Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концептуальные особенности античной философии: от Фалеса до Аристотеля




Античную философию (с 5 в. до н.э. по 5 в н.э.) принято делить на 2 части.

- 1-я – до Сократики

- 2-я Сократ и его школа.

Греция занимала особое географическое положение, что и сыграло особую роль, позволив ей стать основой мировой цивилизации. 1-я причина – мореплавание, 2-я - наличие рабства, 3-я - города-полисы, в которых существовала греческая демократия.

1-ый этап – до Сократики – характеризуется тем, что главной проблемой на этом этапе стала проблема космоса и место человека в нем. Основными представителями этого этапа были Фалес, Гераклит, Демокрит.

Фалес - ученый, астроном, путешественник. Он поставил один философский вопрос, который до сих пор волнует человечество: «Что лежит в основе всех вещей?». Ответ на этот вопрос он давал, что «все происходит из воды и все после смерти превращается в воду». 2-ой тезис его учения: Фалес утверждал, что во всех вещах существуют демоны. Под демонами понимались витальные жизненные силы, а возможно даже души.

Гераклит считал, что в основе лежит огонь. Он говорил, что все течет, все изменяется, весь мир постоянно движется. «Мир не требует никакого вмешательства, а есть вечно живущий огонь, который находится в движении. Душа человека тоже огненная, только сухой огонь. Гераклит разработал теорию противоположностей, противоположности не существуют друг без друга, они переходят друг в друга.

Демокрит – философ-атомист. Он считал, что в основе всех вещей лежат атомы. Атомы - есть мельчайшие неделимые частицы, именно атомы являются проматерией, просубстанцией всех вещей. Различие между атомами только количественное, а также в форме, размерах, а число атомов бесконечно.

До Сократики впервые пытались понять окружающий мир, как систему и найти первооснову.

2-ый этап. Сократ поставил в центр внимания человека. Он выдвинул тезис: «Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Сократ считается основоположником таких наук, как антропология и этика. Учеником Сократа был Платон.

Платон дал свое понимание мира. Он разделил мир на две части: Мир Идей и Мир вещей. Мир Идей – это мир общих понятий или мир универсалий. Этот мир вечен, неизменен, совершенен и является причиной для другого мира. Ми Вещей – это мир приходящ, временен, вещи возникают и гибнут, несовершенен и представляет тень мира идей. Человек у Платона тоже состоит из материального, несовершенного тела, которое является тюрьмой для души. Тело – временно, а душа – бессмертна.

Христианская религия вышла из Платона. Учеником Платона был Аристотель. Аристотель произнес фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель отверг концепцию усвоения мира на две части. Аристотель говорил, что сущность вещей находится в самих вещах, а теория идей не только не нужна для познания мира, она приводит к абсурду. По Аристотелю – весь мир это материя. Материя сама по себе пассивна, конкретные предметы появляются тогда, когда на материю накладывается активная форма. Форма – есть то, благодаря чему вещь есть тем, чем она есть.



Таким образом, античная философия явилась важнейшим этапом в становлении философии и в античном мире были заложены все основные идеи, на которые опирается современная наука. В античном мире не было деления на философов и ученых.


4.Содержательное своеобразие и основные этапы средневековой философии (Августин, Фома Аквинский)

Период с 5 в. до 15 века н.э., период безраздельного господства христианской религии, но христианская религия нуждалась в теоретическом обосновании. В этот период зарождались религии.

Философским началом этой эпохи явилась апологетика и ее яркий представитель Тертуллиан («Апологет»). Тертуллиан сформулировал одну фразу: «Верую потому что абсурдно». Главное не знание природы, мира, а главное – это верить. Но в дальнейшем по мере развития ситуация меняется и знания получают все большее значение. Появляется следующее учение «Патристика» - это философское учение, смысл которого состоит в том, чтобы теоретически обосновать идею Бога-творца.

Патристика охватывает период до 7-8 века. В этот период писался Новый завет, которым сегодня живут католические церкви. Главными лицами патристики были:

-Августин Блаженный, он написал 2 книги: «Град Божий» и «Град Земной». Град земной - это ад. Августин впервые нарисовал образ Бога-человека. Августин разработал концепцию христианского оптимизма – поскольку все создано Богом, то все есть хорошо. Никто не может жаловаться на свою судьбу, никто не может пытаться изменить свою судьбу, поскольку установлено сверху и не может быть вольной волей. Мир – есть единство, постоянно находится в борьбе и вместе с тем сосуществующих града божьего и града земного.

Схоластика основная проблема, которая стояла перед учителями – это проблема веры. Представитель – Фома Аквинский. Апологеты отвергали знания. Патристика признавала знания, но подчиняла их вере. По Фоме Аквинскому – знания обязательно нужны.

Средневековая философия в центре внимания поставила проблему веры и знаний, бытие Бога.

Фома Аквинский был сторонником теории двойственной истины. Существуют 2 рода истин: истины веры, истины разума. Религия не нуждается в опоре истины разума, однако наилучшим является отношение гармонии веры и разума. Истины веры выше истин разума, они недоступны человеческому разуму, иррациональны. Если между наукой и верой имеется противоречие, то ошибается наука. Задача науки – поиск доказательств бытия Бога.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...