Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогический потенциал туристско-экскурсионной деятельности как средство формирования и развития традиций корпоративного досуга

Для более детального взгляда на то, что представляет собой туристско-экскурсионная деятельность, необходимо дать понятийную базу основ этой деятельности. Туристско-экскурсионная деятельность представляет собой деятельность по организации ознакомления туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает предоставления услуг по размещению (ночевке).[13]

Экскурсия – это:

1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона – заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;

2) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Экскурсия имеет свои признаки (элементы):

· протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);

· наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

· наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

· показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

· передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

· целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

Экскурсант – это:

1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;

2) субъект, участник экскурсии.[14]

Таким образом, туристско-экскурсионная деятельность представляет собой непосредственно организацию экскурсионного обслуживания экскурсантов. Экскурсия же является процессом познания окружающего мира и выступает составной частью туристско-экскурсионной деятельности.

В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на:

· обзорные;

· тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемны. В них используется современный и исторический материал. Строятся они на показе различных объектов: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменательных событий, элементов устройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д. События при этом излагаются «крупным планом». Это дает общее представление о городе, крае, государстве в целом. Хронологические рамки при этом простираются с первого упоминания города по сегодняшний день, включая перспективы развития.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной тематикой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города.

Тематические экскурсии подразделяются на следующие группы:

1. исторические – делятся на:

· историко-краеведческие;

· археологические;

· этнографические;

· военно-исторические.

2. производственные – делятся на:

· производственно-экономические;

· производственно-исторические;

· производственно-технические;

· производственно-ориентационные (для учащихся).

3. природоведческие

4. искусствоведческие – подразделяются на:

· театральные (например, «Петербург театральный»);

· историко-музейные (скульптуры);

· музейные (показывающие картинные галереи, музеи, выставочные залы).

5. литературные:

· литературно-биографические;

· историко-литературные (показывающие определенные периоды развития литературы);

· литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях.

По составу участников экскурсии делятся на:

1. взрослую аудиторию и детей;

2. местное население и приезжих туристов;

3. городское и сельское население;

4. организованные группы и индивидуалов.

По месту проведения экскурсии делятся на:

1. городские;

2. загородные;

3. производственные;

4. музейные.

По способу передвижения:

1. пешеходные;

2. транспортные;

3. экскурсионных объектов (рассказ производится по ходу движения транспортного средства).

По форме проведения:

1. экскурсия-массовка, когда происходит передвижение на нескольких автобусах, возможны фольклорные праздники, фестивали и т.д.;

2. экскурсия-прогулка, при этом совмещаются элементы познания с элементами отдыха;

3. экскурсия-лекция, при этом преобладает рассказ над показом;

4. экскурсия-концерт, посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

5. экскурсия-спектакль (форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы).

Процесс экскурсии выполняет многие функции и задачи:

· образовательную;

· воспитательную;

· рекреационную;

· рекламную;

· коммуникативную.

Экскурсия как процесс познания окружающего мира, его предметов, свойств и отношений опирается на две формы познания: чувственное и логическое.

Чувственное познание основывается на ощущениях, воздействиях на органы чувств; восприятии – совокупности ощущений, то есть отражении в сознании человека образа предмета в целом; представлении – чувственно-наглядном образе объекта, сохраненном в сознании и воспроизведенном без непосредственного воздействия самого объекта.

Логическое познание – это мышление, в процессе которого человек сравнивает, анализирует и синтезирует. Результатом является образование понятий – совокупности суждений о наиболее существенных признаках объекта.

Экскурсии возникли в конце XVIII в. и использовались первоначально для наглядного обучения и воспитания учащихся. Экскурсия как эффективная форма обучения активно используется и сегодня в социально-педагогическом процессе.

Социально-педагогические задачи экскурсии:

· построить экскурсию на основе максимальной активности экскурсантов;

· стимулировать творческую самодеятельность участников экскурсии;

· вооружить навыками самостоятельного наблюдения;

· стимулировать навыки самостоятельного анализа зрительных впечатлений.

Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.

Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучающий экскурсовод и обучаемые экскурсанты. Экскурсовод сообщает знания по определенной теме, экскурсанты эти знания воспринимают. Взаимодействие этих двух сторон является основой педагогического процесса. Экскурсовод во взаимоотношениях с аудиторией использует методику педагогического воздействия.

Каждая из групп тематических экскурсий имеет свои задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии формируют любовь и уважение к труду. Многие экскурсии воспитывают уважение к обычаям и традициям других народов, населяющих Россию.[15]

Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа экскурсовода. Перед ним ставится задача – превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной домашней работы ее участников по закреплению и углублению полученных знаний. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщаются список литературы для чтения, перечень кинофильмов для просмотра, названия экскурсий, которые необходимо посетить.

Таким образом, педагогические принципы обучения и воспитания представляют собой фундамент экскурсий. Наличие основных элементов педагогики в ходе проведения экскурсий позволяет определить ее как педагогический процесс. Профессиональное мастерство экскурсовода может быть признано одним из видов педагогического мастерства, а сам экскурсовод определен как педагог, деятельность которого ставит своей главной задачей обучение и воспитание людей, формирование личности, ее знаний и убеждений.

В практической деятельности человека имеют место два вида общения – прямое и косвенное. Формы прямого общения – беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.

Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В процессе такого общения отсутствует обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.

Экскурсия как форма прямого общения предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется их эмоциональное взаимопонимание, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов. Вот почему экскурсионная деятельность может с успехом применяться в развитии корпоративных традиций.

В настоящее время различного рода корпоративные традиции рассматриваются как достаточно эффективный инструмент мотивации коллектива компании и его сплочения. Благодаря этому значительно повышается эффективность труда сотрудников предприятия в рабочее время, внутри самой фирмы в достаточной степени снижается уровень конфликтности, а, кроме того, среди своих партнеров и конкурентов сама компания приобретает положительный имидж, что очень важно в условиях развития современного бизнеса.

Корпоративные туры – это прекрасная возможность для руководства компаний поощрять своих подчиненных различными увлекательными поездками, значительно расширить их кругозор. Активный корпоративный отдых будет прекрасной профилактикой здорового образа жизни сотрудников, что отразится положительно на работе компании в целом.

Фирмы из разных отраслей, имеющие свои традиции и соблюдающие их в рамках корпоративных туров (team building), более успешны в бизнесе, надежны и стабильны. Руководители процветающих компаний предпочитают вкладывать деньги в подобные туры, организуя отдых своих постоянных сотрудников, чем периодически набирать новую команду и регулярно тратить средства на ее обучение. Ведь не секрет, что пользы от одного корпоративного тура куда-нибудь в экзотическую страну будет гораздо больше, чем от сотни тренингов менеджеров среднего звена в душных офисах компании. Это просто хорошая возможность отдохнуть и расслабиться после работы в период выходных и праздников. Коллективный отдых – это верный путь к гармонии внутри коллектива.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...