Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политические реформы Ли Дэнхуэя, завершение процесса демократизации
Перед преемником Цзян Цзинго, Ли Дэнхуэем, стоял целый ряд непростых задач. С одной стороны, он являлся членом команды Цзян Цзинго и свои обязанности выполнял безукоризненно; во многом он занимался и разработкой политических реформ. В то же время ему явно было недостаточно оставаться в статусе хорошего исполнителя, Ли Дэнхуэй не желал все время быть тенью другого политического лидера, был достаточно амбициозен, чтобы, оказавшись волей судьбы на должности президента, не упустить своего шанса и прочно утвердить свой авторитет. Хотя Ли Дэнхуэй успел зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, будучи в должности сначала представителя Исполнительной палаты, затем мэра столицы, и, наконец, в должности вице-президента, - в рядах партии далеко не все были согласны с его возвышением. У Ли Дэнхуэя не было никаких политических связей, поэтому консервативная часть партии, своего рода "ветераны" не воспринимали его всерьез. Более того, еще при жизни Цзян Цзинго консерваторы Гоминьдана обсуждали в перспективе коллективное управление партией. В результате, репутация и поддержка Ли оказалась сильнее сопротивления партийных ветеранов. Следовательно, Ли Дэнхуэй добился желаемого: занимать одновременно должность президента и председателя партии. Однако трудности на этом не закончились. Уход из жизни Цзян Цзинго спровоцировал волну демонстраций в обществе, оставшегося без харизматичного и авторитетного лидера. У Ли Дэнхуэя не было родственной преемственности, потому и в период его руководства стали активизироваться некогда угасшие фракции в Гоминьдане. Требовалось активное принятие мер в кадровой политике, усиление авторитета администрации президента относительно партии. После выборов Ли Дэнхуэя на новый срок президентства, партия окончательно раскололась на два течения: главное и оппозиционное. Заручившись поддержкой главного течения и не переставая убеждать политиков в верности курсу своего предшественника - президент занялся продвижением дальнейших политических преобразований. Основные нововведения были направлены на развитие и укрепление возможности многопартийности. В 1989г. был принят закон, регулирующий деятельность профессиональных, социальных и политических организаций: было скорректировано понятие политической партии, а также утверждены требования к ним: не нарушать конституцию, не продвигать коммунизм, не посягать на целостность территории Тайваня[22]. Следующей задачей стало изменение конституции и отмена Временных правил национальной мобилизации для подавления мятежа. Действующие с 1948 года Временные правила давали Президенту практически диктаторские полномочия, вдобавок закрепляли по сути несменяемый или малосменяемый состав всех высших государственных органов[23]. С целью выявления спектра мнений по принятию конституционных поправок в 1990 году была созвана конференция по национальным проблемам. По итогам конференции Национальное собрание в апреле 1991 г. отменило действие Временных правил на период Национальной мобилизации для подавления мятежа. Тогда же, несмотря на сопротивление консерваторов в Национальном собрании, были приняты дополнительные статьи конституции, сформулированные по американскому образцу. Эти статьи предусматривали изменение порядка выборов в Национальное собрание и Законодательную палату. Депутаты Национального собрания стали избираться от городов непосредственного подчинения, уездов и городов. Отдельно было выделено 80 депутатских мест для депутатов “общенационального округа”, мандаты которых распределялись между партиями по результатам выборов. Было также предусмотрено обязательное представительство женщин[24]. Последовали также кадровые изменения. Ли Дэнхуэй был ярым сторонником омоложения депутатского состава: в отставку было отправлено 768 человек в возрасте около восьмидесяти, а в конце года прошли выборы 300 депутатов на замену. Так прошло первое обновление состава парламента[25]. Первые выборы в Национальное собрание с учетом поправок были проведены в декабре 1991 года. На выборах большинство голосов осталось за Гоминьданом, что позволило правительству проводить дальнейшие изменения. Следующие поправки в конституции были приняты в 1992, 1994 и 1997 гг. Постепенно было введено прямое избрание электоратом президента и вице-президента, мэров Тайбэя и Гаосюна; изменены сроки полномочий президента и вице-президента. Наиболее важным достижением стало увеличение численности Законодательной палаты и изменение правил ее формирования[26]. По итогам этих и последующих реформ к 1999 году абсолютно все органы власти стали выборными, все посты утверждались в порядке всеобщего тайного голосования. Как данные изменения повлияли на политическую атмосферу Тайваня? От модели суровой партийной машины, срощенной с государственным аппаратом, не допускающим внутри себя никаких изменений и держащимся курса пятидесятилетней давности - сам Гоминьдан изменился в пользу парламентских партий. От верхов до низов стала доступна возможность оппозиционной деятельности и выдвижения альтернативных кандидатов. 29 апреля 1989 года была зарегистрирована первая оппозиционная партия - ДПП, которая со временем стала составлять ощутимую конкуренцию правящей партии. Важным пунктом в программе ДПП стоит создание либерально-демократической системы американского типа, гарантия прав человека, ответственность правительства перед законом, равноправие партий[27]. Инициативы ДПП вынуждали госаппарат принимать во внимание предложения по вопросам дальнейших политических свобод, а также по социальным вопросам. Успешными для представителей ДПП стали выборы 29 ноября 1997г., получив большинство административных должностей, а также обогнав Гоминьдан по количеству голосов в целом[28]. На позицию третьей политической силы в 90-е годы вышла Новая партия, она же Синьдан. Впервые на равных с главными партиями партия выступила в 1994г., а в 1995г. представительство Новой партии в парламенте достигало 21 мандата. В Национальном собрании - 13,7% голосов и 46 депутатских мест. Ярким свидетельством успешно проведенной демократизации стали президентские выборы. 18 марта 2000 г. на президентских выборах на Тайване победил представитель ДПП Чэнь Шуйбянь (39,3%). Победа президента Чэня ознаменовала первую демократическую передачу власти на Тайване от одной партии к другой после 55-летнего правления партии Гоминьдан. Его ближайшим соперником стал Сун Чуюй, баллотировавшийся в качестве независимого кандидата. Меньше всего голосов получил кандидат от Гоминьдана[29]. Таким образом, к 1999 году в Тайване окончательно сложилась многопартийная система с преобладающим влиянием трех основных партий. После многих лет авторитарного режима переход к демократии произошел без резкой конфронтации в обществе, во многом имела место самоликвидация партийной диктатуры, т.е. демократизация проходила по инициативе и под контролем единственной на тот момент правящей партии.
Заключение
В настоящей работе рассмотрен процесс перехода Китайской республики от партийной диктатуры к демократии. Проанализированы основные этапы проведения демократических реформ на Тайване в период с 70-х по конец 90-х, а также учтена роль Соединенных Штатов в этом процессе.
В 1949 году правительство Гоминьдана эвакуируется на Тайвань и устанавливает там режим партийной диктатуры под предлогом борьбы с коммунизмом. Начинается консолидация оппозиционного движения, ставящего своей целью смену политического курса. В этот период США оказывают активную поддержку режиму Гоминьдана как альтернативы коммунистическому Китаю. С течением времени такая поддержка перестала отвечать задачам американской внешней политики. После исключения из ООН в 1971 году КР берет курс на демократизацию с целью не допустить политической изоляции.
В период президентства Цзян Цзинго была заложена основа для осуществления демократических реформ, которые были бы невозможны без активного развития экономики. Экономические достижения КР в этот период известны как «Тайваньское чудо». Главным достижением Цзян Цзинго стала отмена режима чрезвычайного положения на Тайване и создание законодательно-правовой основы для будущей многопартийной системы.
Новый этап в американо-тайваньских отношениях наступил с приходом к власти в США в 1968 году Р. Никсона. В период с конца 60-х по конец 70-х Соединенные Штаты отказались от официальных отношений с КР в пользу КНР и аннулировали ДВО. Желая восстановить свой авторитет по отношению к главному союзнику, правительство КР начало активно проводить демократические реформы. Важно отметить, что разрыв формальных отношений между двумя государствами не означал фактическое прекращение сотрудничества: интересы тайваньского общества активно лоббировались Конгрессом США. После смерти Цзян Цзинго его преемник Ли Дэнхуэй продолжил демократические преобразования. Итогом реформ стал окончательный переход политической системы Тайваня к многопартийности. Оппозиционные движения получили возможность реально влиять на политическую ситуацию в стране. Таким образом была завершена самоликвидация партийной диктатуры и процесс демократизации Тайваня.
Список источников и литературы
I. Источники
1. The joint U.S. – China communiqué, Shanghai, February 27, 1972 // America and island China. PP. 113-114. 2. Taiwan Relations Act. April 10, 1979. PL 96-98 // America and island China: a documentary history // Ed. by Stephen P. Gibert, William M. Carpenter. Lanham: University Press of America, 1989.
II. Литература
1. Гудошников Л.М. Многопартийность на Тайване. М.: Восточная литература, 1999. – 156с. 2. Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М.: Academia, 2000. – 199с. 3. Ларин А.Г. Президент, или демократия с тайваньской спецификой. М.: Муравей, 2004. – 165c. 4. Полякова Т.В. Эволюция фактора Тайваня в отношениях между США и КНР / Т.В. Полякова // Аналитические доклады : сб. науч. тр. / под ред. А.М. Орлова. – М.: МГИМО-университет, 2014. – С. 5-26. 5. Цветков И.А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949 – 1999 гг : дис. … канд. ист. наук / Цветков И.А. - СПб., 2000. – 265с. 6. Шнейдер В.А. Проблема Тайваня в политике США в отношении Китая (1949 – 1971): автореф. дис. … канд. ист. наук / В.А. Шнейдер. – М., 1971. - 25 с. 7. Харлов В.Р. Американский фактор демократизации общественно-политической жизни Тайваня // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 157-161. 8. Cheng P.P. Taiwan 1975: A Year of Transition //Asian Survey, Vol. 16, №1, A Survey of Asia in 1975: Part I. Р. 61-65. 9. Jacoby N. U.S. aid to Taiwan. N.Y.: Praeger, 1966. – 357 p. 10. Li K.T. The evolution of policy behind Taiwan’s development success. New Haven: Yale University Press, 1988. - 189 p.: il. 11. McBeath G. Taiwan in 1977: Holding the Reins // Asian Survey. Vol. 18, № 1. Р. 17-28. 12. Tucker N. Taiwan, Hong Kong, and the United States, 1945-1992: uncertain friendships. N.Y.: Maxwell Macmillan International, 1994. – 337 p.: il.
[1] Ларин А.Г. Президент, или демократия с тайваньской спецификой. М.:Муравей, 2004. С.20. [2] Tucker N. Taiwan, Hong Kong, and the United States. P. 33. [3] Jacoby N. U.S. aid to Taiwan. N.Y.: Praeger, 1966. P. 118. [4] Ibid. [5] Харлов В.Р. Американский фактор демократизации общественно-политической жизни Тайваня // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 158. [6] Цветков И.А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949 – 1999 гг : дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000. С. 124. [7] Li K.T. The evolution of policy behind Taiwan’s development success. New Haven: Yale University Press, 1988. P. 55. [8] Шнейдер В.А. Проблема Тайваня в политике США в отношении Китая (1949 – 1971). автореф. дис. канд. ист. наук / В.А. Шнейлер. – М., 1971. [9]Цветков И.А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949 – 1999 гг : дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000. С. 62. [10] Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М., 2000, С.159. [11] McBeath G. Taiwan in 1977: Holding the Reins // Asian Survey. Vol. 18, № 1. Р.20. [12] Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М., 2000, С.134. [13] Там же. С.135-136. [14] Цветков И.А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949 – 1999 гг : дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000, С. 111. [15] The joint U.S. – China communiqué, Shanghai, February 27, 1972 // America and island China. PP. 113-114. [16] Cheng P.P. Taiwan 1975: A Year of Transition // Asian Survey, Vol. 16, №1, A Survey of Asia in 1975: Part I. Р. 64. [17] Ibid. [18] Цветков И.А. Политика США по отношению к тайваньской проблеме, 1949 – 1999 гг : дис. … канд. ист. наук. СПб., 2000. С. 130-131. [19] Taiwan Relations Act. April 10, 1979. PL 96-98 // America and island China. P. 223. [20] Харлов В.Р. Американский фактор демократизации общественно-политической жизни Тайваня // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 159. [21] Полякова Т.В. Эволюция фактора Тайваня в отношениях между США и КНР // МГИМО-университет, 2014. №3(42). С. 8.
[22] Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М., 2000, С. 159. [23] Гудошников Л.М. Многопартийность на Тайване. М., 1999, С. 8. [24] Там же. С. 9. [25]Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М., 2000, С.161. [26] Гудошников Л.М. Многопартийность на Тайване. М., 1999, С. 10. [27] Там же. С. 52 [28] Гудошников Л.М. Многопартийность на Тайване. М., 1999, С. 59. [29] Ларин А.Г. Два президента, или Путь Тайваня к демократии. М., 2000, С.99. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |