Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятия во втором периоде обучения

Формирование произношения и развитие речи

Три раза в неделю фронтальные занятия; подгрупповые и индивидуальные ежедневно.

Как и в первом периоде обучения, основная работа по исправлению или уточнению произношения отдельных звуков и их дифференциации осуществляется на подгрупповых или индивидуальных занятиях. Подготавливая детей к участию во фронтальных занятиях, логопед в процессе закрепления правильного произношения поставленных звуков или уточнения имеющихся отрабатывает с ними произношение отдельных слогов, слов различного слогового состава, предложений. При этом он уделяет большое внимание технике произношения и одновременно развивает у детей фонематическое восприятие, внимание, слуховую память. По возможности детям предлагаются лексические и грамматические упражнения. В течение второго периода обучения логопед затрачивает все меньше времени на постановку звуков – к концу этого периода она должна быть закончена (за исключением тех детей, у которых имеются грубые нарушения строения или моторики артикуляционного аппарата).

На фронтальных занятиях систематизируются и закрепляются все полученные детьми навыки на усложненном речевом материале. В связи с выделением специальных занятий на обучение грамоте и постепенным расширением фонда усвоенных детьми звуков, план занятий по произношению несколько изменяется по сравнению с первым периодом обучения. В начале занятия, как правило, отводится несколько минут на упражнения в чтении. Затем планируются упражнения, цель которых закрепление правильного произношения изучаемого звука, его характеристика: гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий, звонкий или глухой (только по отношению к звукам, парным по глухости-звонкости); по мере надобности включаются те или иные слоговые упражнения.

Что касается упражнений в правильном произношении отдельных слов, то они сочетаются, как с развитием внимания, памяти, фонематического восприятия, анализа звукового состава слова (например, запомнить и правильно повторить ряд воспринятых на слух слов, выделить из ряда слов слово с определенным звуком, найти среди трех-четырех слов слово с данным звуком, произвести анализ какого-либо слова и т.д.), так и с развитием словаря и усвоением тех или иных грамматических форм слов (например, логопед произносит то или иное слово в начальной форме, детям предлагается произнести его в уменьшительной форме, в именительном или родительном падеже множественного числа; в других случаях детям предлагается составить слово из двух данных, образовать новые слова путем присоединения приставки или суффикса и т.д.).

Закрепление умения правильно и четко произносить предложения также постоянно сочетается с постановкой какой-либо второй задачи. В одних случаях это развитие слухового внимания и памяти (например, детям предлагается запомнить ряд предложений, затем точно их воспроизвести с помощью вопросов или отдельных слов); в других – умения ответить на вопрос простым распространенным или сложным предложением, самостоятельно составить предложение из данных слов, дополнить предложение недостающим словом, использовать в предложениях определенные слова или словосочетания и т.д.

В занятия постоянно включается заучивание текстов.

Обучение грамоте

Фронтальные занятия – два-три раза в неделю, подгрупповые – по мере надобности (СНОСКА: Описание занятий по грамоте дано ниже (см. с. 142).

Обучение грамоте проводится в строгом соответствии с произносительными возможностями детей. Чаще всего вслед за первым занятием на тот или иной звук планируется занятие по обучению грамоте, на котором дети знакомятся с соответствующим графическим знаком (см. план на с. 169). Таким образом, в течение ряда занятий идет закрепление усваиваемых звуко-буквенных связей. Из упражнений временно исключаются буквы, обозначающие звуки, близкие по артикуляции или звучанию к изучаемым. Так, при закреплении правильного произношения звука з и усвоения буквы з из упражнений временно исключается буква с; при усвоении звука и буквы б исключается буква п и т.д. Это делается для того, чтобы не спровоцировать смешения при письме и чтении букв, обозначающих близкие звуки. По отношению к некоторым буквам не существует такого единства во времени с изучением звука. Так, звуки йот, х, э усваиваются детьми задолго до знакомства с буквами х, э, я, е, ë, ю. Из числа согласных – это буквы н, в. Звуки н и в рано включаются в различные устные упражнения. На эти звуки не планируется специальных занятий по произношению – звуковые упражнения в этих случаях проводятся на занятиях по грамоте.

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Звуки с, с’, з, з’

В начале второго периода обучения (9 – 12-я недели обучения) завершается усвоение детьми звука с. Затем усваивается произношение звуков с’, з, з’. Напомним, что постановка этих звуков и закрепление их на материале слогов, слов, предложений, текстов проводится в первом периоде обучения во время индивидуальных занятий. Тогда же дети учатся различать эти звуки по глухости-звонкости (с – з, с’ – з’) и по твердости-мягкости (с – с’, з – з’).

Напомним также, что на каждом занятии несколько минут дети упражняются в чтении.

Приведем примерный план одного из проводимых во втором периоде занятий.

Тема занятия: звук с.

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука с; деление слов на слоги; образование множественного числа существительных; составление предложений из слов.

Примерный ход занятия

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

Логопед предлагает детям назвать ряд картинок (выставлены на наборном полотне), в названия которых входит звук с. Сначала они должны сказать про один предмет, а потом про много предметов. Дети выполняют задание.

II. Деление слов на слоги.

1. На наборном полотне выставляются две картинки, соответствующие трехсложному и двусложному словам, например: самолет, косы.

По просьбе логопеда дети хором называют первую картинку.

Логопед говорит: «Теперь послушайте, как я скажу, это слово». Он произносит слово по слогам, сопровождая проговаривание хлопками.

Внимание детей обращается на то, что слово можно произнести по частям. Части слова называются слогами. В слове самолет три части, или три слога. Слово по слогам произносится отдельными детьми или хором с отхлопыванием количества слогов.

Также произносится и отхлопывается число слогов в слове косы. Внимание детей обращается на то, что в этом слове две части.

2. На наборном полотне выставляются две новые картинки, на которых изображены, например, самокат и лиса. На этот раз логопед предлагает детям догадаться, какое слово задумал логопед, подсчитав количество сделанных им хлопков.

Логопед отхлопывает одно из слов, например: ли-са.

После того как дети скажут, какое слово было задумано, логопед обращается к ним с вопросом: «Как вы догадались, что было задумано слово лиса?» Дети отвечают: «Вы хлопнули два раза: в слове ли-са две части».

Картинки меняются. На этот раз, если у детей не встретилось каких-либо затруднений, выставляются три картинки, например с изображением сома, миски и посуды. Упражнение в отгадывании задуманного слова повторяется.

Делается о том, что слова делятся на части. В слове могут быть одна, две, три части.

3. Игра в мяч с одновременным договариванием последнего слога, например: ли-са, ве-сы, ко-сы и т.д.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...