Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАЖНЕНИЕ 30: ПЕРЕХОД В ПОЗИЦИЮ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

1. Конфликтная ситуация. Подумайте о вполне конкретной ситуации средней сложности, в которой у вас возникли разногласия или конфликт с другим человеком.

2. Я-позиция. Просмотрите фильм об этой ситуации со своей собственной точки зрения. Представьте себе, что вы снова переживаете ту же самую ситуацию, глядя вокруг себя своими собственными глазами и переживая то, что действительно тогда произошло. Обратите внимание на то, что вы тогда слышали и ощущали, вспомните все детали, которые можете вспомнить. Когда вы дойдете до конца этого эпизода, перемотайте фильм к самому началу конфликтной ситуации.

3. Изучите своего собеседника. Остановив фильм в самом начале и включив «паузу», присмотритесь к своему собеседнику. Обратите внимание на то, как он дышит, на его позу, выражение лица, манеру двигаться и говорить, интонации и темп речи, на всю ту невербальную информацию, которая может подсказать вам, что переживает этот человек. Вы можете также вспомнить весь свой опыт общения с ним, все, что вы знаете о том, что ему нравится и что не нравится, его отношение к различным проблемам, его прошлое — всю ту информацию, на основании которой вы можете составить представление о нем как о личности.

4. Войдите в позицию другого человека. Пусть ваше сознание покинет ваше тело и займет позицию вашего собеседника или, глядя из-за его плеча, начнет видеть и слышать то, что видит и слышит он.

Начните подстраиваться к тому, что ему нравится и что не нравится, к его личной истории, проговаривая про себя: «Я человек, который...», — и далее называйте все характеристики и особенности этого человека, о которых вам известно.

Позвольте своему сознанию войта внутрь его тела, воспроизвести его позу и движения и все невербальное поведение, которое вы заметили раньше. По мере того как вы все больше становитесь этим человеком, почувствуйте то, что может ощущать он.

5. Просмотрите фильм с позиции другого человека. Атеперь просмотрите снова тот же самый фильм, на этот раз разглядывая ситуацию с позиции своего собеседника. Как теперь вы воспринимаете конфликтную ситуацию, находясь на месте собеседника? Какие чувства вызывает она у вас? Какие при этом возникают у вас желания, надежды и страхи? Каковы ваши позитивные намерения и как вы собираетесь справиться с возникшим затруднением? Каким вы находите свое собственное поведение в глазах своего собеседника? Что еще вы можете сказать о переживаниях этого человека?

6. Вернитесь в Я-позицию. Пусть ваше сознание снова вернется в ваше тело. Уделите столько времени, сколько вам потребуется, чтобы полностью вернуться в самого себя, после этого откройте глаза, оставив все элементы личности другого человека у него.

Большинство людей, постаравшихся тщательно выполнить это упражнение, узнает много нового о своем собеседнике и о том, как они сами выглядят в глазах других людей. Обычно в этой информации скрываются важные указания на то, что следует предпринять, чтобы найти основу для договоренности и разрешения конфликта.

В предыдущем упражнении вы научились покидать свою Я-позицию и входить в позицию другого человека, чтобы понять ее как можно глубже. Еще раньше вы научились переходить в позицию наблюдателя по отношению к своей собственной позиции, чтобы диссоциироваться от неприятных ощущений и войти в более комфортное состояние. Но существует еще один способ применения позиции наблюдателя: наблюдение за взаимодействием, которое происходит между вами и вашим собеседником. Выполните следующее упражнение, чтобы понять, насколько полезным может оказаться такой подход.

УПРАЖНЕНИЕ 31: НЕЙТРАЛЬНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ

1. Конфликтная ситуация.Вернитесь к той же самой конфликтной ситуации, с которой вы работали в предыдущем упражнении.

2. Я-позиция.Снова войдите в Я-позицию в этой ситуации. На этот раз нет необходимости просматривать весь фильм до конца, если вы смогли полностью вернуться в эту ситуацию.

3. Позиция другого человека.Войдите в позицию другого человека точно так же, как вы делали это раньше. И снова нет необходимости просматривать весь фильм до конца, если вам удалось полностью превратиться в своего собеседника в той ситуации.

4. Займите позицию наблюдателя.Сейчас переместитесь в позицию, находясь в которой вы сможете отчетливо видеть и слышать как себя, так и своего собеседника. Убедитесь в том, что этот наблюдатель находится на одинаковом расстоянии как от первого, так и от второго из партнеров. Проверьте также, что расположение наблюдателя позволяет ему видеть глаза обоих лиц на одном с собой уровне.

5. Просмотрите фильм с позиции наблюдателя.Просмотрите весь фильм, наблюдая и прислушиваясь к разворачивающейся в нем ситуации с позиции наблюдателя, как будто вы видите этих двух человек впервые. С этой нейтральной позиции внимательно понаблюдайте за всем, что происходит с этими людьми. Обратите особое внимание на то, как действия одного вызывают ответное поведение и ощущения другого, и наоборот. Исследуйте все, что поддается изучению с позиции наблюдателя. Как вы чувствуете себя в этой позиции, наблюдая это взаимодействие?

В этом упражнении многие люди начинают понимать, как их собственное поведение запускает реакции других людей и наоборот. Кроме того, они зачастую начинают искренне сочувствовать обоим участникам наблюдаемого спора.

Основа мудрости и гениальности

Все три позиции — собственная, другого человека и наблюдателя — являются источниками уникальной информации и нового понимания другого человека. Если вы умеете произвольно перемещаться из одной позиции в другую, то комбинация всей этой информации станет основой для истинной мудрости.

Роберт Дилтс, один из разработчиков НЛП, говорил: «Мастерство, — это страстная увлеченность, чем-то с Я-позиции. Мудрость – это способность сознательно перемещаться в ту и другую сторону между всеми тремя позициями: Я, другой человек и наблюдатель». Чем более полно и совершенно вы сможете делать это, тем лучше вы сможете поддерживать в рабочем состоянии процесс своего мышления, ведете ли вы переговоры или делаете доклад, обращаетесь к новому клиенту или отвечаете своему ребенку. И наконец, пользуясь этим процессом, вы сможете повысить гибкость своего мышления и способность поддерживать позитивное общение с самыми различными людьми в самых разных ситуациях.

Способность легко пользоваться всеми тремя позициями восприятия: Я, другого человека и наблюдателя — очень редко встретишь в современном мире. Эйнштейн, Ганди, Моцарт, Дисней и многие другие гении писали о всех этих точках зрения и отмечали, что они активно пользовались всеми этими различными взглядами в своем мыслительном процессе. Например, Эйнштейн, создавая теорию относительности, активно использовал Я-позицию и позицию наблюдателя. Он представлял себе, что значит лететь на кончике луча света со скоростью 300 000 километров в секунду, в то время как «другой» Эйнштейн наблюдает за этим процессом с позиции наблюдателя. Эти размышления легли в основу теории, перевернувшей наши представления о структуре Вселенной.

Уолт Дисней, создавая свои мультфильмы, также использовал различные точки зрения. При подготовке сюжета и рисунков он перескакивал в позицию своего зрителя, чтобы увидеть будущий мультик его глазами. Поскольку способность произвольно переходить из одной позиции в другую оказывается такой ценной, найдите время для того, чтобы выполнить упражнения 30 и 31. Освоив их, вы откроете для себя ценность каждой из позиций восприятия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...