Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Основные положенияэкспрессионизма

Экспрессионизм – явление, охватившее в 1910-е –сер. 20х гг. больш-во сфер ис-ва и к-ры Германии (живопись, музыка, литература, скульптура, философия, танец, градостроительство). Основа – творческое мировоззрение, согласно к-рому европейская к-ра признавалась исчерпывающей свой идейный и стилистический потенциал.

1905 по 1920-ые годы: экспр-м достигает наибольшего расцвета в Германии и Австрии. К возникновению экспрессионизма приводят художественные эксперименты моло­дых дрезденских архитекторов. Начинают выходить экспрессионизм журна­ли: «Действие» (1911-1933 гг.) и «Буря» (1910-1932 гг.). Основатель «Бури» X. Вальден был первым, кто употребил термин «экспрессионизм» в 1911 году. Самыми выдающимися теоретиками напрямую были Курт Пинтус и Казимир Едшмид. Лицо драмы экспрессионизма определяли Г. Кайзер, Е. Толлер, В. Газенклевер, Л. Рубинер. К самым ярким поэтам напрямую принадлежат Г. Гейм, Г. Тракль, И. Бехер, Г. Бенн, Е. Ласкер-шюлер, Ф. Верфель, Я. Ван-Годдис. Среди прозаиков экспрессионизма — ранний А. Деблин, К. Едшмид, Л. Франк, Г. Мейринк и близкие к направлению Ф. Кафка и молодой Г. Гессе. Похожие к экспрессионизму тенденции проявляются в творчестве Л. Андреева.

Термин возник как противопоставление импрессионизму: искусство не изобра­жает действительность, а выражает ее сущность. Художник, по мнению экспрессионистов, не должен копировать действительность, воспроизводить ее. Как отмечал Е. Толлер, «экспрессионизм хотел больше, чем фотография... Реальность должна быть про­низаной светом идеи». Художник «не описывает — он сопереживает, не отображает — он изображает, не берет — он ищет». Экспрессионисты воспринимают мир нервно и трагически, они пользуются средствами повышенной выразительности. «не язык, а возглас, не реплика, а крик, не чувство, а аффект». Й. Бехер считал самым характерным для экспрессионизма образом «напряженный, открытый в экстазе рот» (ср. картину Мунка «Крик»).

Однако познать действительность — значит «преодолеть» ее за счет освобождения эмоциональной энергии «субъекта». Отсюда — черты поэтики:

1. сознательная деформация картин действительности, антропоцентризм,

2. принцип субъективной интерпретации, тяготения, к абстрактному обобщению, заостренной эмоциональности, гротеска, фантастики;

3. «сумеречное состояние сознания», расплывчатая граница между реальностью и сном (как у Достоевского),

4. страх перед неизвестностью, ощущение тайны, мотив предчувствия катастрофы, страдания, тема интуиции,

5. давящее ощущение угнетённости, «разорванности».

У Кафки – практически отсутствие внутренней борьбы героя, стремления к противодействию; сухость повествования, намеренная неэмоциональность.

У Майринка– мистика, мифологичность, обращение к древним источникам (загадоная еврейская книга «Ibbur», кабалистическое учение, Библия, элементы фольклора); наиболее сильны религиозные мотивы («Тайны Господни»); ирония, надежда на спасение (у Кафки этого нет)

 

Сам мир для большинства писателей-экспрессионистов является враждебным для человека, который стал свидетелем драматичных событий и тяжелых потрясений начала XX века. Этот мир технич­еского прогресса, который находится, по мнению экспрессионистов, на грани апокалиптической катастрофы, является хаотическим, дисгармоничным, абсурдным, и человек обречен на страдание в нем. Отсюда -проницательная боль за человека, за его отчужденность от общества и других людей, «Мир начинается с человека», — это выражение Ф. Верфеля становится одним из философских и художественных принципов экспрессионизма.

 

Движения:

1905-1913 – «Мост» (художники, Эрнст Людвиг Кирхнер, немец)

1909-1914 – «Новое объединение художников Мюнхена», расцвет движ-я

1909-1914 - коллективный альманах «Синий всадник», теоретич. обоснование

Города:

Дрезден

Мюнхен

Берлин

Лейпциг

Вена

Этапы:

I. до 1910г. – есть течение, но нет названия (Г. Манн, Брох, Кафка, Дёблин)

II. 1910-1918 – Осн. этап разв-ия экспресс-ма в Германии, в рамках экспр-ма возникают разные течения (политические, идейные, эстетические )

III. 1918-1923 – революционные настроения, левые политические течения, экспериментаторство; Толлер, Мюзам, Брехт, Бехер

IV. 1923-1932 – размежевание экспрессинизма

1.Пролетарско-революционное искусство: Бехер, Гросс…

2. потеря абстрактно-космического пафоса всеобщего «братства новых людей» против старого мира

3. эксп-м исчезает как художественное явление, но сохраняется как составная часть мировидения немецких прозаиков, драматургов и т.д.

 

Черты мироощущения экспресс-тов:

  1. несовершенство действительности, ожидание вселенской катастрофы, «крик» к Богу, звёздам, Человеку и Человечеству, предчувствие «конца света», визионерство
  2. экспр-м – высший пик кризиса искусства
  3. «экспр-м – не только ис-во, но и в то же время мировоззренческий маяк»
  4. «триумф распада» (Я. Ван Ходдис, Бенн// !!эта идея встреч-ся у «йенских романтиков», в т.ч. Новалиса: бездна, ночное, архетипическое ).
  5. Австрия: Наиболее проявилась свойственная экспресс-му тенденция к синтезу ис-в; (подобное встречается уже у Тракля!

 

Теоретические положения немецких экспрессионистов, статья В. Топорова «Сумерки человечества»:

«То, что в остальных странах называлось футуризмом, кубизмом, позднее сюрреализмом, в Германии считалось экспрессионизмом..., стремящимся проникнуть в суть вещей» (Г. Бенн)

Поэты: Гейм, Бенн, Пинтус (основные теоретики),Тракль (прославился «эстетикой безобразного», пожтизацией распада), Рубинер, Ласкер-Шюлер, Клемм, Бехер, ранний Брехт.

 

Основная черта – разрыв с художественной формой, патетическое отрицание норм и ценностей (основное отличие от декаданса).

 

Философия экспрессионизма.

 

Ключевой образ – страшный суд.

Противопоставление реализму - выразить внутреннюю суть предмета.

Противопоставление символизму – не ищет идеальной сущности вещей, а истинную.

Противопоставление импрессионизму – в названии.

 

Отношение к религии: “мистический бог”, пантеистический характер, ключевое понятие - общество (любое организованное, которое разрушает изначальную общность людей => надо изжить эгоизи индивидуума);

- эрзац-религия:Творец = Сатана = Бесконечное Страдание

- идея логократии:знание = власть, искусство = религия, союз просвещённых индивидуумов = искомая общность

- Распятый Христос: идея человека + идея страдальца («живое Христианство» - Христос – творение человеческое и только человеческое); «толпа христов» - Гейм; «тёмный Бог» - у Бена – пребывает в ином измерении.

 

Проблема вождя и толпы: вождь изгоняет из толпы бесов «муравьиности» и «насекомости» (ключ к пониманию творчества Кафки!), ведёт к указанной им самим цели (ср. «Процесс»).

 

Отношение к войне: преобладают пацифистские настроения, стремление к всечеловеческому братству => гибель Тракля (был во вр. Первой Мировой санитаром -> свидетель страданий людей => выпил смертельную дозу наркотика).

 

Антибуржуазный пафос.

Программа.

2 полюса:

1. журнал «Штурм» («Буря») 1909-1911: поэты- визионеры (предчевствия, констатация действительности).

2. «Акцион» - более узкая тематика, радикальней: социал-демократы, либералы, пацифисты.

Антологии : 1. «Сумерки человечества» («Штурм», Пинтус); 2. «Товарищи человечества» («Акц.», Рубиннер).

Темы и мотивы.

  1. Тема города. Основное – у Гейма

- живые мертвецы

- символ всего мира, человеческой души

- уличная грязь; кровь

- демоническое начало («Демоны города»

- город – живое существо, город-спрут (ср. Гоголь, Дост.), как место действия, преступления и жертва преступления;

- религиозные мотивы и связь с философией Ницше : «опустевшие небеса» => Бог умер? Карает за грехи? Без вины?

 

  1. С темой города связаны мотивы сна, смерти, тьмы

- проявляется на уровне цветописи, звукописи

- вкрапления: бред, болезнь, убийство, давление, неистовство - образ пламени, красный цвет, кровь («Молох большого города» - Гейм)

 

3. Тема вакханалии, шабаша, культовых плясок

- «вакхичевкая пляска миллионов»

- мотив толпы, смещения

- «проклятье большим городом»

 

  1. Апокалиптические мотивы

- «настанет гибель всего живого»

- огонь, «унылый гром»

- «города в руинах»

- т. кладбища

- мотив распятья

Основные приёмы:звукопись, цветопись, противопоставление, контраст, метафоризация.

 

 

Советую ещё посмотреть сюрреалистов – Бретона и Супо (из манифест «Магнитные поля»). Лейтмотивы их поэтики – блуждание в тумане, бегство, эмоциональная напряжённость, усталость, одиночество, смерть (ср. Кафка).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...