Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самопознание и Решения, Касающиеся Карьеры

 

Тысячелетия назад законодатель Солон Афинский наставлял несколькими словами, эхом отозвавшимися сквозь века: «Познай самого себя». Эти слова были вытесаны на главной стороне храма Аполлона в Дельфах и приписывались различным мудрецам, включая Гераклита, Пифагора и Сократа (который заключил, что «непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой»). Почему эти мудрецы настаивали прежде всего на самопознании, а не других человеческих качествах? Возможно потому, что самопознание наполняет все наши выборы и решения (в образовании, карьере и взаимоотношениях) и таким образом формирует качество нашей жизни.

В старших классах и в институте мы, в силу обстоятельств, начинаем изучать наши интересы и способности. Разбираемся, являемся ли мы рабочей лошадью или новатором, склонны ли мы к точным наукам или гуманитарным. Но может занять время, чтобы понять, что мы на самом деле хотим делать, в противоположность тому, что, как мы думаем, мы должны делать (чтобы удовлетворить наших родителей или заработать статус или уважение).

Если бы самопознание было легким и автоматическим, то большинство из нас с ранних лет принимало бы четкие и мудрые решения, касаемые обучения, карьеры, супругов, и так далее. Но зачастую, до двадцатилетнего возраста, наш выбор основан на недостаточной осведомленности – смеси надежды и догадок, предположений. Работа и взаимоотношения становятся чередой накопленного опыта, когда жизнь не идет так, как мы надеялись или планировали. (Если бы мы только знали тогда то, что знаем сейчас...).

Большинство двадцатилетних покидают колледж с ограниченным самопознанием, степенью бакалавра и большим вопросом: «А что теперь?». В ходе «испытывания двадцати» - когда мы пробуем то или это – мы стараемся в достаточной степени изучить себя, чтобы найти свое место в мире.

 

П р и н и м а я Р е ш е н и е о К а р ь е р е

Принятие решений – это фундаментальное жизненное умение, и (также как и в выборе партнера) ваш выбор карьеры является одним из решающих в жизни. Решения требуют того, чтобы вы знали себя. В противном случае, вы можете сделать правильный выбор для неправильного человека – для того, за кого вы себя принимали, а не которым являлись на самом деле.

Не бывает самой лучшей карьеры – есть только та, которая является наилучшей для вас в данный момент вашей жизни. В разных профессиях есть множество как удовлетворенных, так и недовольных людей – врачей, водопроводчиков, парикмахеров, адвокатов, продавцов, учителей и так далее. Жизнь – это эксперимент, лаборатория для самоисследования. Поэтому, пока вы не обнаружили по-настоящему удовлетворяющую вас профессию, просто найдите работу. Выберете наилучший вариант, доступный в данный момент. И в то же время, оставайтесь открытым для новых возможностей, пока не найдете карьеру или призвание, которым вы готовы посвятить значительный период времени. На сегодняшний день вполне приемлемо перебрать несколько карьер за вашу профессиональную жизнь.

 

М о и С о б с т в е н н ы е П о и с к и

В поисках карьеры и призвания, я шел извилистой дорогой. По окончании колледжа, я два месяца продавал страхование жизни в Лос Анжелесе, пока мне не предложили позицию главного тренера в Стэнфордском Университете. По прошествии четырех успешных лет работы гланым тренером меня пригласили преподавать в Оберлинский Колледж. В профессиональном плане казалось, что у меня очаровательная жизнь: главный тренер в двадцать два года, потом профессор колледжа. Тем не менее я не решил вернуться в Беркли, чтобы преподавать в институте духовности в течение шести месяцев.

После этого моя жизнь существенно изменилась. Я на полставки преподавал гимнастику в молодежной ассоциации Беркли (YMCA) (три месяца), затем был безработным (два месяца), почти пошел в армию, но оказался в духовной общине (с периодичностью, в течение восьми лет). В тот же период я работал секретарем-машинистом (был уволен через четыре месяца), преподавал в небольшой гимнастической студии в Сан Франциско (шесть месяцев), переехал в Атланту тренировать детскую команду гимнасток (девять месяцев), посещал аспирантуру по психологии в Калифорнии (четыре месяца), основал школу судебных отчетов в Сан Франциско (шесть месяцев), обучал боевым искусствам и акробатике в молодежной ассоциации Беркли (три месяца), служил тренером женской гимнастической команды в Университете Беркли (два года) и вернулся в Оберлинский Колледж (два года), где моя жена Джой работала директором студенческого общежития и где я написал окончательный вариант книги «Путь Мирного Воина». Книга полностью распродалась вскоре после публикации, и я вернулся в округ Сан Франциско, где нашел временную работу по вводу данных в Банке Америки. Последующие одиннадцать месяцев я провел, обрабатывая тексты для управленческой фирмы, после чего перешел на две работы по печатанию на машинке: одну с 5 до 8:30 утра и вторую с 9 до 5 вечера. Долгие рабочие дни длились в течение восьми месяцев, пока я не нашел административную позицию, длящуюся год. Затем, в 1983 году, я открыл свой собственный бизнес по тренировке фитнесу.

И только в 1984 году, в возрасте тридцати восьми лет, когда книга «Путь Мирного Воина» была переиздана и о ней заговорили, я разработал несколько аудио-программ Мирного Воина и начал обучать этому на семинарах. Наконец-то я нашел мою карьеру и призвание – писательство, преподавание и выступления.

Говорят, чтобы наступил «успех за одну ночь», нужно десять лет. В моем случае прошло шестнадцать лет экспериментирования и неопределенности – топтания на месте, пока я не научился свободно плавать. Поэтому наблюдения, которыми я делюсь, не являются абстрактными теориями. Я был в окопах. Я занимался духовными поисками, испытывая дезориентацию и сомнения. Оглядываясь назад, я понимаю, что эти годы поисков были необходимы для самоанализа и исследования себя.

На пути поисков карьеры и призвания, мы подобны людям, ведущим машину в темноте: мы можем видеть лишь то, что освещают фары. Но тем временем, чем больше мы понимаем себя, тем лучше мы следуем нашим курсом. Вот почему самопознание может быть сутью мудрости – а мудрость нарабатывается со временем.

 

Таланты, Интересы и Ценности

 

Путь к карьере и призванию подобен поиску сокровищ. И на перекрестках дорог, пересечении трех ключевых качеств, вы найдете некий знак. Он укажет на работу, которая скорее всего подходит именно вам. Эти качества можно выразить тремя вопросами, понять ответы, на которые потребуется время и опыт: Какие у меня таланты? Какие у меня интересы? Каковы мои ценности?

 

Т а л а н т ы

На первом курсе колледжа я увлекался женщинами, которые, казалось, и не подозревали о моем существовании. Нескольким из них я предлагал встречаться, но они отвечали отказом. А тем временем я игнорировал женщин, которые были настроены дружески ко мне. Когда я поделился ситуацией с товарищем по команде, он произнес слова, которые я никогда не забуду: «Дэн, есть девчонки, которые не будут обращать на тебя внимания, что бы ты ни делал. А другим ты будешь нравиться таким, какой ты есть. Зачем терять время на тех, кому ты не интересен?»

Эту историю и совет также можно применить к вашим поискам карьеры. По разным причинам многие люди гоняются за работой, не соответствующей их талантам, надеясь совершенствоваться по ходу дела. Что-то вроде: сначала купить костюм, а потом попытаться приспособить себя к одежде. Нет ничего плохого в том, чтобы поэкспериментировать и попробовать разные работы. Но почему бы не заниматься карьерой, соответствующей вашим внутренним талантам и утвердившимся способностям?

Некоторые из нас сильнее в спорте или математике, чем в английском или искусстве, другие – наоборот. Как говорил Уилл Роджерс[8]: «Мы все невежественны, только в разных предметах». В поисках карьеры мы, естественно, стараемся разузнать побольше о профессии в интернете или уже на месте. Порой мы даже расспрашиваем тех, кто этим занимается. Но прежде всего мы должны «исследовать себя». И один из важных компонентов самопознания вытекает из реалистичной оценки наших сильных и слабых сторон, обнаруженных со временем в нашей школе жизненного опыта. Это напоминает мне об одной истории:

Перед посадкой на автобус, увозивший нашу команду на завтрашние соревнования по гимнастике, я по дороге заглянул на старую станцию Тексако[9]. Едва завидев, Сократ поманил меня в гараж, где вручил мне тяжелый контейнер с машинным маслом. Я спросил его, куда положить контейнер, а он ответил: «Просто подержи его минуту», и поставил еще один контейнер поверх первого. Я едва удерживал оба контейнера. Игнорируя мое напряженное выражение лица, он принялся одну за другой сгружать банки с маслом на две канистры в моих дрожащих руках. «Сократ», - задыхаясь, произнес я: «Я не могу...»

Мои руки ослабли, и банки с канистрами повалились на пол у моих ног. Я посмотрел на них, потом на Сократа, чье выражение лица не говорило ни о чем. «Хорошо», - сказал я – «Это какой-то тест, да? И я провалил его...»

Когда Сократ закончил смеяться над моей угрюмостью, он сказал: «Жизнь – это не успех или провал, Дэн – а только то, насколько ты эластичен, насколько можешь растянуться. Как можно узнать свои пределы, пока не испытаешь их? И как можно их испытать, если ты не готов ярко провалить эти тесты?»

Это соревнование на следующий день было одним из самых лучших в моей жизни, потому что я проверил границы своих возможностей и обнаружил правоту слов Сократа. Как писал драматург и оратор Джордж Бернард Шоу: «Я научился говорить, как научился кататься на коньках или велосипеде – упорно попадая впросак, пока не привык к этому».

Никогда не делайте предположений насчет своих пределов, пока вы не попробовали себя и не обнаружили их. Возможно, у вас просто нет опыта, а не таланта. Впечатления, которые у нас скалдываются о нашем уровне таланта – даже в ранние годы, будучи детьми – могут основываться на более чем ограниченном представлении или даже единичном случае. Много лет назад я наблюдал за тем, как моя дочь занимается в детской группе гимнастики с новым инструктором. Он построил детишек по линии и сообщил им, что настало время научиться делать кувырок колесом. Он сказал им поднять руки, поставить ногу вперед и затем «перекинуть ноги через голову», исполняя кувырок колесом. Дети совершали одну попытку за другой. Моя дочь, как некоторые другие дети, сделала колесо легко и хорошо, потому что у нее уже был опыт в этом. Но некоторые дети никогда до сих пор ничего такого не пробовали и, будучи новичками, падали на пол один за другим. В этот момент более опытный инструктор должен был бы поддержать начинающих, но он только говорил им, что нужно «держать голову высоко и руки прямо». И они снова падали. Как родитель, я не мог заступиться за класс. А мог только наблюдать за расстройством и разочарованием на детских лицах и за формированием убеждения, что они не настолько талантливы, как их одногруппники.

Вы также сформировали убеждение, что вы талантливы (или не обладаете талантом) в математике или пении, приготовлении еды или спорте, искусстве или осмыслении прочитанного. Возможно, эти предположения правильны, а возможно и нет. Но если вы хотите заняться собой, даже скромный талант в сочетании с усилиями со временем может привести к значительному результату. И все же, скорее всего, стоит вкладывать свое время и усилия в ту область, где у вас есть постоянный интерес.

В каждой области есть люди, обладающие большим талантом, но малой увлеченностью, также как и те, кто испытывает большой интерес, но обладают незначительным талантом. Из двух этих факторов заинтересованность в- (или страстное влечение к-) определенному занятию может быть наиболее решающей.

 

И н т е р е с ы

На первый взгляд, интересы очень легко определить. В конце концов, вы либо увлечены чем-нибудь, либо нет. Но ваш уровень интереса зачастую осложняется вашими убеждениями по поводу собственных способностей в данной области – вашим представлением о себе. Например, я стал «меньше интересоваться» рисованием, потому что сформировал ошибочное мнение, что у меня это не очень получается. Вот как это случилось:

Из-за гриппа я пошел в подготовительный класс на одну или две недели позже. В мой первый день мне вручили краски, кисточки и мольберт и сказали нарисовать дерево. Мое дерево выглядело как зеленый леденец. Тем не менее, я был вполне доволен собственным творением, пока не сравнил его с рисунками других детей. На их деревьяь были ветки и отдельные листики. Не зная о том, что другие дети тренировались рисовать деревья практически каждый день, я ошибочно заключил, что был недостаточно хорош по сравнению с другими учениками. Когда на следующий день, мне предоставили выбор рисовать картинки или лазить по гимнастическим снарядам, догадайтесь, чем я занялся? Мой интерес к лазанию рос с моими навыками. Так, из-за простейшего недопонимания я отвернулся от карьеры в искусстве. Меня манило гимнастическое будущее.

Это основное осложненное (часто искаженное) представление о себе, влияющее на наши интересы. Вдобавок к нему мы тратим нашу молодость на выяснение того, что мы (или наши родители или друзья) считают − нам нужно или мы можем делать в отличие от того, что нам нравится делать. Мы можем только догадываться о количестве ложных решений, оттолкнувших кого-то от его интереса только потому, что ему сказали: у этого «нет будущего».

 

Многие успешные люди оказывались на вершине своей профессиональной лестницы, продвигаясь по ней из-за давления социума или родительских ожиданий, только чтобы обнаружить потом, что лестница была «приставлена к неправильной стене». Например, я знаком с двумя юристами, сменившими карьеру. Один начал долгую и успешную карьеру главного тренера по плаванию в Стэнфордском Университете. А другой стал признанным спортивным мануальщиком, среди его клиентов − основной состав городской балетной труппы и профессиональные спортивные команды.

Так что внимательно рассмотрите области интересов или деятельности, которыми вы по-настоящему наслаждаетесь, поскольку интерес – это четкий указательный столб на любом карьерном перекрестке. Вот почему я советовал своим дочерям: «Делайте то, что любите. А потом найдите того, кто вам за это заплатит».

 

Ц е н н о с т и

Мы, люди, цепляемся за множество разных ценностей. У некоторых из нас, к примеру, более пуританские ценности (такие, как самоотречение и отсроченное наслаждение) – мы следуем правилам. Другие ценят более гедонистский стиль жизни (дорожа потаканием своим желаниям и немедленным наслаждениям) – мы идем на поводу у наших импульсов. Некоторые склонны к сентиментам, другие обладают более твердым, жестким характером. Кто-то является одиноким волком, а кто-то – светским порхающим мотыльком, кто – верующим, а кто – скептиком. Эти ценности, наряду с нашими интересами и талантами, двигают нас вперед по нашей карьере и жизненному пути.

Ваше уникальное сочетание ценностей (того, что кажется правильным, этичным и стоящим для вас) раскрывается в вашем выборе и поведении. Я не пытаюсь предположить, что один набор ценностей лучше другого. Помните правила в школе жизни – не важно, что правильно или неправильно, важен выбор и его последствия.

 

В а ш а О с н о в н а я Ц е н н о с т ь

На пути к самопознанию, на арене карьеры и призвания, важно знать, какой из трех критериев или ценностей является для вас наиболее важным: месторасположение, взаимоотношения или карьера. Многие из нас считают, что нужны все три. Но если бы вам пришлось выбрать главную ценность и поставить ее над (или пожертвовать) двумя другими, что бы это было? Размышляя о вашей жизни и ваших выборах, вы можете понять: в вашей персональной шкале ценностей что-то одно было предпочтительнее, чем другое. Давайте рассмотрим несколько небольших примеров.

Месторасположение: Судьба Ребекки ведет в Болдер, город в штате Колорадо, который занимает все ее воображение. Она концентрируется на этом месте и намерена туда переехать. Когда она устроится на месте, то встретит разных людей и пойдет на ту работу, которую сможет найти. Но для нее люди и работа вторичны.

Взаимоотношения: Джейсон – плотник, и он может работать в любом месте. Его партнерша как раз заканчивает интернатуру и подает заявления на резидентуру в разные больницы. Джейсон связывает себя с любовью своей жизни, вокруг которой все решается. Для него дом там, где его сердце, куда бы ни поехала его любовь. Он привязан к человеку больше, чем к какому-либо месту, и найдет работу там, куда попадет с любимой.

Карьера: Элизабет целиком отдается работе, главной ценности в своей жизни, дающей ей наибольшее ощущение предназначения и смысла. Она пойдет туда, где место наилучшим образом послужит развитию ее карьеры и найдет круг друзей в свободное от работы время.

 

КАЖДЫЙ ИЗ НАС ОБЛАДАЕТ РАЗНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ и совершает свой выбор в соответствии с ними. Когда-то моя подруга и коллега – профессор из колледжа на Среднем Западе – жила в университетском городке, пока ее муж работал юристом при правительстве на Западном Побережье. Они сильно любили друг друга. Она летала навещать его каждые несколько недель, и он делал то же ради нее. Но их работы (и необходимость месторасположения), а не совместное проживание, были главным приоритетом – обоюдный выбор, сделанный на основе их ценностей и обстоятельств.

Выбор людей, места или работы в шкале ценностей не обязательно зафискирован на всю жизнь. Ценности могут со временем меняться. К примеру, если Ребекка, обожающая Болдер, встретит любовь своей жизни, и этому человеку предложат замечательные карьерные перспективы в другом штате, возможно, Ребекке надо будет пересмотреть свою шкалу ценностей.

В литературе, фильмах и жизни, характер человека и его ценности раскрываются, когда люди делают выбор под давлением. Самопознание – в этом случае знание вашей главной ценности – помогает принять четкое решение, даже когда ваше решение просто пополняет ваш список самопознания. Как писал Эдвард Морган Форстер[10]: «Как я могу знать, о чем думаю, пока не пойму, что я делаю?»

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...