Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мусульманский анклав на Балканах

Частным случаем балканизации является процесс формирования мусульманского анклава в регионе. Балканские историки имеют диаметрально противоположные воззрения на одни и те же исторические факты. В частности, это ярко проявляется в интерпретации истории Косово и формирования мусульманской общины на Балканах. Некорректность изложения той или иной заинтересованной стороной исторического материала закрывает путь к пониманию сути процессов.

Конкретный пример: в 1389 году на Косовом поле состоялась совместная битва сербов и албанцев против турок-османов, завершившаяся сокрушительным поражением первых и установлением долговременного контроля Османской империи над всем балканским регионом.

Из факта битвы на Косовом поле сербские историки делают “неоспоримый” вывод относительно того, что данная территория была сербской уже в 1389 году. Аргументация носит весьма замысловатый характер. Из факта битвы на Косовом поле албанские историки делают столь же обоснованный вывод: Косово было албанской территорией уже в 1389 году. Аргументация не менее сомнительна. Спор этот длится уже достаточно долгое время.

С точки зрения теории СКС, сам факт битвы на Косовом поле — свидетельство того, что данный регион еще в XIII-XIV вв. оставался пространством социо-культурной неопределенности, хотя уже тогда здесь проживали все те же албанцы и сербы. Процентное соотношение их не известно, равно как не известна и численность населения региона в целом.

Если не ориентироваться на мифы и домыслы более позднего времени, то можно констатировать, что нет убедительной возможности определить, кто первым начал осваивать данный регион, кто внес наибольший вклад в его освоение. Вопрос о первенстве же просто некорректен. Рассуждения целесообразно начинать с того, откуда и когда появились мусульмане на Балканах. Вероятно, это ключевой вопрос в определении отношений сербов и албанцев в XX веке.

Дело в том, что в Косово и конкретно на Косовом поле могло не быть конфликтов между сербами и албанцами до того времени, пока этот район не попал под контроль Османской империи. Можно даже представить некую патриархальную идиллию мирного коллективного крестьянского труда сербов и албанцев. Драматическое разделение двух народов начинается с конца XIV века, и суть его в том, что албанское и сербское население стало формироваться под влиянием различных социо-культурных стандартов. Если сербы во многом остались самостоятельными, сохранив реликтовое влияние византийских стандартов, то албанцы подверглись целенаправленной переработке на основании мусульманских принципов. С этого времени и начинается принципиальное размежевание двух народов.

То есть, до и после 1389 года мы имеет дело все с теми же двумя народами в этническом смысле, но с совершенно различными — в социо-культурном отношении. Именно в этом лежат истоки конфликтности в рассматриваемом районе Балкан.

Социо-культурное разделение проявилось не только в отношении к религиям-антиподам — мусульманской и восточно-христианской, но и в формировании определенного социо-культурного пространства. Албания — классический пример преобразования территории с целью формирования анклава, обладающего критической массой земли и населения, собственной территорией с практически моноконфессиональным и моноэтническим населением, а также своей буферной зоной. Это не вполне банальный случай — когда анклав сформирован столь хорошо и в достаточно короткие исторические сроки.

Мусульманский анклав на Балканах имеет сложную пространственную структуру: пространство мусульманского хоумленда (его практически полностью занимает современное государство Албания) и буферную зону. Последняя распространяется на сопредельные с Албанией территории. Прежде всего, это — ареалы компактного проживания албанцев в современных Черногории (несколькими ареалами, в частности — Санджак), Косово и Македонии.

Если идея формирования сложной пространственной структуры мусульманского анклава приемлема, то становится очевидной и тенденция на ее (структуры) сохранение. В истории социо-культурного освоения территорий более нормальным является сохранение сложной структуры пространства, нежели ее упрощение за счет включения в пределы государственного контроля всех территорий (с достаточной численностью проживающего на них титульного народа) и их последующей социо-культурной переработки. Это имеет место только в случаях с СКС. На Балканах же ничего подобного быть не может.

Пространственную модель мусульманского анклава на Балканах можно представить следующим образом.

@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@

Для пространственной структуры балканского мусульманского анклава характерно следующее.

Во-первых, ареал устойчивого расселения албанцев распространяется далеко за пределы албанского государства. Его можно отразить в рамках районов-государств A, B, C, D, E (все обозначения условные). Это именно районы-государства. В зависимости от исторического времени рассмотрения они могут быть включены в “балканскую федерацию”, являться частью территории внешнего доминанта (Османская или Австро-Венгерская империи) либо независимыми государствами. Они также могут иметь различные конфигурации границ.

Во-вторых, сколь угодно значительное расширение государственных албанских границ не изменит географического, социо-культурно обоснованного ареала этнического расселения албанцев.

В-третьих, упорное нежелание албанцев подчиняться властям сопредельных балканских государств, в частности, регистрировать свое проживание там — гарантия возможности активных и скрытых миграций в соседние с Албанией районы. Это не составляет особых проблем, с формальной точки зрения, и может быть осуществлено в массовом масштабе в самые короткие сроки.

Четвертое. При существующей структуре организации пространства Балкан, силе и реальной защищенности мусульманского анклава любой передел государственных границ в этом регионе не решает геополитических проблем и не снижает его конфликтного потенциала. Косово теоретически можно присоединить к Албании, но это ничего не изменит. В нужный момент будет активизирован другой очаг потенциального “албанского” конфликта, например, в Македонии, Черногории или Боснии.

Пятое. Балканская буферная зона непосредственно граничит только с западной СКС — от других СКС (российской и мусульманской) она отделена иными буферными зонами. Поэтому именно Запад становится основной жертвой активизации конфликта, связанного с албанским населением Балкан.

Шестое. В союзе с сербами мусульмане могут выступать катализатором конфликтов общебалканского уровня. Стоит конфликту вспыхнуть хотя бы в одном месте — и волна конфликтности прокатывается по другим районам Балкан. Причем присутствие в них мусульман в таком случае уже совершенно не обязательно.

И, наконец, активизация балканского мусульманского анклава предоставляет мусульманскому миру великолепную возможность опосредованного, но крайне эффективного негативного воздействия на западную СКС.

Из всего сказанного выше следует, что сложившийся на Балканах ареал расселения албанцев и мусульман в целом не случаен. Это закономерный результат вполне предопределенного процесса формирования мусульманского анклава. Он ориентирован на потрясения. Анклавы формируются не столько для освоения новых территорий, сколько для борьбы с врагами. В площадном выражении они занимают ничтожное место в любой СКС, но играют важную социо-культурную роль.

Снижение конфликтности анклава не является значимой задачей для СКС, которая его создала. Скорее, такая задача вообще не ставится. Анклав подобен боксеру: получая удары по различным частям тела, он зарабатывает таким образом на жизнь. Мусульманский анклав на Балканах — своеобразный социо-культурный боксер, представляющий команду Полумесяца. Примеров такого рода можно привести немало: сюда можно отнести Приднестровскую республику с ее парадоксальной конфигурацией. Для понимания процесса формирования мусульманского анклава на Балканах необходимо отказаться от примитивной терминологии в отношении как Османской империи, так и мусульманского мира в целом. Также имеет смысл раз и навсегда отказаться от восприятия мусульман как “врагов цивилизованного мира” и попытаться подойти к пониманию мусульманской СКС как одной из восьми исторически сложившихся социо-культурных систем.

* * *

В огне последней балканской войны сгорели не только жилища многих тысяч сербов, албанцев, цыган, черногорцев. Жертвой балканского конфликта стали многочисленные научные теории и сообщества, проявившие полную неготовность к профессиональному осмыслению балканского конфликта, объяснению ситуации и прогнозированию ее развития. Это в полной мере относится как к западному, так и к российскому научному истэблишменту.

Экономика балканского региона загадочна; описывается же она до сих пор с позиций, далеких от реальности Балкан. В частности, с большим трудом поддается пониманию тот факт, что регион распадается на большое количество небольших по площади и численности населения государств с достаточно изолированной экономикой. Для осмысления балканской экономики следует радикально изменить методологические подходы к ее рассмотрению. На Балканах — особый тип экономики.

Реальность всегда права, она выше любой, самой изящной научной теории. Мир совершенен и гармоничен. Другое дело, что люди не хотят или не могут понять и принять гармонию, которая не совпадет с их текущими представлениями о привычных стандартах. “Отклонение” рассматривается как деформация, недоразвитая или неверно развитая форма, подлежащая изменению. Между канувшим в лету советским и поныне существующим западным рыночным идеалами нет принципиальной разницы: оба поддерживаются определенными социо-культурными системами для решения своих задач. Нам же кажется, что имеет смысл обратить внимание на реальность: она не только всегда права, но еще и крайне интересна.

После войны остаются печальные пепелища. С другой стороны, это — шанс построить нечто более благоразумное.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Николаенко Д.В. Социо-культурные миры. Том I: Пространственно-временная динамика социо-культурных систем // Константы: Альманах социальных исследований. 1998. Специальный выпуск I. 220 с.; Николаенко Д.В. Социо-культурные миры. Том II: Пространственно-временная динамика буферных зон // Константы: Альманах социальных исследований. 1999. Специальный выпуск II. 410 с.; Николаенко Д.В. Пространственно-временная динамика процессов социо-культурного освоения территорий. Диссертация на соискание ученой степени доктора геогр. наук. — Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 1999. 357 с.

В данном тексте используются некоторые понятия и термины теории СКС. Приведем их определения.

СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА (СКС) — тип социо-культурного образования, доминирующий в социо-культурной эволюции. СКС включают основную часть обитаемых территорий и населения мира. СКС характеризуются большими размерами территорий и значимой численностью своего населения, имеют оригинальные стандарты организации пространства, общества и государства и обладают многими уникальными свойствами, благодаря которым драматически отличаются от остальных социо-культурных образований.

ВНЕШНИЙ СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЙ БУФЕР — тип социо-культурного образования, складывающийся для разделения двух и более СКС. Как правило, внешние буферные зоны соседствуют не непосредственно с СКС, а с их внутренними буферами, полностью подконтрольными своим СКС. Внешняя буферная зона как особое социо-культурное образование характеризуется чрезвычайной нестабильностью и зависимостью от динамики тех СКС, которые она разделяет.

ЕСТЕСТВЕННО ЗАВИСИМЫЙ ВАССАЛ — относительно целостная территория с собственным населением, способная иметь некоторые принципиальные отличия от соседней доминирующей над ней СКС, но ставшая ее неотъемлемой частью в результате длительной и систематической социо-культурной переработки. Размеры государств — естественно зависимых вассалов могут быть различными, но дело не в размерах, а в особом социо-культурном типе этих образований.

АНКЛАВ — пространство доминирования одной из СКС в рамках иного социо-культурного образования. Генезис формирования анклавов многообразен и во многом зависит от конкретных особенностей динамики СКС. Как правило, анклавы генерируются в процессе расширения пространства контроля той или иной СКС.

ХОУМЛЕНД — наиболее глубоко переработанная в социо-культурном отношении территория, на которой в течение длительного исторического промежутка времени проживали и / или проживают представители определенного социо-культурного образования, однозначно закрепляя эту территорию за собой.

ВНУТРЕННЯЯ БУФЕРНАЯ ЗОНА СКС — качественно своеобразная социо-культурная часть пространства СКС. Всегда расположена на окраине хоумленда СКС вдоль границ с иными социо-культурными образованиями. Внутренняя буферная зона предназначена для защиты хоумленда СКС от непосредственных контактов с иными СКС, их агрессии. Может соседствовать как с внешней буферной социо-культурной зоной, так и с внутренней буферной зоной соседней СКС. Организация внутренней буферной зоны отличается многими специфичными чертами, зависящими от конкретного процесса эволюции СКС, к которой она принадлежит.

ЭВОЛЮЦИЯ СКС — процесс изменения СКС, протекающий с учетом внешних факторов, но при явном доминировании собственного внутреннего потенциала. Внешние факторы могут оказывать существенное влияние на СКС, главным образом — на ее конкретные формы, но в целом процесс эволюции СКС есть продукт их собственного внутреннего развития.

2 Балканы 90-х годов XX столетия дают великолепный пример дробления территории. На наших глазах формируется социо-культурная однородность пространства, а на этом фоне происходит — в значительной степени искусственное — дальнейшее политико-административное разделение его посредством формирования все новых и новых государств. Обычно аналогичные процессы протекают чрезвычайно медленно и посему выпадают из поля зрения прямых наблюдателей. На Балканах же они идут ускоренно и под давлением извне.

Потенциально критериев типологии стран может быть немало, но на практике используются один или два. В недавнем прошлом определяющим являлся политический строй (принадлежность к общественно-политической формации). В современной научной российской и западной литературе страны чаще всего классифицируются по объемам ВВП / ВНП или доходам на душу населения. В итоге выделяются богатые и бедные, развитые и недоразвитые страны. Такого рода критерий в высшей степени некорректен, ибо основывается на пересчетах валового национального или внутреннего продукта в одной из западных валют. Уровень цен в стране оказывается основным фактором, определяющим ее “богатство”.

Более адекватной мы считаем типологию стран на основании принадлежности их к социо-культурным образованиям. Это позволяет выделить наиболее устойчивые и корректные типы государств, не зависящие напрямую от текущих политических успехов/неудач и изменений экономических показателей. Социо-культурная типология разработана нами совместно с Т.В.Николаенко в 1998 году. Так, выделяются социо-культурные системы, социо-культурные среды, регионы смешанного социо-культурного освоения и внешние буферные зоны. При подобном подходе исключается дискриминация стран только в силу их специфики.

При оценке с позиций социо-культурного подхода балканские государства являются частью европейской (восточно-европейской) буферной зоны. В подобном контексте Балканы можно понять такими, какие они есть, а не такими, какими бы их хотели видеть российская или западная СКС. Балканские государства становятся частью строго определенного социо-культурного образования и на них, в таком случае, можно не экстраполировать весь мировой опыт, равно как и не заниматься обратной процедурой — экстраполяцией опыта балканских войн на какие вздумается районы мира. Балканская “страшилка” останется в своем родном регионе: мировое пространство не однородно; оно поделено между различными социо-культурными образованиями, и именно его структура определяет основные потоки инноваций на глобальном уровне, в том числе и диффузию конфликтов.

3 Примером политологического исследования текущего конфликта может быть монография, изданная под редакцией Д.Тренина и Е.Степановой, “Косово: международные аспекты кризиса”. Моск. Центр Карнеги. — М.,1999. 309 с. Объективный, профессиональный анализ, тем не менее, не позволяющий перейти к прогнозированию ситуации. Для анализа берется очень незначительный временной срез, но на 9/10 основания конфликта современных албанцев и сербов находятся в глубоком прошлом.

4 Николаенко Д.В., Николаенко Т.В. Введение в рекреационную географию. — Харьков: Международный Славянский университет, 1998. 196 с.; Николаенко Д.В., Николаенко Т.В. Социо-культурные технологии. Курс лекций. — Севастополь: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Севастопольский филиал, 1998. 192 с.

5 Мусульманская СКС прошла очень долгий путь развития. Ислам, как доминирующая в ней религия, есть порождение достаточно позднее, но преемственность освоения территории мусульманской СКС от этого не меняется. Термин может быть не вполне удачен. Но важно однозначно понимать о какой социо-культурной системе идет речь.

6 Речь шла о сумме в 90 тыс. долларов США; взнос не был уплачен в 1998 году.

7 Организация Исламской Конференции (Organization of the Islamic Conference) основана 22-25 сентября 1969 года. Важная особенность организации заключается в том, что она включает государства, располагающие значимой численностью мусульманского населения. Это могут быть государства с неустойчивыми политическими системами, а также государства, которые не признаются громадным большинством других стран и международных организаций. Для Организации Исламской Конференции это не играет существенной роли. Важно только наличие значимой мусульманской общины в населении страны. В организацию входят следующие государства и территории: Азербайджан, Албания, Алжир, Афганистан (членство временно приостановлено), Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Бруней, Буркина-Фасо, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Казахстан, Камерун, Катар, Коморы, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Малайзия, Мальдивы, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Оман, Пакистан, Палестина, Саудовская Аравия, Сенегал, Сирия, Сомали, Судан, Сьерра Леоне, Тунис, Турецкая республика на Кипре (наблюдатель),Турция, Уганда, Чад.

8 Современному политику это может показаться бессмысленно долгим сроком. Но нужно учитывать, что интересы текущих политиков и процесс эволюции СКС имеют различные временные масштабы.

Алексей ПОДБЕРЁЗКИН

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...