Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие врожденных способностей мозга

Наверное, всем известны истории об удивительных возможностях, которые живут внутри каждого из нас. Вот некоторые из них. Несколько лет назад во время лекций по математике в колледже один из студентов заснул. Разбуженный звонком, он увидел на доске несколько задач. Быстро переписав их в свою тетрадь, он пошел на следующую лекцию. В конце недели он принялся за решение этих задач. Они оказались на удивление сложными. Наступил понедельник, а у него была полностью решена только одна из этих задач, две же остальные были решены лишь частично. Тогда он решил признаться профессору в своей невнимательности во время лекции и попросить у него помощи. Представьте себе его удивление, когда профессор сказал ему, что во время лекции он записал эти задачи на доске лишь в качестве интересных примеров еще нерешенных проблем.

Окна школьного кабинета зашторены, звучит прекрасная средневековая музыка. Учитель иностранного языка говорит медленно и выразительно, приветливо улыбаясь ученикам, устремившим на него свои взгляды. У каждого из них есть свое имя на том языке, который они изучают. Когда учитель кому-нибудь из них задает вопрос, он смотрит на своего ученика приветливо и ободряюще. «Несомненно, ты знаешь ответ, Пауло. Ведь ты прожил здесь всю свою жизнь. Ты просто немного забыл. Ну что, теперь ты припоминаешь?» И чаще всего ученик действительно вспоминал. «Суггестопедия» доктора Лозанова совершила революцию в методике обучения иностранному языку, разрушив традиционные представления о процессе обучения.

Врачи сказали, что с ее заболеванием шансы на выздоровление невелики. В продаже появилось новое лекарство. Оно могло помочь, но это была экспериментальная партия. Она могла получить его лишь в том случае, если даст согласие принять участие в экспериментальном исследовании. Она согласилась. Лишь много лет спустя, совершенно выздоровевшая, она узнала о том, что ее приписали к «контрольной» группе и она получала только сахарные пилюли.

Все три примера демонстрируют так называемый «эффект плацебо». Плацебо — это лекарства, не содержащие в себе никаких активных элементов, их используют в экспериментальных испытаниях вновь созданных лекарств, чтобы сравнить их действие с действием нового лекарства. Они обычно содержат только сахар и муку.

Когда люди получают плацебо, они думают, что это лекарство, которое должно им помочь. Даже если в нем нет никаких медикаментов, значительный процент больных, тем не менее, начинает поправляться, это и называют «эффектом плацебо». Пациенты оказываются внутренне готовыми к позитивным изменениям, и их мозг начинает работать в направлении этих изменений. В случае со студентом-математиком, он верил в то, что записанные им задачи были обычным домашним заданием, с которым должен уметь справляться каждый студент. И будучи уверенным в том, что эти задачи можно решить, он нашел в себе необходимые внутренние ресурсы. В случае с обучением иностранному языку, студенты были уверены в том, что они уже знают язык. И когда они забывали какое-нибудь слово или грамматическое правило, они полагали, что необходимое воспоминание должно само прийти через некоторое время. В классическом примере с эффектом плацебо больная верила в то, что новое лекарство должно помочь ей. И оно действительно помогло. Оно помогло ей найти в себе внутренние ресурсы, которые справились с ее заболеванием и помогли ей восстановить здоровье.

Создатели НЛП Ричард Бендлер и Джон Гриндер в свое время решили изучить имеющиеся данные, касающиеся эффекта плацебо. Они обнаружили, что плацебо оказывается эффективным средством в 20 процентах случаев. Это значит, что примерно двадцать процентов больных во время экспериментальных исследований новых лекарств действительно выздоравливают, нередко избавляясь от весьма тяжелых и опасных заболеваний, просто принимая плацебо — таблетки, не имеющие никакой лекарственной ценности.

Распространенный в настоящее время научный медицинский подход исключает из своего рассмотрения эффект плацебо, потому что усилия врачей и ученых направлены на создание лекарственных средств, действующих независимо оттого, верит в них пациент или нет. Это действительно самый разумный подход, если вы хотите создавать действительно эффективные новые лекарства, и в результате именно такого подхода появились на свет замечательные «чудо-лекарства» двадцатого века, вроде пенициллина и вакцины против полиомиелита.

У Ричарда Бендлера и Джона Гриндера была немного другая цель, и поэтому они посмотрели на те же данные под другим углом зрения. Они увидели в плацебо неиспользованные врожденные возможности человека. Эффект плацебо оказался проявлением природной способности мозга восстанавливать здоровье организма, а в некоторых случаях результат даже превосходил ожидания. Убеждение часто оказывается способным разрешить, казалось бы, неразрешимые проблемы. Вопрос лишь в том, как это сделать.

Поначалу Бендлер с Гриндером шутили между собой, что могли бы вылечить всех, просто продавая таблетки с плацебо. В конечном счете, поскольку эти таблетки будут содержать только нейтральные составляющие, их нельзя будет отнести к лекарствам. К каждому пузырьку с «Плацебо» должна была прилагаться инструкция, в которой предлагалось бы покупателю представить себе целительные свойства соответствующих капсул и принимать их каждые несколько часов до тех пор, пока не будут достигнуты желаемые результаты.

Плацебо можно было бы вполне откровенно так и рекламировать как плацебо, как нечто, эффективное в 20 процентах случаев. В их воображении начинала рисоваться картина будущих последствий: резкая реакция Министерства здравоохранения и международные усилия, направленные на запрет Плацебо. Полет фантазий уносил их в те времена, когда им придется предстать перед конгрессом сразу после того, как в продаже появится их «Плацебо плюс» — «теперь с еще более нейтральными ингредиентами».

Игра воображения может быть приятным развлечением, может привести нас к самым неожиданным и весьма интересным результатам, а может заставить нас начать задавать себе различные вопросы, побуждающие по-новому отнестись к себе и своей ситуации. Когда студент-математик начал делать домашнюю работу, как он представлял самого себя? Возможно, он мысленно видел себя способным решить эти задачи. Когда изучающий иностранный язык представляет себя носителем этого языка и верит в то, что он лишь немного забыл нужную фразу или слово, он оказывается способным получить доступ к таким воспоминаниям, которые в противном случае оказались бы недоступными.

Когда больная женщина принимала участие в экспериментальном исследовании, она, быть может, представляла себе, как постепенно к ней будет возвращаться здоровье под воздействием лекарства, успешно побеждающего ее болезнь. И хотя мы можем не представлять себе во всех деталях, как действует плацебо, мы знаем точно, что оно оказывает влияние на то, о чем мы думаем, на то, как мы думаем, и на наши убеждения, касающиеся наших возможностей. «Переключатель» представляет собой прием, позволяющий быстрее, легче и с гораздо большей вероятностью, чем это делает плацебо, достичь желаемых результатов. Ведь многие люди, принимающие плацебо, остаются при этом пессимистически настроенными, воображая себя потерпевшими неудачу, глупыми или продолжающими болеть.

В следующем упражнении мы хотим воспользоваться открытиями, сделанными в НЛП при исследовании природы явления плацебо, чтобы разработать технологию, которая поможет вам добиться тех же результатов: влиять на то, о чем вы думаете, как вы об этом думаете, и на свои убеждения, касающиеся ваших возможностей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...