Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Концептуальные основы формирования толерантности у детей младшего школьного возраста

Галина Бардиер

 

 

 

(методические рекомендации для учителя

по использованию учебного пособия для учащихся начальных классов)

 

           
   
   
 
 

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

Часть 1. Концептуальные основы формирования толерантности у детей младшего школьного возраста

 

Часть 2. Психологические принципы работы с детьми на уроках толерантности.

 

Часть 3. Методические рекомендации к урокам

Вводный урок-предисловие

Урок 1. «А что у вас?» (измерение толерантности)

Урок 2. «Бабушкины сны» (межпоколенческая толерантность)

Урок 3. «Вертолет Вася» (умение находить сходство и различия)

Урок 4. «Грустный Гоша» (этническая толерантность к мигрантам)

Урок 5. «Девочки и мальчики» (гендерная толерантность)

Урок 6. «Единственное мое» (изучение репертуаров идентичностей)

Урок 7. «Елка не для всех» (социально-экономическая толерантность)

Урок 8. «Жираф, Очкарик, Малявка и др.» (межличностная толерантность)

Урок 9. «Зоопарк» (навыки понижения значимости различий)

Урок 10. «Игрушка, которая мирит всех» (навыки посредничества)

Урок 11. «Кавказский узел» (политическая толерантность)

Урок 12. «Левые встречаются с правыми» (политическая толерантность)

Урок 13. «Мои любимые мультики» (изучение репертуара идентичностей)

Урок 14. «Необычные новости» (изучение принципов толерантности)

Урок 15. «Особое поручение» (навыки посредничества)

Урок 16. «Путешественники» (межкультурная толерантность)

Урок 17. «Разное – одинаковое» (навыки поиска сходства-различий )

Урок 18. «Секреты Белой Вороны» (личностная и групповая идентичность)

Урок 19. «Тиша и Шиша» (отреагирование и оценка интолерантности)

Урок 20. «Угадай, кто это?» (выявление свойств толерантной личности)

Урок 21. «Федя Норкин удивляется» (преодоление ауто-интолерантности)

Урок 22. «Хочу и Надо» (конвенциональная толерантность)

Урок 23. «Царевна Несмеяна» (отреагирование отвержения – принятия)

Урок 24. «Чертенки и ребенки» (оценка неосознаваемой интолерантности)

Урок 25. «Шел по улице волшебник» (межкультурная толерантность)

 

Толерантные стихи

 

Заключение

 

Рекомендуемая литература


Введение

 

Учебное пособие для учеников начальной школы написано в виде Азбуки. Каждый тематический урок соответствует какой-то одной букве алфавита. Мы ранее уже использовали такой принцип построения материала и убедились, что младшим школьникам это удобно для ориентации в материале, что это способствует запоминанию материала, и что это их дополнительно мотивирует.[1]

Всего уроков 25, но, каждый тематический урок в действительности включает три урока: 1) знакомство с материалом и актуализация детских переживаний; 2) выполнение детьми домашнего задании и последующее обсуждение его в классе; 3) подведение итогов тематического урока в целом (как в классе, так и на экскурсии или во время прогулки). Каждый итоговый урок завершается выводами, которые для детей формулируются в виде Правил. На одном из последних уроков детям будет предложено на основе этих правил выработать свой личный Кодекс толерантности.

По объему материал уроков рассчитан примерно на один учебный год, если встречаться с детьми на уроках толерантности один раз в неделю. Уроки не обязательно должны быть включены в основное расписание. Это могут быть уроки по выбору, факультативы, классные часы, занятия в группе продленного дня.

Проводить такие уроки может классный руководитель, школьный психолог, педагог группы продленного дня, учитель-предметник. В последнем случае уроки толерантности интегрируются (вписываются) в основную сетку часов учителей-предметников, включая классного руководителя (примерно по 2-3 тематических урока на каждый из предметов).

Таким образом, получается, что, например, в процессе изучения математики, дети осваивают важное для развития толерантности качество – умение гибко ориентироваться и самоопределяться в диапазонах сходства-различий (независимо, идет ли речь о неодушевленных предметах, либо о социальных процессах или людях).

В процессе изучения родного языка они, например, учатся в толерантных формах выражать свои интересы, а также – выступать посредниками преодоления интолерантных барьеров в отношениях одноклассников.

На уроках иностранного языка дети могут обсудить ситуации проявления межкультурной и межэтнической толерантности, на уроках труда и физкультуры – ситуации проявления межпоколенческой и гендерной толерантности, на уроках, посвященных знакомству с окружающим миром и классных часах – ситуации проявления социально-экономической и политической толерантности.

Уроки изо, если некоторые из них провести совместно с психологом, позволяют работать с существующими у детей репертуарами идентичностей и на этой основе помогать детям в отреагировании своих чувств, связанных с неосознаваемыми проявлениями их интолерантности или с их ауто-интолерантностью.

Наконец, некоторые из уроков чтения могут быть направлены на изучение детской литературы, пропагандирующей толерантность, а также – на обсуждение общечеловеческих ценностей, в число которых входит толерантность. Для проведения тематических уроков Азбуки толерантности могут быть использованы и иные учебные предметы, если они преподаются в вашей школе, например, религиоведение, история города, театр, азбука искусств, правоведение, живое право и другие.

Последовательность уроков выстроена по кумулятивному принципу: от более простого - к более сложному. Но по усмотрению учителя эта последовательность может изменяться. Некоторые уроки очень желательно проводить совместно с психологом. В рекомендациях к соответствующим урокам мы это специально оговариваем. Если в школе ни штатного, ни привлеченного психолога нет, то эти уроки, наверное, лучше пропустить.

Помимо детской литературы, примерный список которой приводится в Приложении, мы рекомендуем на школьных уроках толерантности, если позволяет время и творческий настрой учителя, использовать элементы референтных детских игр, например, указанных в тематическом плане.

Некоторые из уроков полезно проводить вне школы, посещая с детьми различные заведения и организации. Их примерный список также приводится в Приложении. Среди этих организаций, помимо специализированных детских (Детский исторический музей, Театр юного зрителя, Дворец творчества юных, детские дома и др.), указываются и некоторые профильные общественные организации, посещение которых, как нам представляется, может быть полезным для развития у детей отдельных видов толерантности (например, этнической, межкультурной, гендерной).

Учебная программа уроков соответствует оглавлению. Однако, прежде, чем приступить к поурочным методическим рекомендациям, приведем общий вид тематического плана занятий, а также рассмотрим более детально концептуальные основы формирования толерантности у детей младшего школьного возраста и психологические принципы работы с детьми на уроках толерантности.

Тематический план уроков «Азбука толерантности»

 

№№ уро-ков Названия уроков Тематическое содержание Возможности интеграции в другие учебные предметы Референтная детская литература Использование приложе-ний Референт-ные детские игры
вводный Предисловие Феноменология толерантности и интолерантности Чтение, знакомство с окружающим миром В.Левин (см. Век толерантности №1) - -
А что у вас? Измерение толерантности Математика, изо, труд С.Михалков («А что у вас») Детский исторический музей (ДИМ) Игры, направлен-ные на развитие наблюда-тельности
Бабушкины сны Межпоколенная толерантность Изо, труд О.Григорьев («Бабушка») театр Выставка рисунков
Вертолет Вася Умение находить сходство и различия Математика, русский язык Н.Носов (про Незнайку) аэропорт Детские конструк-торы
Грустный Гоша Этническая толерантность к мигрантам Знакомство с окружающим миром, труд, изо Национальные детские писатели Дома дружбы, диаспоры Детские концерты
Девочки и мальчики Гендерная толерантность Физкультура, чтение Янес Х. Мальчик и девочка. – Таллинн, 1988 Гендер-ные центры Игры в семейные отношения
Единст-венное мое Изучение репертуара идентичностей психология Детские считалки - «Садовник»  
Елка не для всех Социально-экономическая толерантность Чтение, знакомство с окружающим миром, труд Дюймовочка, Гадкий утенок, Золушка Детские дома, приюты Подвижные игры, совместный труд
Жираф, Очкарик, Малявка и др. Межличностная толерантность психология Хармс Д. «Во-первых и во-вторых» (про маленького человека) театр Детские конкурсы
Зоопарк Навыки понижения значимости различий        
Игрушка, которая мирит всех Навыки посредничества        
Кавказский узел Политическая толерантность        
Левые встречаются с правыми Политическая толерантность        
Мои любимые мультики Изучение репертуара идентичностей психология      
Необычные новости Изучение принципов толерантности        
Особое поручение Навыки посредничества        
Путешественники Межкультурная толерантность        
Разное – одинаковое Навыки сочетания различий и поиска сходства        
Секреты Белой Вороны Личностная и групповая идентичность психология      
Тиша и Шиша Отреагирование и оценка интолерантности        
Угадай, кто это? Выявление свойств толерантной личности        
Федя Норкин удивляется Преодоление ауто-интолерантности        
Хочу и Надо Конвенциональ-ная толерантность        
Царевна Несмеяна Отреагирование отвержения-принятия        
Чертенки и ребенки Оценка неосознаваемой интолерантности        
Шел по улице волшебник Межкультурная толерантность        

 


 

Изображение военных действий

Танки, самолеты, бомбы, пистолеты, пушки, пули, взрывы. На некоторых рисунках присутствуют горы. На многих рисунках – флаги. Флаги, как правило, разные. А вот боевая техника – практически одинаковая. Даже раскрашена одинаково. Более того, на этой боевой технике присутствуют звезды! Поэтому на мой вопрос о том, как определить, кто же здесь с кем воюет, дети отвечают по-разному. Например, один мальчик отличил «наш танк» по тому, что у него «звезды получше».

Последствия военных действий

«Умерший солдат», кавказский госпиталь, скорая и пожарная машины, разбитый корабль, «место, где люди совершают теракты и горит флаг», очень трогательный рисунок с припиской «рухает кавказская школа». Из других пояснений к рисункам: война, убийства, пожары, голод, взрывы, болезни, уничтожают все, что попадется, «люди воюют друг с другом».

Толерантные стихи

(приложение-ридер)

Вадим Левин.

Про всех на свете

Вопрос: А что было бы, если в мире все было бы одинаковым?

Цель обсуждения – феноменология толерантности, разнообразие мира как основное условие существования толерантности.

 

Без автора

Сказка про Слона

(из индийского фольклора)

Вопросы: Почему они так по-разному назвали слона? От чего зависит наша точка зрения? Прочему точки зрения бывают разными? Это хорошо или плохо, что у людей бывают разные точки зрения? Почему?

Цель обсуждения – позиции обсуждающего всегда в известной мере субъективны, но объективность при многопозиционности все же нужна

 

Сергей Михалков.

А что у вас?

Вопрос: Это хорошо или плохо, что у людей бывают разные профессии, разные важные жизненные события, разные взгляды? Почему?

Цель обсуждения – фиксирование различий

 

Олег Григорьев

Бабушка

Вопрос: Чем эта бабушка не похожа на привычных бабушек?

Цель обсуждения – нестандартность бабушки

 

Самуил Маршак

О мальчиках и девочках

Вопросы: Если слова «девочки» поменять со словами «мальчики», то что получится? Найдутся такие мальчики и девочки, про которых будет получившееся стихотворение?

Цель обсуждения

 

Элеонора Фарджен

Имена девочек. Имена мальчиков

Вопрос: Существуют ли на самом деле различия в звучании имен девочек и мальчиков, либо люди это намеренно придумывают? Если придумывают, то зачем они это делают?

Цель обсуждения – гендерные стереотипы

 

С.Михалков

Хорошие товарищи

Вопрос: Правильно поступают товарищи Миши? А как бы вы поддержали его, если бы он был вашим другом? А есть у вас такие знакомые или друзья, которым трудно говорить, ходить, играть и вы их всегда поддерживаете?

Цель обсуждения – помощь человеку с ограниченными возможностями

 

Ирина Токмакова

Обижалки

Вопрос: Признайтесь честно, вы тоже раньше придумывали обижалки? А почему герои стихотворения от придуманных ими обижалок отказались?

Цель обсуждения – место, роль механизм воздействия и значимость обижалок

Джеймс Ривз

Тетушка Фло

Вопросы: Как тетушка Фло научилась преодолевать свои проблемы? Какие способы придумываете вы, чтобы справиться со своими удручающими эмоциональными состояниями?

Цель обсуждения – оптимизм всегда дает неожиданные решения

Алан Милн

Королевская считалка

Вопросы: Какие еще выручалки вы знаете и используете, если в жизни что-то идет не так, как хотелось бы? А если вы хотите помирить кого-то, кто поссорился? Считаете ли вы выручалку короля удачной? Почему?

Цель обсуждения – роль, место ценность ститалок-выручалок

 

Самуил Маршак

Урок родного языка

Вопросы: Это стихотворение было написано давно, в советские времена – что-то, по-вашему, изменилось с тех пор? Как теперь современные дети относятся к войне? Почему вы так думаете? А как надо относиться?

Цель обсуждения – отношение к войне.

В.Левин.

Про собаку

Вопрос: Эти стихи про толерантность или нет? Почему? Одни взрослые люди сказали, что эти стихи могут послужить эпиграфом толерантности. Вы с ними согласны? А какой эпиграф придумали бы вы сами? Может быть, это было бы не стихотворение, а просто какое-то короткое высказывание? Или, может быть это был бы какой-то рисунок, значок, эмблема?

Цель обсуждения – как можно организовать помощь больной собаке

Саша Чёрный

Кому что нравится

Вопрос: Какие различия кажутся героям стихотворения удивительными? Есть ли между ними сходство?

Цель обсуждения – диалектика разного – одинакового.


Заключение

Данные методические рекомендации прилагаются к учебному пособию «Азбука толерантности», предназначенному для использования при проведении уроков толерантности в начальной школе.

В учебном пособии даны сценарные описания уроков, причем акцент делается на необходимость поурочных домашних заданий и на важность фиксации вывода. В данном пособии выводы аккумулируется в виде правил толерантности. Они завершают каждое итоговое занятие. Правила толерантности для того, чтобы на следующих уроках к ним возвращаться, заключаются в рамочку и выделяются цветом. Преобладающая часть выводов предлагается изначально, но некоторые выводы делают и записывают карандашем в рамочку сами дети – по результатам проведенного урока и на основе приобретенного опыта.

Уроки включают тренировки общих и специальных умений и навыков, составляющих основу механизмов возникновения и развития толерантности-интолерантности.

Методические рекомендации составлены к каждой теме, объединяющей два урока и домашнее задание. Наряду с рекомендациями в некоторых случаях приводятся примеры ранее проведенных нами уроков, иллюстрирующих предлагаемые нами технологии.

Цикл уроков завершают Толерантные стихи, которые специально подобраны к некоторым темам. Предполагается, что эти стихи дети будут читать самостоятельно. После каждого стихотворения имеются вопросы к детям. В методических рекомендациях поясняется целевая направленность этих вопросов. По усмотрению учителя, обсуждение стихов может быть дополнительно включено в уроки.

В учебном пособие специальное место уделено перечню возможных мест посещения, куда ребенок может отправиться как с классом, так и индивидуально – с родителями. Прилагается также список литературы для детей. В методических рекомендациях приводится обширный список литературы для педагогов и школьных психологов, которые будут проводить уроки толерантности в начальной школе.

Наконец, в заключении к Учебному пособию для детей сообщаются координаты, по которым можно связаться с авторской группой. Детям также предлагается и анкета обратной связи, которую они могут заполнить и с помощью взрослых отправить авторам пособия.

Координаты авторов приводятся и в методических рекомендациях. Мы будем очень рады, если учителя и психологи свяжутся с нами.

 

Желаем успехов!


Рекомендуемая литература

1. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под науч. ред. В.А. Чикер– СПб.: Речь, 2007.

2. XXI век - психология миграционных процессов и государственная политика России. / Вестник политической психологии. Бюллетень №1 (6) 2004. – с.3-33.

3. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов Вузов. — М.: Академический Проект, 2001.

4. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - СПб., 1998.

5. Актуальные аспекты проблемы толерантности в современном мире. / Под науч. ред. И.Л.Первовой. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

6. Акулич М.М. Социология согласия. Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002.

7. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2004.

8. Архипова В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса. - СПб. , 1995.

9. Архипова М.В. Ситуационный подход к межкультурному учению. // Jugend in Europa: Interkulturelles Lernen – demokratisches Lernen (Teil II). Seminar der Gustav-Stresermann Institutes, 1998, с.28-34.

10. Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности. / На пути к толерантному сознанию. Под ред. А.Г. Асмолова. – М : Смысл, 2000.

11. Аствацатурова М.А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северо-Кавказский регион). Ростов-на-Дону – Пятигорск, 2002.

12. Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования. Под ред. В.С.Собкина. – М., 1998. – с.64-85.

13. Барбу Дальбум-Халл. Женщины и руководство. СПб, 1996.

14. Бардиер Г. Л. , Ромазан И. В. , Чередникова Т. В. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб, 1993, изд. 2 - е. - СПб., 1996.

15. Бардиер Г.Л. Социокультурные аспекты потребления школьниками современной мульт-среды. // Журнал прикладной психологии 1998, №2, с.108-116.

16. Бардиер Г.Л. Альтернативное образование: «гибкие» стандарты и технология «профессионального» гуманизма. // «Частная школа», М., 1998, с.15-24.

  1. Бардиер Г.Л. Арт-методы исследования и развития личности в работе социального педагога / Социальный потенциал возрождения России. - СПб, «Участие», 1997, с.154-158.

18. Бардиер Г.Л. Влияние культурного шока на уровень толерантности личности. / Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей. Под ред. Л.Г.Почебут, И.А.Шмелевой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005, с.348-365.

19. Бардиер Г.Л. Гендерные роли в зеркале интеркультуры. / Психологические свойства современного исторического знания. Отв. ред. С.С.Минц, Краснодар, Кубан. гос. ун-т, МНЦИПИ, 2003, с.101-103.

20. Бардиер Г.Л. Дети рисуют Кавказский узел. // Мемориал, июнь-август 2001 (№23), с.46-48.

21. Бардиер Г.Л. и др. Применение методики «Культурный ассимилятор» в построении межкультурного диалога на Северном Кавказе./ Противодействие экстремизму: внесение изменений в нормативную базу и правоприменительную практику. Под ред. А.Ю.Сунгурова и Г.Л.Бардиер. СПб.: Норма, 2004, с. 188-191.

22. Бардиер Г.Л. Когнитивно-ориентированная технология развития толерантности как методический инструмент практической социальной психологии толерантности / Язык и культура – основа общественной связности. Научная сессия «IX Невские чтения». – СПб.: Изд-во «Осипов», 2007, с.237-241.

23. Бардиер Г.Л. Когнитивно-ориентированный тренинг толерантности./ 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов. Под науч. ред. В.А.Чикер. – СПб.: Речь, 2007, глава 13, с.176-192.

24. Бардиер Г.Л. Комплексные методы исследования толерантности. / Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. – СПб.: Изд. С-Петерб. ун-та, 2005, Глава 7., с.239-277.

25. Бардиер Г.Л. Модель и технологические шаги ситуационного самоопределения практикующего школьного психолога. / Практическая психология в школе. СПб, Иматон, 2000.

  1. Бардиер Г.Л. Научные основы социальной психологии толерантности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Осипов», 2007.

27. Бардиер Г.Л. О соотношении понятий «толерантность» и «идентичность». /Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире. Под ред. Малиновой О.Ю. и Сунгурова А.Ю. – СПб.: Норма, 2005, с.72-80.

28. Бардиер Г.Л. Переговоры. Методическое пособие для студентов и преподавателей. - СПб, НИЯК, 2001.

29. Бардиер Г.Л. Понятие о культуральной антропологии, паттернах культуры, кросскультурных исследованиях, межкультурной коммуникации, программах интеркультурного обучения (тренинга). / Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. М., Генезис, 2002, с. 62-71.

30. Бардиер Г.Л. Почему психолог похож на Кота. Тонкости социально-психологической помощи взрослых детям. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. – 96 с.; 2-е изд. - М.: Генезис, 2002.

31. Бардиер Г.Л. Правоприменительная практика противодействия экстремизму в регионах РФ / Противодействие экстремизму: правоприменительная практика. Под ред. Г.Бардиер. - СПб, Норма, 2004, с.70-81.

32. Бардиер Г.Л. Практика социальной психологии толерантности / Толерантность и интолерантность в современном обществе. Под ред. И.Первовой. – СПб.: Изд. С-Петерб. ун-та, 2005, с. 270-281.

33. Бардиер Г.Л. Ситуации межэтнической интолерантности: критерии классификации и механизмы развития. / Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации. Под науч. ред. И.Л.Набока. СПб, Астерион, 2002, с.299-302.

34. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

  1. Бардиер Г.Л. Специфические особенности понимания и применения термина «толерантность». / Гражданское образование в школе. Программа «Вы – народ». Сост. Степанова Г.В. - Петрозаводск, ПетрГУ, 2005, с. 11-19.

36. Бардиер Г.Л. Технология изучения социальной позиции и развития толерантных установок у детей. / В кн.: Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2004, с.144-157.

37. Бардиер Г.Л. Типы толерантности в контексте социального развития / Защита прав человека на Кавказе: позиция ученых и правозащитников. Под ред. А.Ю.Сунгурова – СПб.: Норма, 2002, с.155-161.

38.Бардиер Г.Л. Толерантность как социальное представление и этическая норма. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2005, вып.4, с. 110-119.

39. Бардиер Г.Л. Уважение к ребенку как социальное явление: теоретический, эмпирический и научно-практический подходы. / Педагогика Януша Корчака и современный опыт помощи ребенку. - СПб, «Участие», 2001, с. 94-100.

  1. Бардиер Г.Л., Голубева В.П. Феномен «культурного шока» в контексте межкультурных связей / Ананьевские чтения – 98. Под общ. ред. А.А. Крылова. - СпбГУ, 1998, с.14-16.

41. Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня... Сомнения и переживания самых младших школьников. – Рига: ПЦ «Эксперимент», 1998. – 182 с.; 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2005.

42. Бардиер Г.Л., Почебут Л.Г. Идентичность и толерантность в контексте межкультурной коммуникации: социально-психологические подходы и исследования. / Studia slavica finlandensia. Tomus XXIII. Вопросы идентичности в русскоязычной диаспоре. Issue of identity in the Russian-speaking diaspora. – Хельсинки, Helsinki, 2006. p.4-38.

43. Бардиер Г.Л., Суханова Н.В. Исследование представлений студентов о феномене экстремизма // Вестник СПбГУ, сер. 6, 2004, вып.1 (№6), с.76-88

44. Бардиер Г.Л., Суханова Н.В. Определение экстремизма и исследование социальных представлений об экстремизме в молодежной среде / Противодействие экстремизму: внесение изменений в нормативную базу и правоприменительную практику. Под ред. А.Ю.Сунгурова и Г.Л.Бардиер. – СПб.: Норма, 2004, с.8-58.

45. Бардиер Г.Л., Третьякова О.В. Исследование стереотипов межкультурной коммуникации методом полярных профилей с последующим нестандартизированным интервью. / Образование в России: перспективы и реальность. – СПб.: НИЯК, 2001, с.213-217.

46. Баскакова Е.В. Толерантная личность: сравнительный анализ / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - М., 2002, с.181-192.

47. Беликов С.В. Скинхеды в России. – М.: Academia, 2005.

48. Бендас Т.В. Гендерная психология – СПб.: Питер, 2005. .

49. Бёрьесон Б. Диалог с К. Книга об идентичности. – СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2002.

50. Библер В. С. Программа школы диалога культур. - СПб. , 1996.

51. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. СПб., 1998.

52. Бойко В. В., Оганян К. М., Копытенкова О. И. Социально защищенные и социально незащищенные семьи в изменяющейся России. — СПб., 1999.

53. Бондырева С.К. Семантика и природа толерантности / Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003, с. 4-26.

54. Бондырева С.К. Феномен толерантности в системе межэтнических отношений. / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - М., 2002, с. 9-10.

55. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

56. Братченко С.Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. – СПб, 1999.

57. Век толерантности. Вып. 1-6, 2001-2004 гг.

58. Век толерантности. №№1-2, 2001.

59. Верховский А. Язык мой… Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. – М.: Центр «Панорама», 2002.

60. Виттингтон Р. Обучение американских детей сопереживанию (эмпатии) / Методологические основы социальной работы. – М., 1991.

61. Выготский Л. С. Кризис 7 лет // Собр. соч. , т. 4. - М. , 1982.

62. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. — СПб.: Знание, 1999.

63. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. - СПб., 1992.

64. Гриншпун И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности. / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - М., 2002, с. 34-35.

65. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.

66. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. / Психология социальных ситуаций. Сост. и общая редакция Н.В.Гришиной. – СПб.: Питер, 2001.

67. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. – СПб, 1999.

68. Гундарь Е.С. Толерантность и безопасность в этнической сфере. / Толерантность как основа социальной безопасности. - М., Ставрополь, 2002, с. 111-112.

69. Гурвич И.Н. Актуальная наркоситуация в Российской Федерации. / Научно-методические основы территориального мониторинга наркоситуации. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005, с.29-34.

70. Даниленко О.И. Интеллигентность как предмет культурно-психологического исследования. / Психология и мораль. - СПб.: Речь, 2004, с. 77-78.

71. Декларация принципов терпимости. («Declaration of principles on tolerance») // Век толерантности, №1, 2001.

72. Дзялошинский И.М. Культура, журналистика, толерантность. / Диагностика толерантности в средствах массовой информации. - М., 2002, с. 40-41.

73. Диагностика толерантности в средствах массовой информации. Под ред. к.и.н. В.К.Мальковой. - М., ИЭА РАН. 2002.

74. Дискриминация по признаку места жительства и этническому признаку в Москве и Московской области. – М.: «Звенья», 2001.

75. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. , 1987.

76. Доклад Правительству Российской Федерации «О ходе реализации в 2001-2002 годах федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» от 15 мая 2003 года. // Век толерантности. 6’2003, с.6.

77. Дробижева Л., Паин Э.. Политический экстремизм и терроризм: социальные корни проблемы. // Век толерантности. №5. - М., 2003, с.25-31.

78. Дробижева Л.М. Об условиях формирования толерантных установок. / Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У.Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т.А.Лютой. - М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004, с.111-119.

79. Дубровина И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопр. психологии. — 1986. — №2. — С. 47 — 54.

80. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. - М. , 1986.

81. Зак А..З. Формирование психических новообразований в учебной деятельности. / Психическое развитие младших школьников. Экспериментальное психологическое исследование. Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990, с.69-96.

82. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. — СПб., 1995.

83. Захаров А. И. Групповая психотерапия при неврозах детского возраста. Методические рекомендации. - Л. , 1979.

84. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - Л., 1988.

85. Захаров В. П. , Хрящева Н. Ю. Социально - психологический тренинг. - Л., 1990.

86. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! Выпуски 1-3 – Рига, 1977-1998.

87. Иванян Р.Г. Межкультурное воспитание молодежи в вопросах и ответах. Пособие по неформальной педагогике для начинающего тренера, работающего в сфере межкультурного воспитания молодежи. – СПб, 2004.

88. Игры, обучение, тренинг, досуг / ред. Петрусинский. - М. , 1994.

89. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. — Л., 1980.

90. Кан - Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М. , 1987.

91. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта. - Рига, 1995.

92. Клепцова Е.Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям. Автореферат дисс. канд. психол. Наук, Курск, 2001.

93. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004.

94. Клюева Н. В. Программа социально - психологического тренинга для педагогов (руководство для ведущего группы). - СПб. , 1992.

95. Коломенский Я. Л. , Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М. , 1988.

96. Кон И. Психология предрассудка. / Психология национальной нетерпимости. Сост. Ю.В.Чернявская. – Мн.: Харвест, 1998, с.5-48.

97. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л.Г.Почебут, И.А.Шмелевой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

98. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя. / Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. – М., МГУ, 1984, с. 180-187.

99. Лабунская В.А. Социально-психологические причины интолерантного поведения. / Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У.Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т.А.Лютой. – М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004, с.156-166.

100.Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М.: «Ключ-С», 1999.

101.Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. – М.: «Привет», 2004. .

102.Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. – М., 2003.

103.Левада Ю.А. От мнений к пониманию. – М., 2000. с.

104.Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности. Дисс. … канд. психол. н. – СПбГУ, 1997.

105.Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. - М., 1999.

106.Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. – 1998. - №2. – с.43-53.

107.Малькова В.К. Тишков В.А. Этничность и толерантность в средствах массовой информации. М.: 2002.

108.Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования. / Межкультурный диалог: исследования и практика. Под ред. Г.У.Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т.А.Лютой. - М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004, с.141-155.

109.Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.: Прайм-Уврознак, 2002.

110.Межкультурный диалог: исследования и практика. / Под ред. Г.У.Солдатовой, Т.Ю.Прокофьевой, Т.А.Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004.

111.Мейжис И.А. Кросс-культурные исследования и проблемы реформирования школы в России. / Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л.Г.Почебут, И.А.Шмелевой. – СПб.: Изд-вл С.-Петерб. ун-та, 2005, с.267-289.

112.Мириманова М.С. Конфликтология. – М., Издательский центр «Академия», 2003.

113.Мониторинг дискриминации и национал-экстремизма в России. Сборник докладов. – М.: Фонд «За гражданское общество», 2005.

114.Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999, №4.

115.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2002.

116.Никольская И.М. Серийные рисунки и рассказы в психологическом консультировании детей и родителей // Системная семейная психотерапия. - СПб., 2002.

117.Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. 2-е изд., дополн. и перераб. – СПб.: Речь, 2004.

118.Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2000.

119.О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. №1’2001, с.3-5.

  1. О толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе (рекомендации Общественной палаты Российской Федерации). – М, 2006.

121.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001.

122

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...