Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элементы корпоративных традиций.Фундаментальные ценности корпоративной культуры могут выражаться в различных материальных (видимых, воспринимаемых нашими чувствами) образах: символах, преданиях, героях, девизах и церемониях, с помощью которых мы получаем возможность интерпретировать культуру любой фирмы.[8] «Традиции» – это образцы порядка, отношений, поведения, деятельности, принадлежащие к наследию компании и охраняемые общественным мнением. Они создают регулятивную систему отношений в организации, позволяющую создать прочный, устойчивый трудовой коллектив. Традиции являются обязательным элементом культуры. Компания – это организм, созданный прошлым и подобно любому организму, она может быть изменена не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений. Поэтому ей нужны традиции, как дереву корни. Пассивные традиции – консервативные конформистские традиции. Это традиции по принципу «так делается у нас». Зачастую такие традиции способствуют замыканию организационной культуры в себе, потерю динамики в развитии. Активные традиции, наоборот, нацелены на обновление, развитие, актуализацию. Они делают организацию более открытой и современной. Негативные традиции необходимо искоренять из организационной культуры, поскольку они способствуют снижению эффективности работы организации, ухудшают ее имидж. К негативным традициям относят сквернословие, грубость, бюрократизм, систематические опоздания на работу, воровство, пьянство, курение на рабочем месте и др. Позитивные традиции – это традиции, которые необходимо хранить и бережно выращивать, так как они являются важными факторами успешной работы организации. Доброжелательное отношение к новым сотрудникам, доверительные межличностные отношения в коллективе, всеобщая поддержка проявлений инициативности и стремления быть лучшим, чистота в цехах и на рабочих местах, желания членов организации к проведению совместных, в том числе спортивных, праздничных мероприятий в свободное от работы время и т.д. – это и есть позитивные традиции. • обеспечивают предсказуемое поведение членов организации в различных ситуациях; • позволяют стандартно реагировать на ситуации, стабилизируя отношения; • избавляют работников от неопределенности во взаимодействиях с окружающими; • организуют эффективное осуществление совместной деятельности; • создают лицо организации. Нормы сообщают людям о том, что, как предполагается, они должны делать, говорить, как поступать. Нормы передаются из уст в уста, через поведение и закрепляются реакцией людей на их нарушение. Роль корпоративных традиций в формировании организационной и корпоративной культуры является предметом рассмотрения социологии и психологии управления. Исследователи (C.B. Иванова, И. Клименко) отмечают, что корпоративные традиции отражают желание сотрудников организации идентифицировать себя с обществом, коллективом и имеют место в любом коллективе, однако могут быть как позитивными, так и негативными. В случае, когда вводимые корпоративные традиции отражают миссию организации, ее базовые ценности и основанные на них стандарты поведения, формируют «мы-чувство», они обеспечивают высокую конкурентоспособность организации. Исследователями выделены признаки традиций высокого уровня корпоративной культуры: Н. Крыловым выделены типы корпоративных ритуалов, обеспечивающие эффективность деятельности организации (ритуалы поощрения, порицания, интеграции и т.д.). Общие типы организационных ритуалов: Ритуалы перехода связаны с процессом изменения роли или статуса человека в пределах организации или социальной системы. Основное значение этих ритуалов заключается в том, чтобы сопровождать вступающих в новую должность или уходящих со службы в процессе перемены их статуса и интеграции в новые условия. Интегрирующие ритуалы характерны для сложных организационных и предпринимательских структур, их целью является консолидация коллектива на базе общих корпоративных ценностей. Традиционным примером таких ритуалов могут быть различные праздничные или спортивные мероприятия. Ритуалы поощрения направлены, прежде всего, на мотивацию сотрудников путем публичного признания их заслуг. Посредством ритуальных технологий обеспечивается повышение статуса сотрудника через общественное признание его успехов. Примером таких ритуалов может служить помещение фотографии официанта месяца в компании McDonald's, торжественное вручение наград, почетных грамот, памятных знаков, денежных премий. Ритуалы поощрения указывают на ценность определенного типа поведения с точки зрения руководства компании. Ритуалы порицания, напротив, направлены на публичное осуждение тех или иных действий сотрудников и влекут за собой увольнение, понижение в должности, выговоры, штрафы и т.д. Тем самым они означают снижение уровня власти и статуса индивидуума. К ритуалам разрешения споров и улаживания конфликтов можно отнести экстренные совещания руководства в связи с угрозой забастовки, переговоры с профсоюзами и т.д. В целом данные ритуалы призваны продемонстрировать желание сторон прийти к компромиссу путем решения существующих организационных проблем и направлены на снижение напряженности в коллективе. Ритуалы обновления направлены на «оживление» традиций, норм и ценностей организации. Задача таких ритуалов – избежать «омертвления», формализации деятельности корпорации. Ритуалы обновления объективно способствуют развитию вертикальных и горизонтальных связей внутри коллектива и повышению их эффективности. К числу таких ритуалов можно отнести, например, выступление руководителей фирмы с традиционным ежегодным отчетом о положении дел в компании. Можно выделить различные формы корпоративных традиций: традиции работы в команде, совместного проведения досуга, корпоративные поощрения и порицания, мероприятия и вечеринки, ритуалы приема на работу, торжественного посвящения в должность, корпоративные фильмы, игры-ритуалы и др. Ритуал приема новых сотрудников. Вручение пропусков, основных справочно-информационных материалов. Подписание кодекса профессионального поведения и этики сотрудника фирмы. Участие в торжестве родных и близких нового сотрудника. Праздник чествования победителей конкурсов профессионального мастерства (по видам основной деятельности фирмы). Приглашение на праздник родственников и друзей конкурсантов. День рождения фирмы (приурочивается, как правило, к получению лицензии на право ведения профессиональной деятельности или дате регистрации Устава). Подведение итогов работы за год (1/2 года). Вручение наград фирмы лучшим сотрудникам. Наглядный (фильм, газета, журнал) показ итогов деятельности. Участие в празднике близких людей сотрудников фирмы, а также клиентов, партнеров фирмы. Приветствие руководителей местных органов власти. Профессиональный праздник сотрудников фирмы (по профилю деятельности фирмы). Юбилеи, торжественные даты, дни рождения сотрудников фирмы. Корпоративные фильмы. Корпоративный фильм – это видеопродукт, посвящённый компании. В зависимости от конечной цели съемки он может быть предназначен для сотрудников, коллег, партнёров – или для всех них одновременно. Корпоративное видео, как правило, рассказывает о трудовых буднях сотрудников, о культурных и спортивных мероприятиях, юбилеях и праздниках. Всё это может переплетаться с фактами из истории фирмы, целями и задачами компании, идеями бизнеса. В зависимости от требований заказчика корпоративный фильм может иметь деловой, игровой или весёлый характер. Съемка корпоративных фильмов включает в себя поиск и создание видеоматериала, общение с сотрудниками. Возможно проведение интервью или организация постановочных сцен. В ходе теоретического анализа были выделены и содержательно раскрыты традиции, способствующие формированию корпоративной культуры. Ø Традиция клубов - поощрение учебных и профессиональных успехов работников компании; создание ситуаций профессионально направленного общения; развитие профессионально значимых интересов и способностей. Ценности: профессионализм, успешность, высокий профессиональный статус (ценность высокой продуктивности функционирования). Ø Традиция команд - сплочение коллективов (отделов) компании; создание возможностей лучше узнать друг друга; формирование навыков кооперативного взаимодействия, работы в команде; развитие профессионально значимых умений и навыков. Ценности: взаимопомощь, сотрудничество, профессионализм (ценности взаимодействия). Ø Традиция шефства (поддержки) - адаптация новых членов вколлектива; помощь в решении проблем; развитие навыков взаимопомощи, сотрудничества. Ценности: взаимопомощь, успешность, гуманизм, значимость каждого члена коллектива. Ø Традиция кооперативного взаимодействия с другими организациями - адаптация сотрудников к профессиональной деятельности, оказание помощи в решении проблем, повышение интереса к выбранной профессии. Ценности: взаимопомощь, сотрудничество, работа в команде. Ø Традиция мифотеки – формирование мотивации к профессиональному совершенствованию, успешному обучению; формирование уважения членов коллектива друг к другу. Ценности: самореализация, личность другого человека, профессионализм, взаимная поддержка и взаимоуважение. Корпоративная культура невозможна без мифов, которые поддерживают эту культуру, сохраняют ее ценности, наполняют их личностной значимостью. Ø Традиция открытых коллективных обсуждений – создание благоприятного психологического климата в коллективе; формирование мотивов самосовершенствования, конструктивного восприятия критики, оказание взаимопомощи; коррекция поведения членов коллектива и межличностного взаимодействия. Ценности: профессиональное самосовершенствование, профессионализм, благоприятный психологический климат в коллективе. Ø Традиция делегирования полномочий и обмена ролями – подготовка к выполнению различных профессиональных ролей, формирование ролевого поведения, воспитание ответственности как профессионально значимого качества. Ценности: креативность, профессионализм. Ø Традиция совместного проведения досуга – установление неформальных, искренних отношений между сотрудниками компании, развитие индивидуальности. Ценности: благоприятный психологический климат в коллективе, самореализация, успешность. Далее проведем параллель между традициями и видами туристско-экскурсионной деятельности.
Таблица 1
Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний. Корпоративные праздничные традиции Одними из самых заметных проявлений корпоративных традиций являются корпоративные праздники. Для более правильного понятия «праздник» надо четко представлять Ведь этот элемент культуры призван формировать и эстетически Праздники всегда были и остаются до сих пор важным средством - добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничной жизнедеятельности; - несводимость ее к грубой материальной пользе. Последнее не означает, что праздники есть какое-то чистое действие, Если рассматривать праздник как деятельность, можно совершенно по-новому увидеть его. Если кратко сказать - праздник коммуникация по поводу свободы. Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других. С распадом Советского Союза традиция корпоративных праздников практически ушла, с тем, чтобы возродиться в середине девяностых уже в ином качестве. Строго говоря, мы до сих пор живем в процессе формирования этой новой традиции корпоративных торжеств. Главное преимущество корпоративных праздников – прекрасная Кроме того, праздник должен прорабатывать существующие в фирме конфликты и проблемы, а не подавлять их и не вытеснять. Само собой противоречие не исчезнет. До сих пор отношение к корпоративным праздникам, как исследователей, так и сотрудников организаций (а, в особенности, руководства) неоднозначно. Связано это с тем, что в научной литературе не существует пока единогласно принятого точного определения корпоративного праздника, что, в свою очередь, ведет к крайне широкому диапазону трактовок понятия. Поэтому попытка вывести единое определение понятия корпоративного праздника будет полезной для дальнейшего рассмотрения и использования этого понятия в Корпоративный праздник является проводником базовых корпоративных ценностей и установок. Корпоративный праздник является специальным мероприятием, требующим повода, отдельной подготовки, финансирования и анализа результатов. Корпоративный праздник - специальное мероприятие, инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой аудитории, посвященное знаменательному событию в жизни компании либо общества, и являющееся средством поддержания организационной культуры или достижения коммерческих целей организации. Полученное определение, являясь «пилотным», не претендует на Корпоративная культура, как система, имеет достаточно четкую и ясную структуру, в которой присутствуют как горизонтальные, так и вертикальные уровни, что позволяет грамотно распределить все компоненты этого явления в системе. Корпоративный праздник является компонентом организационной культуры, поскольку отвечает определенным характеристикам, определяющим все компоненты организационной культуры. Корпоративный праздник является инструментом PR, проводником базовых ценностей, носителем элементов фирменного стиля, формой системы внутрикорпоративной коммуникации и коммуникации организации с внешней средой. Исходя из этого, можно утверждать, что корпоративный праздник является одним из составляющих компонентов ценностно-нормативной подгруппы организационной культуры компании, а точнее, входит в комплекс корпоративных традиций. Внутренний корпоративный праздник - специальное мероприятие, А. Шумович приводит результаты исследований по выявлению связи между степенью вовлечения сотрудника компании в общественную жизнь и эффективности его работы, которые начали проводиться еще в начале прошлого века. Было выявлено, что чем активнее человек участвует в общественной жизни коллектива, тем больше энергии он вкладывает непосредственно в рабочий процесс и тем выше результативность его труда. Задачу по превращению стандартного коллектива в слаженно действующий механизм, в команду, связанную воедино общим видением и ценностями и поможет решить совместный (корпоративный) досуг. Он дает уникальную возможность членам коллектива познакомиться в неформальной обстановке, лучше узнать друг друга, и даже проявить свои лучшие личные качества в нестандартных, и порой экстремальных условиях. По мнению экспертов, после праздников людям проще общаться и работать вместе, решаются межличностные проблемы. Контакты внутри структуры укрепляются, взаимоотношения становятся более тесными, и проблемные вопросы решаются гораздо легче.[9] Итак, к элементам корпоративной культуры относятся общие для сотрудников компании ценности, убеждения и нормы, которые выражаются в форме символов, преданий, девизов и церемоний и героев фирмы. Какие именно образы и объекты будут олицетворять культуру компании, определяют менеджеры. Таким образом, корпоративный досуг – это регламентированные мероприятия, проводимые в заранее определенном месте в запланированное время, в котором активно участвуют сотрудники компании. Корпоративный досуг ориентирован на достижение определенной цели фирмы посредством совместных усилий участников мероприятия. Это и часть культуры организации, и инструмент фиксации успеха, и поле для продвижения корпоративных легенд, мифов, это способ создания контакта, передачи ценностей и правил поведения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |