Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взгляды и мнения на использование фотомонтажа в фотожурналистике.

Фотомонтаж –достаточно молодой процесс, в особенности если говорить о его использовании в средствах массовой информации. Начиная путь с простой склейки фотографии, мотивированной поиском новой формы изображения снимков, фотомонтаж и его технология достаточно сильно трансформировались. Ныне существует множество компьютерных программ, не требующих специфических познаний и умений , которые могут помочь в создании элементарного фотомонтажа.

Не удивительно, что уже в конце прошлого века, многие фотожурналисты на практике и теории начинают рассматривать этот процесс, как один из возможных жанров журналистского фототворчества, отстаивая в нем положительные характеристики, намного расширяющие возможности фотографа. Однако, как мы уже убедились, фотомонтаж обладает не только позитивными признаками. В равной степени ему присущи и отрицательные процессы. Именно они и являются камнем преткновения для половины других фотографов-журналистов, которые отказываются применять его в своих работах.

Так , например, мною было найдено несколько позиций фотографов и журналистов , отстаивающих и отрицающих фотомонтаж, как особый жанр фотожурналистики.

В интервью о своем отце, великом мастере фотомонтажа и фотоплаката в эпоху СССР, Александре Житомирском, его сын , Владимир Житомирсий говорит о том, что его отец посчитал бы негативным фактором использования современного фотомонтажа в СМИ . И дело тут не в техники фотомонтажа, так как фотограф сам им активно занимался и именно он прославил его по всему миру, а именно в форме и содержании. Сам фотограф не дожил до периода современных фотокомпозиций. Как говорит сам Владимир «Ловко орудуя мышью, продвинутые «юзеры» порой серийно шлепают грубо слепленные «фотожабы». В них зачастую отсутствует главное – мысль, забота о создании образа, о мастерстве в этих случаях и речи не идет». Однако, сын известного фото-художника не ставит в конце печальной точки, говоря о том, что ,возможно, некоторые работы приглянулись бы его отцу.

Компьютер — ведь всего лишь инструмент, каким для Александра Житомирского был набор фото вкупе с ножницами, клеем, тушью, белилами, аэрографом, бритвой. Они были бы никчемны без замысла, без решений, рожденных талантом художника.

Несколько иная позиция у фотографа Алексея Поселеенова, который, уже более трех лет является членом Союза фотохудожников России. Фотограф говорит о том, что он все таки не отказывается в полной мере от использования фотомонтажа , а в частности использования программы Adobe Photoshop, но при этом , он старается использовать возможности фотомонтажа по минимуму, так как называет себя сторонником "чистой" фотографии, стараясь сохранять в своих работах правдивость момента

В своей научной статье «Новый взгляд на жанры фотожурналистики», Алексей Колосов, журналист, фокорреспондент, фотохудожник, допускает возможность отступления от факта фотографии, ради повышения образности и публицистичности журналистского фото. Однако , по его мнению, такой подход допустим только в определенных жанрах фотожурналистики, например таких , как фотоплакат, фотоколлаж, фотомонтаж. При этом, мы видим, что автор выделяет фотомонтажное фото в отдельную категорию фотожурналистики. Журналист считает , что абсолютно недопустимо искажение фотоснимка лишь в том случае, когда речь идет о документальной журналистской фотографии. Автор сравнивает такую фотографию с историческим документом, поэтому искажение факта здесь невозможно, так как это влияет на историю и исторический ход событий.

В связи с наличием такого мнения, хотелось бы привести пример из истории , связанный с искажением действительности на снимке Таким примером может послужить эпизод фальсификации реальности с помощью компьютерных технологий, который имел место быть в истории журнала «Нэшнл Джиогрэфик» (National Geographic) . В 1982 году на обложке данного издания был опубликован снимок пирами в Гизе. Справедливости ради, журнал до этого случая всегда имел репутацию безукоризненного издания, всегда серьезно относящегося к своему материалу и публикациям. Итак, снимок пирамид , выбранный для публикации на обложку, был подвергнут сканированию , а затем технической обработке, которая придала фотографии вертикальный формат, вместо горизонтального. Подобного рода деформация привела к тому, что пирамиды стали гораздо ближе расположены по отношению к друг другу. Подобное перемещение получило большую огласку в кругах фотожурналистов и СМИ .

Марта Рослер, исследовательница данной фотографии , говорила об этом снимке следующее «пирамиды − само воплощение неизменности – неизменность объектов». Исследовательница задавалась вопросом : «Не предаем ли мы историю? Не является ли то, как мы утверждаем господство нашей цивилизации всюду и во все времена, признаком того, что мы попросту грабим историю?»

О журналистской фотографии , как источнике исторической памяти , говорит Березин В.М. Именно благодаря необходимости исторической памяти и необходимости передачи исторических ценностей и знаний, средства массовой информации получили свое широкое распространение, в рядах которых журналистская фотография занимала достойное место. Касательно фотожурналистики , по мнению Березина, погоня за изысками формы означает некий путь деформирования и искажения реальности , искажение представления у читателя и зрителя о ней. Этим самым нарушается основной принцип журналистики-искажения действительности.

Ганюшин Александр Александрович, в одной из своих научных работ под названием «Восприятие и манипуляции в цифровой фотографии в 1990–2000 гг.» рассуждает о том, что по мере развития цифровых технологий и их широкого распространения в профессиональной журналистской среде , количество подобного рода «сенсаций» только набирало обороты. »

Говорит о влиянии технологий на качество и возможности фотожурналистики Сергей Ефимович Погорелый. По его наблюдениям, распространением домашних компьютеров , специализированной литературы и снижение цен на технической обеспечение, в частности фотокамеры, несет за собой желание и интерес у многих обывателей и профессионалов, опробовать свои силы в этом виде творчества, а качество работ будет зависеть только от совокупности знаний , умений и художественно вкуса автора.

Однако, не все мнения о технологии фотомонтажа в журналистской фотографии носят отрицательный характер. Захаров С.В. в своей публикации на страницах «Журналистского ежегодника», дает данной технологии положительную оценку. Захаров , в первую очередь, подчеркивает оригинальность подобного рода фотоиллюстрирования, говорит о том, что оно вызывает большой интерес у аудитории, в особенности в местных и региональных печатных СМИ . По мнению автора, популярность многих изданий зависит не только от умения производить традиционные фотоизображения, но и привлекать внимание нестандартными подходами к фотоиллюстрации журналистских материалов.

Говоря о положительных оценках качества фотомонтажа нельзя забывать мнения и предпочтения классиков этого жанра. Густава Клуциса, неоднократно упомянутого ранее в данной курсовой работе, фотомонтаж привлекал именно как средство изобразительного искусства, которое было рождено благодаря развитию массовой индустриальной культуры, а также повлекшего за собой активизацию форм художественного воздействия.

Четкую позицию фотомонтажа в системе журналисткой фотографии можно найти и в учебных пособиях, посвященных фотомастерству и фотожурналистике.

Ворон Н.И. включает фотомонтаж в свою классификацию жанров фотожурналистики. Не смотря на то , что основу фотомонтажа составляет некое перевоплощение отображаемого материала , который чаще всего уже знаком и понят читателем, уже не содержит элемента новизны, столь важного в публикациях других жанров, автор дает утвердительную оценку для существования фотомонтажа как отдельного жанра в структуре фотожурналистики. По мнению Ворона Н.И. , такую позицию фотомонтаж заслуживает ,прежде всего, за то, что он в состоянии выполнять публицистические задачи и интерпретировать изображаемую действительность.

 

Подводя небольшой итог первой главы , стоит немного суммировать полученные нами сведения. Во-первых, фотомонтаж зарождается как уникальный вид искусства эпохи конструктивизма и прямого отношения к журналистике не имеет долгие годы, появляясь на страницах печати в виде некоторого публицистического эксперимента. Однако , нельзя говорить о том , что массовое распространение печати не оказывает на него влияния. Именно оно и повлекло расцвет фотомонтажа как специфической формы искусства, активно использующегося в создании плакатов разной направленности. Во-вторых, фотомонтаж, как предполагаемый отдельный жанр фотожурналистики , на сегодняшний день имеет достаточно расширенный список свойств и возможностей, среди которых в равном количестве есть как и положительные , так и отрицательные. Так же его достаточно просто подразделить на различные виды. Справедливо стоит выделить тот факт, что наличие плюсов и минусов присуще практически каждому жанру фотожурналистики, однако они вызывают наименьшее количество вопросов, так как имеют под собой достаточно большой исторический пласт. Фотомонтаж можно с уверенностью считать наиболее молодым возможным жанром фотожурналистики. В-третьих, проанализировав мнения на предмет фотомонтажа некоторых влиятельных фотожурналистов , журналистов, исследователей и публицистов, нельзя дать точной и однозначной оценки, можно ли использовать фотомонтаж в фотожурналистике и говорить о нем , как о самостоятельном жанре. Однако, мнений отрицающих это , оказалось несколько больше. При этом , возникает новый вопрос , о форме и содержании журналистских снимков выполненных в техники монтажа в советский период времени и ныне,

 

 

.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...