Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Менеджмент как наука управления.

Менеджмент как наука управления.

Менеджмент (англ. Management - управление, заведование, организация) – это управление производством или коммерцией; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Современный менеджмент включает две неотъемлемые части:

¨ теорию руководства;

¨ практические способы эффективного управления, или искусство управления.

 

Понятие “ менеджмент “ прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для деловой жизни. Однако необходимо учитывать, что речь идет о новой философии, где действуют иные системы ценностей и приоритетов.

В связи с этим следует подробно остановиться на значении термина “менеджмент “. Русское слово “управление “ и английское слово “менеджмент “ считаются синонимами, однако в действительности их истинное содержание весьма различается. Употребляя термин “менеджмент “, мы следуем установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На самом деле термин “управление “ не является удовлетворительным заместителем термина “менеджмент “ потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально - экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Причем адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемый на базе индустриальной организации производства или коммерции.

Таким образом, термин “менеджмент“ употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как у других целей используются иные термины.

В наших условиях следует употреблять термины “ организация “, “управление “ и “ администрирование”. Тем не менее, государственные, общественные и иные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат.

С учетом изложенного в работе термин “управление“ в дальнейшем будет употребляться, с определенной степенью условности, в том же значении, что и термин “менеджмент “.

Для того чтобы определить понятие менеджмента, важно уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.

 

Задачами менеджмента как науки являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума) путем выпуска конкурентоспособного товара.

В то же время конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы.

Исходя из этого, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся:

¨ переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

¨ стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

¨ определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

¨ разработка стратегии развития организации и реализация;

¨ определение конкретных целей развития организации;

¨ постоянный поиск и освоение новых рынков;

¨ выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

¨ осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

 

Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые, намеченные цели оцениваются на рынке.

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

 

Значение и актуальность проблемы.

“Лишенные общения с другими

Созданиями, мы щипали бы траву,

А не размышляли о своей природе”.

Пётр Чаадаев.

Потребность в общении возникла очень давно, тогда, когда ещё люди не были похожи на современных людей. Но им приходилось общаться, и делали это они с помощью мимики, жестов, звуковых сигналов и т.д. Сегодня же мы не можем представить себе нашу жизнь без общения. Без него она была бы пустой и однообразной.

Общение является одним из важнейших понятий в психологии. Вне общения невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного развития. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе соци­ального бытия, прямым объектом психологического и социаль­но-психологического анализа оно стало только в XX в. Но проблема общения волновала людей и в прошлых столетиях. Так Платон и его ученик Аристотель впервые в истории европейской общественной мысли сформулировали одну из фундаментальных проблем социальной психологии личности, проблему взаимоотношения личности и общества, социальной среды, т.е. соотношения индивидуализма и коллективизма. И в наше столетие проблема общения остаётся не решенной. Мы не всегда оказываемся подготовленными к реалистичному диалогу, будь то межнациональные или трудовые конфликты, контакты с оппонентами в лице наших же коллег. И это заставляет вновь обращаться к «вечным» проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений людей.

Существуют различные точки зрения на понятие «общение»:

В отечественной психологии предпочтительным представляется исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон – либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции. Так, например, А. А. Леонтьев понимает общение как один из видов деятельности.

Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности.

Д. Б. Эльконин и М. Н. Лисина рассматривают общение как специфический вид деятельности, возникший в онтогенезе. Близка к ним и позиция целого ряда учёных. С. Л. Рубинштейн считал, что общение является деятельностью в тех случаях, когда оно выступает как воздействие. Это можно сказать, например, о деятельности педагога, лектора.

Л. С. Выготский определял общение как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств.

А. Н. Леонтьев включал общение в любую деятельность как её элемент, в тоже время саму деятельность он считал условием общения.

Г. М. Андреевавидела в общении условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.

Другие исследователи доказывали, что в коммуникативном процессе в единстве даны деятельность, общение и познание.

Б. Г. Ананьев в работе «Психология педагогической оценки» впервые указал на важность общения как одной из детерминант, определяющих развитие психики человека.

Широкое распространение получила точка зрения на общение как на деятельность субъекта, объектом которой является другой человек, партнёр по общению (Я.К. Коломенский). При этом субъект общения является одновременно для другого индивида объектом, и наоборот.

Я не могу согласиться с каким-либо одним из выше перечисленных взглядов на понятие «общение», т.к. я считаю, что эти точки зрения взаимодополняют друг друга и только поэтому активность одной личности в процессе общения встречается с активностью другой личности, а чаще всего нескольких человек или многих людей одновременно. В общении устанавливаются деловые и личностные отношения между людьми. Для успешного общения необходимо не только понимать себя, но и понимать других, а также то, как другие понимают тебя.

 

 

Классификация и виды общения.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам и видам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Непосредственноеобщение – естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика) средств. Это общение является исторически первой формой общения людей друг с другом.

Опосредованноеобщение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств.

Далее различают межличностное и массовое общение.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовоеобщение – это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Существует также межперсональное и ролевое общение. В первом случае, участниками общения являются конкретные личности, обладающие индивидуальными уникальными качествами. В случае ролевой коммуникации её участники могут быть рассмотрены как носители определённых социальных ролей (учитель – ученик, покупатель – продавец).

Подробней хочу рассмотреть понимающее и директивное общение, так как они в большей мере соприкасаются с деловым общением, которое отражено в моей работе.

Понимающее общение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание и проявление уважения личности собеседника и состоящее из не оценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния. Приёмы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительных взаимоотношений, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т. д. Эти приемы часто называют общением, ориентированным на собеседника, диагностическим общением или техникой рефлексивного общения.

Пример: « Насколько я понимаю, вы склонны считать, что такая линия поведения будет не лучшим образом способствовать решению этого вопроса ».

( т. е. реакция направлена на понимание).

Директивноеобщение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакций, выражающих собственные оценки, взгляды, стремления и цели. Эти цели, как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности могут заключаться в широком смысле в достижении взаимовыгодных соглашений с партнёром, в психологическом воздействии на него, в отстаивании своих интересов в условиях разногласий и конфликтов или в собственной защите от агрессивных нападок и угроз со стороны собеседника.

Пример: « Мне хотелось бы понять твои проблемы и трудности, которые мешают тебе вовремя приходить на работу, давай разберёмся с этим вопросом ещё раз».

Функции общения.

По своему значению общение многофункционально. Существует огромное количество классификаций, которые отражают функции общения. В наиболее общих выделяются три стороны общения:

a. Коммуникативная – выражается в обмене информацией, её понимании.

b. Интерактивная – выражается во взаимодействии партнёров при организации и выполнении совместной деятельности.

c. Перцептивная – выражается в восприятии одним партнёром по общению другого партнёра.

Рассмотрение трёх этих функций в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений.

Другая классификация выделяет пять важнейших функций общения:

1. Связующая– общение выступает как важнейшее условие объединение людей в процессе любой совместной деятельности.

2. Формирующая – общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения психического облика человека.

3. Подтверждающая – в процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя.

4. Эта функция общения состоит в организации и поддержании межличностных отношений.

5. Внутри личностная – общение человека с самим собой может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

В своей работе хочу рассмотреть общения в единстве трех его сторон: общение как взаимодействие, общение как восприятие и общение как коммуникация.

 

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трёх сторон общения – восприятия, коммуникации и взаимодействия возможно только как приём анализа: при всём старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или «чистое» восприятие.

Главное содержание общения – это воздействие на партнёра. В общении происходит постоянная реакция на действия другого. В одном случае нам, например, кажется, что партнёр нас к чему-то подталкивает, и мы сопротивляемся, в другом - что наши действия «заодно»; в третьем, – что партнёр затрагивает наши интересы, и мы отстаиваем их и т. д.

Одним из возможных способов понимания общения является восприятие положения партнёров, а также их позиции относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнёров: кто в данной ситуации общения ведущий и кто – ведомый.

Подход к анализу ситуации общения от позиций, занимаемых партнёрами, развивается в русле трансакционного анализа, представленного именами Э.Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла. Широко известна и получила наибольшее применение схема, разработанная Э. Берном, в которой основными понятиями являются состоянии Я и трансакции, т. е. единицы общения. Репертуар этих состояний Э. Берн разбил на следующие категории:

1. Состояния Я, сходные с образами родителей;

2.Состояния Я, направленные на объективную оценку реальности;

3. Состояния Я, всё ещё действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки.

Позиции партнёров в общении определяются теми состояниями Я, которые в данный момент общения вступают во взаимодействие.

Общение как взаимодействие можно рассмотреть с позиций ориентации на контроль и ориентации на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведением других, которые обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов.

Поскольку любое общение осуществляется по поводу того или иного предмета, то характер взаимодействия определяется открытостью или закрытостью предметной позиции.

Открытость общения – это открытость предметной позиции в смысле способности выразить свою точку зрения на предмет и готовности учесть позиции других, и наоборот, закрытость общения означает неспособность или нежелание раскрывать свои позиции.

Оба эти вида взаимодействия асимметричны, поскольку общение осуществляется с неравноправных позиций партнёров. При выборе позиции в общении следует учитывать все обстоятельства: степень доверия к партнёру, возможные последствия открытости общения. Психологические исследования показывают, что максимальная эффективность делового общения достигается при открытом характере.

В развёрнутом виде в деловом общении можно выделить такие этапы:

1. установление контакта;

2. ориентация в ситуации;

3. обсуждение вопроса, проблемы;

4. принятие решения;

5. выход из контакта;

Именно сознательным вычленением этих этапов и их регуляцией определяется во многом эффективность делового общения.

Всякое общение начинается с контакта. Задача контактной фразы – побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего обсуждения и принятия решений. При установлении контакта нужно, прежде всего, продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения.

Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнёра в круг совместных интересов.

Основные задачи этапа ориентации:

1. вызвать интерес собеседника к предстоящей беседе и вовлечь его в обсуждение;

2. выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении ролей;

3. начать решение основной задачи общения;

Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса иногда очень сложно. На этом этапе крайне важно определить психологическое состояние собеседника и корректировать его.

Правильное распределение ролей по принципу доминирование – подчинение также необходимо для обеспечения успешного делового общения.

Для этапа обсуждения проблемы и принятия решения характерны эффект контраста и эффект ассимиляции.

Действие эффекта контраста заключается в том, что, указывая на отличие нашей точки зрения на возможную совместную деятельность от точки зрения партнёра, мы психологически удаляемся от него; подчёркивая сходство позиций, мы сближаемся с партнёрами, в чём проявляется действие эффекта ассимиляции.

Для достижения успеха в деловом обсуждении важно подчеркнуть единство позиций. На фазе обсуждения и принятия решения очень значима направленность на партнёра, включение его в обсуждение, поэтому в полной мере должны быть проявлены умение слушать и умение убеждать. Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Если хотите убедить человека, сначала надо его понять, чтобы выяснить причины несогласия, привлечь к совместному обсуждению, чтобы решение получилось общим.

В психологии хорошо изучена роль первого впечатления, которое мы производим на собеседника или группу людей. Но и роль последнего впечатления не менее велика. Оно влияет на тот образ, который останется в памяти партнёра, и на будущие деловые отношения. Поэтому одна из основных заповедей выхода из контакта – приветливость.

 

 

Восприятие и понимание в процессе общения.

Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в со­циальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие впервые был введен американским психо­логом Д ж. Брунером. Назвав восприятие "социальным", он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие, как предметов, так и других людей зависит не толь­ко от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или не значимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их ре­альных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, мень­шей. Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П.Уилсона по определению роста человека, ко­торого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора. Чем выше становился его социальный статус, тем более высо­ким он воспринимался).

Общение определяется тем представлением о партнере, ко­торое складывается в восприятии. Под восприятием в социаль­ной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людь­ми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже доста­точно хорошо знакомы.

Психологические исследования показали, что в основе вос­приятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психоло­гические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строит­ся на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стерео­типом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стерео­тип - это порождение и принадлежность группы людей, и от­дельные люди пользуются им лишь в том случае, если они от­носят себя к этой группе. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные соци­альные стереотипы. Наиболее известны этнические или нацио­нальные стереотипы — представления о членах одних нацио­нальных групп с точки зрения других. Например, стереотип­ные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочной славянской душе.

Формирование образа другого человека осуществляется то­же путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, далеко не прост.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имею­щий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно опре­делить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных си­туациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отноше­ния, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто "воспринять" другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующе­го поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эф­фективно в данной ситуации построить общение. Наше обще­ние строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные "техники" общения, выбор которых опреде­ляется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характерис­тики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, ко­торая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название "фактор превосходства".

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превос­ходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с челове­ком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

• одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драго­ценности, а в определенных случаях даже такая "одежда", как машина, оформление кабинета и т. д.

• манера поведения человека (как сидит, ходит, разговари­вает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве обычно, так или иначе "закла­дывается" в одежду и манеру поведения, в них всегда есть эле­менты, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом опреде­ляют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превос­ходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится внешне!), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоцени­шь многие его личностные характеристики.

Например, в эксперименте учителем были предложены для оценки "личные дела" учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — красивых и некрасивых детей. Красивые дети получали более высокую уценку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллер а, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты. Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать, прежде всего, не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства. И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, явля­ется все, что свидетельствует о согласии или несогласии парт­нера с нами.

Психологи Карри и Кени, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, знакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим других людей, и просили их оценить эти мне­ния. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это пра­вило имело и обратную силу - чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожи­дали. Убежденность в этом предполагаемом "родстве душ" была настолько велика, что разногласий с позиций привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по факто­ру отношения к нам.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентиров­ка в межгрупповом общении. Для людей как социальных су­ществ главное — определение вопроса о групповой принадлеж­ности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатле­ние почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что сте­реотипизация вызывает определенную оценку и не известных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекват­ному общению в дальнейшем. В постоянном общении резуль­таты первого впечатления продолжают действовать. Однако по­стоянное и длительное общение не может удовлетвориться тем списком приписанных партнеру черт и свойств, которые сфор­мировались при первом впечатлении.

В постоянном общении становится важным более глубо­кое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, динамики его отноше­ния к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентифика­ция, эмпатия и рефлексия.

• Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Мето­дика Д. Карнеги (1888—1955), изложенная им в книге "Как оказывать влияние на людей", основана на механизме иденти­фикации.

• Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основопо­ложник гуманистической психологии К. Роджерс (1902— 1987) определял эмпатическое понимание как "умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть пра­вильно ли мое понимание". Эмпатическое понимание возмож­но в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую на­грузку для психики.

С точки зрения характеристики общения, как идентифика­ция, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня.

• Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии.

В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринима­ется партнером по общению. Это уже не просто знание друго­го, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобраз­ный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Д ж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких ус­ловных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:

1. Джон, каков он есть сам по себе

2. Джон, каким он сам видит себя

3. Джон, каким его видит Генри.

 

 

Впоследствии Г. Ньюкоми Ч. Кули усложнили си­туацию:

1. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

Соответственно у Генри тоже четыре позиции. Общая модель рефлексии представлена в учебнике по соци­альной психологии Г.Андреевой.

Есть два субъекта общения: А и Б. Между ними устанавли­ваются коммуникации:

 

Общение как коммуникация

Деловое общение -- это, прежде всего коммуникация, т.е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает вы­яснение следующих вопросов:

• каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения;

• как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и делать коммуникацию успешной.

Все средства общения делятся на две большие группы: вер­бальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может по­казаться, что невербальные средства не столь важны, как сло­весные. Но это далеко не так. А. П. и з в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происхо­дит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет невербальных средств — на 55%.

К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, который установил, что словесное обращение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью не­вербальных средств. Между вербальными и невербальными сред­ствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передастся чистая информация, а по вербаль­ному — отношение к партнеру по общению.

Межличностные коммуникации.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

 

Выводы и предложения.

 

Написание курсовой работы помогло максимально понять значимость эффективного использования процесса коммуникации, и сделать для себя вывод, что в общении человек сомоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Что по форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности. А также поняла, что в общении люди проявляют, раскрывают для себя и других свои психические качества. Но эти качества не только проявляются через общение, в нём они возникают и формируются. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность. То есть общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. В самом общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются и существуют в течение всей жизни психические процессы и поведение человека.

С течением времени общение между людьми значительно изменилось. Появилось радио, затем телевидение, которое представляет на экране как бы картину естественного общения; такое общение оказало значительное влияние на культуру общества и психическое развитие людей.

На сегодняшний день новая область общения открывается в связи с повсеместным внедрением компьютерной техники. В связи с этим существует мнение, что компьютерное общение заменит непосредственный контакт между людьми. Я считаю, что это невозможно, потому что ни что не может заменить естественный контакт между людьми. Естественное общение, было, есть и будет неотъемлемой частью психической жизни человека.

В свою очередь деловое общение не менее важно на современном этапе развития бизнеса и деловых отношений, т.к. человеку не знающему всех тонкостей и особенностей делового обще

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...