Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Основные положенияэкспрессионизмаЭкспрессионизм – явление, охватившее в 1910-е –сер. 20х гг. больш-во сфер ис-ва и к-ры Германии (живопись, музыка, литература, скульптура, философия, танец, градостроительство). Основа – творческое мировоззрение, согласно к-рому европейская к-ра признавалась исчерпывающей свой идейный и стилистический потенциал. 1905 по 1920-ые годы: экспр-м достигает наибольшего расцвета в Германии и Австрии. К возникновению экспрессионизма приводят художественные эксперименты молодых дрезденских архитекторов. Начинают выходить экспрессионизм журнали: «Действие» (1911-1933 гг.) и «Буря» (1910-1932 гг.). Основатель «Бури» X. Вальден был первым, кто употребил термин «экспрессионизм» в 1911 году. Самыми выдающимися теоретиками напрямую были Курт Пинтус и Казимир Едшмид. Лицо драмы экспрессионизма определяли Г. Кайзер, Е. Толлер, В. Газенклевер, Л. Рубинер. К самым ярким поэтам напрямую принадлежат Г. Гейм, Г. Тракль, И. Бехер, Г. Бенн, Е. Ласкер-шюлер, Ф. Верфель, Я. Ван-Годдис. Среди прозаиков экспрессионизма — ранний А. Деблин, К. Едшмид, Л. Франк, Г. Мейринк и близкие к направлению Ф. Кафка и молодой Г. Гессе. Похожие к экспрессионизму тенденции проявляются в творчестве Л. Андреева. Термин возник как противопоставление импрессионизму: искусство не изображает действительность, а выражает ее сущность. Художник, по мнению экспрессионистов, не должен копировать действительность, воспроизводить ее. Как отмечал Е. Толлер, «экспрессионизм хотел больше, чем фотография... Реальность должна быть пронизаной светом идеи». Художник «не описывает — он сопереживает, не отображает — он изображает, не берет — он ищет». Экспрессионисты воспринимают мир нервно и трагически, они пользуются средствами повышенной выразительности. «не язык, а возглас, не реплика, а крик, не чувство, а аффект». Й. Бехер считал самым характерным для экспрессионизма образом «напряженный, открытый в экстазе рот» (ср. картину Мунка «Крик»). Однако познать действительность — значит «преодолеть» ее за счет освобождения эмоциональной энергии «субъекта». Отсюда — черты поэтики: 1. сознательная деформация картин действительности, антропоцентризм, 2. принцип субъективной интерпретации, тяготения, к абстрактному обобщению, заостренной эмоциональности, гротеска, фантастики; 3. «сумеречное состояние сознания», расплывчатая граница между реальностью и сном (как у Достоевского), 4. страх перед неизвестностью, ощущение тайны, мотив предчувствия катастрофы, страдания, тема интуиции, 5. давящее ощущение угнетённости, «разорванности». У Кафки – практически отсутствие внутренней борьбы героя, стремления к противодействию; сухость повествования, намеренная неэмоциональность. У Майринка– мистика, мифологичность, обращение к древним источникам (загадоная еврейская книга «Ibbur», кабалистическое учение, Библия, элементы фольклора); наиболее сильны религиозные мотивы («Тайны Господни»); ирония, надежда на спасение (у Кафки этого нет)
Сам мир для большинства писателей-экспрессионистов является враждебным для человека, который стал свидетелем драматичных событий и тяжелых потрясений начала XX века. Этот мир технического прогресса, который находится, по мнению экспрессионистов, на грани апокалиптической катастрофы, является хаотическим, дисгармоничным, абсурдным, и человек обречен на страдание в нем. Отсюда -проницательная боль за человека, за его отчужденность от общества и других людей, «Мир начинается с человека», — это выражение Ф. Верфеля становится одним из философских и художественных принципов экспрессионизма.
Движения: 1905-1913 – «Мост» (художники, Эрнст Людвиг Кирхнер, немец) 1909-1914 – «Новое объединение художников Мюнхена», расцвет движ-я 1909-1914 - коллективный альманах «Синий всадник», теоретич. обоснование Города: Дрезден Мюнхен Берлин Лейпциг Вена Этапы: I. до 1910г. – есть течение, но нет названия (Г. Манн, Брох, Кафка, Дёблин) II. 1910-1918 – Осн. этап разв-ия экспресс-ма в Германии, в рамках экспр-ма возникают разные течения (политические, идейные, эстетические ) III. 1918-1923 – революционные настроения, левые политические течения, экспериментаторство; Толлер, Мюзам, Брехт, Бехер IV. 1923-1932 – размежевание экспрессинизма 1.Пролетарско-революционное искусство: Бехер, Гросс… 2. потеря абстрактно-космического пафоса всеобщего «братства новых людей» против старого мира 3. эксп-м исчезает как художественное явление, но сохраняется как составная часть мировидения немецких прозаиков, драматургов и т.д.
Черты мироощущения экспресс-тов:
Теоретические положения немецких экспрессионистов, статья В. Топорова «Сумерки человечества»: «То, что в остальных странах называлось футуризмом, кубизмом, позднее сюрреализмом, в Германии считалось экспрессионизмом..., стремящимся проникнуть в суть вещей» (Г. Бенн) Поэты: Гейм, Бенн, Пинтус (основные теоретики),Тракль (прославился «эстетикой безобразного», пожтизацией распада), Рубинер, Ласкер-Шюлер, Клемм, Бехер, ранний Брехт.
Основная черта – разрыв с художественной формой, патетическое отрицание норм и ценностей (основное отличие от декаданса).
Философия экспрессионизма.
Ключевой образ – страшный суд. Противопоставление реализму - выразить внутреннюю суть предмета. Противопоставление символизму – не ищет идеальной сущности вещей, а истинную. Противопоставление импрессионизму – в названии.
Отношение к религии: “мистический бог”, пантеистический характер, ключевое понятие - общество (любое организованное, которое разрушает изначальную общность людей => надо изжить эгоизи индивидуума); - эрзац-религия:Творец = Сатана = Бесконечное Страдание - идея логократии:знание = власть, искусство = религия, союз просвещённых индивидуумов = искомая общность - Распятый Христос: идея человека + идея страдальца («живое Христианство» - Христос – творение человеческое и только человеческое); «толпа христов» - Гейм; «тёмный Бог» - у Бена – пребывает в ином измерении.
Проблема вождя и толпы: вождь изгоняет из толпы бесов «муравьиности» и «насекомости» (ключ к пониманию творчества Кафки!), ведёт к указанной им самим цели (ср. «Процесс»).
Отношение к войне: преобладают пацифистские настроения, стремление к всечеловеческому братству => гибель Тракля (был во вр. Первой Мировой санитаром -> свидетель страданий людей => выпил смертельную дозу наркотика).
Антибуржуазный пафос. Программа. 2 полюса: 1. журнал «Штурм» («Буря») 1909-1911: поэты- визионеры (предчевствия, констатация действительности). 2. «Акцион» - более узкая тематика, радикальней: социал-демократы, либералы, пацифисты. Антологии : 1. «Сумерки человечества» («Штурм», Пинтус); 2. «Товарищи человечества» («Акц.», Рубиннер). Темы и мотивы.
- живые мертвецы - символ всего мира, человеческой души - уличная грязь; кровь - демоническое начало («Демоны города» - город – живое существо, город-спрут (ср. Гоголь, Дост.), как место действия, преступления и жертва преступления; - религиозные мотивы и связь с философией Ницше : «опустевшие небеса» => Бог умер? Карает за грехи? Без вины?
- проявляется на уровне цветописи, звукописи - вкрапления: бред, болезнь, убийство, давление, неистовство - образ пламени, красный цвет, кровь («Молох большого города» - Гейм)
3. Тема вакханалии, шабаша, культовых плясок - «вакхичевкая пляска миллионов» - мотив толпы, смещения - «проклятье большим городом»
- «настанет гибель всего живого» - огонь, «унылый гром» - «города в руинах» - т. кладбища - мотив распятья Основные приёмы:звукопись, цветопись, противопоставление, контраст, метафоризация.
Советую ещё посмотреть сюрреалистов – Бретона и Супо (из манифест «Магнитные поля»). Лейтмотивы их поэтики – блуждание в тумане, бегство, эмоциональная напряжённость, усталость, одиночество, смерть (ср. Кафка).
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |