Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Узлы для привязывания веревки к открывающимся устройствам и открытым опорам (карабины, скальные выступы и т.д.)

Восьмерка. Этот узел чаще всего применяется для привязывания к креплению веревки d 10 и 11 мм. Его прочность до 55% (прочность узла
При испытании узла для привязывания на обоих концах образца делают петлю данным узлом. Если испытывается узел для связывания веревок, он связывается между двумя кусками веревки, на других концах которых завязываются более прочные узлы).
Нагрузочный конец должен проходить по верхней стороне узла (рис. 32а). За счет этого прочность узла увеличивается на 10%. Прежде чем затягивать узел, витки надо положить параллельно один на другой, а не оставлять крест-накрест. Их неправильное расположение уменьшает проч- ность веревки.

Девятка (рис. 32б). Недавно вошел в практику. Это узел с самой короткой историей, но он все шире применяется в технике одной веревки. Самое ценное его свойство состоит в том, что из всех использовавшихся до сих пор узлов он имеет наибольшую прочность - до 70-74%. Это приво- дит к увеличению практической прочности веревки. Особенно целесообраз- но его применение для веревки d 9 мм, прочность которой с самого нача- ла меньше прочности веревок d 10 и 11 мм.
Одинарный и двойной булинь (рис. 33). Прочность двух этих узлов почти одинакова - до 52-53%. После завязывания одинарного булиня со свободным концом обязательно делают контрольный узел.

Бабочка (рис. 34). Особенно удобный узел для привязывания веревки к основным и промежуточным креплениям в колодцах, с которых не снима- ется навеска после каждого прохождения, и веревка оставляется надолго. При провеске таких колодцев в петлю узла устанавливают прокладку для предохранения веревки от постоянного сплющивания в одном и том же месте (веревка перегибается через карабин малого радиуса) и протирания оплетки. Узел "бабочка" дает возможность легко и точно регулировать и затягивать петли, которые делают многократно, так, чтобы не выпадали прокладки. Прочность узла 51%. Подходит он и для привязывания веревки к промежуточным креплениям горизонтальных перил, как и для V-образных креплений.


5.2. Узлы для привязывания веревки к неоткрывающимся устройствам и закрытым опорам (кольцевые ушки - "ринги", скальные турники, стволы деревьев и т.д.)

Восьмерка. Свободный конец веревки пропускается параллельно предварительно сделанной восьмерке из одиночной веревки (рис. 35а). Витки не должны перекрещиваться.
Одинарный и двойной булинь. Одинарный булинь (рис. 33а) чаще всего используется для привязывания веревки к скальному турнику, дереву и т.п. в начале пропасти или колодца. При нехватке крючьев, веревочных или тросовых петель может также использоваться и для устройства промежуточного крепления на скальном турнике путем сдавливания веревки (рис. 35б). Из-за опасности, что веревка порвется, это оправдано только в случае, если проводятся спасательные работы или другие неотложные действия.
Двойным булинем веревку можно привязывать к "рингам" без карабина (рис. 35 в).


Узлы для связывания веревок и петель

Двойной ткацкий (рис. 36а). Используется для связывания веревок как одинаковой, так и разной толщины, и вязания веревочных петель. Имеет наибольшую прочность - до 56% - из всех узлов для связывания ве- ревки.

Встречная восьмерка (рис. 36б). Используется для связывания веревок только одинаковой толщины и вязания веревочных петель. Прочность - до 47%.
Встречный проводник. Ленточный узел (рис. 36 в, г). Применяется для вязания петель из веревки диаметром 9 мм и более и петель из стропы. Петли из ленты вяжутся только этим узлом, отчего он и называется ленточным.


Узлы специального назначения

Самозатягивающиеся узлы. Применяются обычно в аварийной ситуации, когда какой-либо из самохватов сломался, потерся или не закусывает грязную веревку. Их прочность близка к объявленной прочности веревки, из которой они сделаны, потому что, как известно, здесь работает двойная веревка (см. п.6.1). Это позволяет с достаточной безопасностью использовать шнуры диаметром 5 и 6 мм.
Из известных 18 видов самозатягивающихся узлов подходят для использования в технике одной веревки только четыре: классический самозатягивающийся узел "прусик", перекрестный самозатягивающийся узел, его карабинная разновидность "арб" и карабинный узел "бахман" (рис. 37). При необходимости число витков во всех узлах можно увеличить.

Амортизирующие узлы.

Вяжутся на веревке, соединяющей дополнительное крепление с основным при его дублировании, и
используются в случае, если при разрушении основного крепления динамическая нагрузка на допол-нительное неизбежна. Их применение особенно необходимо как при работе с веревкой d 9 мм, так и с более толстой, но с явными признаками износа. Амортизирующими являются узлы "бабочка" (рис. 34) и проводник (рис. 38).

Импровизированные приспособления для транспортировки груза и спасательных работ:

- тормозящий узел (рис. 39). За счет трения в его витках регулируется движение нагруженной веревки при спуске. Используется для спуска в колодец пострадавшего или тяжелого груза.
- узел "реми" (рис. 40). Установкой второго карабина в витки тормозя- щего узла последний превращается в автоблокировочный узел "реми". При нехватке самохватов с его помощью можно сделать блок-тормоз для подъ- ема груза или человека.

- узел "маринер" (рис. 41). Применяется для устройства оттяжки с петлей и блоком при извлечении пострадавшего или тяжелого груза. Узел "маринер" дает возможность при необходимости развязать и снять петлю, когда отклоняемая веревка нагружена.

 

5.5. Вспомогательные узлы

Стремя (рис. 42а). Имеет ограниченное применение в технике одной веревки. Используется для связывания педали с карабином ведущего самохвата (рис. 47), а также если приходится делать дополнительное промежуточное крепление в уже провешенном колодце, если слабины веревки не хватает для завязывания девятки или восьмерки.
Якорная петля (рис. 42б). Применяется для привязывания петли восьмерки или девятки к "рингам", а также петли к отклоняющему креплению, когда можно обойтись без карабина.
Запомните:
- при завязывании узла на конце веревки, как и при связывании двух веревок или веревочных петель независимо от назначения узла длина остающегося свободного конца веревки не должна быть меньше 5 см;
- одинарный булинь, независимо от того, сделан ли он из одинарной или сдвоенной веревки, обязательно страхуется дополнительным контрольным узлом;
- для самозатягивающихся узлов используется более тонкая веревка, чем та, вокруг которой их завязывают.


Приспособления из веревки

Веревочные петли

Используются для устройства крепления на естественных опорах, как отклонители веревки в колодце, при спасательных и других работах. Петли связывают двойным ткацким узлом или встречной восьмеркой из веревки толщиной 7 и 8 мм и встречным проводником из веревки толщиной свыше 9 мм.
Несмотря на наличие узла, практическая прочность веревки, связанной в петлю, почти не меняется и остается близкой по значению к прочности, объявленной производителем. Например, вспомогательная веревка толщиной 7 мм, имеющая объявленную прочность 1170 кгс, связанная в петлю, рвется при 1150 кгс. Если петля сдвоена (рис. 43-4), практическая прочность возрастает до 2850 кгс, потому что в петле веревка работает соответственно вдвое и вчетверо. Это, однако, верно только при условии, что плечи петли параллельны одно другому (рис. 43-1). Чем больше угол между ними, тем меньше прочность петли. При угле 30 градусов натяжение в каждом плече увеличивается на 3%, а при 60 градусах - уже на 15% (рис. 43-2,3). Поэтому при использовании петель надо соблюдать то же условие, что и при устройстве V-образного крепления, т.е.не допускать угла между плечами петли свыше 90 градусов. Это легко достигается использованием петель различной длины. Если естественная опора, на которую навешивается петля, более массивна, угол между плечами петли уменьшится, если увеличить длину плеч (рис. 43-5). Кроме того, более длинная петля всегда имеет лучшие амортизационные свойства, что немаловажно для надежности крепления.
Способы правильного использования петель показаны на рис. 43 - 1, 4, 5, 7, 10, 11.

 

Страховочный конец

Страховочный "ус" - один из важнейших и специфичных для техники одной веревки приспособлений для самостраховки спелеолога за перила, при перестежке через промежуточные крепления и узлы веревки во время спуска и подъема, при устройстве навески, спасательных работах и т.д. (рис. 44).

Для его изготовления используется только динамическая веревка толщиной не менее 9 мм. Использование веревки диаметром меньше 9 мм, как и разных видов синтетических лент или статической веревки недопустимо! Исследования комиссии по изучению материалов и снаряжения при французской федерации спелеологии (Курби (1)) недвусмысленно подтверждает это (табл. 11).
На двух концах динамической веревки диаметром 9 или 11 мм и длиной 1.5 м делают по короткой петле. Петли вяжут узлом "девятка" для 9-мм и "восьмерка" для 11-мм веревки. В одну из них вставляют дюралюминиевый карабин, который должен быть асимметричным и без муфты для легкого манипулирования при перестежке через промежуточные крепления. Другая петля страховочного конца встегивается в треугольный карабин "мэйон рапид" ("Maillon rapide", MR) нижней обвязки.
После того, как узлы страховочного конца затянуты, его длина не должна превышать 50 см. В противном случае у спелеолога всегда будут возникать проблемы при зависании (рис. 45а) и особенно при перестежке через промежуточные крепления, если навеску делал спелеолог с "усом" нормальной длины. Слабина на перестежке для него всегда будет недостаточной для выстегивания спускового устройства. Чтобы сделать это, каждый раз придется прибегать к помощи педали и ведущего самохвата.
Страховочный конец можно сделать и двойным. Для этой цели используют более длинную веревку около 2.7 м при диаметре 11 мм. После того, как на двух ее концах будут завязаны необходимые узлы, веревка сдваивается узлом "восьмерка" (или "девятка" для диаметра 9 мм), в результате чего получается третий узел (рис. 45б). При этом один конец должен иметь длину 50 см, а другой - не более 75 см, включая карабины. Страховочный конец встегивают в треугольный карабин MR нижней обвязки петлей сдвоенного конца.
Короткий "ус" конца служит для самостраховки спелеолога за крепления, а длинный - при страховке за перила в комбинации с коротким, при перестежке с перил на веревку в колодце или обратно и других маневрах.
Кусок веревки, из которой будут делать страховочный конец, предварительно погружают на одни сутки в воду, чтобы потом она не укорачивалась при намокании. До конца срока использования ремня его узлы не развязываются даже при стирке.
Страховочный конец тем более надежен, чем больше значение Н0 имеет веревка, из которой он связан. Из рис. 46 видно, что ПДН2 всегда будет меньше ПДН1, или Н02 больше Н01.
Если конец новый и сделан из 11 мм динамической веревки, даже при рывке с фактором 2 падающий не почувствует особенно сильного удара. Пиковая динамическая нагрузка остается в пределах допустимого, так как длина конца по определению меньше значения Н0. Тем не менее, сильных и особенно излишних нагрузок на него надо избегать. Как рывки, так и неаккуратные зависания на нем неблагоприятно воздействуют на веревку ничтожной длины, из которой он сделан.
В процессе эксплуатации она постепенно исчерпывает свои эластические способности. Даже после десятка более медленных опусканий на страховочный конец пиковая динамическая нагрузка может значительно увеличиться. Поэтому и при нормальном статическом применении страховочного конца всегда следует работать внимательно, чтобы не подвергать его излишним нагрузкам.
Запомните:
- страховочный конец делается только из новой динамической веревки диаметром минимум 9 мм и каждый год сменяется новым, даже если ее внешний вид все еще отличный;
- если страховочный конец сделан из веревки диаметром 9 мм, ни в коем случае нельзя допускать падения на него с фактором, больше 1.

 

<>

6.3. Педаль

Стремя, с помощью которого осуществляется подъем в колодце, и устройство для страховки спелеолога через ведущий зажим обычно делают из одного куска веревки. Получается приспособление, которое называется педалью (рис. 47). Для изготовления ее используется динамическая веревка диаметром 9 мм и длиной около 3 м. На одном конце одиночным булинем или проводником делается большая петля для двух ног, а на другом - очень короткая петля "восьмеркой". Через узел "стремя", завязанный на карабине ведущего зажима, фиксируется необходимая длина страховочного конца и стремени.
Длина стремени подбирается такой, что, когда обе ноги вставлены в него и вытянуты, ведущий зажим находится не более чем в 2-3 см от грудного. Длина страховочного конца подбирается при попытке сменить направление движения с подъема на спуск. После того как спусковое устройство встегнуто в веревку и блокировано и спелеолог, отстегивая грудной зажим, переносит на него вес тела, он не должен зависнуть на страховочном конце. Длина страховки должна быть достаточна для легкого снятия ведущего зажима с веревки, но не более, чем это необходимо.
Педаль можно сделать из двух отдельных кусков веревки. И в этом случае страховочный конец делается из динамической веревки диаметром 9 мм, в то время как для стремени можно использовать вспомогательную статическую веревку диаметром 7 или 8 мм.
Запомните:
- страховочный конец педали встегивается или прямо в треугольный карабин MR нижней обвязки, или в страховочный пояс креста овальным карабином MR диаметром 7 мм. Обычный карабин, с муфтой или без нее, желательно не использовать для этой цели.


Уход за веревкой

Из всего снаряжения для работы на колодцах больше всего постоянной заботы требует веревка. Небрежности в обращении с ней допускать нельзя - за это приходится дорого расплачиваться.


Маркировка. Биография веревки

Трудно упомнить, какая веревка когда куплена, а еще труднее - в каких пещерах и сколько человек ее использовали с момента ее появления. Поэтому первое, что необходимо сделать после приобретения веревки, - промаркировать ее. Это особенно важно, если веревка принадлежит клубу. За время использования она попадает в разные руки не только из-за общего владения ею членами клуба, но и из-за их текучести.

Таблица 12

N Дата Пропасть Число участников Примечания
14.11.82 Иванова вода с. Добростан  
14.12.82 15.12.82 Яворец Панчови грамади, с. Зверево 5 4  
23.01.83 Кровавая лужа, м.Зеленич Веревкой был провешен последний колодец в который спускался только один участник


Чтобы маркировка была прочной, ее лучше всего сделать в виде запрессованных алюминиевых колец на обоих концах веревки. На них выбивают цифры, означающие год производства, порядковый номер веревки и ее длину. Данные о длине лучше нанести, когда веревка перестанет укорачиваться.
Для всех веревок в клубе нужно вести журнал, в котором, кроме сведений о виде, типе, даты получения веревки и т.д., записывают, в каких пещерах веревка была использована и число участников спуска (табл. 12). Только по этим данным по прошествии времени можно реально оценить интенсивность использования данной веревки, то есть проследить ее биографию.


Хранение

Если веревка хранится не всегда в чистом виде, она значительно быстрее изнашивается сама и быстро изнашивает снаряжение для спуска и подъема. Поэтому после каждого выезда ее необходимо стирать. Температура воды не должна быть выше 30 градусов. При сильном загрязнении можно использовать мыло или стиральный препарат для синтетических тканей, но без содержания энзимов. Лучше всего не использовать никаких моющих средств, а просто намочить веревку, пропустить ее между двумя прижатыми друг к другу щетками и прополоскать. Процедура повторяется, пока вода не останется чистой. Выжимают, протягивая веревку через фиксированный карабин или десандер. Во время сушки веревку нельзя помещать вблизи отопительных приборов или оставлять на солнце. Лучше всего сушить ее в проветривающемся темном помещении.
Прежде чем бухтовать веревку, ее надо очень внимательно осмотреть, следя за тем, чтобы:
- не было обрывов, потертостей или размягчений защитной оплетки;
- гибкость при сгибании в противоположных направлениях была одинакова по всей длине веревки;
- при ощупывании не чувствовалось явных утолщений или утончений по отношению к нормальному диаметру веревки.
Таким же образом проверяется перед использованием и любая веревка, которая использовалась и была постирана и сбухтована другим человеком.
При обнаружении дефекта, если поврежденный участок длинный, веревка бракуется. Если дефект локален, веревка разрезается, чтобы исключить поврежденное место. Две оставшиеся части веревки можно опять использовать для провески менее глубоких колодцев. Завязывание узла для локализации поврежденного участка допускается только как временная мера, если дефект замечен в колодце во время работы с веревкой. После выемки ее надо разрезать.

Пока веревка не используется, ее держат сбухтованной в темном проветриваемом сухом помещении. Бухтуют так, как показано на рис. 48. Если веревка длинная, бухтовку начинают с середины и делают две бухты. Витки, которые наматывают на бухту, надо затянуть, иначе веревка распустится и спутается при транспортировке.
Хранить и перевозить веревку надо отдельно от металлических предметов и источников света. Класть аккумуляторы и батарейки в мешок вместе с веревкой абсолютно недопустимо.
При транспортировке к пещере и в ней самой, при устройстве навески и ее выемке для предохранения веревки от повреждения используют специальные транспортные мешки из поливинилхлоридной ткани с двойной пропиткой. Так как у нас (в Болгарии - пер.) такие сумки не производят и не импортируют, приходится изготовлять их по системе "сделай сам". Скроить и сшить их несложно. Подобная ткань производится заводом "П.Караминчев" в Русе для фургонов грузовых автомобилей или навесов легких павильонов. В качестве лямок используется синтетическая лента шириной 50 мм, производимая заводом "Н.Киров" в Казанлыке для ремней безопасности легковых автомобилей. Рис. 49 дает представление о выкройке и общем виде такого транспортного мешка. В ней помещается 120 м веревки d 10 мм.
Запомните:
- не оставляйте веревку открытой на балконе, в складском помещении, кладовке и т.д., а уберите в ящик, шкаф или темное помещение;
- сушите ее только в тени, а лучше всего - ночью или в темном помещении;
- тщательно оберегайте ее от контакта с кислотами, щелочами и другими химикатами, что означает: не держите вместе с ней или в непосредственной близости батарейки или аккумуляторы и не кладите ее в багажник автомобиля иначе как в транспортном мешке из ПВХ.

 

Периодическая проверка

Проверять статическую веревку на пригодность к дальнейшему употреблению следует:
- веревку d 9 мм - через 2 года;
- веревку d 10 и больше мм.- через 3 года
- независимо от срока и даты последней проверки - для любой веревки, которая вызывает малейшее сомнение.
С этой целью на удобной скале в районе клуба надо забить рядом друг над другом два крюка SPIT и занести туда подходящий груз весом 80 кг. От веревки, которую надо испытать, отрезают кусок длиной около 3 м и кладут в емкость с водой так, чтобы она хорошо пропиталась. На обоих ее концах вяжутся узлы "восьмерка" или (для веревки d 9 мм) "девятка", так что получается образец длиной примерно 1.5 м от петли до петли. Карабином "АэСМЮ" 3400, "Штубай" 5000 или треугольным карабином MR диаметром 10 мм готовый образец крепят к ушку нижнего крюка и грузу. Карабин, на котором висит груз, связывается сдвоенной петлей из тонкого шнура с карабином на веревке, переброшенной через блок, который крепится на втором крюке. С его помощью посредством полиспаста или мускульной силы нескольких человек груз поднимается, пока карабины в петлях образца не окажутся на одном уровне (рис. 50). Веревка фиксируется и петля обрезается. Падение при этих условиях имеет фактор 1. Каждый образец испытывается двумя последовательными падениями груза:
- если он выдержал два падения, веревка пригодна для дальнейшего использования;
- если он выдержал первое падение, но порвался при втором, что часто случается, от веревки отрезают второй кусок и тоже испытывают два раза. Если и второй образец выдержал первое и порвался при втором падении груза, веревка не считается годной. Но если второй образец порвался еще при первом падении, на такую веревку больше нельзя рассчитывать;
- если испытываемый образец порвался еще при первом падении груза, второй кусок веревки не отрезается. Такая веревка непригодна к употреблению и сразу бракуется.
Таким тестом можно проверить годность и сомнительной бывшей в употреблении динамической веревки, но при условии, что она будет использоваться только для провески колодцев, а не для страховки.
Хотя веревка после таких проверок становится немного короче, ее никогда не надо на них жалеть.
Запомните:
- всегда лучше иметь веревку покороче, а жизнь подлиннее, чем наоборот!


Вместо заключения

Опыт тысяч спелеологов всего мира на протяжении многих лет доказал, что статическая веревки обладают необходимыми качествами, позволяющими им безопасно выдерживать нагрузки при использовании их в технике одиночной веревки. Но это верно только в течение нормального срока употребления веревки и при условии, что все время ее правильно эксплуатировали и обращались с ней. Выполнение этих требований зависит только от спелеолога, который с ней работает.
Кроме того, хотя при поглощении динамического удара степень надежности различных типов веревки различна, она не зависит от самой веревки. Окажется ли она в данный момент достаточной или нет, зависит снова от спелеолога. Как мы видели, надежность статической веревки зависит от соотношения между ее практической прочностью на разрыв и пиковой динамической нагрузкой. А спелеолог всегда может влиять на нее через фактор падения. Или, другими словами, ключ к решению проблемы надежности веревки - в его руках. С этим ключом каждый спелеолог должен грамотно обращаться и никогда не забывать, что, как и любой другой метод спуска в пещеры, техника одной веревки имеет не только преимущества, но и недостатки. При обрыве веревки упоминавшийся уже закон Ньютона отправит его прямым путем на дно колодца. Если веревка порвется во время спуска последнего или подъема первого из команды, путь к поверхности для них отрезан. Помощи можно ожидать только извне, но не остается возможности ее вызвать.
Вероятность обрыва веревки - это только потенциально существующая опасность. А реализуется она или нет, зависит, в принципе, не от ве- ревки как снаряжения, а от спелеолога, который ею пользуется. Следова- тельно, безопасность проникновения целиком определяется тем, кто его совершает. А она может быть гарантирована только при условии, что сна- ряжение и особенно веревка в отличном состоянии и предварительно про- веряются перед каждым выходом правильно, в соответствии с типом используемой веревки.
Вот почему мы заканчиваем тем, с чего начинали: техника одной веревки, кроме знания основных принципов, элементов и требований, качественной экипировки и очень хорошей спортивно-технической подготовки, требует отличного знания свойств и педантичного соблюдения правил обращения с веревкой, которой, по сути, при каждом выходе в пещеру мы доверяем свою жизнь!


Литература

1. Courbis R., Demaison A., Marbach G., Rocourt J.L.. Etude du Materiel. Spelunca, Paris, 1979. N. 2. P. 61-64
2. Dobrilla J.C., Marbach G. Techniques de la Speleologie Alpine. Paris, 1973
3. Hartwell J. Ropes, Knots and Splices. Manual of Caving Techniques. London, 1969. P. 35-54
4. Kipp M. Uber die Gebrauchsfestigkeit von Seilen. Referat beim 7. Internationalen Kongress in Sheffild, England, 1977
5. Kipp M. On the Practical Strength of Kernmantel Ropes. Caving International Magazine, Edmonton (Canada), 1979. N. 5. P. 37-40
6. Marbach G., Rocourt J.L. Techniques de la Speleologie Alpine. Choranche (France), 1980
7. Meredit M. La Speleologie Verticale. Grenoble, 1979
8. Montgomery N. Protecting Ropes from Abrasion in Single Rope Techniques. Helictite, 1976
9. Montgomery N. Single Rope Techniques. Sydney, 1977
10. Nanetti P. Un po'di Tecnica: delle corde e di altre cose. Speleologia, Milano, 1980, No 3, pp.25-30.
11. Orsolo, J., Un nouveau type de la corde stato-dynamique. Spelunca, Paris, 1980, No 1, pp.33-34.
12. Planina, T., Climbing Ropes Wearing out with Ropes Brakes. Naze jame, 19 (1977), Lubliana, 1978, pp.15-22.
13. Planina, T., The Influence of Cave Loam on the Ropes Wearing out. Naze jame, 19 (1977), Lubliana, 1978, pp.23-27.
14. Rouillier, Ph., Beobachtungen an Mammut-Spelaaoseilen. Reflektor, Basel, 1980, No 2, pp.31-32.
15. Seilkunde, Brochure des Elderid-Werkes, Isny (BRD).
16. Vanin, A. La sicurezza nell'uso delle corde statiche. Bolletino CNSASS, Trieste, 1979, No 8, pp.27-33.
17. Vanin A., Le Longes ed i sistemi autobloccanti per discesa su Corda. Speleologia, Milano, 1980, No 3, pp.15-17.
18. Wegen des Bergseiles. Brochure des Beal-Werkes, Frankreich.
19. Wissenswertes uber Bergseile. Brochure des Mammut-Werkes, Schweiz.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...