Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы корпоративных традиций.

Фундаментальные ценности корпоративной культуры могут выражаться в различных материальных (видимых, воспринимаемых нашими чувствами) образах: символах, преданиях, героях, девизах и церемониях, с помощью которых мы получаем возможность интерпретировать культуру любой фирмы.[8]

«Традиции» – это образцы порядка, отношений, поведения, деятельности, принадлежащие к наследию компании и охраняемые общественным мнением. Они создают регулятивную систему отношений в организации, позволяющую создать прочный, устойчивый трудовой коллектив.

Традиции являются обязательным элементом культуры. Компания – это организм, созданный прошлым и подобно любому организму, она может быть изменена не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений. Поэтому ей нужны традиции, как дереву корни.
Традициями могут стать порядок карьерного роста персонала, подходы к мотивации сотрудников, забота о бывших работниках – пенсионерах компании, торжественные мероприятия по случаю корпоративных и профессиональных праздников, отношение к использованию рабочего времени, методы разрешения конфликтов в организации и многое другое.
Различают традиции пассивные, активные, негативные, позитивные.

Пассивные традиции – консервативные конформистские традиции. Это традиции по принципу «так делается у нас». Зачастую такие традиции способствуют замыканию организационной культуры в себе, потерю динамики в развитии.

Активные традиции, наоборот, нацелены на обновление, развитие, актуализацию. Они делают организацию более открытой и современной.

Негативные традиции необходимо искоренять из организационной культуры, поскольку они способствуют снижению эффективности работы организации, ухудшают ее имидж. К негативным традициям относят сквернословие, грубость, бюрократизм, систематические опоздания на работу, воровство, пьянство, курение на рабочем месте и др.

Позитивные традиции – это традиции, которые необходимо хранить и бережно выращивать, так как они являются важными факторами успешной работы организации. Доброжелательное отношение к новым сотрудникам, доверительные межличностные отношения в коллективе, всеобщая поддержка проявлений инициативности и стремления быть лучшим, чистота в цехах и на рабочих местах, желания членов организации к проведению совместных, в том числе спортивных, праздничных мероприятий в свободное от работы время и т.д. – это и есть позитивные традиции.
Установившиеся традиции обретают характер нормы – признанных неписаных социальных стандартов, которых придерживаются члены организации. Нормы «неофициально» выполняют для организации жизненно важные для нее функции:

• обеспечивают предсказуемое поведение членов организации в различных ситуациях;

• позволяют стандартно реагировать на ситуации, стабилизируя отношения;

• избавляют работников от неопределенности во взаимодействиях с окружающими;

• организуют эффективное осуществление совместной деятельности;

• создают лицо организации.

Нормы сообщают людям о том, что, как предполагается, они должны делать, говорить, как поступать. Нормы передаются из уст в уста, через поведение и закрепляются реакцией людей на их нарушение.

Роль корпоративных традиций в формировании организационной и корпоративной культуры является предметом рассмотрения социологии и психологии управления. Исследователи (C.B. Иванова, И. Клименко) отмечают, что корпоративные традиции отражают желание сотрудников организации идентифицировать себя с обществом, коллективом и имеют место в любом коллективе, однако могут быть как позитивными, так и негативными. В случае, когда вводимые корпоративные традиции отражают миссию организации, ее базовые ценности и основанные на них стандарты поведения, формируют «мы-чувство», они обеспечивают высокую конкурентоспособность организации. Исследователями выделены признаки традиций высокого уровня корпоративной культуры: Н. Крыловым выделены типы корпоративных ритуалов, обеспечивающие эффективность деятельности организации (ритуалы поощрения, порицания, интеграции и т.д.).

Общие типы организационных ритуалов:

Ритуалы перехода связаны с процессом изменения роли или статуса человека в пределах организации или социальной системы. Основное значение этих ритуалов заключается в том, чтобы сопровождать вступающих в новую должность или уходящих со службы в процессе перемены их статуса и интеграции в новые условия.

Интегрирующие ритуалы характерны для сложных организационных и предпринимательских структур, их целью является консолидация коллектива на базе общих корпоративных ценностей. Традиционным примером таких ритуалов могут быть различные праздничные или спортивные мероприятия.

Ритуалы поощрения направлены, прежде всего, на мотивацию сотрудников путем публичного признания их заслуг. Посредством ритуальных технологий обеспечивается повышение статуса сотрудника через общественное признание его успехов. Примером таких ритуалов может служить помещение фотографии официанта месяца в компании McDonald's, торжественное вручение наград, почетных грамот, памятных знаков, денежных премий. Ритуалы поощрения указывают на ценность определенного типа поведения с точки зрения руководства компании.

Ритуалы порицания, напротив, направлены на публичное осуждение тех или иных действий сотрудников и влекут за собой увольнение, понижение в должности, выговоры, штрафы и т.д. Тем самым они означают снижение уровня власти и статуса индивидуума.

К ритуалам разрешения споров и улаживания конфликтов можно отнести экстренные совещания руководства в связи с угрозой забастовки, переговоры с профсоюзами и т.д. В целом данные ритуалы призваны продемонстрировать желание сторон прийти к компромиссу путем решения существующих организационных проблем и направлены на снижение напряженности в коллективе.

Ритуалы обновления направлены на «оживление» традиций, норм и ценностей организации. Задача таких ритуалов – избежать «омертвления», формализации деятельности корпорации. Ритуалы обновления объективно способствуют развитию вертикальных и горизонтальных связей внутри коллектива и повышению их эффективности. К числу таких ритуалов можно отнести, например, выступление руководителей фирмы с традиционным ежегодным отчетом о положении дел в компании.

Можно выделить различные формы корпоративных традиций: традиции работы в команде, совместного проведения досуга, корпоративные поощрения и порицания, мероприятия и вечеринки, ритуалы приема на работу, торжественного посвящения в должность, корпоративные фильмы, игры-ритуалы и др.

Ритуал приема новых сотрудников. Вручение пропусков, основных справочно-информационных материалов. Подписание кодекса профессионального поведения и этики сотрудника фирмы. Участие в торжестве родных и близких нового сотрудника. Праздник чествования победителей конкурсов профессионального мастерства (по видам основной деятельности фирмы). Приглашение на праздник родственников и друзей конкурсантов.

День рождения фирмы (приурочивается, как правило, к получению лицензии на право ведения профессиональной деятельности или дате регистрации Устава).

Подведение итогов работы за год (1/2 года). Вручение наград фирмы лучшим сотрудникам. Наглядный (фильм, газета, журнал) показ итогов деятельности. Участие в празднике близких людей сотрудников фирмы, а также клиентов, партнеров фирмы. Приветствие руководителей местных органов власти.

Профессиональный праздник сотрудников фирмы (по профилю деятельности фирмы).

Юбилеи, торжественные даты, дни рождения сотрудников фирмы.

Корпоративные фильмы. Корпоративный фильм – это видеопродукт, посвящённый компании. В зависимости от конечной цели съемки он может быть предназначен для сотрудников, коллег, партнёров – или для всех них одновременно. Корпоративное видео, как правило, рассказывает о трудовых буднях сотрудников, о культурных и спортивных мероприятиях, юбилеях и праздниках. Всё это может переплетаться с фактами из истории фирмы, целями и задачами компании, идеями бизнеса. В зависимости от требований заказчика корпоративный фильм может иметь деловой, игровой или весёлый характер. Съемка корпоративных фильмов включает в себя поиск и создание видеоматериала, общение с сотрудниками. Возможно проведение интервью или организация постановочных сцен.

В ходе теоретического анализа были выделены и содержательно раскрыты традиции, способствующие формированию корпоративной культуры.

Ø Традиция клубов - поощрение учебных и профессиональных успехов работников компании; создание ситуаций профессионально направленного общения; развитие профессионально значимых интересов и способностей. Ценности: профессионализм, успешность, высокий профессиональный статус (ценность высокой продуктивности функционирования).

Ø Традиция команд - сплочение коллективов (отделов) компании; создание возможностей лучше узнать друг друга; формирование навыков кооперативного взаимодействия, работы в команде; развитие профессионально значимых умений и навыков. Ценности: взаимопомощь, сотрудничество, профессионализм (ценности взаимодействия).

Ø Традиция шефства (поддержки) - адаптация новых членов вколлектива; помощь в решении проблем; развитие навыков взаимопомощи, сотрудничества. Ценности: взаимопомощь, успешность, гуманизм, значимость каждого члена коллектива.

Ø Традиция кооперативного взаимодействия с другими организациями - адаптация сотрудников к профессиональной деятельности, оказание помощи в решении проблем, повышение интереса к выбранной профессии. Ценности: взаимопомощь, сотрудничество, работа в команде.

Ø Традиция мифотеки – формирование мотивации к профессиональному совершенствованию, успешному обучению; формирование уважения членов коллектива друг к другу. Ценности: самореализация, личность другого человека, профессионализм, взаимная поддержка и взаимоуважение. Корпоративная культура невозможна без мифов, которые поддерживают эту культуру, сохраняют ее ценности, наполняют их личностной значимостью.

Ø Традиция открытых коллективных обсуждений – создание благоприятного психологического климата в коллективе; формирование мотивов самосовершенствования, конструктивного восприятия критики, оказание взаимопомощи; коррекция поведения членов коллектива и межличностного взаимодействия. Ценности: профессиональное самосовершенствование, профессионализм, благоприятный психологический климат в коллективе.

Ø Традиция делегирования полномочий и обмена ролями – подготовка к выполнению различных профессиональных ролей, формирование ролевого поведения, воспитание ответственности как профессионально значимого качества. Ценности: креативность, профессионализм.

Ø Традиция совместного проведения досуга – установление неформальных, искренних отношений между сотрудниками компании, развитие индивидуальности. Ценности: благоприятный психологический климат в коллективе, самореализация, успешность.

Далее проведем параллель между традициями и видами туристско-экскурсионной деятельности.

 

 


Таблица 1

Традиция Классификация экскурсий
по содержанию по составу и количеству участников по месту проведения по способу передвижения по продолжительности по форме проведения
Традиция клубов Тематические Для сотрудников Городские, загородные, производственные, музейные, комплексные Пешеходные, с использованием различных видов транспорта Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней), в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности. - Экскурсия-прогулка - экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом); - экскурсия-консультация - экскурсия-демонстрация - учебная экскурсия  
Традиция команд Тематические Для сотрудников Городские, загородные, производственные, музейные, комплексные Пешеходные, с использованием различных видов транспорта Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней), в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности. - Экскурсия-прогулка - экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом); - экскурсия-консультация - экскурсия-демонстрация - учебная экскурсия  
Традиция шефства (поддержки) Тематические Индивидуальные Производственные Пешеходные Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток. - Экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом); - экскурсия-консультация - экскурсия-демонстрация - учебная экскурсия  
Традиция кооперативного взаимодействия с другими организациями Обзорные Для сотрудников Производственные Пешеходные, с использованием различных видов транспорта Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней), в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности. - Экскурсия-массовка - экскурсия-прогулка - экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом); - экскурсия-консультация - экскурсия-демонстрация
Традиция мифотеки Тематические Для сотрудников Производственные, комплексные Пешеходные Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток. - Экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом); - экскурсия-консультация - экскурсия-демонстрация - учебная экскурсия  
Традиция открытых коллективных обсуждений Тематические Для сотрудников Городские, загородные, производственные, музейные, комплексные Пешеходные, с использованием различных видов транспорта Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток. - Экскурсия-прогулка - экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом); - экскурсия-консультация - экскурсия-демонстрация - учебная экскурсия
Традиция делегирования полномочий и обмена ролями Обзорные Для сотрудников Городские, загородные, производственные, музейные, комплексные Пешеходные, с использованием различных видов транспорта Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней), в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности - Экскурсия-массовка - экскурсия-прогулка - экскурсия-концерт - экскурсия-спектакль
Традиция совместного проведения досуга Обзорные Для сотрудников Городские, загородные, музейные, комплексные Пешеходные, с использованием различных видов транспорта Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней), в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности. - Экскурсия-массовка - экскурсия-прогулка - экскурсия-концерт - экскурсия-спектакль - рекламная экскурсия.  

 

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы


способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

Корпоративные праздничные традиции

Одними из самых заметных проявлений корпоративных традиций являются корпоративные праздники.

Для более правильного понятия «праздник» надо четко представлять
разницу между праздником и массовым представлением любого вида. Понятие «праздник» более широко, чем представление, он не предусматривает локальные площади, а сосредоточен на широкой территории.

Ведь этот элемент культуры призван формировать и эстетически
оформлять свободное время.

Праздники всегда были и остаются до сих пор важным средством
формирования и утверждения общности, социализации человека. Существуют различные типы праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими признаками, из которых главными являются:

- добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничной жизнедеятельности;

- несводимость ее к грубой материальной пользе.

Последнее не означает, что праздники есть какое-то чистое действие,
лишенное практического смысла и целесообразности. Наоборот, он скорее говорит о том, что в основе праздника лежит целесообразная человеческая деятельность - творчество человека, или, если определить это конкретнее, моделирование типов и способов истинного человеческого общения в сфере свободного времени.

Если рассматривать праздник как деятельность, можно совершенно по-новому увидеть его. Если кратко сказать - праздник коммуникация по поводу свободы. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других.
Корпоративный праздник в его сегодняшнем виде стал формироваться
в интенсивно развивающихся капиталистических странах Европы и Америки на рубеже XIX-XX веков. Этот процесс шел параллельно с процессом демократизации общества в целом. К тому времени собственники окончательно осознали смысл слова «мотивация» и значение этого понятия применительно к бизнесу. Человек, работающий не только, или не столько для поддержания штанов, но еще и «за идею», работает эффективнее, а значит, приносит большую прибыль. Из этого понимания стали формироваться приемы работы с персоналом фирмы, частью которых стал корпоративный праздник — некий акт «сорадования» общим успехам, достижениям и свершениям. В наши дни корпоративный праздник — краеугольный камень искусства построения команды
(team building) — одно из самых важных событий в жизни бизнес-структуры.
Как мы знаем из учебников истории, наша страна всегда выбирает
«особый путь» развития. Так и в случае с корпоративными праздниками.
На рубеже XIX-XX веков в России, как и в других странах, формировался институт корпоративного праздника, однако, несколько в ином виде, скорее, в образе «клуба по интересам» и интересы эти были не профессиональными, а политическими. Возможно еще и оттого, что энергия и знания выросшего в своем интеллектуальном уровне рабочего класса не были верным образом использованы собственниками, и возникли революционные общества. Рабочие, а в первую очередь, служащие (разночинцы или, как их назвали бы теперь, менеджеры нижнего звена) осознали, что собственник смотрит на них, как на бездушные механизмы, а не как на источник своего благосостояния. Отсюда
недовольство, желание изменить ситуацию, накал страстей и… результат нам известен. Разумеется, несерьёзно было бы говорить о прямой зависимости: отсутствие корпоративных праздников — революция 1917 года, однако найти взаимосвязь между отсутствием грамотной работы с персоналом и причинами революционных волнений все же можно.
Что касается корпоративного праздника в Советском Союзе, то на первых порах он имел сильнейшую политическую окраску и если даже иногда и не превращался в митинг, то только потому, что оборачивался банальной пьянкой — излюбленной формой празднования со времен Древней Руси. Со временем (годам к шестидесятым), политическая окраска блекла, и праздник обрел более «человеческое лицо». Составляющими «советского» корпоративного праздника в разных комбинациях были: непременная официальная часть (с трибуной и графином на ней), номера самодеятельности, которые могли иметь политическую направленность (сатира на капиталистов, прославление советского
мироустройства), критическую направленность (об отдельных недостатках на предприятии, бракоделах и т. п.), нейтральную направленность (сюда можно отнести любительские опыты в области театра, эстрады и музыки). Выступления профессиональных артистов (в те времена существовала система «шефства», которое концертные организации «брали» над предприятиями, заводами, колхозами). Концерт в цеху или на вспаханном поле — бытовая романтика артиста тех лет.

С распадом Советского Союза традиция корпоративных праздников практически ушла, с тем, чтобы возродиться в середине девяностых уже в ином качестве. Строго говоря, мы до сих пор живем в процессе формирования этой новой традиции корпоративных торжеств.

Главное преимущество корпоративных праздников – прекрасная
организация, предоставляющая участвующим в них работникам возможность свободного, беззаботного общения в кругу своих коллег и близких. Таким образом, корпоративные праздники являются одним из самых эффективных способов налаживания системы внутрифирменных коммуникаций. Однако необходимо всегда помнить: ничто так не портит впечатление, как не вовремя поданный автобус, нехватка мест, недостаток призов, плохо работающие микрофоны. Поэтому во время подготовки к празднику важно продумать все
детали.
Хороший праздник организован таким образом, что каждый ощущает себя участником этого события, и ни у кого не создается впечатления, что его заставляют что-то делать. Праздник заряжает всех сотрудников энергией, помогает преодолеть недопонимание между ними и забыть о неурядицах.

Кроме того, праздник должен прорабатывать существующие в фирме конфликты и проблемы, а не подавлять их и не вытеснять. Само собой противоречие не исчезнет.

До сих пор отношение к корпоративным праздникам, как исследователей, так и сотрудников организаций (а, в особенности, руководства) неоднозначно. Связано это с тем, что в научной литературе не существует пока единогласно принятого точного определения корпоративного праздника, что, в свою очередь, ведет к крайне широкому диапазону трактовок понятия. Поэтому попытка вывести единое определение понятия корпоративного праздника будет полезной для дальнейшего рассмотрения и использования этого понятия в
работе. Ко всему прочему, это достаточно актуально, в связи с все
возрастающим интересом организаций к феномену корпоративных праздников, и отсутствию единого определения содержания этого явления. Под корпоративным праздником в данном исследовании будет пониматься праздник, инициированный компанией, и непосредственно связанный с самой компанией, ее сотрудниками, ее деятельностью, ее клиентами или общенациональными праздниками, празднование которых является частью корпоративной политики (внутренней или внешней) данной компании.
Для того, чтобы вывести единую формулировку корпоративного праздника, необходимо определить его основные характеристики.
Корпоративный праздник – неотъемлемая часть системы организационной культуры компании.

Корпоративный праздник является проводником базовых корпоративных ценностей и установок.

Корпоративный праздник является специальным мероприятием, требующим повода, отдельной подготовки, финансирования и анализа результатов.
Корпоративный праздник может способствовать достижению поставленных целей, при условии его грамотного использования.
Корпоративный праздник может быть направлен на разные целевые
аудитории, в зависимости от поставленных целей и задач.
Таким образом, выделив основные характеристики понятия, можно вывести следующее определение.

Корпоративный праздник - специальное мероприятие, инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой аудитории, посвященное знаменательному событию в жизни компании либо общества, и являющееся средством поддержания организационной культуры или достижения коммерческих целей организации.

Полученное определение, являясь «пилотным», не претендует на
единственно верное и отвечающее всем имеющимся характеристикам понятия. Однако, для данного исследования, это определение является наиболее точным, так как охватывает все возможные сферы применения этого понятия и наиболее точно соответствует специфике объекта исследования, поэтому в дальнейшем, в работе, понятие «корпоративный праздник» будет рассматриваться именно с
точки зрения этого определения. Итак, полностью проанализировав систему организационной культуры компании и рассмотрев суть явления «корпоративный праздник», можно сделать определенные выводы:
Корпоративная культура компании – при всем многообразии определений и характеристик, представленных в научной литературе, - явление весьма многообразное и неоднозначное, существующее в каждом конкретном случае по своим законам и правилам. Это открывает широкий спектр возможностей для новых исследований, утверждений и их доказательств. Поэтому любое утверждение имеет право на существование, при условии грамотно выстроенной системы аргументации в пользу его правомерности.

Корпоративная культура, как система, имеет достаточно четкую и ясную структуру, в которой присутствуют как горизонтальные, так и вертикальные уровни, что позволяет грамотно распределить все компоненты этого явления в системе.

Корпоративный праздник является компонентом организационной культуры, поскольку отвечает определенным характеристикам, определяющим все компоненты организационной культуры. Корпоративный праздник является инструментом PR, проводником базовых ценностей, носителем элементов фирменного стиля, формой системы внутрикорпоративной коммуникации и коммуникации организации с внешней средой. Исходя из этого, можно утверждать, что корпоративный праздник является одним из составляющих компонентов ценностно-нормативной подгруппы организационной культуры компании, а точнее, входит в комплекс корпоративных традиций.

Внутренний корпоративный праздник - специальное мероприятие,
инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала (с возможным привлечением членов их семей), посвященное знаменательному событию в жизни компании, и являющееся средством поддержания организационной культуры.

А. Шумович приводит результаты исследований по выявлению связи между степенью вовлечения сотрудника компании в общественную жизнь и эффективности его работы, которые начали проводиться еще в начале прошлого века. Было выявлено, что чем активнее человек участвует в общественной жизни коллектива, тем больше энергии он вкладывает непосредственно в рабочий процесс и тем выше результативность его труда. Задачу по превращению стандартного коллектива в слаженно действующий механизм, в команду, связанную воедино общим видением и ценностями и поможет решить совместный (корпоративный) досуг. Он дает уникальную возможность членам коллектива познакомиться в неформальной обстановке, лучше узнать друг друга, и даже проявить свои лучшие личные качества в нестандартных, и порой экстремальных условиях.

По мнению экспертов, после праздников людям проще общаться и работать вместе, решаются межличностные проблемы. Контакты внутри структуры укрепляются, взаимоотношения становятся более тесными, и проблемные вопросы решаются гораздо легче.[9]

Итак, к элементам корпоративной культуры относятся общие для сотрудников компании ценности, убеждения и нормы, которые выражаются в форме символов, преданий, девизов и церемоний и героев фирмы. Какие именно образы и объекты будут олицетворять культуру компании, определяют менеджеры.

Таким образом, корпоративный досуг – это регламентированные мероприятия, проводимые в заранее определенном месте в запланированное время, в котором активно участвуют сотрудники компании. Корпоративный досуг ориентирован на достижение определенной цели фирмы посредством совместных усилий участников мероприятия. Это и часть культуры организации, и инструмент фиксации успеха, и поле для продвижения корпоративных легенд, мифов, это способ создания контакта, передачи ценностей и правил поведения.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...