годовое жалованье и следуемые по морскому уставу призовые деньги

Потери турок были очень значительными: 11 000 человек убитыми и ранеными, а из 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и большого количества вспомогательных судов и фрегатов уцелели и были пленены линейный корабль «Родос» и 5 галер. Весь турецкий флот был истреблен!

Русские приобрели господство в эгейском Архипелаге, где им удалось нарушить коммуникации, ограничившись однако лишь слабой блокадой Дарданелл и безуспешной осадой крепости Пеларо на западном берегу Лемноса. Так же, данная морская компания сыграла важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

Несомненно, всю Европу потрясла победа россиян, которая была достигнута не числом, а умением. В этом сражении военно-морское искусство ведения боя пополнилось следующими новыми тактическими приемами и принципами ведения боя: атакой противника в ночное время, нанесением комбинированного удара с использованием артиллерии и брандеров, сосредоточением против части неприятельского флота ударных сил, намного его превосходящих, и т. д.

 

Итоги русско-турецкой войны

Война завершилась в 1774 году, подписанием Кучук - Кайнарджрского мирного договора, который Румянцев согласился подписать только после того, как турки приняли все предложенные Россией условия. По условиям договора Крымское ханство объявлялось независимым от Турции, и фактически переходила под контроль России. Россия получала в вечное и неприкосновенное владение город Азов с уездом, крепости Керчь и Еникале в Крыму, запиравшие Российской империи выход к Азовскому и чёрному морю, замок Кинбурн с округом и степями в междуречье Буга и Днепра, Большую и Малую Кабарду. Крепость Очаков оставалась за блистательной Портой. Турция предоставляла торговым русским кораблям беспрепятственное право прохода через Босфор и Дарданеллы, давала балканским христианам свободу вероисповедания, и признавала за Российской империей право выступать защитницей славянского населения Османской империи. Русские подданные получали право беспрепятственно и бесплатно посещать Иерусалим и другие святые места. Порта обязывалась не брать с Грузии дань юношами и девушками. В свою очередь Россия возвращала Турции всю Бессарабию с городами Аккрманом, Килией, Измаилом, крепость Бендеры, княжества Молдавское и Валашское со всеми крепостями, городами, слободами, деревнями, и всем тем, что в них находится, а также обязывалась вывести войска из Грузии и Мингрелии, но с условием, чтобы крепости этих земель охранялись не турецкими, а местными гарнизонами. Однако возвращённые земли оставались под властью Турции уже только формально.

Кучук-Кайнарджирский договор имел большое историческое значение. Именно с момента его заключения начинается медленное, но неуклонное ослабление Османской империи. Одновременное с этим договор превратил Российскую империю в черноморскую державу и укрепил её позиции на Балканах и Закавказье, обезопасил границы на юге. Также в результате подписания Кучук-Кайнарджирского договора усилилась национально-освободительное движение в дунайских княжествах Молдавии и Валахии, и последовал ряд обращений от властей этих княжеств к России с просьбами контроля за выполнением обязательств Османской империи

Отражение в культуре России

· Петергоф. Большой дворец. Чесменский зал.

Мемориальный зал Большого Петергофского дворца; самый известный из всех залов сооружения. Своё название носит в память о Чесменском сражении 25—26 июня (6—7 июля по новому стилю) 1770 года в Эгейском море, в ходе которого российский флот одержал решающую победу в ходе русско-турецкой войны 1768—1774 годов.
Екатерина II, получив известие об уничтожении турецкого флота в Чесменском сражении, задумала увековечить славное событие в серии картин.
В том же 1770 году немецкий художник Якоб Филипп Гаккерт, имевший репутацию мастерского пейзажиста, получил заказ на создание цикла. Флот находился ещё в «архипелагском походе» (завершился в 1774 году), когда началась работа над картинами.
Гаккерт в то время жил и работал в Италии; для того, чтобы художник мог достоверно изобразить взрыв и пожар на корабле, на рейде Ливорно в 1771 году командованием российского флота в присутствии многотысячной толпы зевак был взорван и потоплен старый 60-пушечный фрегат «Св. Варвара».
Эпизод нужен был для работы над некоторыми полотнами, в том числе — над самой известной картиной серии «Сожжение турецкого флота в ночь на 26 июня 1770 года».
Непосредственно Чесменскому сражению посвящены 6 из 12 картин серии.
Другие полотна отражают последующие сражения с остатками турецкого флота и различные этапы многолетнего похода русской эскадры под командованием Г. А. Спиридова и А. Г. Орлова. Картины создавались на основе документальных описаний и схем непосредственных участников боевых действий.

· Медаль

В память боя при Чесме была выбита серебряная медаль с портретом Екатерины II на одной стороне и с горящим турецким флотом, на другой, под лаконическою надписью «Был». Медали эти все участники Чесменского боя носили на голубой ленте, в петлице. Граф Орлов был награжден орденом Святого Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии – Чесменский. Адмирал Спиридов получил высший орден Российской империи – Святого Андрея Первозванного, так же, многие служащие офицерского состава были награждены различными орденами.

· Чесменская колонна

Чесменская колонна – потрясающий парковый монумент в Царском селе. Несмотря на свою простоту, он является одним из самых выразительных мемориалов, которые воспевают военно-морскую славу России. Создан в 1778 году предположительно по проекту архитектора Шварца. Памятник практически со всех сторон окружён водой, а установлен на гранитном основании в форме усеченной пирамиды. Памятник высотой 25 метров и в центральной его части устроена арка, огороженная решеткой, за которой расположена каменная лестница, ведущая к пьедесталу колонны, на котором выполнены бронзовые барельефы с изображением морских сражений, а их история описана на мраморной доске с южной стороны. Вытесан он из трех частей бело-розового олонецкого мрамора, украшен рострами и увенчан орлом, попирающим полумесяц. Во время войны бронзовые барельефы Чесменской колонны были утрачены. В 1996 году, к 300-летию Военно-морского флота России, по проекту архитектора Александра Кедринского они были вновь воссозданы.

· Чесменский обелиск

Чесменский обелиск - удивительный памятник, установленный в городе Гатчина, недалеко от Гатчинского Дворца, на берегу Белого озера. Обелиск, высотой около тринадцати с половиной метров, был установлен в 1770 году по проекту Ринальди, в честь Алексея Орлова, командира русского флота в бою в бухте Чесма. ? Четырехгранный обелиск, изготовленный из четырех видов мрамора, расположен на открытом месте, поэтому его можно увидеть из окон Гатчинского дворца и почти со всех берегов озера и острова Длинный. Чесменский обелиск был выполнен в Дворцовом парке Гатчины, владельцем которого был граф Григорий Орлов - брат Алексея Орлова, командира русской эскадры кораблей в бою с турецким флотом в Чесменской бухте, отсюда и название обелиска. ?Архитектор Ринальди обычному обелиску предал уникальность, из-за гармонично подобранных цветов и видов мрамора. Четырехгранный пьедестал обелиска сделан из трех частей - красного, темно- серого и серебристо-серого мрамора, а сам обелиск изготовлен из бледно - розового мрамора. Для установки Чесменского обелиска было выбрано очень удобное место, которое осматривается со всех сторон озера, и где обелиск выглядит как маяк в бухте. Так же, Петербурге в 1774-1777 годах был построен Чесменский дворец, а в 1777-1778 годах – Чесменская церковь.

· День воинской славы

А в 2012 году, согласно Федеральному закону «О днях воинской славы и памятных датах России», в нашей стране была установлена новая памятная дата - День воинской славы - День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении в 1770 году.

· Военно-морской музей в Петербурге

В военно-морском музее представлена вся российская история кораблестроения и существует зал, посвященный битве при Чесме.

 

Источники

1. The history of Russian Navy, статья Chesma and Patras (англ.)

2. Naval wars in the Levant 1559—1853 — R. C. Anderson ISBN 1-57898-538-2 (англ.)

3. «Сто великих битв», М. «Вече», 2002

4. John Elphinston Papers Relating to the Russo-Turkish War (англ.)

5· Морской энциклопедический словарь. Т.3. Спб.: Судостроение, с.389-390.

6. http://a-referatov.net/index.php/istoriya/istoriya-rossii/rossijskaya-imperiya/860-russko-turetskaya-vojna-1768-1774-gg

7. http://www.proza.ru/2014/09/02/1188

8. http://www.tanais.info/art/aivazovsky13more.html

9. http://www.rutraveller.ru/place/71985

10. http://www.spb-guide.ru/page_19496.htm

11. http://www.historycivilizations.ru/date/battle/381.html

12. http://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/chiesmienskoie-srazhieniie

13. http://drevlit.ru/docs/turky/XVIII/1760-1780/Grejg_II/pril1.php

14. http://warexe.ru/chesmenskoe-srazhenie/

Приложения

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...