Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение гербов в Российской истории

Введение

 

Каждый день утром ученики спешат в школу. Я учусь в Башкирской Республиканской гимназии-интернате №3. При входе в здание висит стенд с изображением символа-эмблемы гимназии. Когда после окончания начальной школы для дальнейшего изучения родного языка я выбрала гимназию и пришла учиться, мне захотелось узнать историю гимназии и ее эмблемы, значение его символов. Что такое государственные символы? Что такое герб? Какие еще гербы существуют?Что такое эмблема? Что означает перо как символ?

Как много можно узнать о государстве, если исследовать его символы? Что в них зашифровано? Ответ на эти вопросы хранит в себе история формирования государственной символики. Сегодня она существует в триединстве государственных символов- это герб, флаг и гимн. Символы государственные- установленные конституцией или специальным законом особые, как правило, исторически сложившиеся, отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущие определенный идеологический смысл.

Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.

Герб - отличительный знак государства, города, сословия, рода и т.п., изображаемый на флагах, монетах, печатях и т.п.

Эмблема-условное или символическое изображение идеи в рисунке.

 

Актуальность исследования

Данное исследование я считаю актуальной, так как в последнее время в России значительно возрос интерес к геральдике, которая не просто переживает период увеличения научного внимания, но и становится элементом реальной жизни. Происходит массовое возрождение старых и создание новых городских гербов, начинают появляться гербы и эмблемы общественных организаций, учреждений и даже семей, частных лиц.

Также в связи с ознакомлением истории гимназии,которую я выбрала для дальнейшей учебы и изучения родного башкирского языка, считаю актуальной исследовать эмблему как символ гимназии.

Практическая значимость исследования - данная работа может быть использована в качестве музейного экспоната по дальнейшему изучению истории гимназии.Также применятся в качестве дополнительного материала на уроках истории, классного часа, окружающего мира. Изучениеистории родной гимназии актуально для каждого ученика.

Цель данной работы

Изучить историю возникновения символа и составить описание эмблемы как официального символа Башкирской Республиканской гимназии-интерната №3.

Задачи данной работы:

1.Познакомится с историей и описанием гербов Российской Федерации, Республики Башкортостан, официального символа городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, начальной школы № 13 города Кумертау.

2. Расширить исторические знания и представления о государственной символике и мировой геральдике.

3. Изучить правовые акты, посвященные созданию эмблемы.

4.Составить описание эмблемы гимназии, как систему символов,используя литературу по мировой геральдике и материалы из школьного архива.

5.Изготовить панно из бисера «Эмблема БРГИ №3» как конечный результат моей учебно-исследовательской работы.

 

Объект и методы исследования

Объектом моего исследования являлось изображение эмблемы гимназии. Рассматривалась она мной как система символов, с этой целью мною была подробно изучена литература по истории, описанию и значению символов в мировой геральдике.Изучались материалы из школьного архива, правовые акты посвященные созданию эмблемы.

Также мной изучалась техника плетения (низания) бисера. Подбирались материалы и инструменты для создания картины - панно « ЭмблемаБРГИ №3».


 

Основная часть

Герб и эмблема как символы

Герб-это символический опознавательно - правовой знак, составленный изобразительно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам.

Основная функция герба заключается в том, что он служит отличительным знаком человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению. Известны родовые, земельные, государственные гербы.

Родовые гербы передаются по наследству. Само слово «герб» происходить от немецкого erbe, что означает наследство. Появление постоянных родовых гербов а Европе связывают с крестовыми походами и рыцарскими турнирами, когда герб помещался на оружии. К 13 веку относят и возникновение геральдики-гербоведения. В задачи геральдики начало входило составление дворянских, цеховых и земельных гербов, а со второй половины 19 века - их научное изучение.

Земельные гербы связаны с историей, спецификой природных ресурсов, и экономического развития региона. Часто ведут свое происхождение от родовых гербов, например, княжеских.

Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства.

Эмблема ( от греч. emblema-вставка, выпуклое украшение )-условное изображение идеи в рисунке и пластике,которомуприсвоен тот или другой смысл.

Эмблемы должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать. Символ есть воплощение идеи, эмблема-условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф.

Свое современное значение слово эмблема получило лишь,в 16-17 веках,когда в эмблемы перелагали все области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики.Библиография уделяет внимание множеству сборников эмблем,превосходно изданных и интересных для истории.Сборники эмблем для различного применения издаются и теперь.

Герб нередко ныне именуется эмблемой, символом. Между данными терминами обычно ставится знак равенства. Интересно,что раньше различия меж ними существовало: авторы работ по геральдике,противопоставляли герб эмблеме, эмблему- символу. Герб действительно составлялся по особым правилам(условиям) так же герб не может выбираться и меняться произвольно, как фирменный знак- различного рода эмблемы. Рисунок герба фиксируется законодательным актом. Герб должен восприниматься как правовой знак.

Герб города Кумертау.

 

В сентябре 2006 года Советом городского округа город Кумертау был утвержден герб города. Композиция герба отражает исторические, этнографические и социально- экономические особенности Кумертау: в лазоревом поле, обрамленном с каждой стороны золотыми боковиками с тремя черными островерхими горами одна над другой, взлетающий золотой степной орел- сапсан. Язык геральдики означает, что основные фигуры герба, черные треугольники, символизируют угольные горы, так как название города «Кумертау» в переводе с башкирского языка звучит как «Угольная гора», и город своим рождением обязан разработке этих угольных месторождений; степная птица орел-сапсан- это символ развития авиастроения в нашем городе, его сегодняшняя история, а лазоревое поле и золотые боковики- символ чистого неба, богатства и благородства.

Герб городского округа город Кумертау Республики Башкортостан внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 2994.

Автором герба является художник Салават Гилязетдинов.

 

1.6. Герб моей начальной школы.

В начальных классах я училась в теплой, уютной, красивой школе- в школе № 13 имени МухаметаИскужина. Решением Президиума Кумертауского городского Совета Республики Башкортостан от 15 сентября 2000 года имя МухаметаИскужина было присвоено башкирской средней школе № 13. МухаметИскужин (1927- 2000) - известный просветитель, много сделавший в области просвещения. Благодаря ему во многих городах нашей республики открыты башкирские детсады и школы.

1 сентября 2009 года школа стала начальной общеобразовательной школой. И решением педагогического совета от 30 августа 2009 года был утвержден герб школы.

При входе в школу висит огромный стенд с изображением герба школы.

Герб МБОУ НОШ № 13 представляет собой круглый щит, обрамленный зеленой полосой с надписью школы. В центре изображен глобус на фоне открытой книги. Страницы книги представлены в цветовой гамме флагов: Российской Федерации с левой и Республики Башкортостан с правой стороны.В верхней части герба расположено соцветие курая золотистого цвета. В нижней части герба изображен лист клена и надпись «г. Кумертау» на белом фоне.

Семь соцветий цветка курая символизируют семь племен моего народа. Курай- национальный инструмент. Ни один из музыкальных инструментов мира не может сравниться с мелодичностью и звучанием курая, который изготавливается из растения вручную.

Глобус- символ знаний во всем мире. Каждый человек стремится к новым знаниям. Знания объединяют и дают возможность познавать культуру, быт и обычаи других народов мира.

Через книгу мы познаем нашу родину м окружающий мир. Книгу надо беречь. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой полотнище из трех полос: белого, синего и красного цветов. Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство. Синий цвет - цвет веры и верности, постоянства. Красный цвет означает энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Флаг Республики Башкортостан представляет собой полотнище из трех полос: синего, белого и зеленого цветов. Синий цвет означает чистоту помыслов народов Башкортостана. Белый - благополучие и дружбу, зеленый - свободу, вечность жизни.

Лист клена символизирует начало осени - начало учебного года. 1 сентября - это всемирный праздник День Знаний.

Круг символизирует вечность жизни, вечность поколения, вечность движения.

Изготовление панно

 

Из маленьких бусинок– бисера- слагаются прекрасные и неповторимые изделия. Каждая выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром.

Название бисер возникло от арабского слова буера, бусер- фальшивый жемчуг. Бисер- это основной материал для изготовления различных игрушек, украшений, для ткачества и вышивания.

В своей работе я использовала технику плетения (низания) из бисера. Это простая цепочка. Низание, или плетение из бисера, началось с того, что несколько нитей с нанизанным на них бисером, соединили через одну бисерину.Со временем эта техника развилась, и такие изделия получались все более красивыми по внешнему виду и сложными по исполнению. Также в работе использовалось пришивание пайеток на ткань. Для выполнения данной картины мне понадобились: бисер желтого, синего, белого, зеленого, красного и черного цветов. Также пайетки,бисерная иголка, нитки белого цвета и проволока для бисероплетения.

Заключение

Сведения о геральдике имеютважное значение не только для изучения истории, но и для пояснения вопросов о современной государственной символике.

В современном мире по-прежнему существуют эмблемы,гербы и флаги.Они есть обязательно у каждого государства, города.Свои эмблемы есть у предприятий, школ,своя эмблема есть у врачей, ученых и у людей, различных профессий.Также создаются гербы(эмблемы) семей , частных лиц.Эмблемы помогают отличию друг от друга.

За гербом часто стоят столетия истории и незабываемой традиции, он символизирует преемственность поколений, самоуправление, достоинство и независимость своего обладателя, его права и власть. Герб всегда предполагает некоторую легенду, рассказывающую о его происхождении, о символике составляющих его знаков и фигур.

Основным элементом любого герба должен являться щит. Это правило сохранено при создании герба школы и эмблемы гимназии.Герб (эмблема) образовательного учреждения должен олицетворять учебный процесс - процесс получения знаний. Изображение книги символа знаний это символ некой мудрости, получения знаний.

Считаю, что цель моей работы достигнута.История возникновения символа изучена, описание эмблемы гимназии как системы символов составлено.Мне понравилось быть герольдом,человеком изучающем и составляющем гербы.Панно из бисера изготовлено.

Список использованной литературы

 

1. Базулина Л. В., Новикова И. В.Бисер.- Ярославль: « Академия развития», 1999.

2.Буракаев И.Д.,Буракаева М. С, Юлмухаметов М. Б. Уроки жизни. Уфа: « Китап», 2003.

3. ЛакиерА.Б.Русская геральдика.-М:» Книга», 1990.

4. Лукомский В.К, ТипольтН.А.Русская геральдика: Рук-во к
составлению и описанию гербов.- М.:ГПИБ России, 1996.

5. Мокроусов В. П. Кумертау. История и современность. - Уфа: ГУП
РБ « Уфимский полиграфкомбинат», 2007

6.Башкортостан. Краткая энциклопедия.-Уфа: Научное изд-во» Башкирская энциклопедия». 1996.

7.Герб, Гимн, Флаг моего отечества. Плакат. Изд-во «Просвещение». 2002.

8. Государственные символы РБ.\ под ред.Багуманов А., Данилова Г.\ Уфа: «Китап», 1994.

9. Государственные символы РФ. Герб. Гимн. Флаг. Е.В. Пчелов.Учебное пособие для основной школы. Изд-во «Просвещение»,2002.

10.Историко-культурный энциклопедический атлас РБ. М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография. 2007.

 

Приложение №1

 

 

 


 

Приложение №2

 

 

Приложение №3

 

 

Приложение№4

 

 

Приложение №5

 

 


 

Приложение №6

 

 



 

 

Приложение №6

 

 

министерство образования республики башкортостан

государственное бюджетное образовательное учреждение башкирская республиканская гимназия-интернат №3 г. кумертау

 

Республиканский заочный конкурс на лучшее знание

государственной символики России и Республики Башкортостан

 

 

«Герб города Кумертау»

Введение

 

Каждый день утром ученики спешат в школу. Я учусь в Башкирской Республиканской гимназии-интернате №3. При входе в здание висит стенд с изображением символа-эмблемы гимназии. Когда после окончания начальной школы для дальнейшего изучения родного языка я выбрала гимназию и пришла учиться, мне захотелось узнать историю гимназии и ее эмблемы, значение его символов. Что такое государственные символы? Что такое герб? Какие еще гербы существуют?Что такое эмблема? Что означает перо как символ?

Как много можно узнать о государстве, если исследовать его символы? Что в них зашифровано? Ответ на эти вопросы хранит в себе история формирования государственной символики. Сегодня она существует в триединстве государственных символов- это герб, флаг и гимн. Символы государственные- установленные конституцией или специальным законом особые, как правило, исторически сложившиеся, отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущие определенный идеологический смысл.

Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.

Герб - отличительный знак государства, города, сословия, рода и т.п., изображаемый на флагах, монетах, печатях и т.п.

Эмблема-условное или символическое изображение идеи в рисунке.

 

Актуальность исследования

Данное исследование я считаю актуальной, так как в последнее время в России значительно возрос интерес к геральдике, которая не просто переживает период увеличения научного внимания, но и становится элементом реальной жизни. Происходит массовое возрождение старых и создание новых городских гербов, начинают появляться гербы и эмблемы общественных организаций, учреждений и даже семей, частных лиц.

Также в связи с ознакомлением истории гимназии,которую я выбрала для дальнейшей учебы и изучения родного башкирского языка, считаю актуальной исследовать эмблему как символ гимназии.

Практическая значимость исследования - данная работа может быть использована в качестве музейного экспоната по дальнейшему изучению истории гимназии.Также применятся в качестве дополнительного материала на уроках истории, классного часа, окружающего мира. Изучениеистории родной гимназии актуально для каждого ученика.

Цель данной работы

Изучить историю возникновения символа и составить описание эмблемы как официального символа Башкирской Республиканской гимназии-интерната №3.

Задачи данной работы:

1.Познакомится с историей и описанием гербов Российской Федерации, Республики Башкортостан, официального символа городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, начальной школы № 13 города Кумертау.

2. Расширить исторические знания и представления о государственной символике и мировой геральдике.

3. Изучить правовые акты, посвященные созданию эмблемы.

4.Составить описание эмблемы гимназии, как систему символов,используя литературу по мировой геральдике и материалы из школьного архива.

5.Изготовить панно из бисера «Эмблема БРГИ №3» как конечный результат моей учебно-исследовательской работы.

 

Объект и методы исследования

Объектом моего исследования являлось изображение эмблемы гимназии. Рассматривалась она мной как система символов, с этой целью мною была подробно изучена литература по истории, описанию и значению символов в мировой геральдике.Изучались материалы из школьного архива, правовые акты посвященные созданию эмблемы.

Также мной изучалась техника плетения (низания) бисера. Подбирались материалы и инструменты для создания картины - панно « ЭмблемаБРГИ №3».


 

Основная часть

Герб и эмблема как символы

Герб-это символический опознавательно - правовой знак, составленный изобразительно оформленный и утвержденный согласно строго определенным правилам.

Основная функция герба заключается в том, что он служит отличительным знаком человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению. Известны родовые, земельные, государственные гербы.

Родовые гербы передаются по наследству. Само слово «герб» происходить от немецкого erbe, что означает наследство. Появление постоянных родовых гербов а Европе связывают с крестовыми походами и рыцарскими турнирами, когда герб помещался на оружии. К 13 веку относят и возникновение геральдики-гербоведения. В задачи геральдики начало входило составление дворянских, цеховых и земельных гербов, а со второй половины 19 века - их научное изучение.

Земельные гербы связаны с историей, спецификой природных ресурсов, и экономического развития региона. Часто ведут свое происхождение от родовых гербов, например, княжеских.

Государственный герб отражает определенный исторический этап развития общества, выражает идею государственного могущества и суверенитета. Герб соответствует идеологическим, политическим, религиозным основам государства.

Эмблема ( от греч. emblema-вставка, выпуклое украшение )-условное изображение идеи в рисунке и пластике,которомуприсвоен тот или другой смысл.

Эмблемы должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать. Символ есть воплощение идеи, эмблема-условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф.

Свое современное значение слово эмблема получило лишь,в 16-17 веках,когда в эмблемы перелагали все области знания, от богословия до физики, от политики до грамматики.Библиография уделяет внимание множеству сборников эмблем,превосходно изданных и интересных для истории.Сборники эмблем для различного применения издаются и теперь.

Герб нередко ныне именуется эмблемой, символом. Между данными терминами обычно ставится знак равенства. Интересно,что раньше различия меж ними существовало: авторы работ по геральдике,противопоставляли герб эмблеме, эмблему- символу. Герб действительно составлялся по особым правилам(условиям) так же герб не может выбираться и меняться произвольно, как фирменный знак- различного рода эмблемы. Рисунок герба фиксируется законодательным актом. Герб должен восприниматься как правовой знак.

Возникновение гербов в Российской истории

 

Государственные гербы возникли очень давно. Уже три тысячи лет до нашей эры существовал герб древнего государства Шумер. Он представлял собой орла со львиной головой. Известны также гербы Египта - змея, Персии -орел, Армении - лев с короной на голове.

Единого и постоянного герба, передаваемого по наследству, в Древней Руси не существовало. Чаще всего на княжеских печатях изображались святые -покровители того или иного князя. В определенном смысле первым гербом на Руси можно назвать изображение льва, пожирающего змею, на печати великого князя Московского Василия 2 Темного, которую он передал своему сыну Ивану 3 Васильевичу.

С именем великого князя Московского Ивана 3 и связывают возникновение государственного герба России. Иван 3 был поистине крупнейшей исторической фигурой. Став великим князем Московским в 1462 году, он объединил почти все русские земли вокруг Москвы, присоединил Ярославское княжество в 1463 году, Новгородскую республику в 1478 году, Тверское княжество в 1485-м и др. С 1475 года прекращена выплата дани Орде, а в 1480 году свергнуто ордынское иго в результате знаменитого «стояния на реке Угре». Суверенному государству потребовалась соответствующая его рангу государственная символика, которая и была, скорее всего, оформлена в 1497 году в новом своде законов единого государства - Судебнике.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...