Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учитель русского языка и литературы

Суязова Ирина Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

 

П.г.т. Каменка, 2014

 

 

Предлагаемое пособие представляет собой справочник по русскому языку, который позволит выпускникам 9-х классов подготовиться к новой форме итоговой аттестации (II часть – тестовые задания) и хорошо их выполнить.

Материал расположен в том же порядке, как и задания в КИМах по русскому языку.

Пособие предназначено для учителей русского языка, учащихся общеобразовательных учреждений и может быть использовано для самостоятельной подготовки выпускников.

Особое внимание обращено на задание 3: предложенный материал поможет в работе над сочинением 15.1.

 

Оглавление

№ задания Название задания страница
Средства выразительности: 1) фонетические…………………………………………………………………..... 2) лексические ………………………………………………………………............ 3) синтаксические…………………………………………………............................ 4) морфологические ……………………………………………………………….. 5) выразительные средства словообразования…………………………………… 6) графические средства выразительности…………………………………….....  
Правописание приставок · Неизменяемые на письме приставки · Приставки на – З, -С · Приставки, зависящие от смысла (ПРЕ-, ПРИ-) · Приставки, которые зависят от ударения · Приставки, которые пишутся через дефис
Правописание суффиксов: 1) НН-Н……………………………………………………………………………… 2) правописание суффиксов имён существительных ……………………………. 3) правописание суффиксов имён прилагательных ……………………………… 4) правописание суффиксов глаголов……………………………………………... 5) правописание суффиксов наречий ……………………………………………...  
Замена разговорного (просторечного) слова нейтральным синонимом ………..
Подчинительная связь в словосочетании. Замена одного словосочетания другим………………………………………………………………………………..
Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) ………………
Осложнённое предложение: 1) однородные члены………………………………………………………………. 2) обособленные и необособленные определение ……………………………….. 3) приложение ……………………………………………………………………… 4) обособленные обстоятельства ………………………………………………….. 5) обособленные дополнения ……………………………………………………… 6) уточняющие члены предложения ………………………………………………. 7) пояснительные конструкции …………………………………………………… 8) присоединительные конструкции ………………………………………………. 9) сравнительный оборот …………………………………………………………...  
Вводные слова, словосочетания, вставные конструкции. Обращение
Смотреть задание 8
Сложные предложения: 1) виды сложных предложений. Сочинительные и подчинительные союзы….. 2) знаки препинания в сложносочиненном предложении ………………………. 3) придаточные предложения…………………………………………………….. 4) обстоятельственные придаточные …………………………………………….. 5) знаки препинания в сложноподчиненном предложении………………………    
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Подчинение придаточных …………………………………………………………  
Сложные предложения с разными видами связи
Сложные бессоюзные предложения
на всякий случай 1) Правописание букв О-Е-Ё после шипящих и Ц …………………………….. 2) Чередующиеся гласные в корне слова …………………………………………. 3) Правописание И-Ы после Ц …………………………………………………….. 4) Правописание Ъ и Ь ……………………………………………………………... 5) Правописание сложных существительных с корнем ПОЛ-, ПОЛУ-………… 6) Дефисное написание слов ……………………………………………………… 7) Правописание НЕ с разными частями речи…………………………………… 8) Правописание личных окончаний глаголов ……………………………………
  Список литературы

ЗАДАНИЕ 3

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ЛЕКСИКА СИНТАКСИС
1. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. 2. Фразеологизмы. 3. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (просторечные слова, разговорная лексика), в том числе и диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы , термины 4. Тематические группы: - общественно-политическая лексика, - лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, - военная терминология и т.п. ____________________________________ ТРОПЫ эпитет (образное определение), сравнение(сопоставление одного явления или понятия с другим), метафора(переносное значение на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку), олицетворение(перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия), метонимия (перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности), синекдоха(перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними), перифраз (описательное выражение, которое употребляется вместо какого-то слова или словосочетания), гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение), ирония (употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка), сарказм (едкая ирония) 1. «специальные» выразительные средства (стилистические ПРИЁМЫ – фигуры): риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме), риторическое восклицание(выражение утверждения в восклицательной форме), риторическое обращение(служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте), анафора(единоначатие) эпифора(повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений), подхват(повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: Серпилин молчал. Молчал и думал…), синтаксический параллелизм(сходное построение предложений), многосоюзие(полисиндетон), бессоюзие(асиндетон), эллипсис(намеренный пропуск какого-либо члена предложения или части предложения:В твоих садах – цветы, в моих – печаль), инверсия(обратный порядок слов в предложении), парцелляция(вычленение), градация(расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака), антитеза(противопоставление понятий, положений, образов), оксюморон (соединение несовместимых понятий, как правило, противоречащих друг другу: горькая радость, шумит тишина), именительный темы(Москва! как много в этом звуке…), умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль), вопросно-ответное единство (автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает), Примечание: Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура,состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. Разновидностями повтора являются анафора, эпифора, подхват. «неспециальные» средства: 1. синтаксическая структура предложений (однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения), 2. восклицательные предложения, 3. вопросительные предложения, 4. сравнительные придаточные, 5. цитирование, 6. разные ФОРМЫ РЕЧИ: диалог, монолог,скрытый” диалог, прямая речь  

Использование морфем

Поэты в своем творчестве подчас обыгрывают значение морфем, привлекая внимание читателя к лексическому значению слова и его внутренней форме.

Например:

ПЕРЕшагни, ПЕРЕскочи, ПЕРЕлети, Пере- что хочешь –

но вырвись: камнем из пращи, звездой, сорвавшейся в ночи.

или

РАС-стояние: версты, мили...

Нас РАС-ставили, РАС-садили.

Чтобы тихо себя вели по двум разным концам земли.

РАС-стояние: версты, дали...

Нас РАС-клеили, РАС-паяли...

(М.Цветаева)

 

Приставка РАС(черточка в некоторых словах с этой приставкой - авторская) привносит дополнительное значение в данное стихотворение: мы понимаем, что людей умышленно разъединяют, чтобы легче было управлять.

В русском языке среди множества словообразовательных суффиксов существует группа суффиксов субъективно - эмоциональной оценки.

Они придают слову разнообразные дополнительные значения: уменьшительность, уничижи-

тельность, увеличительность, презрительность, ласкательность и т.п.

Например: Дом - домИЩе, домИНа. Грязь - грязИЩа;

Морфемы[2] (приставка, корень, суффикс, окончание) • например, суффиксы субъективной оценки могут передавать отношение автора (персонажей) к предмету речи (ласковое, неодобрительное, презрительное, шутливое и др.), служить средством речевых характеристик героев
Суффиксы 1) В художественных произведениях для выражения авторского отношения к героям используются существительные с уменьшительно-ласкательными, увеличительными, а также оценочными суффиксами. С помощью таких слов говорящий или пишущий выражает различные оттенки чувств, а также оценивает величину существа или предмета. Оценки чувства могут быть самые разнообразные: ласка, пренебрежение, покровительственное отношение и многое другое. Так, например, в предложении (указать номер) слово «…» содержит суффикс (указать суффикс и значение), который выражает отношение (указать лицо) к (указать лицо или предмет). 2) в тексте (ФИО) мы наблюдаем слова (назвать слова) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что позволяет автору выразить свое отношение к … 3)Слова с суффиксами оценки (примеры) вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев. (Работа по конкретному тексту) 4)Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, -еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок(девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок). 5)Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогают и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. В тексте (ФИО) мы встречаем слова с так называемыми суффиксами преувеличения: -ищ-, -ущи др.: бородища, здоровущий.
Приставки 1) В художественной речи нередко можно встретить повтор одинаковых или синонимических приставок. При этом приставка становится как бы компонентным стержнем, она усиливает эмоционально-содержательную напряженность всего произведения. 2)Повтор приставок – важный способ выделения определенных элементов художественного текста, увеличения его информационно-эстетической емкости. Например, путем повторения грамматических форм глаголов с приставкой от- акцентируется значение завершённости действия, усиливается экспрессия: 3)приставочные глаголы замещают обычные бесприставочные. Приставка вы- усиливает семантику действия у глаголов, ее повторение придает тексту динамизм. 4)Выразительными и эмоционально значимыми становятся слова с двумя приставками. Усложненная словообразовательная структура таких слов останавливает внимание читателя и заставляет задуматься над значением префиксов.
Однокоренные слова 1) помогают выделить наиболее важные понятия текста, 2) подчеркивают значимость этих понятий

ЗАДАНИЕ 4

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

Первая группа приставок Вторая группа приставок Третья группа приставок
ЗА-, ДО-, НА-, ПРЕД-, ПЕРЕ-, ПО-, НАД-, ОБ-, ОТ-, ПЕРЕД-, ПОД-, В-, С- и др. приставки на З-С: ВОЗ-//ВОС-, БЕЗ-//БЕС-, ВЗ-//ВС-, ИЗ-//ИС-, НИЗ-//НИС-, РАЗ-//РАС-, РОЗ-//РОС-, ЧРЕЗ-//ЧРЕС-//ЧЕРЕЗ-. приставки ПРИ-//ПРЕ
Они пишутся ТРАДИЦИОННО, в соответствии с морфологическим принципом, т.е. НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ НА ПИСЬМЕ, хотя произносятся по-разному Эти приставки пишутся в соответствии с фонетическим принципом: конечная согласная –Зили –С ЗАВИСИТ ОТ ПРОИЗНОШЕНИЯ.
…З …С
перед звонкими, гласными перед глухими
правописание данных приставок ЗАВИСИТ ОТ СМЫСЛА, ЗНАЧЕНИЯ.
ПРИ- ПРЕ-
1.Доведение действия до конца: прибить, принести 2. неполнота действия: приоткрыть 3. приближение, присоединение, прибавление: приделать, прийти 4 Нахождение вблизи чего-либо (около чего-то): прибрежный (около берега) 1. Высшая степень проявления качества или действия (=очень, весьма): пребольшой, преувеличить 2. Значение, близкое к приставке пере- преградить (=перегородить). 3. Значение «через», «по-иному»: преступить, преображать. 4. Обозначает действие,достигающее предельной степени: превосходить.
Врастать, ПОДмести, Зашить, Слегка, Сдвинуть, Долететь, Написать, ПОДшить БЕЗмолвный-БЕЗгласный, ИСследовать - ИЗлить, ЧРЕЗмерный - РАЗобщить, ЧЕРЕСчур - ЧРЕЗмерный НИЗвергать - НИСпадать ВЗлететь - ВСплакнуть ПРИбежать, ПРИшли, ПРИшкольный, ПРИсесть. ПРЕкрасный, ПРЕграда
  Примечание: в словах близсидящий, близстоящий, низкий, низшийпишется буква З, т.к. близ-и низ- являются корнями. Запомните: здесь, здание, здоровье, ни зги.  

Различать по значению:

При- Пре-
Придать = добавить: придать форму   Притворить = закрыть: притворить дверь Приклонить(ся) = нагибать, слегка наклонять: приклонить ветку Приступить = начать: приступить к работе Предать = выдать, изменить: предать другаПредаваться (чему?) Претворить = осуществить, воплотить: претворить мечту в жизнь Преклоняться = глубоко уважать: преклоняться перед ветеранами Преступить = нарушить: преступить закон

 

При- Пре-
Прибывать = приезжать: прибывать в город Приёмник = устройство, аппарат: включить радиоприёмник Приходящий = тот, кто приходит: приходящий к нам гость Придел = часть храма   Призирать = присматривать, приютить: призирать сироту, дом призрения Привратник =человек околоворот:строгий привратник Приложить = дотронуться: приложить руку к сердцу Припирать = уличать во лжи: припирать к стенке Приставить что-либо к чему-либо   Притерпеться = привыкнуть к чему-либо: притерпеться к боли Приткнуться = устроиться ненадолго: приткнуться где-нибудь и отдохнуть (разговор.)   Приуменьшить* = немного, чуть-чуть   Приумножить* = незначительно, чуть-чуть Пребывать = находиться где-либо: пребывать в городе Преемник = продолжатель, исследователь: преемник вождя Преходящий = временный: непреходящие ценности (вечные) Предел = конец чего-то: предел терпения Презирать = не уважать: презирать лжеца Превратное = неверное: превратное мнение Непреложный закон = нерушимый   Препираться = спорить из-за мелочей Преставиться = умереть (устар.)   Претерпеть = испытывать: претерпевать лишения Преткнуться –споткнуться (устар.): преткнуться о камень, камень преткновения Преуменьшить* = во много раз     Преумножить* = во много раз

Правописание гласных букв И и Ы после приставок

1. После русских и заимствованных приставок, оканчивающихся на гласную, буква И в корне пишется в соответствии с произношением: доиграть, поиск, архиинтересный.

2. После русских приставок, оканчивающихся на согласную, на месте буквы Ипишется Ы: предыстория, розыгрыш, подымать, предыюльский, возыметь.

Исключение:взимать.

3.После приставок МЕЖ-, СВЕРХ- пишется И: межинститутский, сверхинтересный.

4.После заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную

(ДЕЗ-, ПАН-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-), пишется буква И: контригра, трансиорданский, постимпрессионизм, дезинфекция

 

Примечание:Данное правило не распространяется на написание сложных слов: спортинвентарь = спортивный инвентарь, пединститут = педагогический институт

ЗАДАНИЕ 5

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Н НН

АН сделанный ОНН (всегда ударный)

ЯНиз чего-тоЕНН (проверить по словарю)

ИН(всегда ударный) основа на Н+ Н

 

Например: кожАНый, льнЯНой, лебедИНый, революциОННый, лекарствЕННый, лимоННый

Обратите внимание: слово стариННый образовано от слова старИНа, овчиННый – от слова овчИНа.

Исключения:

Стеклянный Оловянный Деревянный Безымянный ветреный (день, ветряная(-ой) (мельница, двигатель),человек) но: безветренный(-ая) (день, погода) масляный (сделанный из масла) масленый (пропитанный маслом) Синий зеленый бараний вороной румяный багряный юный пряный свиной рьяный собственный подлинный окаянный косвенный чванный чеканный

Сравните:

Интересы обломовцев были ограничены узким кругом повседневных забот. (Кем? Чем? – краткое причастие) Их интересы были ограниченны. (=узки, недалеки, т.е. краткое прилагательное)

СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы:

-а- (слышать, делать); -я- (сеять, лаять); -е- (видеть, обидеть); -и- (нянчить, пилить).

 

 

Запомните:

1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е-. В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я-или -и- (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и—в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить;

 

2) после мягких согласных (кроме ч) в безударном положении суффикс -я- пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- — в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь;

 

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Ср.: выздороветь — выздоровел, лаять — лаял, клеить — клеил.

4) Запомните: Переходные глаголы с приставками ОБЕЗ- (ОБЕС-)имеют в инфинитиве (н.ф.) и в прошедшем времени суффикс И(обессилИть кого-либо), а непереходные глаголы – суффикс Е (обессилЕть самому)

Правописание глагольных суффиксов-ыва- (-ива-)и-ова- (-ева-)  
Суффикс -ыва- (-ива-)пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю): опаздывать (опаздываю), настаивать (настаиваю) Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю): беседовать (беседую), заведовать (заведую
Примечание. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать (-ваю), имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть — одолевать, одолеваю; забить — забивать, забиваю.

Суффиксы причастий

-УЩ-, -ЮЩ-, -ОМ-, -ЕМ-пишутся -АЩ-, -ЯЩ-, -ИМ-пишутся
в причастиях, образованных от глаголов I спряжения: дремлющий (дремать — I спр.) шепчущий (шептать — I спр.) читаемый (читать — I спр.) в причастиях, образованных от глаголов II спряжения: строящий (строить — II спр.) вертящий (вертеть — II спр.) слышимый (слышать — II спр.)

Запомните:

перед н пишется -а (-я): перед н пишется е
— если причастие образовано от глагола на -ать (-ять): увешать увешанный, увешан; затеять затеянный, затеян; — если причастие образовано от других глаголов: засучить засученный, засучен; оклеить оклеенный, оклеен.

I спряжение II спряжение

       
 
   
 


Написать - УЩ (-ЮЩ),-Написать АЩ (-ЯЩ)

-ЕМ (-ОМ) -ИМ

Исключения:движимый, брезжущий

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ НАРЕЧИЙ

Гласные-аи-она конце наречий
Суффикс -а- пишется в наречиях с приставками из-, до-, с-: издавна, издалека, досуха, докрасна, справа, слева, сначала, сызнова Суффикс -о- пишется в наречиях с приставками в-, на-, за-: вправо, налево, направо, влево, запросто, заживо, засветло, задолго

Запомни непродуктивные суффиксы:

-ень: бивень, ливень;

-знь: болезнь, боязнь, жизнь и др;

-яй: лентяй, слюнтяй;

-ежь: молодежь;

-арник: кустарник.

ЗАДАНИЕ 6

Просторечная лексика.

К РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКЕ относятся слова, придающие речи оттенок непринужденности, неофициальности (но не грубо-просторечные слова!). С точки зрения принадлежности к разным частям речи разговорная лексика, как и нейтральная, разнообразна. В нее входят:

1) Существительные: Здоровяк, остряк, чепуха;

2) Прилагательные: Безалаберный, расхлябанный;

3) Наречия: Наобум, по-свойски;

4) Глаголы: Огорошить, прихвастнуть, халтурить;

5) Междометия: Ага, баи, ой.

Разговорная лексика, несмотря на свою «сниженность», не выходит за пределы русского литературного языка.

ЛЕКСИКА ПРОСТОРЕЧНАЯ «ниже» по стилю, чем разговорная, поэтому она находится за пределами строго нормированной русской литературной речи.

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Так, слово бродить является нейтральным по сопоставлению с книжным блуждать и просторечными шататься, шляться.

ЗАДАНИЕ 7

ЗАДАНИЕ 8

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

 

Чем может быть выражено Примеры
Имя существительное Редела тень.Восток алел
Местоимение Я помню чудное мгновение. Никто не пришёл. Кто это сделал? [Море, (которое плескалось рядом), очаровало меня).
Прилагательное в значении существительного Наречие Причастие в значении существительного Приезжий был невысок ростом. Завтра не будет похоже на сегодня. Командующий перестал ходить по мостику.
Числительное + имя существительное Два бойца сидят в дозоре.
Неопределённая форма глагола Учиться всегда пригодится
Междометье в значении существительного Далече грянуло ура
Синтаксически неделимое словосочетание Анютины глазки росли около крыльца. Шли два приятеля. Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
Числительное Десять делится на два.

 

СКАЗУЕМОЕ

Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое
1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо наклонения: Проснулись птицы. Ещёгромче будут петь птицы (сложная форма будущего времени) Он пел. (Изъявительное наклонение) Ты спел бы. (Условное наклонение) Пой. (Повелительное наклонение)   Имеет две части: вспомогательную и основную =Н.Ф. глагола Вспомогательная часть может бытьвыражена: 1.Глаголами, обозначающиминачало, продолжение, конец действия, долженствование: мочь, уметь, хотеть, решить, продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить, перестать, надеяться: Он хотел проехать мимо Имеет две части: именную части и глагол – связку, который может отсутствовать. Именная часть сказуемого выражена: 1. Именем существительным в И.п. илиТ.п. Он ученик. Он был учеником.   2. Полным или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе Мы были молодыми.
2. Глаголом в форме сложного будущего времени Что я буду делать? 3. Глаголом в форме повелительного наклонения с частицами. Да подойдите же сюда! 4. Глаголом с частицамибыло, так, знай, себе, такии др. Снег так и валил. Фадеев пошёл было с корзинкой на берег. 5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом) Он стоял как вкопанный. 2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан и др.) Вы должны трудиться. 3. Фразеологизмами Он горел желанием выступить 4. Словами состояния со значением желательности, необходимости (надо, нельзя, можно, нужно, лень, необходимо): Надо учиться языку. 5.Словами состояния, выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и др.): В знойные дни хорошо бродить по лесу. Основная часть несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не- определённой форме. Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда является составным глагольным сказуемым. 1. В составном глагольном сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо подлежащим. Сталонкликать золотую рыбку.   Если же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом. Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье. 2. При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели является обстоятельством. Я опять пришел сюда слушать прибой. 3. Кратким страдательным причастием, категорией состояния: Дорога проложена.Жарко. Мне весело. 4. Предложно- падежным сочетанием: Он в восторге. Небо было в тучах. 5. Местоимением: Дом теперь мой. 6. Числительным:Два + три будет пять 7. Наречием: Ей туфли впору будут. 8.Синтаксически неделимым словосочетанием: Он был высокого роста. Варя была с заплаканными глазами. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Сапожки – что тебе зеркало. Глагол - связка может быть выражен: 1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться, казаться, становиться, иметь вид, называться Ты был смелым. Всё делается светлее от первого снега. Дворец казался островом. 2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и др.) Я возвратился усталым. Мы пришли веселые. Ели и сосны стояли зеленые. Примечание:В состав сказуемого могут входить частицы это, вот, как, не, будто, словно и др. Поэзия – это душа подвига…

 

ЗАДАНИЕ 9

ОСЛОЖНЕНО ПРИ ПОМОЩИ

               
   
 
     


ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Условия обособления Примеры
ОПРЕДЕЛЕНИЯ (какой?)
СОГЛАСОВАННЫЕ (согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже)
Обособляются: 1) Распространенные определения, выраженные, причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом (определительные обороты), стоящие после определяемого слова. 2) Одиночное определение, если стоит после опредёляемого слова или если оно оторвано в тексте от определяемого слова. 3) Распространенные или одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение. 4) Определения, относящиеся к личному местоимению. Человек, /не помнящий прошлого/, лишает себя грядущего.(Прич. об. стоит после определяемого слова) Чистые звуки музыки, /похожие на голоса серебряных труб/, привели его в восторг. (Прил. с зависимым словом стоит после определяемого слова) А он, /мятежный/, просит бури. (Определение–прилагательное относится к личному местоимению) /Уставшие после долгой дороги/, ребята присели отдохнуть на поляне. (Причина) Мы, /утомлённые/, только к семи часам вернулись домой.
НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ (согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже)
1) Обособляются несогласованные определения, выраженные существительными в косвенном падеже (чаще с предлогом) 2) если относятся к собственному имени. 3) если относятся к личному местоимению 4) если отделены от определяемого слова какими-либо другими членами предложения 5)если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими обособленными согласованными определениями. 6) Обособляются несогласованные определения, выраженные оборотом с формой сравнительной степени имени прилагательного, если определяемому существительному обычно предшествует согласованное определение   7) Обособляются и отделяются при помощи тире несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола, перед которой можно без ущерба для смысла поставить слова «а именно какой?». Если такое определение стоит в середине предложения, то оно выделяется при помощи тире с двух сторон, например: Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается. Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. Саша Бережнова, в шелковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване. Я удивляюсь, что вы, с вашей добротой, не чувствуете этого Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода красива. После десерта все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина и с улыбкой наблюдала, как смотрели на него. (Независимо от того, выражено ли определяемое слово собственным или нарицательным именем). Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой. Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок. ...Я шел к вам с чистыми побуждениями, с единственным желанием – сделать добро! Но прекрасен данный жребий просиять и умереть. ...Каждый из них решал этот вопрос уехать или остаться для себя, для своих близких. Так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее  
ПРИЛОЖЕНИЕ (какой именно? кто именно? что именно?)
1) Обособляются распространенные приложения, выраженные нарицательным существительным с зависимыми словами и относящиеся к нарицательному существительному.   2) Одиночное приложение, стоящее после нарицательного существительного, если определяемое существительное имеет при себе пояснительное слово. 3) Приложение, относящееся к имени собственному, если оно стоит после определяемого существительного. 4) Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если оно поясняет либо уточняет нарицательное существительное.     5) Приложения при личном местоимении.     6) Приложение имеет причинное значение   Может ставиться тире: 1) если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова «а именно». 2) перед распространенным или одиночным приложением, стоящим в конце предложения, если подчеркивается самостоятельность или дается разъяснение такого приложения Говорила больше мать, дама с седыми волосами. Добродушный старичок, больничный сторож, тотчас же впустил его. Он оставил коня, поднял голову и увид

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...