Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. Распространение предложений с помощью вопросов.

1. Дети упражняются в правильном и четком произнесении слов, которые позднее будут включены в предложения. С этой целью им предлагается вспомнить имена детей со звуком л. Затем вслед за логопедом отдельными детьми и хором произносятся слова и словосочетания (особенно наиболее сложные по звуко-слоговому составу): слепил – слепила; сделал – сделала; катался – каталась; слоненок, пластилин, голубая коляска, двухколесный велосипед.

2. В форме игры в «живые слова» дети упражняются в составлении и распространении (по сюжетным картинкам) предложений с помощью вопросов: кто? что делает? и др. Так, например, составляется предложение Клава катала. Предложение распространяется при помощи вопроса «Кого?». Составляется предложение Клава катала куклу. Это предложение последовательно распространяется при помощи вопросов «В чем?» и «В какой?». В конечном счете составляется предложение Клава катала куклу в голубой коляске. В процессе составления предложений они многократно проговариваются. Подсчитывается количество слов в каждом из составленных предложений. Внимание детей обращается на то, что если в предложении уже есть предлог (катала в коляске), то второй опускается (катала в голубой коляске). Ребенок, символизирующий предлог в, становится перед тем, кто символизирует слово голубой.

V. Анализ слов и слогов со стечением согласных.

1. Логопед задает детям вопросы: «Дети, из каких звуков состоит слог ла?» (Л, а.) «Если прибавить вначале звук п, какой получится новый слог?» (Пла.) «Какой гласный звук в этом слоге?» (А.)

Аналогично проводится упражнение в добавлении звука вначале слога: ло – кло; ло – пло и т.п.

Затем звук добавляется в середину слога, т.е. логопед просит назвать звуки, входящие в состав слога па; затем слог па преобразовывается в пла; ка в кла и т.п.

2. Зарисовываются на доске или выкладываются схемы нескольких слов типа Клава, а затем типа стол (это упражнение может быть проведено на следующем занятии). В последнем случае необходимо обратить внимание детей на то, что в односложном слове может быть четыре звука.

Как обычно, логопед просит составляющего схему ребенка сказать, сколько слогов в слове, назвать первый слог, второй слог, указать, какие звуки входят в состав первого слога, второго слога, указать и выделить гласные, назвать последовательно все звуки слова, указать, где в слове находится звук л, выделить ударный гласный.

VI. Подведение итогов занятия.

Детям предлагается вспомнить по одному слову со звуком л.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звука л

Лапа, лампа, лак, лото, лом, лук, луна, лодка, лопата; одеяло, вилка, палка, кукла, полка, пенал, мел, пол, потолок, волк, юла, мыло, пилот, голуби, вилы, балкон, клоун, булка, белка, дятел, факел, блокнот, яблоко, каблук, флаг, клоун, клубок, клубника, галка, иголка, футбол, плот, халат, галстук, платье, луноход.

Все эти слова не содержат других трудных звуков (с, ш, з и пр.), поэтому их целесообразно использовать на начальных этапах закрепления звука л, а также в тех случаях, когда звуки с, з, ш и другие еще недостаточно свободно произносятся.

Слон, стол, стул, скалы, лось, велосипед, скакалка, осел, весло, свекла, глобус, подсолнух, сеялка, косилка, солонка, глаза, козел, зал, вокзал, ландыш, калоши, вешалка, школа, лошадь, шило, шланг, шлагбаум, желуди, голубой, белый, сладкий, кислый, спелый, смелый, холодный, голодный.

Все эти слова включаются в материал упражнений при отсутствии у детей затруднений при произнесении звуков с, з, ш.

 

Буква л

Загадки

Ползун ползет, иголки везет. (Еж.)

В воде купался, а сух остался. (Гусь.)

Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.)

Зимой

Была зима, но было тепло. В саду было много снега. Павел стал делать из снега куклу. Вот голова, а вот глаза. Славная кукла!

Заноза

Мила занозила ногу. Мила заплакала и показала ногу маме. Мама вынула занозу и смазала ногу йодом.

Кот

В бутылке было молоко. Кот толкнул бутылку. Бутылка упала. Молоко потекло. Кот лакал молоко.

Яблоко

В саду стояла яблоня. На яблоне много спелых яблок. Мила стояла под яблоней. Она не могла достать яблоки. Но вот одно яблоко упало. Мила подняла яблоко. Оно было спелое и сладкое.

Звуки л и л’

Кукла

Мама купила Клаве куклу. Клава назвала куклу Аллой. Клава сама связала Алле одеяло. Тепло будет Алле.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)

Стало тихо, тихо, тихо, спит в углу моя слониха.

Двое маленьких слонят спать давным-давно хотят.

Лена искала булавку,

А булавка искала под лавку,

Под лавку залезать было лень,

Искала булавку весь день.

Клумба

У дома сад. Мила сделала в саду клумбу. Она посадила на клумбу тюльпаны. Мила сама полола тюльпаны и поливала их. Мама хвалила Милу.

Зима

Наступила зима. Выпал снег. Он хлопьями падал на землю. Лева выходит на улицу. На улице землю затянуло легким слоем льда. Лева ступил на лед, и он сломался. Подо льдом была вода.

Звуки л, л’, ш, ж

Белка

В лесу стояла большая ель. В ели было дупло. В дупле было гнездо белки. Коля пошел в лес и поймал маленькую белку. Коля посадил белку в клетку. Жила белка у Коли в клетке.

Умная галка

Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало, и галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить.

Ясли

Люба мала. Ее водят в ясли. В яслях много маленьких детей. У Любы тележка, а у Клавы кукла. Люба и Клава посадили куклу в тележку и стали ее катать. А у Коли лошадка. Коля сел на лошадку и поехал: «Но, но, лошадка!» Валя и Лена укладывают спать лохматого мишку. Весело детям в яслях.

Мишка-лакомка

Ходил медведь по лесу. Остановился косолапый, послушал, носом повел, слышит медведь – медом пахнет. Вкусный мед. Сунул медведь лапу в дупло и достал сладкий мед. Сосет медведь лапу и доволен. Полакомился медведь и пошел к себе в глубь леса.

Котик

У Милы был котик. Он был белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле теплые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай лапками толкать клубок. Клубок упал со стола на пол. Котик катал клубок по полу, толкал его лапками. Беляк катал, катал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, ай, какой ты шалун, Беляк!»

В связи с закреплением правильного произношения звуков с – з – ш – ж внимание детей привлекается к образованию относительных прилагательных со значением принадлежности к материалу, из которого сделан предмет: стеклянный, -ая, -ое, -ые, бумажный, снежный и т.п. (см. занятие на звуки с – з – ш – ж).

Во время занятий дети выполняют все ранее упоминавшиеся упражнения: составление предложений из данных слов; распространение предложений; полные ответы на вопросы.

Закрепляются уже знакомые предлоги из и за. Проводится дифференциация этих предлогов с предлогом из-за (см. занятие на дифференциацию звуков з – ж), а также дифференциация предлогов из и из-под.

В это же время в упражнения вводятся некоторые глаголы с чередованием согласных в настоящем и прошедшем времени (стрижет – стриг, лижет – лизал, стережет – стерег).

Продолжается развитие умения ответить на вопросы по тексту, составить текст, пересказать его. Приведем примеры.

В данном примере заучивание текста сочетается с развитием умения дать полные ответы на вопросы, в то же время внимание детей привлекается к родственным словам.

1. Логопед зачитывает детям примерно такой текст:

В лесу. Миша и Женя пошли в лес за ягодами. На лесной опушке они увидели лесника.Лесник пошел с детьми в молодой лесок и показал, где много спелой лесной земляники.

2. Логопед предлагает детям послушать рассказ еще раз и выделить из него слова, сходные со словом лес. Выделяются слова лесник, лесок, лесной.

Детям указывается на сходство между этими словами – это родственные слова.

3. Детям предлагается отвечать на вопросы так, чтобы в ответе было слово лес или сходные с ним слова. Примерные вопросы: «Куда пошли Миша и Женя? Где дети увидели лесника? Куда пошел лесник с детьми? Что лесник показал детям?» После каждого ответа логопед спрашивает, какое слово (или слова) в предложении похоже на слово лес и что оно (или они) обозначает.

4. Пересказ текста.

5. Подведение итогов: еще раз детьми выделяются из текста слова, родственные со словом лес.

Составление рассказа из отдельных предложений с последующим его заучиванием. (Может быть использован при дифференциации ж – ш.)

1. Дети вслед за логопедом повторяют несколько предложений, которые им предлагается запомнить. Например: Он поймал ежика. Алеша был в лесу. Дома он дал ежику молока. Алеша понес ежика домой. Ежик долго жил у Алеши.

2. Детям предлагается подумать, с какого предложения следует начать рассказ (Алеша был в лесу.), а затем, как его продолжить.

При заучивании рассказов «В школьном саду», «Тузик и Жулька» и других рекомендуем включать упражнение в полных ответах на вопросы.

Приведем примерный план занятия на дифференциацию звуков з и ж.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...