Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производственной (психолого-педагогической) практики

ДНЕВНИК

Производственной (психолого-педагогической) практики

студента (ки) 4курса очной формы обучения

Беляевой Полины Александровны

 

 

Направление подготовки

«Психолого-педагогическое образование»

 

Профиль подготовки

«Психология образования»

 

Групповой руководитель практики: Наумова Диана Викторовна

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель практики от УСП:Наумова Диана Викторовна

(фамилия, имя, отчество)

 

Сроки проведения практики с «02» февраля по «11» апреля 2016 г.

 

Москва, 2016

Задание 1. Организационно-методическая работа

Познакомиться с содержанием, формами и методами работы педагога-психолога в образовательной организации. Определить объём и направления профессиональной деятельности педагога-психолога. Сделать записи в дневнике практики.

Спланировать виды деятельности, которые самостоятельно будут выполняться в образовательной организации в ходе практики. Письменно оформить индивидуальный план работы в образовательной организации на период производственной (психолого-педагогической) практики; согласовать его с инструктором ОО (педагогом-психологом ОО), групповым руководителем практики.

- Критерии оценивания описания деятельности педагога-психолога в образовательной организации

Критерии   Показатели Кол-во баллов
описание содержания и методов работы, объёма и направлений профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательной организации - задание выполнено в полном объёме - присутствует авторская позиция
- задание выполнено частично
- задание выполнено схематично

 

Задание 2. Психолого-педагогическая диагностика

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА "Я И МОЯ СЕМЬЯ".

ЦЕЛИ: Тест позволяет выявить взаимоотношения в семье, показывает, как ребёнок воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Исследование уровня развития мелкой моторики рук.

ИНСТРУКЦИЯ: нарисуй свою семью так, чтобы каждый был занят чем-либо. На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: "Можешь рисовать, как хочешь".

Симптомокомплекс Симптом Балл
1. Благоприятная семейная ситуация 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке Изображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки Хорошее качество линий Отсутствие показателей враждебности Адекватное распределение людей на листе Другие возможные признаки 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1
2. Тревожность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Штриховка Линия основания - пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчёркивание отдельных деталей Другие возможные признаки 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
3. Конфликтность в семье 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Барьеры между фигурами Стирание отдельных фигур Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур Выделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигур Неадекватная величина отдельных фигур Несоответствие вербального описания рисунка Преобладание вещей Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи Член семьи, стоящий спиной Другие возможные признаки 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Автор рисунка непропорционально маленький Расположение фигур на нижней части листа Линия слабая, прерывистая Изоляция автора от других Маленькие фигуры Неподвижная по сравнению с другими фигура автора Отсутствие автора Автор стоит, сидит спиной Другие возможные признаки 0,2 0,2 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,1 0,1
5. Враждебность в семейной ситуации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа Агрессивная позиция фигуры Зачёркнутая фигура Деформированная фигура Обратный профиль Руки раскинуты в стороны Пальцы длинные, подчёркнутые Другие возможные признаки 0,2 0,2 0 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

 

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Материал и оборудование: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).

Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.

Проведение теста: Ребенку дают листок с нарисованной на нём лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребёнок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов: Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребёнок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребёнком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребёнку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые - папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищённости, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребёнка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку.

Методика «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?» После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить. В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Тест "Я и группа” - рисуночная методика

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.

Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему `Я в своей группе детского сада`.

Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами он может и на досуге.

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.

1. Ребенок рисует только здание.

2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями. Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о `мире` в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.

Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.

Несмотря на то что рисуночный тест "Я в своей группе детского сада" является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.

Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам.

Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Мир в территориях

1. Назовите самые известные в мире

Объекты (рукотворные, созданные человеком)_______________________________________________

Места (нерукотворные, созданные природой)_______________________________________________

Города ________________________________________________________________________________

Мир в событиях

2. Назовите самые известные события в Мире

В прошлом ____________________________________________________________________________

(до XXI века, до 2000 г.)

В настоящем __________________________________________________________________________

(с 2000 г. по настоящее время)

В будущем_____________________________________________________________________________

(предполагаемые события, которые могут произойти в мире в будущем)

 

Мир в персоналиях

3. Назовите известных вам (из истории, литературы, киноискусства и пр.)

Выдающихся людей_Мира_______________________________________________________________

Настоящих Героев_Мира_________________________________________________________________

Святых людей_Мира ___________________________________________________________________

Самых популярных людей_Мира_________________________________________________________

Россия в территориях

Россия в событиях

2. Назовите самые известные события в России

В прошлом ____________________________________________________________________________

(до XXI века, до 2000 г.)

В настоящем __________________________________________________________________________

(с 2000 г. по настоящее время)

В будущем_____________________________________________________________________________

(предполагаемые события, которые могут произойти в мире в будущем)

 

Россия в персоналиях

3. Назовите известных вам (из истории, литературы, киноискусства и пр.)

Выдающихся людей_России_____________________________________________________________

Настоящих Героев_России______________________________________________________________

Святыхлюдей_Отечества ______________________________________________________________

Самыхпопулярныхлюдей_России_______________________________________________________

4.НазовитеВаш идеалчеловека______________________________________

(можно указать несколько человек)

 

Задание 3. Коррекционно-развивающая работа

ИЗОБРАЗИ СЕБЯ

Материал. Зеркала; листы бумаги; акварельные краски; простые, жировые или цветные карандаши; репродукции ав­топортретов русских художников: М. В. Нестерова, В. А. Се­рова, К. П. Брюллова и др.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть автопортреты известных русских художников; объясняет, что рисуя авто­портрет, каждый художник рассматривал себя в зеркале. За­тем спрашивает детей, не хотят ли они нарисовать свои ав­топортреты. Воспитатель подчеркивает, что для этого нужно хорошо рассмотреть себя в зеркале, обратить внимание на форму лица, глаз, их цвет, особенности формы носа, губ, ушей, бровей.

Дети рисуют автопортреты любыми выбранными ими ма­териалами. В конце занятия устраивается выставка работ. По автопортретам дети узнают своих товарищей. Затем ра­боты детей размещаются на стенде, чтобы их могли увидеть родители.

УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Материал.Два игрушечных телефона; ширма.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на стоящие на столиках телефонные аппараты. Между столиками располо­жена ширма. Педагог задает вопросы:

— Для чего нужен телефон? Куда можно позвонить по те­лефону? Кому вы чаще всего звоните?

Воспитатель спрашивает у детей, можно ли узнать по го­лосу, кто с тобой разговаривает по телефону, если собесед­ник знаком, но не назвал своего имени? Обсуждает с деть­ми основные правила телефонного диалога (поздороваться, представиться, назвать свое имя), затем предлагает игру «Те­лефонный разговор». Один ребенок проходит за ширму и са­дится к телефону. Второй ребенок садится к другому телефо­ну. По сигналу воспитателя ребенок перед ширмой звонит, начинает разговор, а ребенок за ширмой угадывает, с кем он разговаривает. Если узнал — за ширму идет следующий ребе­нок. Игра продолжается.

ТЫ И ТВОЕ ИМЯ

Материал.Карточки из плотной бумаги; шнурки; флома­стеры или цветные карандаши.

Ход занятия

В группу приходит учитель из школы (или новый воспи­татель, гость), который хочет познакомиться с детьми. Гость обращается к детям с просьбой рассказать о себе, чтобы уз­нать и запомнить каждого, познакомиться поближе.

Если какой-либо ребенок стесняется, затрудняется, воспи­татель может задать ему дополнительные вопросы:

— Чем ты похож или не похож на других детей? Что в те­бе есть особенного?

Затем воспитатель предлагает детям игру: «Как бы ты хо­тел, чтобы тебя называли?», или: «Как тебя будут называть, когда ты вырастешь?» Дети, встав в круг, передают друг дру­гу мяч, называя свое полное имя.

После игры гость просит каждого ребенка сделать свою именную карточку, украсив ее рисунком. Завершив работу, дети надевают именные карточки на шею с помощью шнур­ков и рассматривают их вместе со взрослыми.

Прощаясь с детьми, гость благодарит их за рассказ и ри­сунки, и говорит, что он узнал, какие все дети разные, а кар­точки помогли запомнить и не путать их имена.

ПРОБА НА ВКУС И ЗАПАХ

Материал.Одинаковые прозрачные баночки, в которых находятся майонез, сметана, йогурт, кефир, мука, песок, соль.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям о том, что во время поле­тов космонавтам необходимы разные продукты питания, которые тщательно проверяют в специальных лабораториях, и предлагает организовать такую лабораторию в группе. Она приносит одинаковые закрытые баночки и говорит, что нуж­но определить продукты, которые в них находятся, так как по пути в лабораторию потерялись этикетки с названиями. Дети высказывают свои предположения о том, как можно уз­нать, что это за продукт, если содержимое баночек одинако­вого цвета и в одинаковой упаковке. Воспитатель говорит о том, что есть различные способы исследования, и предлага­ет определить продукты сначала по запаху, а потом по вкусу. В процессе исследования воспитатель задает детям вопросы: — Как ты догадался, что здесь находится? Для чего нужен этот продукт? Нравится он тебе или нет? Почему?

Дети, определив продукты, подписывают названия на эти­кетках и делают общий вывод: у людей есть органы чувств, которые помогают каждому выбрать то, что ему нравится или не нравится. В конце занятия воспитатель отмечает, что не все продукты можно пробовать — если сомневаешься, лучше спросить у взрослых.

ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ НОСИТЬ?

Материал.Картонный силуэт куклы (для каждого ребенка); лоскутки ткани разной фактуры; цветная бумага, клей.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на их одежду, ка­чество материала, фасон, цвет. Вопросы к детям:

— Во что вы сегодня одеты? Есть ли у вас любимая одежда? Почему она вам нравится? Что для вас самое глав­ное в одежде?

Дети выбирают из разнообразных лоскутков тот, который похож на ткань их любимой одежды. Воспитатель предлага­ет каждому ребенку «одеть» свою куклу — мальчика или де­вочку, и показывает способ выполнения задания.

В конце занятия детям предлагается сделать выставку их работ. Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что одежда получилась у всех разная, но вся она любимая, а по­этому красивая: «На вкус и цвет товарищей нет».

Изобрази себя:

Материалы: полоски бумаги с нарисованными частями тела.

Игра «Составь свой портрет»

На отдельных полосках бумаги нарисованы разные части лица: глаза, брови, нос, рот, прическа. Дети составляют свои портреты, используя прием «фоторобота».

ЧТО ТЫ УМЕЕШЬ ДЕЛАТЬ?

Материал. Материал для изготовления елочных игрушек (цветная бумага, картон, ткань, тесьма, отделочные материалы); ножницы, клей, кисти для клея.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает детям о том, что в соседней груп­пе есть необычно украшенная елка. Игрушки для нее дети сделали своими руками, причем из самого разного материа­ла: бумаги, ткани, коробок и т. д. Затем педагог предлагает детям подумать, как можно украсить елку в детском саду, и дома, сделав ее нарядной, необычной.

Ребята самостоятельно выбирают необходимый для рабо­ты материал и приступают к выполнению своего замысла. Если ребенок затрудняется с выбором, воспитатель помо­гает ему, задавая вопросы:

— Что ты хочешь сделать? Какой материал тебе необхо­дим? Подумай и расскажи, как ты будешь делать игрушку. Сможешь ли ты сам сделать то, что задумал? Нужна ли тебе помощь?

По окончании работы устраивается выставка поделок. Де­ти любуются елочными игрушками, обсуждают полученные результаты.

Вопросы к детям:

— Какие поделки тебе нравятся и почему? Что думают об этом другие дети? Как ты думаешь, украсят ли эти иг­рушки елку?

Воспитатель отмечает, что все игрушки получились разны­ми, так как каждый сделал поделку по своему желанию и вкусу. Поэтому они не похожи одна на другую.

Воспитатель подчеркивает особенности каждой игрушки: материал, форму, цвет, качество, неповторимость и восхи­щается замыслам детей.

ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ НОСИТЬ?

Материал. Карточки с изображениями одежды (нерас­крашенные); краски, фломастеры или карандаши; ножницы; листы бумаги.

Ход занятия

Воспитатель договаривается с родителями о том, что в этот день каждый ребенок придет в детский сад в своей лю­бимой одежде.

Когда все собираются, устраивается «демонстрация моде­лей». Дети по очереди выходят под музыку на «подиум», по­казывая свою любимую одежду и рассказывая о ней. Затем воспитатель спрашивает детей, какую еще одежду они хоте­ли бы носить и почему.

Затем на столах раскладываются карточки с изображени­ем различной одежды, и детям предлагается выбрать моде­ли, которые им нравятся и которые они хотели бы носить. Дети выбирают наряды, раскрашивают их, вырезают и на­клеивают на листы бумаги. В процессе работы воспитатель спрашивает у детей, что они выбрали и почему.

После окончания работы листы прикрепляются прищеп­ками к веревке. Дети их рассматривают, обсуждая, в чем сов­падают их вкусы, а в чем — нет.

КАКОЙ ТЫ, ЧТО ТЕБЕ НРАВИТСЯ?

Материал.Фотографии детей; плотные листы бумаги; ка­рандаши, краски или фломастеры.

Ход занятия

Дети прикрепляют прищепками к веревке свои фотографии. Воспитатель, взяв одну из них, задает следующие вопросы: — Кто изображен на этом снимке? Как вы это поняли? (При этом дети описывают внешность ребенка, изображенного на фотографии.) Таким образом рассматриваются еще 3—4 фотографии. Затем воспитатель, не показывая фотографию, подробно описывает какого-либо ребенка и просит догадать­ся, о ком идет речь.

Далее воспитатель предлагает каждому ребенку наклеить свою фотографию на верхнюю часть плотного листа бумаги, а внизу нарисовать одежду, которую он любит носить и счи­тает красивой; любимое блюдо; любимое животное; люби­мое занятие и т. д.

В заключение воспитатель, взяв одну из работ, и не пока­зывая лица на фотографии, просит детей догадаться, чья это работа. При этом она только описывает любимую одежду, блюда, занятия данного ребенка. Если этого будет недоста­точно, можно постепенно добавлять и описание отдельных признаков внешности.

В конце занятия воспитатель предлагает детям объединить работы в соответствии с общими вкусами и интересами.

Вопросы к детям:

— Что повторяется на многих рисунках? Чем работы (вку­сы, интересы) различаются?

Игра «Мир красоты»

Воспитатель просит детей закрыть глаза и представить се­бе мир, в котором царит красота.

Вопросы к детям:

— Что вы видите? Где вы? Что рядом с вами? Что вы чувствуете?

Затем педагог спрашивает детей, что, по их мнению, нуж­но сделать, чтобы мир вокруг нас стал красивее.

РОБКИЙ

Материал.Куклы: гном Весельчак, фея; стул.

Ход занятия

В гости к детям приходят гном Весельчак и фея. Воспитатель обращает внимание детей на грустное настроение гно­ма и предлагает узнать, что с ним произошло.

Гном рассказывает детям историю о том, как недавно он был на дне рождения своего приятеля, который пригласил к себе много друзей. Весельчак чувствовал себя очень не­удобно, потому что никого не знал. Его приглашали тан­цевать, но он отказывался, потому что совсем не умеет танцевать. Когда сели за стол, он потянулся за соком и пролил его на платье соседке. Гном почувствовал себя не­ловким, неуклюжим и ушел очень расстроенным. Теперь он уверен, что с ним никто не захочет играть, все будут над ним смеяться.

Воспитатель спрашивает у детей, как можно помочь гно­му. Дети высказывают свои предложения.

После этого фея показывает стул и объясняет, что это — «волшебный стул смелости». Сев на него, человек начинает делиться своими тревогами, и при этом все его понимают. Фея предлагает детям попробовать рассказать о себе. Дети по очереди садятся на стул.

Вопросы к детям:

— Считаешь ли ты себя робким, неловким? Что тебе мо­жет помочь перестать стесняться?

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «За­кончи фразу».

Воспитатель начинает фразу, например: «Я не буду стес­няться того, что...» — а дети по очереди продолжают ее.

Вопросы к детям:

— Почему Филиппок боялся войти в класс, хотя очень хотел учиться? Как его встретили дети? Как поступил учитель?

СМЕЛЫЙ

Материал.Книги: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Л. Толстой «Котенок».

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации к стихотворению «Что такое хорошо и что такое плохо», со­провождая показ чтением:

От вороны карапуз убежал, заохал!

Этот мальчик просто трус!

Это очень плохо.

Этот, хоть и мал пока,

Спорит с грозной птицей.

Смелый — очень хорошо,

В жизни пригодится!

В. Маяковский

Вопросы:

— Кого можно назвать смелым? Почему?

Затем дети знакомятся с рассказом Л. Толстого «Котенок». В произведении рассказывается о том, как мальчик Вася спас котенка от собак.

Вопросы к детям:

— Как поступил Вася? Как вы думаете, было ли ему страш­но? Когда вы бывали смелыми, а когда нет?

Дети рассказывают, приходилось ли им проявлять смелость в каких-либо ситуациях, что они чувствовали при этом.

В конце занятия воспитатель с детьми приходят к выводу: проявляя смелость, человек чувствует, что поступил хорошо, правильно, так как помог слабому, беззащитному, даже если при этом испытывал страх.

Формирование самооценки

Первые признаки проявления самооценки связаны с кризисом трех лет. Это и есть кризис самости. У малыша происходит полное отделение от матери, и он неустанно твердит «Я», «Сам». Это слабое проявление когнитивного компонента самооценки. Малыш ждет оценку своей деятельности окружающими его взрослыми – проявление эмоционального компонента. Получилось построить песочный куличик, малыш бежит к родителям или поднимает на них глаза и ждет именно положительную оценку. Для того чтобы убедиться «Я – хороший».
В дошкольном возрасте деятельность не различима с личностью для самого ребенка. То есть если мама говорит, что куличик не красивый, ребенок воспринимает это как то, что он сам плохой и при постоянном неуспехе начинает отказываться от различного вида деятельности. Так как его самооценка становится низкой. А при заниженной и низкой самооценке развивается неуверенность и нежелание к чему-либо стремиться, возникают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Это происходит потому, что если человек сам считает себя плохим, то со временем все к нему начинают относиться как к «плохому». Ребенок становится неуверенным, замкнутым необщительным.
Однако если мама или папа будут стараться разграничивать в оценивании малыша от его деятельности, самооценка ребенка будет более дифференцированной – то есть со временем ребенок начнет понимать «Я хороший, но сделал не очень хорошо».
Хотя важно учесть, что чрезмерное захваливание ребенка приведет к чрезмерному завышению самооценки, а это в свою очередь отрицательно скажется на восприятии малышом себя и окружающих. Самооценка станет высокой, но хорошие отношения ни с взрослыми, ни с детьми не сложатся. Ребенок выработает внутреннюю позицию «Я – супер хороший, а вы – плохие».
Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Именно, небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

Задание 6. Психологическая профилактика

Анализ и корректировка предметно-развивающей среды в образовательной организации, в том числе и для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Письменно оформить анализ образовательной среды и рекомендации по ее корректировке.

- критерии оценивания анализа предметно-развивающей среды

5 баллов Анализ выполнен по плану. Все факты аргументированы требованиями к предметно-развивающей среде в образовательной организации (принципы, СанПин и др.), ФГОС. Даются подробные и аргументированные рекомендации по корректировке предметно-развивающей среды.
балла Анализ выполнен, но не по плану. Аргументации фактов нет или дается на основании личного опыта. Даются краткие, не аргументированные рекомендации по корректировке предметно-развивающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Барднер Г., Ромазак И., Чередникова Т. Я хо­чу/Психологическое сопровождение естественного развития ребен­ка. — СПб.: «Дорваль», 1993.

2. Зимбардо Ф. Застенчивость. — М.: «Педагогика», 1991.

3. Казанский А. Игры в самих себя. — М.: «Роспедагентство», 1995.

4. Князева О. «Я-Ты-Мы»Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М.: «Мозаика синтез», 2005.

5. Кононко Е. Чтобы личность состоялась. — Киев: 1991.

6. Корчак Я. Педагогическое наследие (как любить ребенка). — М.: «Педагогика», 1990.

7. Ни камин А., Страунинг А. Системный подход к оз­накомлению с окружающим миром и развитие фантазии. — Рос­тов-на-Дону: «Аспект-ТРИЗ», 1992.

8. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования/ Под ред. А. Запорожца и Я. Не-веровича. — М.: «Педагогика», 1986.

9. Социальное развитие ребенка/ Под ред. О. Зверевой. — М.: «Профессиональное образование», 1994.

10. Столяренко Л. Основы психологии. — М.: «Логос», 1995.

11. Урунтаева Г. Афонькина Ю. Практикум по детской психологии. — М.: «Просвещение», 1995.

12. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Запо­рожца. — М.: «Просвещение», 1985.

 

ДНЕВНИК

Производственной (психолого-педагогической) практики

студента (ки) 4курса очной формы обучения

Беляевой Полины Александровны

 

 

Направление подготовки

«Психолого-педагогическое образование»

 

Профиль подготовки

«Психология образования»

 

Групповой руководитель практики: Наумова Диана Викторовна

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель практики от УСП:Наумова Диана Викторовна

(фамилия, имя, отчество)

 

Сроки проведения практики с «02» февраля по «11» апреля 2016 г.

 

Москва, 2016

Задание 1. Организационно-методическая работа

Познакомиться с содержанием, формами и методами работы педагога-психолога в образовательной организации. Определить объём и направления профессиональной деятельности педагога-психолога. Сделать записи в дневнике практики.

Спланировать виды деятельности, которые самостоятельно будут выполняться в образовательной организации в ходе практики. Письменно оформить индивидуальный план работы в образовательной организации на период производственной (психолого-педагогической) практики; согласовать его с инструктором ОО (педагогом-психологом ОО), групповым руководителем практики.

- Критерии оценивания описания деятельности педагога-психолога в образовательной организации

Критерии   Показатели Кол-во баллов
описание содержания и методов работы, объёма и направлений профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательной организации - задание выполнено в полном объёме - присутствует авторская позиция
- задание выполнено частично
- задание выполнено схематично

 

Задание 2. Психолого-педагогическая диагностика

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА "Я И МОЯ СЕМЬЯ".

ЦЕЛИ: Тест позволяет выявить взаимоотношения в семье, пок

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...