Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жанровые особенности фотомонтажа. Положительные и отрицательные

Фотомонтаж как новейший метод изобразительного искусства тесно связан с развитием индустриальной культуры и массовых форм художественного воздействия. Его отличие от других жанров журналисткой фотографии конечно составляют его особенные черты. При этом, стоит отметить, что они способны нести различный характер и совершенно различным образом влиять на журналистский материал. Ниже предложены к рассмотрению положительные и отрицательные черты жанра фотомонтажа.

Начать хочется с положительных характеристик фотомонтажа. Одной его особенностью, самой важной и индивидуальной, является возможность вымысла.

Советский и латвийский художник Густав Клуцис пишет в своей статье «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства», что Фотомонтаж обладает богатейшими техническими приемами выразительности. По его мнению, эта выразительность заключается благодаря использованию многократных экспозиций, которые можно использовать благодаря технике фотомонтажа. Путем грамотного распределения разномасштабных фотоснимков, как утверждает автор, можно добиться четкой выразительности изображения и обозначить нужную для фотохудожника тему. Фотомонтаж позволяет достигнуть максимальной контрастности.

Необходимо также сказать, что все произведения фотографики , в том числе и фотомонтажные работы, несут в себя невероятный эмоциональный заряд. Образуется он путем слияния двух противоположных начал документальности и вымысла.

Именно возможность вымысла и является тем самым основным отличием фотомонтажа от других жанров фотожурналистики.

Не стоит забывать о том, что монтаж является средством создания метафор. Так, создаваемый художественный образ предполагает кроме неразрывной связи чувственного и логического, некоторую определенную долю воображения, фантазии. Отсюда и берет начало эстетическое основание использования различных видов метафор, ассоциативных сравнений, символико-аллегорических построений в художественной ткани фотоснимка.

В данном жанре, как утверждает Н.И.Ворон, важна в первую очередь не конкретность фотодокумента, а выразительность детали, которая служит материалом для создания образа.

Техника фотомонтажа так же служит для выражения идеи автора, позволяя интерпретировать факты. Детализация и образность, несомненно, являются положительной чертой фотомонтажа и добавляют журналистскому снимку индивидуальности, яркости .

Из отмеченного , также можно сделать вывод, что фотомонтаж является и универсальным средством отражения не только важных процессов, происходящих в жизни общества, но и проблем , актуальных в разное время, которые достаточно сложно отразить в портретном или пейзажном фотоснимке.

Выше отмечалось, что очень важная составляющая часть фотомотажа-это свет. Ранее , когда фотохудожнки не имели в своем арсенале новейшей современной техники и оборудования, процесс настройки света на фотоснимке был достаточно трудоемким. Приходилось проводить множество манипуляций с фотоизображением, чтобы разные снимки при соединении в одно фото имели одинаковое цветовое решение. Сегодня проблема с грамотным освещением фотоснимка не менее актуальна, однако, существует множество путей ее решения. Например, графические редакторы. Очень верно также отмечает В. М. Березин в своей книге «Фотожурналистика», что изобретение цветной съемки и печати позволило снять условность черно-белой гаммы , а также произвело революцию в фотоискусстве и фотожурналистике. Фотомонтаж напрямую обращается к цветокоррекции и может придать снимку определенное настроение. Например , чтобы подчеркнуть кричащую значимость фото или придать ему иной облик, который не будет характерен современности(создание исторического , военного фото)

Фотомонтаж –жанр синтетический, так как в нем работают как и визуальное изображение, так и емкий экспрессивный вербальный текст.

По мнению Н.И. Ворона , фотомонтаж относится к публицистическому жанру, так как благодаря фотомонтажу можно увидеть более широкий охват действительности и более широкое обобщение. Так же , факты в публицистическом жанре, по мнению автора, служат в первую очередь для показа некоего явления , средством его аргументации.

 

Бывают также случаи, когда фотомнотаж призван , в первую очередь, не решать творческие задачи фотографа. Бывают случаи, когда фотомонтаж присутствует на страницах газет ради решения задач технических.

Например, необходимо разместить несколько фотографий, которые имеют отношение к различным журналистским материалам, однако , совершить это невозможно, так как при верстке номера можно столкнуться с проблемой нехватки места. В связи с этим и приходится использовать технику фотомонтажа.

«Монтажный прием» имеет большое влияние над фотоснимками. Так , например , ему под силу соединить два абсолютно «пассивных» изображения в одно, и тем самым создать некий «взрывной « эффект , выявить противоречивость снимков , оживить их.

По мнению Николая Ивановича Ворона, говоря о фотомонтаже совершенно не стоит забывать о документальности. Это он мотивирует тем, что «. Произведениям данного жанра свойственна документальность в широком

понимании – как достоверность, выражающая социально-историческую подлинность отображенного.» По мнению автора, документальность отображения в фотомонтаже предстает не во внешнем соответствии реальностям, а в сущностном. Само же изображение условно.

Не смотря на то , что фотомонтаж принято относить к публицистическому жанру, в нем можно выявить элемент аналитического начала. Опираясь на высказывание упомянутого мною ране автора , следует вывод, что перед тем как создать фотопроизведение посредством техники фотомонтажа , автор –фотограф должен уяснить сущность своего материала, сделав большую аналитическую работу.

 

Как и любому другому жанру журналисткой фотографии , фотомонтажу также свойственный отрицательные черты и нюансы, которые могут повлиять не только на восприятие снимка, но и на весь журналистский материал. К числу таких отрицательных особенностей фотомонтажа , безусловно, относится утрата понятия «оригинал», первоисточника сообщения. Фотомонтаж способен манипулировать различными фотоснимками, объединяя их в одно целое произведение. При этом самостоятельность этих фотографий, в процессе объединения, теряется , а на выходе мы имеем уже совершенно новое , уникальное , отчасти «оригинальное » фотопроизведение.

Как и другие жанры фотожурналистики, является формой отражения действительности. Однако , при соединении на одном изображении нескольких снимков, можно говорить о том, что нарушается некая временная и пространственная определенность.

Ключевой особенностью фотомонтажа , как особого процесса, активно применяющегося в журналистике, является эффект «раздокументирования» фотоснимка. Начать стоит с того, что фотография воспринимается как некий документ. Как отмечалось ранее, фотомонтаж позволяет создать разрыв времени между моментом создания фотоизображения и моментом его восприятия.

В газетной публицистике востребованность фотомонтажа определяется таким фактором, как необходимость передать путем изображения сложных социальных, политических и экономических процессов. Фотомонтаж определенно обладал такими способностями, соединяя в себе несколько изображений, которые несли в себе сильные образы, связанные с той или иной проблемой. В связи с этим, можно сказать, что фотомонтаж был заложником различных идеологий, использующих его свойства ради своей пропаганды.

В фотомонтаже, тема профессиональной честности и журналистской этики заслуживает особого внимания. Важен и другой вопрос – о возможности и степени обработки документального изображения.

В сборнике статей под названием «В мастерской фотожурналиста» , фотограф Дмирий Костюков, говорит о том, что современные информационные агентства , в настоящее время, полностью отказываются от какой либо манипуляции над фото, особенно с помощью такой программы как Photoshop. По его словам , единственными аргументами в пользу обработки фотографии , является то, что фотопроект является авторским. В этом случае , только сам автор может решать на сколько его снимки могут подвергаться фотомонтажу. Фотографии независимых фотографов, снимки в журналах и на выставках обрабатываются, напротив, в значительной степени.

 

Еще одной , достаточно спорной особенность фотомонтажа является кадрирование при печати. Напомню , что фотомонтаж так же подразумевает под собой не только соединение в одно изображение нескольких самостоятельных снимков, но и имеет возможность вырезать какие либо объекты на фотографии.

Кадрирование-это обрезание фотографии, отсечение всего лишнего.

Возвращаясь к сборнику статей и снова обращаясь к материалу Дмитрия Костюкова, можно отметить , что основной проблемой кадрирования является вопрос о достоверности фото.

 

Разновидности фотомонтажа

В данном параграфе хочется уделить небольшое внимание разграничению фотомонтажа на его виды.

Опираясь на учебное пособие Н. И. Ворона , а также на собственные наблюдения, научные статьи и публикации, можно сделать вывод , что фотомонтаж не так однобок с точки зрения выбора тематики или проблемы. Он имеет достаточно широкий спектр влияния в разных сферах. Его язык оживил различные тропы и фигуры, такие как метафора, гипербола, инверсия. Итак , говоря о разновидностях фотомонтажа , можно выделить несколько наиболее популярных , которые остаются актуальными и в наше время.

· Героико-патриотический монтаж

Фотомонтаж , как уже отмечалось ранее, получает широкое развитие в нашей стране в двадцатые годы прошлого века. К началу Второй мировой войны он уже более твердо стоит на ногах, продолжая развиваться и переходить от некоего эксперимента в более самостоятельный жанр. Период войны Германией дает фотомонтажу новый толчок к жизни и развитию.

В это время фотомонтаж становится элементом пропаганды на фронтах воюющих стран. На сегодняшний день известен ни один десяток снимков , которые были смотированы в это время , с целью вызвать эмоциональный отклик, как положительный, так и отрицательный, среди солдатов.

Ныне в героико-патриотическом монтаже н широко используются метафоры, для отображения лучших человеческих достижений и качеств. Направлен на прославление созидательного труда, стремление к миру и единству народов .

· Сатирический монтаж

Обличает мракобесие, пороки. Высмеивает негативные явления и проблемы. (ворон) Сатирическому монтажу, ровно как и самому жанру сатиры, свойственна подчеркнутая тенденциозность изображаемого, заострение жизненных проблем. Обращаясь к работам классиков, таких как Житомирский А.С. , можно отметить умелый выбор проблемы, актуальной по сей день и имеющей отношение ни к какому либо конкретному народу, а всему миру в целом. Примером такого удачного выбора темы и мастерского вполнения работы фотохудожника можно считать фотоколлаж «Свобода конкуренции концернов».

Сатира фотомонтажа не ограничивается изображением только лишь проблем и их актуализации. Героями сатирического фотомонтажа могут быть отдельные лица,например политические деятели, деятели культуры и науки. Сатирическое отображение отдельного лица может быть намерено искажено, гиперболизировано, с целью подчеркивания отдельныйх характерных черт изображаемого. Ярким примером сатиры фотомонтажа , можно считать работы Джона Хартфилда, созданные во время Второй мировой войны, где фотограф часто прибегает к изображению лидеров нацисткой Германии.

Сатирическая часть монтажа во многом перекликается и с другими его видами, например с политическим фотомонтажом, о котором и пойдет дальше речь.

· Политический

Ярким и , пожалуй, одним из самых известных представителей политического фотомонтажа, является Джон Хартфилд, о котором ранее уже неоднократно упоминалось. В нашей стране, политический фотомонтаж стал новой ступенью развития самой техники фотомонтажа, и был официально признан изобразительным средство политической агитации. Политическому фотомонтажу свойственно проявление сатиры в адрес первых лиц страны, а также чиновников и других слуг народа. Справедливо говорить об агитации, которая воспевала трудовые подвиги народа. Фотография- универсальный и понятный всем язык коммуникации. Политический фотомонтаж удачно объединяет в себе комбинацию двух видов коммуникации, это текст и фотография. Сочетание фотографий и политических лозунгов оказалось наиболее действенной формой рассказа об управленцах , их взглядах и программе той или иной партии.

 

· Агитационный

Назвать такую разновидность фотомонтажа достаточно новой очень сложно. Широкое распространение агитационный монтаж в нашей стране получил еще в Советском Союзе. Появление такой формы монтажа тесно связано с развитием индустриальной культуры и массовых форм художественного воздействия. Как метод массового воздействия, агитационный фотомонтаж завоевал рабочие, красноармейские, комсомольские и пионерские клубы и оказал решающее влияние на стенгазеты, ленинские уголки, выставки текущих политкампаний, став орудием выразительности в руках миллионах рабочих, комсомольцев, пионеров

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...