Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КРИЗИС В КОСОВО И УСИЛИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА ПО ЕГО УРЕГУЛИРОВАНИЮ

1.

В целях предотвращения дальнейшего обострения (развернувшегося практически сразу после подписания Дейтоновских соглашений) конфликта в Косово европейское сообщество в 1996 году направило в Югославию свою делегацию для переговоров с Белградом и лидерами косовских албанцев. Представители европейских государств настаивали на расширении автономии албанцев и предупреждали югославские власти о возможности применения санкций против Югославии в случае продолжении использования силы против косовских албанцев. Россия также выступила с заявлением, в котором высказала свою озабоченность сложившейся ситуацией и ее возможными негативными последствиями для Балкан и Европы, подчеркнув при этом необходимость сохранения территориальной целостности югославского государства и недопустимость применения обеими сторонами силы при урегулировании косовского кризиса.

Внимание к конфликту изначально проявили ОБСЕ и НАТО, а также — особо — США. Одновременно под эгидой ООН была создана Контактная Группа (КГ) по Косово, в которую вошли Великобритания, Германия, Италия, Франция и Россия. Так начался процесс расширения международного участия в конфликте в Косово. Состав участников был традиционным, равно как и взаимоотношения этих государств в контексте их интересов на Балканах. Это отразилось и на их связях с конфликтующими сторонами, что предопределило наличие различных подходов и определенных противоречий.

Таким образом, вокруг проблемы Косово возникло внешнее политическое поле, в котором действовали исторически конкурирующие на Балканах государства. И та, и другая стороны конфликта, используя противоречия между внешними участниками этого конфликта, стремились реализовать свои цели. Белград в лице президента С.Милошевича первоначально придерживался жесткой, бескомпромиссной и, в какой-то степени, вызывающей позиции. Он долго не давал согласия на деятельность групп международных наблюдателей ОБСЕ в Косово, расценивая их деятельность как вмешательство во внутренние дела суверенного государства. В то же время у европейского сообщества были серьезные опасения, что в конфликте, помимо полицейских подразделений, стали активнее задействоваться вооруженные силы и спецподразделения Югославии с использованием тяжелой техники. Стали поступать сведения и об актах насилия по отношению к мирному населению. Все это снижало доверие к официальному Белграду.

Под сильным давлением ООН, европейских государств, а также России и США. Белград продемонстрировал свою готовность пойти на первый контакт с лидерами албанской общины Косово. Но албанцы уклонились от этой встречи. Последнее вполне устраивало Белград, который считал, что, опираясь на Россию, он сможет по-прежнему контролировать ситуацию, и у него достаточно сил, чтобы в относительно короткий срок нейтрализовать действия “Армии освобождения Косово”.

Начавшиеся в первые месяцы 1998 года военные действия между отрядами АОК и подразделениями югославской армии и полиции, участившиеся случаи грубейшего нарушения прав человека всеми участниками вооруженных столкновений и по-прежнему отсутствие коммуникаций между сторонами конфликта поставили на повестку дня мировой политики вопрос о возможности применения военной силы как средства прекращения конфликта. Он стал центральным в отношениях между всеми внешними соучастниками косовского конфликта. Речь шла скорее уже не о том, насколько поможет использование силы разрешению конфликта, а о том, что одни фактически говорили о необходимости наказать даже не Сербию, а лично несговорчивого Милошевича, а другие — о негативных последствиях применения силы для Югославии и Балкан.

Необходимо особо отметить, что ситуация усугублялась еще и тем, что речь шла о карательной акции с использованием боевых средств НАТО. При этом НАТО, не имея перспективы получить санкцию ООН на такую акцию (было очевидно, что Россия и Китай не дали бы своего согласия и использовали бы право вето), рассматривала возможность применить силу в обход Совета Безопасности. Более того, к этой операции планировалось привлечь страны, связанные с НАТО Программой “Партнерство ради мира”. Североатлантический союз намеревался бросить вызов ООН и мировому сообществу, поставив под сомнение принципы построения современных международных отношений. НАТО в ультимативном порядке выдвигал Белграду заведомо неприемлемые для него требования: в разгар успешной кампании прекратить боевые действия в крае, неминуемо сопровождавшиеся этническими чистками в отношении косовских албанцев, и вывести войска. Для Белграда это означало сдачу отвоеванных в результате позиционных боев с АОК территорий и моральное поражение. Уже тогда возникла реальная угроза воздушных ударов НАТО по Югославии.

Однако, благодаря активным усилиям государств-членов Контактной Группы, ООН, ОБСЕ и НАТО (в особенности России и США), к лету 1998 года все же удалось развести конфликтующие стороны, заставить их прекратить прямое вооруженное столкновение, хотя при этом обстановка оставалась сложной: противостояние в крае сохранялось.

В июне 1998 года по приглашению Бориса Ельцина Москву посетил Слободан Милошевич. Итогом переговоров двух президентов явилось подписанное 16 июня их совместное заявление по ситуации в Косово, в котором, в частности, оговаривалось обеспечение СРЮ “полной свободы передвижения на всей территории Косово дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций, аккредитованных в Косово, в целях ознакомления с ситуацией в крае”, а также была зафиксирована “готовность СРЮ начать переговоры с ОБСЕ о приеме ее Миссии в Косово”.

В соответствии с этим документом, 6 июля 1998 года в зоне конфликта между сербами и албанцами была развернута “Миссия дипломатических наблюдателей” (KDOM — Kosovo Diplomatic Observer Mission) в составе трех групп наблюдателей — от России, США и Европейского Союза.

Первоначально в состав российской группы КДОМ входило 11 человек — сотрудников МИД РФ. В ноябре 1998 года она была усилена до 18 человек.

Группа КДОМ США была наиболее многочисленной и обеспеченной в техническом отношении. В разное время существования Миссии КДОМ она насчитывала от 30 до 160 человек, большинство из которых были кадровыми военнослужащими, и лишь небольшую часть составляли сотрудники Государственного Департамента США, имеющие опыт аналогичных операций.

Группа КДОМ ЕС состояла из 20 человек, главным образом — британских дипломатов и военнослужащих.

В круг задач, стоящих перед КДОМ, входили ежедневные инспекционные поездки по краю, наблюдение за обстановкой и подготовка отчетов для послов государств-членов Контактной Группы в Белграде в целях выработки согласованных действий по косовскому урегулированию. Дипломатические наблюдатели также оказывали содействие развернутой с октября 1998 года в Приштине авангардной технической группе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в подготовке Контрольной Миссии ОБСЕ в Косово.

В целом, Миссия КДОМ со своими задачами справлялась. За период с июля по октябрь 1998 года ее участникам удавалось ежедневно отслеживать ситуацию в Косово, чаще всего объективно информировать о ней и хотя бы на шаг вперед прогнозировать возможные варианты развития событий. Однако, несмотря на сам факт своего присутствия в крае, Миссия КДОМ была не в состоянии сдерживать вооруженные столкновения и эскалацию конфликта, который все больше приводил к увеличению числа жертв среди мирного населения и потока беженцев.

Возможность применения НАТО силовых действий против Югославии становилась все более реальной перспективой.

На этом фоне в сентябре 1998 года в Нью-Йорке проходило заседание 53-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В ходе дискуссий по ситуации в Косово, а также проходящих в рамках сессии встреч на высоком уровне с новой силой проявились разногласия по поводу способов урегулирования косовского кризиса. 22 сентября 1998 года, выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, российский министр иностранных дел Игорь Иванов высказал негативное отношении Москвы к политике Вашингтона в международных делах, основанных на силе. Определяя российскую позицию по вопросу конфликта в Косово, Иванов заявил: “Силовые методы — это самое крайнее, исключительное средство. Их использование должно строго регламентироваться нормами международного права и, прежде всего, Уставом ООН”. Иванов особо выделил “опасную тенденцию подгонять ООН под чьи-то нужды или вообще подменять ее, в частности, в том, что касается миротворческих операций, имея в виду эрозию уставной прерогативы Совета Безопасности ООН по применению силовых мер принуждения. Нельзя допустить создание прецедента по использованию в кризисных ситуациях того или иного военного потенциала без согласия Совета Безопасности ООН. Военное вмешательство со стороны Запада в решение проблемы Косово чревато большой войной с непредсказуемыми последствиями для всего балканского региона и всей Европы. По нашему глубокому убеждению, политическое решение является единственным... с предоставлением этому краю широкой автономии при строгом уважении территориальной целостности СРЮ” [1]. Таким образом, со всей определенностью было заявлено мнение России в данном вопросе, базирующееся на трех основных положениях:

• прекращение насилия с обеих сторон;

• использование всех средств для предотвращения гуманитарной катастрофы (в результате активных действий России Белград согласился допустить в район конфликта миссии гуманитарных организаций);

• продолжение переговорного процесса.

Одобренная Советом Безопасности ООН 23 сентября 1998 года резолюция №1199 [2], в которой прежде всего содержится требование ко всем сторонам конфликта немедленно прекратить боевые действия в Косово и обеспечить соблюдение прекращение огня, также вызвала немало споров. Накануне состоявшейся в рамках сессии встреч И.Иванова с Б.Клинтоном, американский президент заявил, что с принятием этой резолюции США и их союзники по НАТО приблизились к военной акции против югославских сил в Косово, отметив, что альянс “переходит от стадии планирования к стадии готовности к действиям”. При этом, текст резолюции СБ ООН №1199 не содержал санкции на применение силы. В Пентагоне же относительно развития обстановки вокруг Косово уже тогда высказывались более резко, чем в Белом Доме. Министр обороны США Уильям Коэн заявил, что “применения силы избежать вряд ли удастся” [3]. Надо отметить, что Североатлантический альянс к возможному вторжению на территорию Югославии готовился давно, а де-факто принимать участие в конфликте в Косово стал с момента перехода его в военную стадию. Вооруженные силы этой организации развернули свои подразделения в Средиземноморье: как с целью устрашения, так и для подготовки нанесения удара по Югославии. В рамках Программы “Партнерство ради мира” НАТО провела маневры в Албании (август 1998г.), а также в Македонии (сентябрь 1988г.), причем в последних принимали участие и балканские страны, не входящие пока в НАТО: Албания, Болгария, Греция и Румыния. Под эгидой НАТО в рамках указанной программы стали формироваться балканские миротворческие силы.

По окончании сессии Генеральной Ассамблеи ООН 25 сентября 1998 года состоялась встреча министров иностранных дел стран “большой восьмерки” с участием министра иностранных дел России Игоря Иванова, в ходе которой, в частности, была достигнута важная договоренность по Косово — принято решение о срочных совместных дипломатических мерах по урегулированию кризиса.

Международные дипломатические усилия вскоре принесли плоды. После длительных переговоров в Белграде спецпредставитель президента США Ричард Холбрук и президент Югославии Слободан Милошевич пришли к соглашению, которое позволило отложить и на некоторое время “заморозить” подготовленные авиаудары НАТО по позициям югославской армии в Косово. Соглашением признавалась территориальная целостность Сербии; предусматривалось, что миротворческий контингент в Косово, против которого так долго выступал С.Милошевич, будет состоять из невооруженных наблюдателей ОБСЕ, а не из военнослужащих НАТО. В результате достигнутого соглашения в крае были прекращены боевые действия, правительство Сербии восстановило контроль над большинством территорий, ранее занятых сепаратистами, югославские войска вернулись в места постоянной дислокации, возобновилась гуманитарная помощь пострадавшим в ходе боев лета-осени 1998 года.

15 октября 1998 года в Белграде начальником генерального штаба СРЮ и Верховным главнокомандующим ОВС НАТО в Европе было подписано соглашение, предусматривающее учреждение миссии НАТО по воздушному контролю над территорией Косово (NATO Kosovo Verification Mission), которая была призвана дополнить в военном отношении гражданскую Миссию ОБСЕ по проверке в Косово. По этому соглашению разведывательные самолеты НАТО начали выполнять инспекционные полеты над территорией Косово в целях контроля за соблюдением положений резолюции Совета Безопасности ООН №1199.

16 октября в Белграде Федеральное правительство СРЮ и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе заключили соглашение о размещении на территории Югославии Миссии ОБСЕ по проверке в Косово. Соглашение подписали с югославской стороны министр иностранных дел СРЮ Живадин Йованович, со стороны ОБСЕ — действующий в то время председатель организации, министр иностранных дел Польши Бронислав Геремек.

24 октября 1998 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1203, в которой выражается удовлетворение международного сообщества заключением двух упомянутых выше соглашений, отмечается одобрение правительством Сербии соглашения “Холбрук-Милошевич”, обращается особое внимание на публичное обязательство президента Югославии завершить ко 2-му ноября 1998 года переговоры о рамках политического урегулирования в Косово, содержится требование к югославским властям и косовским албанцам полностью и оперативно выполнить требования резолюций Совета Безопасности ООН 1160 и 1199, а также в полной мере осуществлять сотрудничество сторон конфликта с Миссией ОБСЕ по проверке в Косово (МПК).

Решением Постоянного совета ОБСЕ №263 от 25 октября 1998 года МПК была учреждена. По соглашению “Геремек-Йованович” 2 тысячи невооруженных наблюдателей из стран-членов ОБСЕ были призваны в соответствии с резолюцией СБ ООН №1199 осуществлять контроль за соблюдением прекращения огня в крае и перемещением югославских войск, способствовать возвращению беженцев из Косово и перемещенных лиц, готовить проведение выборов и оказывать помощь в строительстве демократических институтов, содействовать формированию органов местного самоуправления и полиции, участвовать в восстановлении разрушенного войной жилищного и коммунального хозяйства, осуществлять контроль за соблюдением прав человека.

Развертывание Миссии в полном объеме завершилось к середине января 1999 года. Состав и структура Миссии формировались так, как подсказывала практика. Подразделения МПК создавались в соответствии с мандатом Миссии, а численность наблюдателей, исходя из функциональных потребностей, составила в итоге 1400 человек, представлявших 54 страны.

В октябре-ноябре 1998 года на большей части территории Косово соглашение о прекращении огня в целом соблюдалось. К декабрю 1998 года даже появились признаки относительной стабилизации общей военно-политической ситуации в крае. Значительная часть албанского населения Косово, большинство политических партий и организаций, а также руководителей местных органов власти в беседах с представителями МПК демонстрировали понимание необходимости сдерживания антагонизма между этническими группами, в целом одобрительно отзывались о работе в крае Миссии ОБСЕ.

Однако, в декабре 1998 года обстановка в Косово резко ухудшилась: возросло количество терактов со стороны непримиримых отрядов АОК и ответных действий югославских сил безопасности, которые, надо признать, до этого времени стремились придерживаться достигнутого соглашения о прекращении огня, не отвечать на провокации, теряя людей, проявлять сдержанность. В докладе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана на Совете Безопасности 24 декабря 1998 года, в котором рассматривалось развитие ситуации в Косово в течение декабря, с тревогой отмечалось опасное возрастание напряженности в крае. В частности, приводились сведения о пятидесяти гражданских лицах, военнослужащих и сепаратистах, погибших в результате вооруженных конфликтов в первой половине месяца. Со своей стороны, в этот же день Генеральный секретарь Солана выступил с заявлением о “готовности НАТО действовать”.

В свою очередь, политический диалог по-прежнему не складывался. Еще в ноябре 1998 года специальный представитель США по урегулированию в Югославии, американский посол в Македонии Кристофер Хилл представил проект соглашения по Косово, который предусматривал создание независимых институтов власти в крае, что отвечало интересам лидеров косовских албанцев, но не устраивало официальный Белград. В начале декабря маятник переговорного процесса качнулся в сербскую сторону, и второй проект К.Хилла уже включал в себя основные требования обеих сторон конфликта. 7 декабря 1998 года руководитель албанской переговорной группы, политик крайне радикальных взглядов Фехми Агани провел в Приштине пресс-конференцию, в ходе которой выразил категорическое несогласие албанской стороны со второй редакцией проекта соглашения. По его мнению, Белград, сохраняя за собой Косово, превратит в фикцию Конституцию и парламент края, институт президента и правительства. Было объявлено о намерении албанской стороны разработать собственный проект политического соглашения по Косово, с которым она готова выйти на суд международного сообщества.

К концу 1998 года переговоры зашли в тупик. На этом неблагоприятном военном и политическом фоне любое обострение в Косово могло послужить поводом для эскалации конфликта и еще большего вовлечения в него внешних сил.

2.

1999 год начался с захвата заложников обеими сторонами конфликта, которые таким образом демонстрировали твердость своих позиций и непримиримость в отстаивании своих интересов. 8 января группа боевиков АОК захватила восемь военнослужащих югославской армии. При посредничестве МПК, личном участии ее директора, посла США Уильяма Уокера и председателя ОБСЕ Кнута Воллебека кризис с заложниками удалось разрешить. Однако югославское военное и политическое руководство, убеждаясь в том, что АОК не намерено считаться ни с попытками политического урегулирования, ни с обязательствами лидеров косовских албанцев не идти на крайние меры, стало чаще прибегать к решительным действиям по уничтожению АОК.

14-15 января 1999 года усиленные специальные полицейские части при огневой поддержке югославской армии осуществили самую масштабную операцию по уничтожению крупной группировки боевиков АОК в районе деревни Рачак в 30 километрах к югу от Приштины. По данным сербских военных, около ста боевиков было уничтожено, однако район остался под контролем сепаратистов. Существует версия, что данной операцией югославских сил АОК воспользовалась для провокации: дело в том, что на следующий день в одном из оврагов зоны боев наблюдатели ОБСЕ обнаружили тела нескольких десятков албанцев, включая женщину и подростка, большинство из которых были в гражданском. По этой версии, которой до сих пор придерживается сербская сторона, тела погибших были снесены в одно место и расстреляны повторно для того, чтобы показать всему миру зверства сербов. На место боев АОК пригласила руководителей МПК и всех иностранных тележурналистов. Директор миссии ОБСЕ У.Уокер охарактеризовал увиденное как преступление против человечности и расправу над мирным гражданским населением, что было мгновенно растиражировано по всему миру СМИ. Надо сказать, что аргументом в поддержку версии о провокации АОК послужили результаты парафиновой экспертизы ладоней убитых, проведенной международной группой патологоанатомов, включая российского представителя, которая показала наличие пороха на ладонях всех погибших. По оценке криминалистов, это свидетельствует о том, что убитые пали в бою с оружием в руках, а расположение тел похоже на инсценировку. Обнародованное официальное заключение экспертизы не подтвердило и не опровергло этой версии, однако сам факт трагедии стал поворотным моментом в развитии всего косовского кризиса — после 15 января надежда на мирное урегулирование стала угасать с каждым днем [4].

Официальный Белград отреагировал немедленно и жестко — правительство СРЮ объявило Уокера персоной нон-грата. 18 января МИД России выступил с заявлением по Косово, выразив глубокую озабоченность тем, что югославское руководство приняло такое решение, чреватое еще большей дестабилизацией. В заявлении МИД в частности говорится: “Российское руководство призывает Белград воздержаться от реализации указанного решения, создать все необходимые условия для выполнения Миссией ОБСЕ в полном объеме поставленных перед нею задач в соответствии с решениями СБ ООН и ОБСЕ. Россия решительно осуждает эскалацию насилия в Косово, что может подорвать предпринимаемые международным сообществом усилия по урегулированию косовской проблемы политическими средствами. Все преступления, включая последнюю трагедию в селе Рачак, должны быть самым тщательным образом расследованы, а виновные в этих преступлениях — понести заслуженное наказание. В связи с резким обострением ситуации в Косово российское руководство приняло решение срочно направить в Югославию первого заместителя министра иностранных дел A.Авдеева”.

Незамедлительно последовали реакции других государств — членов КГ и международных организаций. На состоявшемся 18 января в Вене специальном заседании Постоянного Совета ОБСЕ с заявлением по Косово выступил его председатель Кнут Воллебек. Им было отмечено, что “последнее проявление жестокости, безусловно, отбрасывает нас далеко назад в наших усилиях по урегулированию кризиса в Косово после достигнутого 16 октября 1998 года соглашения между министрами иностранных дел Еремеком и Йовановичем и представляет собой явное нарушение этого соглашения. В результате этого акта жестокости несколько тысяч местных жителей покинули данный район. В Косово теперь царит атмосфера страха. Перспективам надежного возвращения беженцев нанесен ущерб. Теперь необходимо восстановить обстановку безопасности с тем, чтобы предотвратить дальнейший исход населения из Косово. СРЮ должна немедленно прекратить применение силы в Косово. Стороны должны незамедлительно обеспечить выполнение соглашения о прекращении огня, которое должно соблюдаться как СРЮ, так и АОК”.

20 января в штаб-квартире НАТО в Брюсселе прошло плановое заседание Постоянного Совета “Россия-НАТО” на уровне послов. Его участники осудили последний акт насилия в Косово 15 января и выразили поддержку Миссии ОБСЕ по проверке в Косово и ее председателю Уокеру, подчеркнув, что присутствие Миссии в крае является важнейшим фактором достижения политического решения кризиса.

В свою очередь, само руководство НАТО еще раз пригрозило Милошевичу ультиматумом о нанесении воздушных ударов по Югославии. 26 января дипломатические представители стран альянса объявили, что НАТО дает противоборствующим сторонам последнюю возможность самостоятельно выйти из кризисной ситуации: в течение 10 дней вступить в прямые переговоры по мирному решению кризиса. В противном случае, как заявил председатель Военного комитета НАТО Клаус Науманн, от деклараций о возможности применения силы и нанесения ударов по военным объектам в Косово альянс перейдет к практическим действиям.

В это же время в Москве проходили консультации российского министра иностранных дел Иванова с прибывшим с визитом в Россию госсекретарем США Мадлен Олбрайт. 26 января по итогам обсуждения проблемы Косово Иванов и его американская коллега выступили с совместным заявлением, в котором, выражая озабоченность ухудшением ситуации в Косово, призвали обе стороны конфликта активизировать усилия во имя промежуточного урегулирования в крае, обеспечивающего широкую автономию Косово при соблюдении территориальной целостности и суверенитета СРЮ. Они выразили поддержку деятельности МПК и усилиям послов К.Хилла и В.Петрича по реализации выдвигаемого ими мирного плана, а также подтвердили готовность обеих стран продолжать сотрудничество в рамках КГ в целях достижения политического решения косовской проблемы.

Важно отметить, что, пожалуй, впервые с начала вооруженной борьбы в Косово Россия и США заявили о равной ответственности обеих сторон конфликта за его развязывание и эскалацию. Министры потребовали как от СРЮ соблюдения резолюции СБ ООН в отношении военных и полицейских подразделений, так и от АОК выполнения всех своих обязательств, особо отмечая то, что обострение напряженности в крае в значительной мере вызвано провокациями так называемой “Армии освобождения Косово”. “Россия и США осуждают такие провокации и требуют их немедленного прекращения”, — говорится в заявлении. Кроме того, Иванов и Олбрайт резко осудили “убийство косовских албанцев в селе Рачак, которому нет никаких оправданий”, потребовав судебного наказания виновных.

Анализируя этот важнейший документ, стоило бы отметить, что в тот период — момент еще большего обострения конфликта — страны, придерживающиеся диаметрально противоположных подходов к решению косовской проблемы, пошли на критику “своих подопечных” в целях оказать на них дипломатическое давление с обеих сторон и, в конечном счете, принудить Белград и Приштину пойти на переговоры, принять мирный план и избежать войны и гуманитарной катастрофы.

Тем временем в Брюсселе шли приготовления к силовым действиям против Белграда: продолжалась подготовка теоретического и морального обоснования для военного вмешательства НАТО в конфликт.

28 января в штаб-квартире альянса состоялось заседание Североатлантического Совета. К участникам форума обратился Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Лейтмотивом его краткого выступления стал призыв к государствам-членам НАТО помнить о боснийской войне, когда речь идет о законности и моральном аспекте любой военной интервенции. “Позвольте мне просить вас — особенно тех, кто обладает потенциалом для действий, помнить об уроках Боснии. Это означает полное и безусловное соблюдение прав человека для всех граждан Косово, а также полное и безусловное признание процесса мирных переговоров в качестве единственного средства для разрешения конфликта в Косово”, — сказал, в частности, генсек ООН.

Со другой стороны, в своем заявлении по итогам заседания Х.Солана акцентировал внимание на следующем:

• НАТО всецело выступает за скорейшее подписание политического соглашения по Косово, приветствует посредничество Контактной Группы в деле его заключения на принципах неотделимости Косово от СРЮ, сохранения территориальной целостности Югославии и защиты прав всех этнических групп края;

• сербам и албанцам надлежит немедленно прекратить насилие, провокации, захват и убийство заложников, решать в дальнейшем взаимные споры исключительно мирным путем;

• стороны конфликта должны согласиться с подготовленными КГ предложениями временного политического соглашения, которые будут представлены на встрече членов КГ в Лондоне 29 января;

• НАТО поддерживает миротворческие усилия СБ ООН, ОБСЕ, ЕС, КГ и стран региона, требует всеобъемлющего сотрудничества сторон конфликта с Миссией ОБСЕ по проверке в Косово;

• НАТО сохраняет готовность к действию в случае продолжения несоблюдения сторонами требований международного сообщества, прежде всего — резолюций СБ ООН.

Выступление Кофи Аннана Генеральный секретарь НАТО воспринял как согласие ООН на военную интервенцию НАТО в Югославии. Закончив с официальным заявлением и говоря от себя лично, Х.Солана особо подчеркнул: “Мы готовы действовать, если это потребуется. Все международное сообщество полно решимости добиться дипломатического решения конфликта. Вы видите, что и Организация Объединенных Наций разделяет нашу решимость и цели. В этом процессе НАТО будет играть ключевую роль, и мы внесем свой вклад сполна. Мы будем оказывать на стороны конфликта мощное давление до тех пор, пока они не отнесутся к происходящему со всей ответственностью”.

Россия немедленно отреагировала на высказывания Х.Соланы. Заявление российского МИД гласило: “Мы разделяем обеспокоенность сохраняющейся в Косово напряженностью. Считаем, что все стороны должны в полном объеме выполнить требования, содержащиеся в соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН.

Вместе с тем, мы категорически не приемлем прозвучавшие в высказываниях Х.Соланы угрозы применения силы. Наша принципиальная позиция на этот счет неизменна. Любые попытки использования ее в отношении суверенного государства в обход Совета Безопасности недопустимы.

Вызывает удивление, что руководство НАТО своими заявлениями не только берется предвосхищать решения еще не состоявшегося заседания министров иностранных дел Контактной Группы, но и пытается “пристегнуть” их к разрабатываемым альянсом силовым сценариям. Контактная Группа сама в состоянии решить, обращаться ли ей за содействием к кому бы то ни было.

Необоснованны, на наш взгляд, и заявления о том, что ООН “разделяет цели альянса”. Стремление НАТО поставить себя над ООН равносильно попыткам подрыва сложившейся системы международной безопасности.

Мы считаем, что любые попытки силового вмешательства в Косово извне контрпродуктивны. Урегулирования там можно добиться только путем консолидации и ускорения политического процесса. Намерены совместно с партнерами по КГ активно участвовать в этих усилиях.

Москва, 29 января 1999 года.”

Важнейшим этапом международных усилий по урегулированию косовского кризиса явилась выработка Контактной Группой на встрече в Лондоне 29 января десяти основных принципов для ведения переговоров между сторонами конфликта. КГ разработала и представила следующие требования — базисные элементы будущего соглашения по Косово, которые сторонам надлежало принять безоговорочно:

1. Немедленное прекращение насилия и соблюдение договоренностей о прекращении огня;

2. Достижение мирного решения конфликта путем диалога;

3. Подписание промежуточного соглашения, в котором оговаривается механизм окончательного урегулирования кризиса по истечении трехлетнего переходного периода;

4. После его подписания ни одна из сторон не будет стремиться изменить status quo;

5. Незыблемость территориальной целостности СРЮ и прилегающих к ней государств;

6. Обеспечение прав всех национальных групп;

7. Проведение свободных и честных выборов в Косово под наблюдением ОБСЕ;

8. Ни одна из сторон не будет осуществлять следственных действий в отношении друг друга за преступления, совершенные в ходе конфликта (за исключением преступлений против человечности, военных преступлений и других серьезных нарушений международного права);

9. Амнистия и освобождение политических заключенных;

10. Активное международное участие в урегулировании кризиса и полное сотрудничество сторон конфликта по применению договоренностей.

Кроме того, министры иностранных дел стран КГ определили принципы управления Косово:

1. Создание демократических институтов власти;

2. Высокая степень самоуправления в следующих областях: образование, здравоохранение, культура, сохранение окружающей среды, налогообложение, финансовая политика, экономическое развитие, судебная система, полицейские силы, а также транспорт и коммуникации;

3. Законодательная власть осуществляется Парламентом Косово, исполнительная — президентом, правительством и административными органами Косово. Правосудие вершит судебная система Косово;

4. Четкое разграничение полномочий на муниципальном уровне;

5. Все национальные группы должны быть равноправно представленными на всех уровнях административной и выборной власти;

6. Этнический состав местной полиции определяется пропорцией проживания национальных групп в той или иной местности Косово.

Принимая во внимание сбалансированные в целом предложения Контактной Группы, а также продолжающееся мощное психологическое давление со стороны НАТО, в начале февраля сербская сторона объявила о своей готовности вступить в переговоры и рассмотреть предложения международного сообщества по урегулированию косовского кризиса. Тем самым Белград в очередной раз отодвинул от себя угрозу воздушных ударов альянса.

Со своей стороны, албанская переговорная группа, продолжая настаивать на том, что посредники предоставляют сербам более выгодные позиции на переговорах, в то время, как реализация основного требования Приштины — полная и немедленная независимость Косово — сдвигается на годы вперед, была также вынуждена сесть за стол переговоров, чтобы не остаться “крайней”. Надо сказать, что требования албанской переговорной команды обескураживали даже их заокеанских адвокатов. Поэтому не раз американцам приходилось проводить с косоварами разъяснительные беседы.

В свою очередь, Белград, играя на неуступчивости противника, то и дело подливал масла в огонь, ловко маневрируя вокруг условий соглашений по Косово.

Несмотря на все это, в силу безальтернативности диалога, все же удалось усадить обе делегации за один стол и запустить переговорный процесс.

3.

6 февраля в предместье Парижа Рамбуйе начался первый раунд сербо-албанских переговоров по Косово. 12 февраля от имени международной тройки посредников на переговорах — американского посла Кристофера Хилла, австрийского посла Вольфганга Петрича и российского представителя, политического директора МИД РФ Бориса Майорского — был представлен очередной проект соглашения по Косово, в основу которого легли лондонские принципы Контактной Группы. Однако и этот проект стал очередным камнем преткновения.

Анализ происходившего в Рамбуйе позволяет сделать вывод, что ни одна из сторон, формально декларируя свою расположенность к диалогу (сербская делегация, в частности, заявила о том, что принимает десять базовых принципов КГ), по стратегическим соображениям не могла поступиться своими интересами и способствовать тем самым скорейшему политическому решению кризиса. Важно отметить, что вскоре после начала переговоров из Белграда в Рамбуйе прилетел президент республики Милан Милутинович чтобы возглавить сербскую делегацию. Как он сам позднее признался, на самом деле он приехал для того, чтобы “проинформировать сербскую делегацию о том, что происходит”, другими словами, лишь привез информацию из Белграда. В ходе переговоров становилось все яснее, что делегация сербов направлена в Рамбуйе одобрить десять принципов КГ и обсуждать, но не подписывать документ. Как считали в Белграде, в нем содержались положения о возможности выхода Косово из-под юрисдикции и контроля СРЮ по истечении переходного трехлетнего периода путем легитимного плебисцита в крае. Кроме того, предусматривалось, что в Косово будут введены иностранные вооруженные силы для соблюдения соглашения, что для Белграда было абсолютно неприемлемым.

Со своей стороны, албанцы с самого начала переговоров ясно высказались, что на уступки Белграду не пойдут и будут добиваться независимости Косово. Кстати, состав албанской переговорной группы (9 из 17 членов делегации являлись высшими функционерами АОК, объявленными Белградом вне закона), во главе которой находился Хасим Тачи, красноречиво свидетельствовал о возрастающей роли радикалов в политической жизни Косово и потере популярности и влияния Ибрагимом Руговой.

Стороны затягивали переговоры. В течение трех недель пребывания в Рамбуйе делегации ни разу не встретились лицом к лицу. Они тянули время, используя относитель<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...