Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАЖНЕНИЕ 37: СПОКОЙНАЯ РЕАКЦИЯ НА КРИТИКУ

1. Критика. Начните с того, что вспомните недавний случай, когда вы болезненно реагировали на критику и вам не понравилась собственная реакция. Чтобы легче освоить данный прием, выберите случай, когда критика была не слишком серьезной. Вернитесь мысленно в тот момент, который непосредственно предшествовал возникновению проблемной ситуации.

2. Позиция наблюдателя. Представьте себя перед тем, как прозвучали критические замечания вашего собеседника, и как только этот «другой вы» осознает, что прозвучала критика, понаблюдайте за тем, как «другой вы» входит в состояние диссоциированности. Когда «другой вы» начинает воспринимать критику, вы можете представить себе, как он выходит из своего тела или выстраивает вокруг себя воображаемую защиту в виде толстого прозрачного щита из оргстекла, чтобы чувствовать себя защищенным. Может также оказаться весьма полезным представлять себе, как звучащие слова критики пропечатываются на поверхности воздушного шарика из мультфильма.

3. Фильм, содержащий критику. Посмотрите, как «другой вы» просматривает подробный фильм, в котором отражается основное содержание услышанной им критики, чтобы понять ее суть. Если «другой вы» получил слишком мало информации, чтобы ясно представить ее в фильме, пусть он попросит критика сообщить дополнительную информацию, чтобы полностью понять, о чем тот говорит.

4. Фильм о ваших переживаниях. Теперь, когда «другой вы» уточнил для себя точку зрения критика на ситуацию, поскольку он получил соответствующую информацию, посмотрите, как «другой вы» создает фильм о том, что, по вашему мнению, происходило в той же самой ситуации, и затем сравнивает свой фильм с представлениями критика.

5. Сравните эти два фильма. Совпадают ли эти два фильма? Они могут совпадать, совпадать лишь частично либо совершенно не совпадать. В конце концов, это две различные позиции восприятия. Если они не совпадают, пусть «другой вы» задаст вопросы критику, чтобы получить дополнительную информацию. Ведь «другому вам» необходимо понять суть услышанной критики.

6. Выберите способ реагирования. Пусть «другой вы» выберет подходящую реакцию, основываясь на результатах сравнения, которое он произвел. Существует множество различных способов реагирования, зависящих от обстоятельств и степени совпадения этих двух фильмов. Он может сказать: «Извините», или: «Я хотел лишь сообщить вам о том, что меня задевает», или: «С моей точки зрения это выглядит совсем по-другому». А может отреагировать и так: «Это интересный взгляд на происшедшее», или: «Вероятно, я мог бы сделать это по-другому», или даже: «Большое спасибо вам за то, что вы поделились со мной своим мнением».

Посмотрите, как он выбирает наиболее подходящую в данной ситуации реакцию и дает понять своему собеседнику, что он очень внимательно относится к его словам. Глядя на то, как вы реагируете на критику, обратите внимание на ту реакцию, которую вы получаете в ответ. Вы можете попробовать изменить то, что «другой вы» говорит и как он это говорит, и вносить такие изменения до тех пор, пока результат не покажется вам удовлетворительным.

7. Планирование будущего.Хотите ли вы изменить свое поведение, опираясь на ту информацию, которую вы только что получили? Если да, то представьте себя в аналогичных ситуациях в будущем, реализуйте в них новое поведение. Этот процесс является способом запрограммировать себя таким образом, чтобы в будущих ситуациях поведение этого нового типа включалось у вас автоматически.

8. Повторение.Чтобы лучше закрепить новые реакции, отдельно просмотрите две или три будущие ситуации, в которых вы скорее всего столкнетесь с критикой в свой адрес и в которых вам хотелось бы реализовать новые способы реагирования. Чтобы эта последовательность действий стала совсем автоматической, повторите шаги 1—6 этого упражнения в каждой из воображаемых ситуаций.

9. Интеграция.Когда вы закончите, то, в буквальном смысле слова, протяните руки и поместите ту часть своей личности, которая научилась новым стратегиям поведения, внутрь своего тела, чтобы весь процесс оценки и реагирования на критику стал теперь частью вас.

Описанный процесс спокойного реагирования на критику оказывается эффективным в том случае, когда вы хотите, чтобы критика не затрагивала вас эмоционально и у вас была возможность спокойно выделить содержащуюся в ней полезную обратную связь. Этот процесс может оказаться полезным и в том случае, когда вы только предполагаете, что кто-то другой может критиковать вас, или же когда вы сами высказываете критику в свой адрес. Знание о том, что вы всегда можете воспользоваться этим приемом, чтобы сохранить открытость в общении и реагировать подходящим образом на критику, давая вам возможность повышать самооценку, способно творить чудеса.

Ценность критики

Не овладев стратегией спокойного реагирования на критику, вы скорее всего будете реагировать на нее всегда одинаково. Если единственной доступной вам реакцией является переход в оборонительную позицию, вы не сможете извлечь из критики никакой полезной информации, которая может в ней содержаться.

Любое поведение оказывается полезным в определенной ситуации.Эта очень важная Предпосылка НЛП означает, что даже критика имеет определенную ценность. Фактически в любой критике содержится полезная информация. Если вы пользуетесь стратегией спокойного реагирования на критику, а не переходите в оборонительную позицию всякий раз, когда кто-нибудь начинает критиковать ваши убеждения, ценности или поведение, то вы всегда сможете внимательно выслушать и объективно оценить все сказанное вашим собеседником и использовать в своей практике всю информацию, имеющую для вас ценность.

Если критика оказалась вполне справедливой, а вы отнеслись к ней достаточно объективно, вы можете высказать собеседнику свое согласие: «Я понимаю, что вы имеете в виду». Ваше согласие вовсе не означает, что вы намерены произвести в себе какие-то изменения. Вы можете сделать их, а можете и не сделать. Выбор остается за вами. Но вы теперь поняли, что о некоторых вещах со своим собеседником можно говорить открыто, и всякий раз в разговоре с ним вы можете опираться на достигнутое соглашение.

Если же вы замечаете, что просто не понимаете, о чем говорит ваш собеседник, вы можете спокойно уточнить: «Я несовсем понимаю, о чем вы говорите. Прошу вас, объясните, в чемсостоит ваше замечание». Уточняя детали, вы, вероятнее всего, узнаете гораздо больше о своем собеседнике и о себе самом. Вы можете просто сравнить то, что говорит вам этот человек, с вашим собственным восприятием и точно определить области согласия и противоречия.

Наконец, в случае несогласия со своим собеседником вы можете открыто заявить: «Я смотрю на все это по-другому». И вы поймете, что смотрите на некоторые вещи совершенно иначе. Зная об этом, вы сможете в будущем строить свое общение с этим человеком более осмысленно и результативно. Так строят свое общение люди с высокой самооценкой.

Обзор того, чему вы научились

В этой главе мы представили вашему рассмотрению несколько полезных процедур, позволяющих построить высокую самооценку. На этот раз вы узнали следующее:

· самооценка является результатом тех образов, которые вы строите в своей голове и которые можете изменить, управляя содержанием этих образов и регулируя их с помощью субмодальностей;

· эффективным методом повышения самооценки может служить переход в позицию человека, который вас любит и уважает;

· «Переключатель» — прием, позволяющий построить позитивную самооценку и сформировать новые эффективные способы поведения в проблемных ситуациях;

· вы можете защитить свою самооценку, научившись спокойно реагировать на критику, что позволит вам внимательно выслушивать критические замечания, оценивать их объективно и выбирать способ реагирования в соответствии со своими целями.

Самооценка не является врожденным свойством вашей личности и не возникает случайным образом. Вы играете активную роль в процессе формирования своей самооценки, поэтому вы способны сами выбирать, какую самооценку вам построить.


ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...