Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СОТРУДНИЧЕСТВО ВМЕСТО КОНКУРЕНЦИИ

Считается, что в основе конкуренции лежит принцип выживания. Выживает силь­нейший, достойный продолжать свой род. Именно семя выжившего даст хорошее потомство. Когда-то, как считал Чарльз Дарвин, отбор производился естествен­ным путем. В архаические времена честная схватка решала многое. И действи­тельно, побеждал лучший, честнейший, сильнейший, храбрейший, удачливый. Но времена менялись. Уже из мифов мы узнаем о том, как одерживали победу с по­мощью коварства. Соответственно, выживал не достойнейший, а коварнейший. Уже на заре человечества Каин убил Авеля, быть может, тем самым заложив осно­вы конкуренции и соперничества между людьми.

Феликс Кривин

КАИН И АВЕЛЬ

На заре человечества Каин убил брата своего Авеля. Каину удалось породить многочис­ленное потомство, которое заселило землю. Видя, как его дети небрежно относятся к миру, Каин часто удрученно говорил им: «Берегите, дети, этот мир, за который погиб ваш дядя!»

Однако соперничество и конкуренция не являются биологически целесообраз­ными характеристиками человека. Еще Карен Хорни отмечала, что феномен кон­куренции, как правило, является компенсаторным. Человек, имеющий психологи­ческие проблемы, нередко самоутверждается за чужой счет.

Сюжеты мифов, сказок, легенд показывают созидательное качество сотрудни­чества и разрушительные последствия соперничества. Действительно, поступки, мотивированные соперничеством, приводят к результатам. Но каким? Часто крат­ковременным. В долгосрочной перспективе мифологические сюжеты демонстри­руют трагичность событий, порожденных нездоровым соперничеством и конку­ренцией.

Конкуренция и нездоровое соперничество порождаются оценкой.Кто луч­ше? — вот, пожалуй, самый коварный вопрос. Этот вопрос угнетает индивидуаль­ность, ибо нет «лучших» и «худших» — есть разные люди со своими особенностя­ми. У одного лучше получается то, у другого — это.

К сожалению, к системе оценивания человека приобщают с раннего детства. Правда, сегодня уже не так, как прежде. Однако те, кто сегодня составляют трудо­способную часть населения, выросли именно в системе оценивания. Нередко стрем­ление быть лучшим любой ценой приводит человека к психологическому и нрав­ственному кризису, разрушительно воздействует на его ближайшее окружение.

Но чем же можно заменить систему оценивания? Системой принятия!

Система принятияпредполагает наличие у каждого человека определенных особенностей, склонностей, возможностей. Необходимо найти то, что у человека получается лучше всего, то, что доставляет ему особенную радость. Естественно, родителям, педагогам, руководителям строить отношения с воспитанниками и под­чиненными в системе принятия намного сложнее. Но в долгосрочной перспективе это дает лучший результат, и постепенно входит в привычку. Надо сказать, что люди с большим жизненным опытом, талантливые педагоги и руководители действуют подобным образом даже не подозревая об этом.

Система принятия учит сотрудничеству. В команде у каждого свое место в соот­ветствии с его индивидуальностью, и каждое место значимо.

Понимание уникальности вклада каждого члена команды в общее дело является ключевым фактором сотрудничества. С пониманием и принятием индивидуальности другого связан ключевой фактор сотруд­ничества — доверие.

Если в команде есть доверие — эта команда непобедима и эффективна.

1 Итак, сотрудничество— это наиболее гармоничный стиль межличностных I отношений, основанный на понимании уникальности каждого и доверии.

Три тысячи лет назад Чжуан-цзы советовал: «Учись выбирать себе союзников и сражаться плечом к плечу с ними, ибо в одиночку никто не сможет выиграть войну».

Пауло Коэльо

КНИГА ВОИНА СВЕТА

(Отрывок)

Воин знает, что человек — это не остров.

Он не может бороться в одиночку; каков бы ни был его замысел, он зависит от других людей. Он нуждается в том, чтобы обсудить с кем-то свои намерения, чтобы попросить у кого-то помощи и содействия и — в минуты отдыха, присев у костра, — рассказать кому-то о былых битвах.

Воин Света делится с другими тем, что ему известно о пути.

Тот, кто помогает другим, может рассчитывать на помощь. Тот, кого научили, должен учить других. И потому воин, сидя у костра, рассказывает, как проходил его бранный день.

«Зачем раскрывать свои стратегические секреты? — шепчет ему друг. — Разве ты не понимаешь, чем рискуешь — тебе придется разделить свои победы с другими?»

Воин в ответ лишь улыбается, не произнеся ни слова. Он знает что, если рай, который он обретет в конце пути, будет пуст и безлюден, то, значит, борьба не имела никакого смысла.

Итак, ключевая идея сотрудничества — принятие индивидуальности другого. Поэтому упражнения и игры, направленные на формирование взаимоотношений сотрудничества между членами команды, иллюстрируют следующие мысли:

□ Все люди разные, каждый обладает своими способностями, возможностя­ми, «ахиллесовой пятой» и ресурсами.

□ Внимание к себе и внимание к другому; понимание качества заботы о себе и о ближнем.

□ Человек многогранен: если ты уже знаешь о его недостатках, можно потру­диться найти его достоинства.

□ Что можно сделать для того, чтобы «подстраховать» другого?

□ Как можно создать условия для того, чтобы проявились способности другого?

Эти идеи могут использоваться при обсуждении игр и упражнений.

ИГРЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ИДЕЮ «СОТРУДНИЧЕСТВО ВМЕСТО КОНКУРЕНЦИИ»

Ладони (серия игр)

«Мудрецы говорят, — начинает ведущий, — что все люди разные, каждый обладает своими способностями, возможностями, "ахиллесовой пятой" и ресурсами. С давних времен люди с особым вниманием и почтением относились к тем неповторимым рисункам, которые на­несены природой на наши ладони. Так, например, говорил Учитель своему ученику: "Твои дороги начертаны на твоей ладони. Ладонь — карта твоего жизненного пути. Нет в мире в точности такой ладошки, нет в точности такой судьбы, нет в точности такого пути, как твой. А значит, нет и не может быть у тебя поводыря. Есть и будут помощники, наставники, учите­ля. Есть и будут попутчики, соратники, партнеры. Есть и будут искусители, неприятели, скры­тые и явные враги. Но идешь по своему жизненному пути именно ты и никто иной. Учись изучать себя, учись изучать других. И только те знания, которые ты приобретешь, станут твоим богатством. Вот твоя рука, обыкновенная, ничем не выделяющаяся. Так кажется толь­ко на первый взгляд. Пять пальцев, в каждом три фаланги, за исключением одного — боль­шого. Есть ногти, линии на ладони. Все как у всех. Да не скажи! Приглядись к своей руке. А теперь внимательно рассмотри мою. Видишь разницу?! И дело здесь не только в разнице по величине и силе, нежности и грубости кожи. На ладони каждого особые знаки, будь к ним внимателен. Мы с тобой не хироманты и гадалки, предсказывать судьбу по руке не станем. Мы будем учиться искать в себе и в другом особые, индивидуальные черты, дабы не только осознавать многообразие и неповторимость человеческих черт, но и научиться это принимать и использовать в благих целях. Ладонь человека расскажет нам о многом, стоит только внимательно в нее вглядеться".

Рассказывают также, что тот Учитель учил своего ученика искать сходства и различия в ладонях других людей. И на всех, без исключения, ладонях видел ученик особые миры — звездные дали и рельефы горных хребтов, рисунки океанического дна и нити разных дорог».

Сюжет первый. «Моя ладонь»

«Расположитесь поудобнее, — продолжает ведущий. — Рассмотрите свою правую ла­донь. Какого она размера, какой ширины? Погладьте ее. Какова она на ощупь? Обрати­те внимание на рельефный рисунок кожи. Исследуйте все линии, морщинки, родинки, следы от трудов праведных и шалостей детства. Постарайтесь все это запомнить.

А теперь закройте глаза. Постарайтесь мысленно воспроизвести изображение ладони. Удалось ли вам это? Если нет, то не отчаивайтесь! Снова взгляните на ладонь, не торопи-

тесь, изучите ее и вновь закройте глаза! Кому-то из вас это действие покажется неслож­ным, а кому-то потребуется больше времени. Но приобретенный таким образом навык работы с "внутренним экраном" принесет вам неоценимую пользу.

Очень важно постепенно добиться того, чтобы представлять ладонь довольно отчетливо, со всеми подробностями. Этот процесс прекрасно тренирует внимание и память. Поэто­му полезно проявить терпение и настойчивость, ведь результат дорогого стоит.

Например, исследование своей руки вдохновило Давида Самойлова на такое открытие:

Подставь ладонь под снегопад,

Под искры, под кристаллы.

Они мгновенно закипят,

Как плавкие металлы.

Они растают, потекут

По линиям руки.

И станут линии руки

Изгибами реки.

Другие линии руки

Пролягут как границы,

И я увижу городки,

Дороги и столицы.

Моя рука, как материк -

Он прочен, изначален.

И кто-нибудь на нем велик,

А кто-нибудь печален.

Как ты просторен и широк,

Мирок на пятерне.

Я для тебя, наверно, бог,

И ты послушен мне.

Я берегу твоих людей,

Храню твою удачу.

И малый мир руки моей

Я в рукавичку прячу.

Давайте попробуем составить рассказ о своей ладони. Назовите, пожалуйста, десять существительных, которые первыми придут на ум в связи с нашими "исследованиями", например линия, родинка, шрам, ноготь, история, судьба, тайна, цвет, кольцо, человек. Попробуйте описать свою ладонь, используя эти слова.

ПРИМЕРЫ-

«Линия, ноготь — два слова, а уже начало. Начало человека с его судьбой и истори­ей... Вроде бы шрам — нет, тайна. Родинка — нет, загадка. Так кто же он? Как разга­дать его? Бездонного, как прозрачный цвет, и закрытого, как круглое кольцо? А, соб­ственно говоря, зачем? Пусть будет тайной!»

«Линии на ладони, как карта, по которой можно прочитать судьбу человека. Его прошлое, настоящее, будущее. Шрамы говорят о моем прошлом опыте, ошибках и плате за них. У каждого шрама своя история. А каждая моя родинка свято хранит мои тайны. Одна — о моей прошлой жизни, другая — о будущей любви, а третья — роковую дату конца, смерти, если хотите. Цвет моих ногтей, если к ним присмот­реться, расскажет вам о состоянии здоровья тела, в котором заключена моя душа. Ах, если б я была волшебницей, я бы одарила людей кольцами, в которых заключе­на сила мудрого внимания. И тогда люди смогли бы увидеть в каждом человеке це­лую необъятную и неопознанную Вселенную, смогли погрузиться в нее и путеше-

ствовать по ней, как по карте, которую высший разум начертил на руке каждого из нас. А начал бы человек свой путь по той карте, что в его руках, продолжил бы путе­шествие по карте руки любимого человека, своих детей, друзей и близких, объеди­няя осколки Вселенной в единое целое. Видимо в этом и есть секрет бессмертия.» (Хомякова Елена. Оренбург, 1999)

На это задание отводится 1 0 мин, после чего участники рассказывают свои истории.

Сюжет второй. «Десять отличий»

«Дорогие друзья! — продолжает ведущий. — Выберите себе партнера. Сядьте рядом. Протяните друг другу правые ладони. Рассмотрите их. Ваша задача — совместными уси­лиями найти в них десять различий. Это не представляет особых трудностей. А затем представьте, пожалуйста, ваши находки в литературной форме. Жанр может быть лю­бым: от белого стиха, ироничной пародии, частушки до оды. Например, вот как тонко и иронично подметил особенности людских ладоней Александр Житинский».

Александр Житинский

ЛАДОНИ

По ночным улицам летали белые ладони, похожие на чаек. Они ласкали друг друга, собираясь в небольшие группы, они плавно кружились, светясь в темноте длинными элект­рическими пальцами с неоновыми фонариками ногтей.

Мои ладони тянулись к ним, мелко трепеща суставами, но им никак не удавалось вклю­читься в хоровод других ладоней. Узкие и независимые, эти другие ладони подчинялись своему ритму и уплывали куда-то вдаль.

Лишь одна из ладоней, размерами побольше других, имеющая к тому же на тыльной стороне редкие изогнутые волосы, приблизилась ко мне, на лету сжимаясь в кулак, и по­висла на уровне носа. Она повисела с минуту, как маленькая теплая луна, пахнущая та­баком, и это было более чем убедительно.

«Чтобы создать шедевр, вам необходимо внимательно приглядеться к ладоням друг дру­га и совместными усилиями воспеть ваши различия!»

ПРИМЕР

— Ах, до чего странны ладони! Они узки и широки!

— Имеют родинки — четыре, Нет — две! Протри глаза свои!

— О, сколько мысли, вдохновенья В твоих искусанных ногтях,

— И божества и дерзновенья

В твоих — острейших коготках!

— Какая широта души в клубочке рек И их разливе.

— Мы насчитали уж четыре Различья, черт их подери!

—Твой шрамчик — милый, озорной, От детской шалости невольной!

— А у тебя такой большой — Наверно, от пилы огромной.

— Твоей мозолистой руке Подвластны все пути земные!

— Твоей же пухленькой, младой Качать ребенка в колыбели!

— Мне так легко свой крест нести, Вот он начертан на ладони.

— А мне к горам еще идти, Тропинкой пробираться в поле.

— Рисунок кожицы младой Напоминает оперенье,

— А у тебя — ствола сеченье Могучей ели золотой.

— Какие странные ладони! О, как же стали мы близки,

— Хотя искали мы отличья, Но сколько сходства

В нас нашли!

На это задание отводится 12-15 мин. Далее пары представляют свои шедевры. Сюжет третий. «Семь сходств»

«Действительно, в каждом из нас значительно больше талантов, чем мы можем себе пред­ставить! — продолжает ведущий. — Дорогие друзья, а теперь протяните друг другу левую ладонь и найдите на ладонях семь схожих черт. Затем поведайте нам о своих находках в научном трактате, который явится результатом ваших совместных исследований».

ПРИМЕР

Как известно, человеческая ладонь имеет пять пальцев. И это объединяет каждого индивида со всем человечеством. Общее число фаланг может колебаться от 1 2 до 15, в зависимости от ареала обитания, наличия особых условий жизнедеятельнос­ти, наличия или отсутствия вредных привычек. Ученым нашего института несказанно повезло. Ими были обнаружены два индивида, у которых оказалось равное число фаланг, а именно — 15.

Сходные условия существования данных индивидов обусловили наличие:

□ мозолей — от постоянных поднятий и ношения тяжестей;

□ расслоение ногтевых пластин — от мытья посуды в холодной воде;

□ наличие следов ожогов — от излишней вспыльчивости ближних;

Q колец различной толщины, но изготовленных из одного металла, означаю­щих принадлежность этих индивидов к основателям семейных кланов; Q готовность протягивать руку каждому встречному при любых обстоятельствах.

На выполнение этого задания отводится 12-15 мин, после чего пары расска­зывают свои трактаты.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...