Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постепенное усложнение речевого общенияПостепенно входе спонтанного развития, а также специальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности, необходимо в соответствии с ними менять уровень требований к речи ребенка. Однако следует помнить об осторожности: требования должны соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так изанижать их. Часто в семьях встречаются случаи неадекватно заниженных или завышенных требований. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и немедленно исполняются. Во втором случае к ребенку постоянно пристают с требованиями: «Скажи!», «Повтори!». Нередки ситуации, когда в одной семье присутствуют оба крайних подхода со стороны разных близких (например, папа требует, а бабушка жалеет и опекает). В случае, когда удается организовать специальные логопедические занятия с малышом, логопед объясняет родителям, как лучше и продуктивнее общаться с ребенком на каждом этапе его речевого развития. Вместе с родителями он отслеживает динамику развития речи ребенка, предлагает закреплять в повседневной жизни то, что было усвоено на занятиях.
Организация специальных речевых игр и упражнений На логопедическом занятии развитие речи ребенка происходит в ходе специальных речевых игр и упражнений. Форма игры является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста. Игры и упражнения подбираются с учетом возраста ребенка, его индивидуальных возможностей. То, что было отработано в ходе занятий, в соответствии с рекомендациями логопеда закрепляется родителями.
Накопление пассивного словаря Пассивный словарьв контексте нашей книги — это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии. В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.
Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам Имена существительные Игрушки:мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, ша-Рик, юла, ведёрко, лопатка, карандаши, книжками др. Части тела, лицо:ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб. Одежда и обувь:шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др. Предметы туалета:мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др. Дом, квартира:дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната, ванная, лампа, пол, потолок, стена и др. Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др Предметыдомашнего обихода:телевизор, телефон, часы, плита холодильник, вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др. Продукты питания и блюда:хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло, сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др. Овощи и фрукты:капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др. Растения:дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др. Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит:собака, кошка, птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др. Отдельные названия предметов окружающей жизни:улица, дорога, светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др. Отдельные названия явлений окружающей жизни:вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др. Глаголы Собственные действия ребенка:идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др. Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди:читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др. Другие действия:[телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит; [листья] падают и др. Прилагательные, наречия Названия некоторых ощущений и состояний:сладкий, солёный, кислый, мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно. Название некоторых понятий:большой, маленький; много, мало. Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием у ребенка понимания речи. Это скорее фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова. Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром (игрушки, одежда, обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые, деревья, цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и др.), подробное описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания (также смотри раздел «Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром», с. 225). Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу по знакомству детей с различными сочетаниями слов — фразами. И слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет — взрослый называет его; ребенок совершает действие — взрослый обозначает его глаголом ит.д.; взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит: «Будем мыть руки», в прихожей говорит: «Давай одеваться на прогулку» ит.п. В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести мишку, хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного действия, говорит: «Возьми йогурт», хотя ребенок находится далеко от кухни и холодильника. Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты: на(предложение) — протягивать раскрытую ладонь; дай(просьба) — сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз); да (согласие) — кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз); нет (отрицание) — покачивание головой (можно повторить движение несколько раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону; там (указание направления) — взмах кистью руки в направлении объекта, на который хотят указать;
вот(указание на близлежащий объект)—показать прямым указательным пальцем на предмет; сюда(подзывание) — взмах ладонью по направлению к себе- хорошо(одобрение) — сжать пальцы кисти в кулак, вверх под нят большой палец; молодец(одобрение, похвала) — погладить по голове; ай-ай-ай(порицание) — указательный палец выпрямлен, остальные пальцы ладони сжаты в кулак, колебательные движения рукой вверх-вниз; тихо(призыв к молчанию, тишине) — прижимаем прямой указательный палец к сомкнутым губам; баю-бай(спать пора) — смыкаем вместе прямые ладони и подкладываем их под щеку, голову немного наклоняем; привет(здороваемся) — берем за руку, пожимаем, немного потряхиваем или (на расстоянии) машем рукой из стороны в сторону; пока(прощаемся) — машем рукой (движения ладонью вверх-вниз); большой(обозначение величины) — развести руки в стороны (или одновременно вверх и в стороны); маленький(обозначение величины) — приблизить друг к другу прямые ладони (или указательный и большой пальцы одной руки); один(обозначение количества) — показать указательный пальчик. Перечисленные жесты используются в разных играх и занятиях, описанных в нашей книге. Помните, что при обучении малышей жестам необходимо соблюдать следующие условия: использовать можно только естественные общеупотребительные (понятные всем представителям данной культуры) жесты, не стоит придумывать новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка. Помните, что в норме жесты являются вспомогательным средством общения между людьми, употребляются ограниченно (жестовая речь является основным средством общения слабослышащих людей). Полезно обратить внимание на мимику, которая с одной стороны, помогает сделать артикуляцию более четкой, с другой — делает речь более эмоциональной и насыщенной. Степень употребления жестов и выраженности мимического сопровождения речи часто зависит от темперамента человека, его национальности и особенностей культуры его народа. работа по расширению пассивного словаря и развитию понимания речи ведется как логопедом, так и близкими ребенка. Если родители развивают понимание речи малыша в бытовых ситуациях, то логопед расширяют пассивный словарь ребенка в ходе проведения специальных игр, используя при этом различные материа-ДЬ1 и игрушки, а также специальные приемы.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |