Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание как высшая форма отражения, как свойство высокоорганизованной материи. Структура сознания. Социальная природа сознания. Проблема идеального.

Человек – существо сознательное, и это уникальное и во многом очень загадочное свойство отличает его образ жизни от образа жизни всех других живых существ. Человек способен осознавать себя, т.е. выделять и отличать от окружающей среды, осмысливать, оценивать, контролировать, ставить цели и планировать их достижение. Проявления сознания многообразны: научное открытие, предвидения - прогнозы, юмор, смех, любовь, гордость, подлость, хитрость, глупость и т.д. Оно проявляется в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, вины, радости и др. В любых своих проявлениях сознание всегда есть осознание бытия.

Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что oн при этом почувствовал, подумал, пережил.

Следовательно, сознание и психика не тождественны. Сознание – это способность человека фиксировать, осознавать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с факторами внешней и внутренней среды. Психика - регулятор неосознаваемого поведения и у человека, и у животных. Сознание – специфически человеческий способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе со всеми присущими ему конкретными и разнообразными значениями.

Исходя из Фрэйдовских представлений в структуре сознания выделяют:

Самый верхний этаж сознания — первый уровень — зани­мает надсознателъное, или "Сверх-Я" (зирег-е&о). "Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти родителей и авторитетов.

Второй уровень (наиболее четко выраженный в понятийном мышлении) составляет сознательное, т.е. та часть психичес­кой деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Ему принадле­жит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира, так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой ос­нове его поведения.

Третий уровень представляет собой подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности, который в данный кон­кретный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги и другие состояния). Однако такого рода сведения или воспоминания могут самопро­извольно всплывать в сознании.

К четвертому уровню относится бессознательное — особый пласт психики, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле созна­ния — ни по воле субъекта, ни спонтанно. Среди них есть неяв­ные знания, а также такие импульсы или переживания, кото­рые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни, однако время от времени берут реванш. Сам 3. Фрейд сводил бессознательное, а также подсознательное почти исключительно к половому влечению. Бессознательное он считал центральным компонентом человеческой психики, наиболее полно выражающим ее сущность. Впоследствии фрейдизм придал бессознательному более широкий, универ­сальный смысл, трактуя, правда, его несколько иначе.

Структура сознания может рассматриваться и в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Как явствует из самой этимологии слова "сознание", его ядром является знание об определенных процессах и явлениях. Действительно, знание и формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение) составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важными компонен­тами сознания являются эмоции (горе, радость, страх и др.), а также воля, выражающаяся в целенаправленности действий преобразовании действительности в соответствии с представле­ниями.

Таким образом, сознание человека представляет собой сложную, многоплановую, иерархически упорядоченную сис­тему.

Важнейшее свойство сознания — идеальность. Представим себе, что мы посетили худо­жественную выставку и несколько полотен произвели особенное впечатление. Может возникнуть вопрос: каким же образом со­держание этих картин запечатлелось у нас в мозгу? Очевидно, только таким, в соответствии с которым наши мысленные отра­жения не являются буквальными копиями предметов. У созна­ния нет ни одного материального свойства — ни цвета, ни запа­ха, ни объема и т.д. Это необычная особенность сознания и зас­тавляла некоторых философов либо сомневаться в его существо­вании вообще, либо рассматривать его по аналогии с деятельнос­тью других органов человека, как это и делали вульгарные мате­риалисты. Итак, прямое отождествление идеального с матери­альными нервно-физиологическими структурами мозга и их от­правлениями ошибочно. Идеальное ни в коем случае не сводимо к состоянию той материи, которая находится в черепной коробке индивида, т.е. мозга. Мыслит не мозг как таковой, а человек, об­ладающий мозгом, притом человек как компонент определенной природной или социальной системы, носитель культуры. Вызы­вает возражение и резкое противопоставление идеальных обра­зов действительному миру, наделение первых реальным сущес­твованием (в духе Платона). Нет совершенно самостоятельного мира идеальных образов, которые существовали бы наряду с предметами материального мира и независимо от них.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...