Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания.




Общественное сознание- это массовидное сознание. Оно формируется общественными связями и отношениями, и его содержание надындивидуально, всеобще. В нем проявляется «всеобщий характер отношений людей друг к другу и к природе» (К. Маркс). Говорить об общественном сознании можно только в том случае, когда социальная система уже сформировалась и стабильно функционирует. Тогда она автоматически производит «нужное» ей массовидное сознание, которое обеспечивает ее нормальное существование.

Общественное сознание становится условием существования социальной системы. В стабильно функционирующем обществе сознание «вплетено в язык реальной жизни» и без него просто нет общества. Прежде чем возникает новый тип социальных отношений, происходит переворот в сознании людей. Философы «замечают» это изменение ранее других людей, а потому они могли зачастую прогнозировать будущее развитие человечества.

Вырисовывается очень сложная картина взаимодействия общественного сознания и общественного бытия. В переходные периоды, когда идет становление нового общества, ведущей и во многом определяющей стороной выступает сознание, вернее, его изменение, совершаемое часто под воздействием внешнего насилия. Оно является исторической предпосылкой нового способа социальной жизни. Затем, когда этот способ жизни утверждается, он сам начинает воспроизводить то содержание сознания, которое до того выступало исторической предпосылкой его становления. Сознание как бы становится вторичным явлением по отношению к общественному бытию.Но это— «вторичность» элемента системы по отношению к целостной системе. Сознание - функция социальной, системы, ее необходимый момент. Как живой организм не может существовать, например, без такого своего элемента, как дыхание, так и общество воспроизводит сознание в качестве элемента жизненно для него важного. В результате сознание одновременно и условие существования общества и обусловленное им.

Маркс проработал проблему общественного сознания для развитого капитализма, где обнаружилось классовое противостояние. Поэтому он связывал содержание сознания того или иного индивида с его классовой принадлежностью. В антагонистических формациях, к которым принадлежит капитализм, средний член класса не в состоянии реально возвыситься над тем, что он есть в действительности, ибо индивиды подводятся под класс как под род. И такое «подведение» будет до тех пор, пока будут классы, отстаивающие свой особый интерес. Средний представитель класса думает как все, чувствует как все, интерпретирует события как все. «Класс определяет их жизненное положение, а вместе с тем и их личную судьбу, подчиняет их себе» (К. Маркс). Одним словом, сознание индивида становится функцией надындивидуального сознания. Индивидуальное сознание полностью определяется содержанием коллективных форм мышления и чувствования. Каково бытие людей, таково и их сознание, и наоборот. Отдельные индивиды «повторяют» в своем сознании содержание коллективных интересов и потребностей, причем, происходит это зачастую стихийно, без контроля со стороны самосознания, «я».




Сущность и социальные последствия НТР.

Первой технологической революцией с полным правом можно считать переход к использованию огня. Именно огонь дал начало металлургии, бронзовому и железному векам производственного развития. Однако много веков сменилось, а труд человека все оставался ручным. И только в конце 18 в. произошла так называемая промышленная революция, давшая начало новой технологической эпохе - эпохе крупного машинно­го производства. Ее технологической сердцевиной можно считать произ­водство машин машинами.

Исторически техника появилась и развивалась раньше науки. Та­кое обстоятельство делало прогресс техническим. Таковым он и был все то время, пока основывался на эмпирическом опыте людей. Таким обра­зом, техника (греч. - ремесло, мастерство) может быть определена как сферасоздания и применения людьми все более совершенных средств труда.

Когда же появляется наука как сфера особой исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, человеке, мышлении и обществе, дороги науки и техники стали перекре­щиваться. С этого времени прогресс становится научно-техническим.

НТР - это процесс поступательного, взаимосвязанного, прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.

Научно-технический прогресс имеет две основные формы: эволю­ционную и революционную.

Эволюционная форма НТП означает совершенствование техники, технологии и производства на базе тех же основных научно-технических принципов.

В определенные периоды НТП приобретает и другую, революционную форму, когда совершается скачкообразный переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства.

Научно-техническая революция - это революционный скачок в развитии производительных сил, означающий их переход в новое качество на основе коренных сдвигов в полученных научных знаниях, а также принципиально нового их технологического применения в сфере производства и потребления.

Социальные последствия НТР.

Информационно-компьютерная революция НТР подготавливает базу для глубоких социаль­ных изменений. Они охватят все этажи общественной целостности - социальное устройство, хозяйственную жизнь и труд, области политики и образования.

Информационная технология станет мощным генератором и резким уси­лителем культурных сдвигов и инноваций. Она вызовет противоречивые и неоднозначные процессы. Электронные средства индивидуального пользования позволят любому человеку получать необходимую инфор­мацию. Это изменит характер массовой культуры, системы образования, расширит кругозор каждого отдельного человека. Два противоположных процесса в культуре: массификация и демассификация, взаимопереплетаясь, вызовут немало непредсказуемых коллизий и неожиданных возмож­ностей. В целом они выведут культуру на иной качественный уровень.

Информационная революция не может не затронуть сферу политических отношений. С одной стороны, последствия ее отрадны: расширение возможностей непосредственного участия каждого в принятии демокра­тических решений, упрочение демократической индивидуальной свободы. Но вместе с тем возникает опасность всеохватывающего контроля правя­щих структур над людьми, вплоть до манипулирования ими. Преодоление этого противоречия возможно лишь на путях непринятия любых форм тоталитаризма и при защите достоинства исвободы каждого человека.

И, наконец, информационная революция окажет серьезное воздей­ствие на самого человека, его образ жизни и род занятий, самочувствие.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...