Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и его роль в мыслительном процессе

Понятие - это форма мышления, мысль, отражающая предметы в их общих, существенных и отличительных признаках.

Логическая структура понятия характеризуется наличием определенного объема и содержания.

Объем понятия - это совокупность, класс предметов, которые мыслятся в данном понятии.

Например:

“человек” (включает всех людей)

“домашнее животное” (включает: собака, кошка, корова и т.д.)

Содержание понятия есть совокупность признаков, свойств предметов, мыслимых в данном понятии.

Например:

“государство” обладает следующими признаками:

а) аппарат управления;

б) определенная территория;

в) публичная власть;

и др.

Множество предметов (объем понятия) состоит из элементов. Элементом является любой из предметов этого множества, относительно которого можно утверждать, что ему присущи признаки, отраженные в содержании соответствующего понятия.

По объему (в зависимости от того, состоит ли множество, соответствующее понятию, из многих элементов) понятия делятся на общие, единичные, нулевые.

Примеры:

общие: растение, писатель, книга;

единичные: Россия, Куликовская битва, самая большая река в Европе;

нулевые: вечный двигатель, ведьма, круглый квадрат.

Общие понятия делятся на:

1) регистрирующие (число мыслительных предметов поддается учету, регистрации):

-население города

-планеты Солнечной системы

2) нерегистрирующие (относятся к неопределенному числу предметов):

-событие

-человек

Единичные понятия делятся на:

1) собирательные (относятся к классу предметов, взятых в единстве):

-созвездие Большой медведицы

-футбольная команда

2) несобирательные.

По содержанию понятия делятся на:

1)конкретные (отражают реальный предмет или класс предметов):

-книга

-дом

-дерево

2) абстрактные (отражают отдельные стороны, свойства, отношения предметов как самостоятельные объекты):

-честность

-стоимость

-время

1) положительные (выражают наличие у предмета мысли определенных признаков):

-колючая ветка

-веселый мальчик

2) отрицательные (отражают предмет, лишенный положительных признаков):

-невежда

-безответственность

-невоспитанность

3) безотносительные (не имеют ближайшего общего признака, мыслимого независимо от других понятий):

-цена

-бытие

4) соотносительные (содержание их немыслимо без другого понятия, просматриваются в паре):

-движение и покой

-базис и надстройка

-часть и целое

В зависимости от того, приводит ли то или иное логическое действие над понятиями к образованию нового понятия или к образованию истинного суждения, логические действия будут представлять собой отношение между понятиями или операции с ними.


Суждение как форма мышления

Суждение - форма мышления, мысль, в которой нечто утверждается или отрицается о предметах действительности и которая является либо истинной, либо ложной.

Суждение - это логическое содержание предложения, а предложение - это грамматическая форма суждения.

Логический состав суждения одинаков для всех народов.

Суждениями являются только повествовательные предложения.

Побудительные, нормативные, вопросительные предложения не выражают суждения, так как относительно их нельзя утверждать истинность или ложность.

Доказать суждение - значит установить его истинность посредством других суждений, истинность которых очевидна или доказана.

По составу суждения делятся на простые и сложные.

Простое суждение состоит из понятий, связанных логической связкой.

Сложное суждение состоит из простых, связанных логическими союзами.

По типу логического союза сложные суждения делятся на:

-соединительные;

-соединительно-разделительные;

-условные;

-строго разделительные.

34.Умозаключение, его роль в познании

Умозаключение - это форма мышления, логический процесс выведения нового знания из одного или нескольких суждений, известных ранее.

Суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками умозаключения.

Новое суждение, являющееся выводом, называется заключением.

Посылки в умозаключениях всегда являются истинными или принимаются за таковые.

Виды умозаключений

По характеру выводного знания виды умозаключений делятся на необходимые (дедуктивные) и вероятностные (индуктивные, по аналогии).

Дедуктивные умозаключения - это такие умозаключения, в которых из истинных посылок с необходимостью выводится истинное заключение, достаточно выполнить определенные правила.

Индуктивные умозаключения - это такие умозаключения, в которых из истинных посылок истинное знание выводится с определенной степенью вероятности.

По числу посылок дедуктивные умозаключения делятся на:

-непосредственные (одна посылка);

-опосредованные (более одной).

 

Основные законы логики

В формальной логике в качестве основных выделяется четыре закона. Они являются наиболее общими, лежат в основе различных логических операций, умозаключений, доказательств.

Закон формальной логики - мысль, выраженная в виде формул, которая при любой замене логических переменных на конкретные по содержанию мысли всегда приводит к образованию истинных суждений. Эта формула и представляет собой закон логики.

Законы формальной логики применяемы только в сфере мышления. Законы логики - это специфические формы операций с мыслями, законы структурной связи элементов мысли между собой.

Закон тождества

Каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода:

А.А есть А; А=А; А

Закон тождества отражает лишь одну сторону природы вещей - их относительную устойчивость.

Закон противоречия

Не могут быть одновременно истинными два несовместимых высказывания, два противоположных утверждения или утверждение и отрицание об одном и том же предмете в одном и том же отношении: одно из них обязательно будет ложным:

_____

А не есть А; - неверно, что А и не-А.

Это требование выражает объективное свойство самих вещей. Качественная определенность любого предмета означает, что присущее ему свойство, равно как и его существование, не может быть и не быть, принадлежать и не принадлежать ему в одно и то же время и одном и том же отношении.

Действие закона противоречия распространяется на все несовместимые высказывания: на противоположные и противоречащие суждения. Сохраняя непротиворечивость всякого правильного мышления, он требует не допускать логической несовместимости в рассуждении об одном и том же предмете мысли, обеспечивать четкую определенность выводов и тем самым способствовать их объективной истинности.

Закон исключенного третьего

Закон противоречия устанавливает обязательную ложность одного из логически несовместимых суждений, но оставляет неопределенным другое суждение.

Закон исключенного третьего по отношению к противоположным суждениям силы не имеет, он распространяется только на противоречащее суждение.

Пример: Этот студент есть отличник.

Этот студент не есть отличник.

Такие суждения не могут быть сразу оба ложными, а из ложности одного обязательно следует истинность другого.

Два противоречащих высказывания об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными или ложными:

Или А, или не-А; А есть либо В, либо не-В;

Закон исключенного третьего требует выбирать одно из двух противоречащих высказываний. Одно из них есть искомая истина. Третьего, промежуточного суждения, которое оказалось бы истинным, не существует.

Закон достаточного основания

Четвертый закон логики выражает одну из общих черт правильного мышления - его обоснованность; требует аргументации, доказательности наших суждений.

Всякая мысль, чтобы стать несомненной, должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана или самоочевидна. Он обеспечивает доказательность и последовательность мышления.

А есть потому, что есть В (С, Д и т.д.).

Логически определенная и последовательная мысль должна не просто декларировать истинность известного положения, но всегда выдвигать достаточное основание, почему именно дело обстоит так, а не иначе. В конечном счете такими основаниями могут быть:

1) самоочевидность:Сегодня холодно и ветренно.

2) достоверные факты:

Петров уволен (перечислено за что: прогулы, опоздания и т.д.).

3) аксиомы и законы науки:

Человек - продукт развития природы (основание - эволюционная теория).


Логика вопросов и ответов.

 

Развитие научных и практических знаний протекает как переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и более богатым по содержанию суждениям. Этот переход представляет собой последовательность следующих этапов:

1) постановка вопроса;

2) поиски новой информации;

3) формирование ответа на поставленный вопрос.

В форме вопроса осуществляется постановка новых проблем в науке, с помощью вопросов получают новую информацию в социальной, производственной и ежедневной практике. Познавательная функция вопроса связана с восполнением, уточнением и конкретизацией ранее полученных общих представлений о предметах и явлениях действительности. Грамматической формой выражения запроса мысли в языке выступает вопросительное предложение.

Вопрос - это выраженный в форме вопросительного предложения и реализуемый в виде ответа запрос мысли, направленный на развитие - уточнение или дополнение знаний.

В процессе познания вопросы не возникают самостоятельно, без всяких на то оснований. Любой вопрос всегда опирается на уже известное знание, которое выступает его базисом и выполняет роль предпосылки вопроса (datum questionis).

Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос. Ответ представляет собой новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответа. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Существуют различные по структуре и функциям вопросы. Среди них:

Правильно и неправильно поставленные вопросы.

Вопросы могут быть закрытыми и открытыми.

Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов.

Закрытые вопросы - это вопросы, на которые возможно дать ограниченное количество ответов. Такие вопросы чаще всего используют во время социологических опросов.

По логической структуре и познавательной функции вопросы подразделяются на два основных типа:

- уточняющие, или ли-вопросы;

- восполняющие, или что-вопросы.

Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.

Как уточняющие, так и восполняющие вопросы могут быть простыми и сложными.

Простым называется вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.

Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.

Познавательная функция вопроса реализуется в форме вновь полученного суждения - ответа на поставленный вопрос. При этом по содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом.

Среди ответов различают:

- истинные и ложные;

- прямые и косвенные;

- краткие и развернутые;

- полные и неполные.

По гносеологическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными и ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

Прямые и косвенные ответы - это два вида ответов, различающихся способом выражения информации.

Прямым называется ответ взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям.Косвенным называется ответ, который берут из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить прямой ответ.

По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие - это односложные - утвердительный и отрицательный ответы: “да” или “нет”. Развернутые - это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса.

По объему представленной в ответе информации они могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложные вопросы.

Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Неполный ответ включает информацию относительно лишь отдельных элементов или составных частей вопроса


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...