Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режим Гоминьдана в период с конца 40-х по конец 60-х. Внутренние предпосылки к демократизации

Содержание

Введение.............................................................................................................. 2

Глава 1. Режим Гоминьдана в период с конца 40-х до конца 60-х. Внутренние предпосылки к демократизации

.............................................................................................................................. 3

Глава 2. Изменение позиции США по тайваньской проблеме и первые шаги к демократизации

............................................................................................................................ 21

Глава 3. Политические реформы Ли Дэнхуэя, завершение процесса демократизации

............................................................................................................................ 25

Заключение........................................................................................................ 25

Список источников и литературы.................................................................... 27

 


Введение

 

Демократизация на острове Тайвань - это процесс перехода Китайской Республики от партийной диктатуры Гоминьдана к демократии. Учитывая условия существования государства на острове, давление со стороны коммунистического Китая, совершенно очевидно, что данный процесс был долгим и непростым. Отдельного внимания заслуживает участие и роль сторонних государств, оказывающих поддержку демократическим движениям.

В данной работе представлен анализ политических событий, сопутствующих демократизации, а также исследование роли США в этом процессе.

Актуальность работы:Анализ процесса демократизации Тайваня в контексте его отношений с КНР и США важен, т.к. КР является беспрецедентным примером перехода к демократии для государства с неопределенным статусом.

Цель работы:Проанализировать процесс формирования многопартийной политической системы в Тайване и влияния, оказываемого на этот процесс Соединенными Штатами.

Задачи научной работы:

1. Проанализировать политику Чан Кайши и формирование предпосылок будущих демократических реформ

2. Рассмотреть процесс создания правовой основы для многопартийной системы в период президентства Цзян Цзинго

3. Исследовать демократические реформы, проведенные Ли Дэнхуэем и его последователями, и выяснить их последствия для КР

4. Проанализировать изменение позиции США по тайваньскому вопросу во все периоды и установить взаимосвязь между процессами демократизации и внешнеполитическим курсом США.


 

 

Заключение

 

В настоящей работе рассмотрен процесс перехода Китайской республики от партийной диктатуры к демократии. Проанализированы основные этапы проведения демократических реформ на Тайване в период с 70-х по конец 90-х, а также учтена роль Соединенных Штатов в этом процессе.

 

В 1949 году правительство Гоминьдана эвакуируется на Тайвань и устанавливает там режим партийной диктатуры под предлогом борьбы с коммунизмом. Начинается консолидация оппозиционного движения, ставящего своей целью смену политического курса. В этот период США оказывают активную поддержку режиму Гоминьдана как альтернативы коммунистическому Китаю. С течением времени такая поддержка перестала отвечать задачам американской внешней политики. После исключения из ООН в 1971 году КР берет курс на демократизацию с целью не допустить политической изоляции.

 

В период президентства Цзян Цзинго была заложена основа для осуществления демократических реформ, которые были бы невозможны без активного развития экономики. Экономические достижения КР в этот период известны как «Тайваньское чудо». Главным достижением Цзян Цзинго стала отмена режима чрезвычайного положения на Тайване и создание законодательно-правовой основы для будущей многопартийной системы.

 

Новый этап в американо-тайваньских отношениях наступил с приходом к власти в США в 1968 году Р. Никсона. В период с конца 60-х по конец 70-х Соединенные Штаты отказались от официальных отношений с КР в пользу КНР и аннулировали ДВО. Желая восстановить свой авторитет по отношению к главному союзнику, правительство КР начало активно проводить демократические реформы. Важно отметить, что разрыв формальных отношений между двумя государствами не означал фактическое прекращение сотрудничества: интересы тайваньского общества активно лоббировались Конгрессом США.

После смерти Цзян Цзинго его преемник Ли Дэнхуэй продолжил демократические преобразования. Итогом реформ стал окончательный переход политической системы Тайваня к многопартийности. Оппозиционные движения получили возможность реально влиять на политическую ситуацию в стране. Таким образом была завершена самоликвидация партийной диктатуры и процесс демократизации Тайваня.


 

Список источников и литературы

 

 

I. Источники

 

1. The joint U.S. – China communiqué, Shanghai, February 27, 1972 // America and island China. PP. 113-114.

2. Taiwan Relations Act. April 10, 1979. PL 96-98 // America and island China: a documentary history // Ed. by Stephen P. Gibert, William M. Carpenter. Lanham: University Press of America, 1989.

 

II. Литература

 

1. Гудошников Л.М. Многопартийность на Тайване. М.: Восточная литература, 1999. – 156с.

2. Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М.: Academia, 2000. – 199с.

3. Ларин А.Г. Президент, или демократия с тайваньской спецификой. М.: Муравей, 2004. – 165c.

4. Полякова Т.В. Эволюция фактора Тайваня в отношениях между США и КНР / Т.В. Полякова // Аналитические доклады : сб. науч. тр. / под ред. А.М. Орлова. – М.: МГИМО-университет, 2014. – С. 5-26.

5. Цветков И.А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949 – 1999 гг : дис. … канд. ист. наук / Цветков И.А. - СПб., 2000. – 265с.

6. Шнейдер В.А. Проблема Тайваня в политике США в отношении Китая (1949 – 1971): автореф. дис. … канд. ист. наук / В.А. Шнейдер. – М., 1971. - 25 с.

7. Харлов В.Р. Американский фактор демократизации общественно-политической жизни Тайваня // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 157-161.

8. Cheng P.P. Taiwan 1975: A Year of Transition //Asian Survey, Vol. 16, №1, A Survey of Asia in 1975: Part I. Р. 61-65.

9. Jacoby N. U.S. aid to Taiwan. N.Y.: Praeger, 1966. – 357 p.

10. Li K.T. The evolution of policy behind Taiwan’s development success. New Haven: Yale University Press, 1988. - 189 p.: il.

11. McBeath G. Taiwan in 1977: Holding the Reins // Asian Survey. Vol. 18, № 1. Р. 17-28.

12. Tucker N. Taiwan, Hong Kong, and the United States, 1945-1992: uncertain friendships. N.Y.: Maxwell Macmillan International, 1994. – 337 p.: il.

 

 

 


[1] Ларин А.Г. Президент, или демократия с тайваньской спецификой. М.:Муравей, 2004. С.20.

[2] Tucker N. Taiwan, Hong Kong, and the United States. P. 33.

[3] Jacoby N. U.S. aid to Taiwan. N.Y.: Praeger, 1966. P. 118.

[4] Ibid.

[5] Харлов В.Р. Американский фактор демократизации общественно-политической жизни Тайваня // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 158.

[6] Цветков И.А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949 – 1999 гг : дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000. С. 124.

[7] Li K.T. The evolution of policy behind Taiwan’s development success. New Haven: Yale University Press, 1988. P. 55.

[8] Шнейдер В.А. Проблема Тайваня в политике США в отношении Китая (1949 – 1971). автореф. дис. канд. ист. наук / В.А. Шнейлер. – М., 1971.

[9]Цветков И.А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949 – 1999 гг : дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000. С. 62.

[10] Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М., 2000, С.159.

[11] McBeath G. Taiwan in 1977: Holding the Reins // Asian Survey. Vol. 18, № 1. Р.20.

[12] Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М., 2000, С.134.

[13] Там же. С.135-136.

[14] Цветков И.А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949 – 1999 гг : дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000, С. 111.

[15] The joint U.S. – China communiqué, Shanghai, February 27, 1972 // America and island China. PP. 113-114.

[16] Cheng P.P. Taiwan 1975: A Year of Transition // Asian Survey, Vol. 16, №1, A Survey of Asia in 1975: Part I. Р. 64.

[17] Ibid.

[18] Цветков И.А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949 – 1999 гг : дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000. С. 130-131.

[19] Taiwan Relations Act. April 10, 1979. PL 96-98 // America and island China. P. 223.

[20] Харлов В.Р. Американский фактор демократизации общественно-политической жизни Тайваня // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 159.

[21] Полякова Т.В. Эволюция фактора Тайваня в отношениях между США и КНР // МГИМО-университет, 2014. №3(42). С. 8.

 

[22] Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М., 2000, С. 159.

[23] Гудошников Л.М. Многопартийность на Тайване. М., 1999, С. 8.

[24] Там же. С. 9.

[25]Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М., 2000, С.161.

[26] Гудошников Л.М. Многопартийность на Тайване. М., 1999, С. 10.

[27] Там же. С. 52

[28] Гудошников Л.М. Многопартийность на Тайване. М., 1999, С. 59.

[29] Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М., 2000, С.99.

Содержание

Введение.............................................................................................................. 2

Глава 1. Режим Гоминьдана в период с конца 40-х до конца 60-х. Внутренние предпосылки к демократизации

.............................................................................................................................. 3

Глава 2. Изменение позиции США по тайваньской проблеме и первые шаги к демократизации

............................................................................................................................ 21

Глава 3. Политические реформы Ли Дэнхуэя, завершение процесса демократизации

............................................................................................................................ 25

Заключение........................................................................................................ 25

Список источников и литературы.................................................................... 27

 


Введение

 

Демократизация на острове Тайвань - это процесс перехода Китайской Республики от партийной диктатуры Гоминьдана к демократии. Учитывая условия существования государства на острове, давление со стороны коммунистического Китая, совершенно очевидно, что данный процесс был долгим и непростым. Отдельного внимания заслуживает участие и роль сторонних государств, оказывающих поддержку демократическим движениям.

В данной работе представлен анализ политических событий, сопутствующих демократизации, а также исследование роли США в этом процессе.

Актуальность работы:Анализ процесса демократизации Тайваня в контексте его отношений с КНР и США важен, т.к. КР является беспрецедентным примером перехода к демократии для государства с неопределенным статусом.

Цель работы:Проанализировать процесс формирования многопартийной политической системы в Тайване и влияния, оказываемого на этот процесс Соединенными Штатами.

Задачи научной работы:

1. Проанализировать политику Чан Кайши и формирование предпосылок будущих демократических реформ

2. Рассмотреть процесс создания правовой основы для многопартийной системы в период президентства Цзян Цзинго

3. Исследовать демократические реформы, проведенные Ли Дэнхуэем и его последователями, и выяснить их последствия для КР

4. Проанализировать изменение позиции США по тайваньскому вопросу во все периоды и установить взаимосвязь между процессами демократизации и внешнеполитическим курсом США.


 

 

Режим Гоминьдана в период с конца 40-х по конец 60-х. Внутренние предпосылки к демократизации

 

После эвакуации на Тайвань, в 1950-ом году Чан Кайши провел закон о чрезвычайном положении, приведя таким образом форму правления Китайской Республики к партийной диктатуре. Сразу после этого Чан Кайши развернул массовую кампанию репрессий, получившую название "белый террор". В ходе "белого террора" пострадало более десяти тысяч человек, при этом непосредственно коммунистов насчитывалось около девятисот. Фактически, режим партийной диктатуры во главе с Чан Кайши слабо отличался от коммунистического, что отмечают историки [1].

В то же время, и Чан Кайши и его сын Цзян Цзинго отмечали, что переход к такой системе - лишь вынужденная мера на период борьбы с коммунизмом. Политическая программа на Тайване состояла из двух частей: диктаторской, и впоследствии демократической. Программа не противоречила основной идеологии Гоминьдана, созданной еще Сунь Ятсеном, поэтому приверженцы Гоминьдана не сомневались в верном соблюдении партийных принципов. Однако насколько партийное руководство действительно стремилось к реализации демократической части программы - вопрос спорный. От угроз с материка надежным гарантом выступали США. Уже 27 июля 1950 г. на заседании СНБ президент Трумэн официально поддержал новую программу военного обучения гоминьдановцев и решение об отправке на Тайвань группы военных советников[2]. Полномасштабные поставки вооружений на остров начались в январе 1951 г. На протяжении последующих 15 лет на Тайвань в среднем ежегодно поставлялось оружия, боеприпасов и боевой техники на сумму 167 млн. долларов, что в общем к 1965 г. составило 2,5 млрд. долларов[3].

Непосредственное сотрудничество американских и гоминьдановских военных началось в мае 1951 г. На Тайвань прибыло несколько сот офицеров вооруженных сил США, главной их задачей было оказание экспертной помощи чанкайшистам. Эту «Группу советников по военной помощи» возглавлял генерал Уильям Чейз и постепенно она превратилась в центр американского влияния на Тайване. К сентябрю 1951 г. в ее штате насчитывалось 300, а к концу десятилетия 2300 человек[4]. В декабре 1954 г. между Тайванем и США был заключен договор о взаимной обороне, позволивший Штатам размещать на Тайване и островах Пэнху свои вооруженные силы. Принятая вслед за этим резолюция сената давала право применять вооруженные силы с целью защиты островов от нападения. Таким образом, США фактически обеспечили силовое прикрытие существованию Гоминьдана на Тайване. Что касается подпольных коммунистических организаций, то после репрессий они уже не представляли никакой угрозы. Ряд исследователей полагают, что тезис борьбы с коммунизмом - скорее предлог, позволявший партийному руководству укрепить и оправдать существование диктатуры.

Как бы то ни было, существующие в режиме элементы демократии позволяли ряду публицистов с либеральными взглядами публично выражать свое мнение по ряду вопросов. Весьма известной инициативой было создание журнала "Свободный Китай" - детище Лэй Чжэня. Ставя во главу угла критику правительственного режима, Лэй Чжэнь стремительно терял репутацию и был даже исключен из Гоминьдана в 1954 году. Сблизившись позднее с тайваньской демократической интеллигенцией, Лэй Чжэнь взялся даже за создание первой оппозиционной партии. Весьма рискованный шаг оппозиционеров привел к закономерным последствиям: в 1960-м году лидеры движения, в том числе и Лэй Чжэнь, были арестованы по сфабрикованным обвинениям и приговорены к тюремным срокам.

Дело "Свободного Китая" привело к своего рода застою в оппозиционной среде. В то же время оно не привело к окончательной ликвидации оппозиционного движения, деятельность интеллигенции существенно снизилась в активности и в масштабах

Серьезным результатом оппозиционной деятельности после нескольких лет затишья стал "Манифест спасения тайваньского народа". Авторы документа - профессор Пэн Миньминь и два его студента. Впоследствии этот манифест стал основой для многочисленных проектов независимости Тайваня. Работа Пэн Миньминя также поставила под угрозу его личную безопасность: после вынесения ему судебного приговора, в 1970-м году он эмигрировал в США.

Таким образом, в период с 50-ых до 70-ых годов XX века шла постепенная консолидация оппозиции и формирование предпосылок к реформам. Вопрос проведения демократизации стал острее в связи с событиями 70-х годов. C 1970 года Администрация президента Никсона начала предпринимать меры по сближению с КНР. Представитель Госдепартамента публично выдвинул предложение Пекину и Тайбэю сесть за стол переговоров. В июле 1971 года стало известно о предстоящем визите Никсона в Пекин. Подобные действия явно свидетельствовали о постепенном признании КНР в сфере международных отношений. Последствия не заставили себя ждать: в октябре 1971 года на Генеральной Ассамблее ООН место Тайваня как представителя интересов китайского народа было передано КНР. До 1971 года именно режим Чан Кайши представлял интересы Китая в ООН, обеспечивая себе тем самым дипломатическое признание западных стран и США, а также поддержку в случае угрозы с материка. В сложившихся обстоятельствах для то­го, чтобы сохранить ценность Тайваня в глазах мирового сообщества и в первую очередь США, возникла по­требность в определенных изменениях. Поскольку режим Гоминьдана являлся своего рода антиподом коммунистическому Китаю, основной задачей Чан Кайши стало усиление этого противопоставления. Направление изменений также представлялось относительно очевидным. Экономическое противопоставление уже было достигнуто, а изменения в политической системе еще предстояло провести. Дальнейшая демократизация режима являлась естественным и разумным шагом для усиления образа «антипода» и контраста между двумя китайскими режимами.

Уже через два дня после передачи места Тайваня в ООН Китаю члены Гоминьдана собрались на экстренное совещание, по итогам которого была принята резолюция, обозначившая необходимость обновления состава представительных органов Тайваня. 17 июня 1972 г. Национальная Ассамблея внесла изменения во Временные поправки к Конституции, а по итогам дебатов 29 июня были озвучены основные меры либерализации. Так, предлагалось избрать 119 новых членов в представительные органы, 23 из которых должны были избираться членами различных любительских, профессиональных и женских ассоциаций; еще 20 человек должны были быть назначены лично президентом из числа китайцев с материка[5]. Однако эта мера была скорее косметической и явно не предотвращала угрозу политической изоляции, которая возникла перед Китайской Республикой в последующее десятилетие. После принятия КНР в ООН, последовали разрывы дипломатических отношений между Китайской Республикой и другими государствами. Так, например, сделала Япония в сентябре 1972 года - второй союзник Тайваня после США[6]. В столь неблагоприятных обстоятельствах КР придется всячески усиливать меры по демократизации режима, что станет основной задачей сына и преемника Чан Кайши - Цзян Цзинго.

Еще до начала демократизации, Цзян Цзинго прекрасно понимал связь между благополучием народа и экономикой. Именно поэтому одним из приоритетных вопросов для него стало продолжение тенденций Чан Кайши в экономических преобразованиях. Их итогом стало явление, получившее название "тайваньское чудо".

Как и сам режим Гоминьдана, так и “тайваньское чудо” в экономике стали возможны только благодаря активной поддержке США. Американское содействие экономическому развитию Тайваня складывалось из двух компонентов: материально-финансовой поддержки и участия американских специалистов в экономическом управлении. В 1951 – 1965 гг. на Тайвань из США ежегодно поступало в среднем по 100 млн. долларов невоенной помощи в форме грантов и низкопроцентных кредитов. В пересчете на душу населения объемы поддержки тайваньской экономики Соединенными Штатами превышали в этот период помощь, предоставляемую любому другому американскому союзнику. Общий объем финансирования правительством США различных экономических программ на Тайване за 14 лет составил 1,7 млрд. долларов[7]. В 1951 г. на Тайвань была фактически импортирована «здоровая» финансовая система, взамен старой, разрушенной гиперинфляцией. Одним из первых направлений экономической политики правительства КР стала аграрная реформа, проведенная в 1949 – 1957 гг. при активном участии американцев, входивших в состав Совместной китайско-американской комиссии по аграрной реконструкции. В общей сложности 44% американской помощи было потрачено на восстановление и развитие экономической инфраструктуры острова – электростанций, железных и шоссейных дорог, портов, телеграфных и телефонных линий[8]. Не умаляя заслуг китайских хозяйственных руководителей, следует заметить, что роль США в создании основ будущего тайваньского «экономического чуда» была определяющей[9].

По мнению А.Г. Ларина, именно успехи в экономике значительным образом смотивировали самоликвидацию диктатуры в многопартийную демократическую систему[10]. За время экономического подъема и развития образования на острове значительно расширился контингент интеллигенции - то есть слоя населения, отстаивавшего важность прав и свобод личности. Еще одним идеологическим фактором стало влияние норм демократии в США, как главного покровителя и союзника Тайваня. По мнению исследователей, речь президента Цзян Цзинго от 25 декабря 1976 г., в которой он объявил наступающий год «годом защиты прав человека на Тайване», стала своего рода жестом, адресованным США, в частности должностным лицам, ответственным за формирование внешнеполитического курса[11]. Он заявил, что по состоянию на 1976 г. на острове лишь 254 человека заключено под стражу по «политическим» статьям, и пригласил международных наблюдателей приехать и лично убе­диться в соблюдении прав человека.

Примерно тогда же начало набирать силу политическое оппозиционное движение. А.Г. Ларин приводит три наиболее известных выступления оппозиции против действующего режима.
1) 1977 год - инцидент в поселке Чжунли. После подтасовок на выборах начальника уезда, происходят демонстрации в результате которых выборы выигрывает беспартийный кандидат Сюй Синлян[12].

2) Разгон демонстрации в городе Гаосюн 10 декабря 1979 года. Данный инцидент связан с митингом, организованным редакцией журнала “Мэйлидао”. Митинг был жестоко разогнан с применением слезоточивого газа и полицейских дубинок. Точное количество пострадавших участников неизвестно, среди защитников правопорядка 170 раненых. По итогам судебных процессов большинство зачинщиков сели в тюрьму с серьезными сроками или скрылись в США. Этот инцидент показал силу и степень консолидации демократического движения, которое уже нельзя было игнорировать.

3) Скандал вокруг хозяев "Десятого кредитного товарищества Тайбэя", связанный с проведением ими финансовых махинаций. Когда стало известно о причастности к делу также высокопоставленных лиц в государственном и партийном аппаратах, от членов Законодательной палаты даже поступило требование отставки президента[13]. После этих инцидентов в обществе укрепилась вера в нежизнеспособность однопартийного режима. Активизировались реформаторские научные сообщества, в университетах стали создаваться различные оппозиционные кружки и организации. Усилилось и давление со стороны беспартийных депутатов, которые демонстративно покидали заседания и требовали проведения политической реформы.

Отдельного внимания заслуживают факторы, связанные с изменением внешнеполитического курса США и их отношения к тайваньскому вопросу.


 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...