Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика научного познания. Структурная организация научного познания.

Научное познание представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Специфика научного познания заключается в том, что эта такая форма познавательной деятельности, важнейшей целью и результатом (продуктом) которой является выра­ботка и совершенствование объективно-истинных знаний. Основой науч­ного познания является обыденное знание или здравый смысл, формирую­щийся как продукт непосредственного практического отношения к внеш­нему миру. Обыденное знание имеет дело преимущественно с явлениями, слабо отражая глубинные сушностные связи предметов. По сравнению с обыденным научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как истинность, обоснованность, системность, направленность на отра­жение сущностных свойств изучаемых объектов, опережение наличной практики, особым профессионально-специальным языком. Истинность научного знания, его обоснованность, устремленность на познание сущ­ности, создают предпосылки для опережающего отражения действитель­ности и прогнозирование практической деятельности. В этом плане на­стоящий ученый всегда опережает свое время.

Специфические объекты науки обусловливают и привлечение особых средств научно-познавательной деятельности. Научное исследование требует использования научной аппаратуры для проведения эксперимен­тов при изучении новых типов объектов, специальных измерительных приборов, инструментов. Вкачестве такого специфического средства в науке выступает специально создаваемый научный язык счеткими поня­тиями, терминами и определениями. Разговорный язык с его многознач­ными выражениями, метафорами и описаниями не может обеспечить строгость и надежность научного обоснования высказываемых положе­ний. В современной науке широко используется и искусственный, специ­ально созданный формализованный язык. К средствам научного познания следует отнести и идеальные регулятивы исследования - методы позна­ния, образцы, нормы, идеалы научной деятельности и т.д.

Для организации научного познания необходим и профессиональ­но подготовленный, обладающий специальными, научными знаниями субъект познания, который овладевает исторически сложившимися средствами, приемами и методами научно-познавательной деятельности. Кроме того, субъект научного познания, ученый должен усвоить и определен­ную систему нравственных ориентиров, характерных для науки, запре­щающих подтасовку фактов, плагиат т.д. Наука дает образцы морального поведения - коллективизм, солидарность, бескорыстное служение идеа­лам истины, укрощение темных инстинктов, предрассудков и суеверий, отвращение ко лжи и слепому подчинению. Науку поддерживает мораль, которая направляет поведение ученых, помогает дать правильные общественные оценки деятельности ученых.


Предмет и значение логики – история ее становления

Все содержание нашего познания об окружающей действительности зафиксировано в научных теориях, понятиях, категориях.

Отражение действительности осуществляется чувственными формами и фиксируется мышлением.

Мышление- процесс обобщенного познания действительности, выявления связей между предметами и их свойствами. Внешние формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Процесс выявления структуры наших мыслей представляет собой их формализацию. Процесс формализации предполагает введение формулы для выражения структуры мыслей. Существуют знаки-индексы, знаки-копии, знаки-обобщения.

В логике использование знаков дает возможность выделить логические связи. Основная задача логики - изучение законов (правил), необходимых в процессе получения выводного знания.

Формальная логика есть наука, изучающая наши мысли со стороны их структуры.

Формальная логика изучает законы и правила, которым подчиняется наша мысль в процессе получения выводного знания.

Формальная логика выявляет операции, применяемые к различным формам нашей мысли.

История становления логики

Формальная логика - одна из древнейших наук. Отдельные разделы логической науки начинают разрабатываться с VI в. до н. э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Первоначально логика разрабатывалась в связи с запросами развития ораторского искусства как части риторики. Дискуссии в общественной жизни древних цивилизаций были постоянным явлением. Ораторы пользовались большим уважением. При определении победителя мнения часто разделялись, что и вызывало необходимость разработать правила логики.

Другим стимулом развития логики были запросы математики.

В Древней Греции проблемы логики исследовали Демокрит, Сократ, Платон. Но основателем логики как науки считается величайший мыслитель древности Аристотель. Он обстоятельно систематизировал логические формы и правила мышления: написал ряд сочинений по логике, объединенных позже под общим названием “Органон”.

Логика, основанная на учении Аристотеля, существует до сих пор; она носит название традиционной формальной логики.

В XX веке стали широко применяться методы символической или математической логики. Ее идеи были высказаны еще в XVIII в. немецким ученым Г. Лейбницем. Символическая логика начала создаваться лишь в середине XIX в. Ее развитие связано с деятельностью Дж. Буля, Ч. Пирса, Г. Фреге и др. Большой вклад в развитие математической логики внесли русские ученые П.С. Порецкий, Е.Л. Будницкий, С.И. Поварнин, С.О. Шатуновский.

Итак, к началу XX в. символическая логика оформилась в качестве относительно самостоятельной дисциплины в рамках логической науки.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...