Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТРУ-ТРЫ-ТРА-ТРО. УДР-ОДР-АДР-ИДР.

Выучи чистоговорки.

ТРА—ТРА—ТРА— хотим ватрушек мы с утра. ТРО—ТРО—ТРО— домой поедем на метро. ТРУ—ТРУ—ТРУ — вьются флаги на ветру. ТРЫ—ТРЫ—ТРЫ — мы умелы и хитры.

Найди две одинаковые тарелки с ватрушкой.


, Изменяй предложения по образцу.

1. Я ем ватрушки на завтрак 5. Я выучил сорок скороговорок.

(мы едим ватрушки на завтрак; 6. Я фотографирую друга фотоаппаратом,

ты; вы; он; она; они). 7. Я разбил термометр.

2. Я еду утром на трамвае. 8. Я заворачиваю подарок в красивую

3. Я убираю квартиру. бумагу.

4. Я еду с другом в аэропорт.

Как называются профессии людей, изображённых на картинках?

Придумай предложение по каждой картинке. Например: продавец продаёт молочные продукты.


ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[Р] ВСВЯЗНОЙРЕЧИ

Выучи скороговорки, повтори каждую по два раза. 7. До города дорога в гору, От города — с горы.

Расскажи, какими видами транспорта можно добраться до твоего дома?


2. Ворона на воротах, Сорока на пороге, Воробей на дороге.

Расскажи, как по внешнему виду можно отличить ворону, сороку и воробья.

3. Трое трубачей трубят в трубы. 6. Прохор и Пахом едут верхом.
Чем трубач отличается от трубочиста? 7. У Кондрата куртка коротковата.

4. — Расскажите про покупки! 8. Два дровосека, два дроворуба

 

—Про какие про покупки? На дворе дрова топорами рубят.

—Про покупки, про покупки, —Раз — дрова! Два — дрова!
Про покупочки мои. Не руби дрова на траве двора.

5. На лугу под горкой

Лежит сырок с красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Расскажи, какие бывают трубы. Например: эта труба — водопроводная, эта — выхлопная у автомобиля, и т. д.



 


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Р] В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Послушай рассказ и перескажи его.

Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту дер­жит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот рас­крыть?

Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Я хорошо помню твоих отца и мать. Добрые были птицы!»

Ворона отвечает: «Угу». А рта не раскрывает.

Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестёр. Хорошие они птицы».

«Угу», — второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает.

Тогда стал рак говорить про ворону. «Хорошие они все были, а всё не такие, как ты. Ты лучше их».

«Ага», — каркнула ворона и раскрыла рот. А рак упал в озеро.

(По Л.Н. Толстому.)


ЗВУК [РЬ]

ВНИМАНИЕ!

Если у ребёнка автоматизирован звук [Р] (т. е. ребёнок может легко произ­носить этот звук в словах и фразах), то правильного произнесения звука [РЬ] можно добиться, используя прием подражания. Предложите ребёнку длитель­но и раскатисто произнести звук [Р] и соединить его со звуком [И], широко рас­тягивая при этом губы в улыбку. Так же прорабатываются слоги с Я, Е, Ё, Ю.

«Кто поёт?»

Тигр произносит звук [Р] твёрдо: РА, РЫ, РО. А тигрёнок произносит мягко: РИ, РЕ, РЯ.

Я буду произносить слоги, а ты догадайся, кто поёт: тигр или тигрёнок. /. РИ, РЯ, РЫ, РЕ, РА, РУ, РИ. 2. ДРА, ТРИ, ТРЕ, ТРУ, ДРУ, ТРЯ.

«Подарки»

Выбери подарки для тигра и тигрёнка. Помни, что тигр любит подарки, в названии которых есть твёрдый звук [Р], а тигрёнок — в названии которых есть мягкий звук [РЬ].


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [РЬ] В СЛОГАХ



«Песенки»

Повторяй песенки маленького тигрёнка по два-три раза.

7. РЯ-РЯ, РЯ-РЯ-РЯ. 2. РЯ-РЯ-РЯ, РЯ-РЯ.

РИ-РИ, РИ-РИ-РИ. РИ-РИ-РИ, РИ-РИ.

РЕ-РЕ, РЕ-РЕ-РЕ. РЕ-РЕ-РЕ , РЕ-РЕ.

РЮ-РЮ, РЮ-РЮ-РЮ. РЮ-РЮ-РЮ, РЮ-РЮ.

РЁ-РЁ, РЁ-РЁ-РЁ. РЁ-РЁ-РЁ, РЁ-РЁ.


Задания с картинками.

7. Назови каждую картинку, как чистоговорку. Например: РЕ—РЕ—РЕ — РЕПКА, РЕ-РЕ-РЕ - СИРЕНЬ.

2. Назови картинки в том же порядке, как я скажу. Например: верёвка —
орехи — берёза или турист — сирень — огурец.

3. Закрой книгу и назови картинки, которые ты запомнил.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [РЬ] В СЛОВАХ



Выучи чистоговорки.

1. ОРЬ—ОРЬ—ОРЬ — в норе сердитый хорь.
УРЬ—УРЬ—УРЬ — хорь, глаза свои зажмурь.
АРЬ—АРЬ—АРЬ — мы дадим тебе сухарь.
ОРЬ—ОРЬ—ОРЬ — сгрыз сухарь сердитый хорь.

2. РЯ—РЯ—РЯ — вот и нету сухаря.

РЕ—РЕ—РЕ — добрый хорь сидит в норе.

РЯ—РЯ—РЯ — у меня нет букваря.

АРЬ—АРЬ—АРЬ — подари мне, хорь, букварь!


Изменяй фразы по образцу.

1. Я режу огурец и редиску (ты, вы, он, она, они).

2. Я подарю Боре фонарик. 6. Я несу в рюкзаке грибы.

3. Я рисую якорь. 7. Я варю рябиновое варенье.

4. Я потерял букварь. 8. Я нарисую берёзу и сирень.

5. Я принесу орехи Рите. 9. Я примеряю трикотажные брюки.

Изменяй слова по образцу.

1. Резать — перерезать. 2. Крепить — прикрепить.
Стрелять — ... . Гореть — .„ .

Греть — ... . Рисовать — ... .

Гореть — ... . Смотреть — ... .



Сравни по смыслу слова.

Пригореть — перегореть. Пригреть — перегреть. Пририсовать — перерисовать.

Например:


Каша пригорела. Лампочка перегорела.


ЗАКРЕПЛЕНИЕЗВУКА[РЬ] ВПРЕДЛОЖЕНИЯХ

«Песенки»

Большой тигр и маленький тигрёнок любят петь вместе. Повтори их песен­ки по два раза.

7. РА-РЯ. 2. РА-РА-РЯ. 3. РАД-РЯД.

РЯ-РА. РИ-РИ-РЫ. РАДЫ-РЯДОМ.

РО-РЁ. РЁ-РО-РЁ. ЖАР-ЖАРЬ.

РЮ-РУ. РУ-РЮ-РУ. УДАРЬ-УДАР.

РЫ-РИ. РЭ-РЕ-РЕ. ХОРЬ-ХОР.

РИ-РЫ. РЫ-РИ-РИ. ГОРЬКО-ГОРКА.

Добавь нужное словечко.

1. Рома гостям ... (рад). Дети встали в ... (ряд).

2. Коля заболел, у него сильный ... (жар). Грибы скорее ... (жарь).

3. Громко поёт детский ... (хор). В норе живёт ... (хорь).

 

Выучи скороговорки. 4. Даёт Катеринке

Картинки Каринка.

/. Тридцать три старушки в ряд Картинки в корзинку

Тараторят, тарахтят. Кладёт Катеринка.

2. Гроздья рябины на солнце горят, 5. Боря Ире даст ириску,
Рябит от рябины в глазах у ребят. Ира Боре — барбариску.

3. Варя варит, Жора жарит, 6. В аквариуме у Харитона
Рома песенки поёт. Четыре рака да три тритона.


Отгадай загадки, выучи их и загадай друзьям.

1. Когда чёрен — кичлив и задорен,

А покраснеет — сейчас же присмиреет.

2. Наши поросятки выросли на грядке.

К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки.


 


РАЗЛИЧАЙЗВУКИ[Р] И[Л]

«Кто поёт?»

Вспомни, как пел самолёт: Л-Л-Л. А грузовик любил петь так: Р-Р-Р. Я буду произносить слоги, а ты определи, кто их поёт.

7. РА, РО, ЛА, РУ, ЛО, ЛЫ, РЫ.

2. БЛА, БРА, БЛО, БЛУ, ПЛА, ТРА, ДРУ, КЛУ.

Самолёт и грузовичок любили петь вместе. Повтори их песенки по два-три раза.

7. РА-ЛА. 2. РА-ЛА-ЛА. 3. РАД-ЛАД. 4. ДАР-ДАЛ.

ЛО-РО. ЛО-РО-РО. ЛАК-РАК. ЖАЛ-ЖАР.

ЛУ-РУ. ЛУ-РУ-ЛУ. РАМА-ЛАМА. ПИР-ПИЛ.

РЫ-ЛЫ. РЫ-ЛЫ-РЫ. ИГРЫ-ИГЛЫ. МИЛ-МИР.

Выучи скороговорки. Повтори каждую по два раза.

7. Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы. 4. Рыла свинья-тупорыла,
А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы. Полдвора рылом изрыла,

Вырыла, подрыла,

2. Пара птиц порхала, порхала, До забора не дорыла.
Да и выпорхнула. На то хавронье и рыло,

Чтобы она рыла.

3. Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.


СОДЕРЖАНИЕ

Вступление............................................................................................................ 3

Картинки для обследования речи....................................................................... 6

Звук [С] ............................................................................................................... 9

Звук [СЬ] ............................................................................................................ 20

Звук [3] ............................................................................................................................................ 25

Звук [ЗЬ] ............................................................................................................ 30

Различай звуки [С] и [3] .............................................................................................................. 35

Звук [Ц]............................................................................................................... 37

Различай звуки [С] и [Ц].................................................................................... 42

Звук [Ш].............................................................................................................. 45

Звук [Ж]............................................................................................................. 55

Различай звуки [Ш] и [Ж].............................................................................. 60

Различай звуки [Ш] и [С]................................................................................... 62

Различай звуки [3] и [Ж]............................................................................................................... 66

Звук [Щ].............................................................................................................. 68

Различай звуки [Щ] и [СЬ] .............................................................................. 72

Различай звуки [Щ] и [Ш].................................................................................. 74

Звук [Ч] ............................................................................................................... 75

Различай звуки [Ч] и [С], [Ч] и [СЬ] ................................................................. 80

Различай звуки [Ч] и [ТЬ] ................................................................................. 81

Звук [Л] .............................................................................................................. 82

Звук [ЛЬ]............................................................................................................. 88

Различай звуки [Л] и [ЛЬ].................................................................................. 93

Звук [Р] .............................................................................................................. 94

Звук [РЬ]............................................................................................................ 104

Различай звуки [Р] и [Л] ................................................................................ 108

Упражнения...................................................................................................... 11

 



Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот.

(О. Перова)

Вегемотики.

Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.




Лягушка и слоник.

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».


Змея.

Подражаем мы змее, Давай изобразим змею. Улыбнись, от-

Мы с ней будем наравне: крой рот, сильно высуни язычок изо рта и

Высунем язык и спрячем, спрячь (рот не закрывать). Повтори три-

Только так, а не иначе. четыре раза.

(М. Синицына)



 


 



Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

(М. Синицына)


Часики.

Давай покажем, как работают часики: улыб­нись, открой рот, тянись попеременно то к ле­вому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз.




Месим тесто.

Давай покажем, как готовят тесто для бли­нов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлё­пай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ... .


Блинчики.

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, поло­жи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти-десяти.



Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.

(О. Перова)


 


Чистим зубки.

1. Покажи, как язычок чистит зубки: улыб­
нись, открой рот, кончиком языка сильно «чи­
сти» (води влево-вправо) за нижними зубами
под счёт (семь-восемь раз).

2. Теперь почисти за верхними зубами (рот
широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт
взрослого.


 



Киска сердится.

Давай покажем, как киска сердилась и выги­бала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик язы­ка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а бо­ковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми-десяти.

Погладь киску.

Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от кор­ня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

 



Лошадка.

Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энер­гично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Я весёлая лошадка, Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко — Стук копыт услышишь звонкий.

(М. Синицына)


Парус.

Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт.

Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык под­ними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза.


Маляр.

Покажи, как маляр красит крышу. Улыб­нись, открой рот, язык подними вверх и кончи­ком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.

Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски!

(Н. Тёгипко)


 

Качели.


Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.

Сели дети на качели И взлетели выше ели, Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.


(И. Тегипко)


 



Вкусное варенье.

Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыб­нись, открой рот, не закрывая рот, «слизы­вай» варенье с верхней губы. Старайся не под­держивать язык нижней губой.


Блин мы ели с наслажденьем — Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.

(М. Синицына)


 

Чашка.

Давай превратим язычок в чашку. Улыб­нись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подня­ты, не поддерживай его верхней губой. Удер­живай язычок в таком положении под счёт до пяти-десяти. Повтори три-четыре раза.

Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем.

(М. Синицына)



Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим.

(М. Синицына)


Грибок.

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, от­крой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко от­крыт). Если «грибок» не получается, щёл­кай медленно язычком, как лошадка, почув­ствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.



Дятел.

Давай изобразим, как дятел стучит клю­вом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зуба­ми: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А те­перь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД ... (выделен­ный звук произноси как можно энергичнее).



Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук Раздаётся громкий звук.

(М. Синицына)



Комарик.

Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 се­кунд, очень сильно при этом упираясь кон­чиком языка в бугорки.



Прилетает по ночам, Не даёт уснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся.

(М. Синицына)


Заведи мотор.

Давай попробуем завести мотор у машинки. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН—ДЫН—ДЫН... Повторяй медленно, но энергично, затем всё быстрее в течение 10-15 секунд.



По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулём лихой шофёр, «Дын-дын-дын»— гудит мотор.

(М. Синицына)



Сдуй снежинку.

Чтобы хорошо произносить зву­ки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю гу­бу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ват­ный шарик — «снежинку» с ладо­ни. Повтори три-четыре раза, сле­дя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произно­сил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).


 


Фокус.

Чтобы фокус получился, надо: 7. Открыть рот;

2. Сделать «чашку» (боковые края
языка прижаты к верхней губе,
а посередине остаётся желобок);

3. Положить маленький кусочек
ватки нанос;

4. Сделать вдох через нос;

5. Сильно дунуть на ватку через рот
так, чтобы она взлетела вверх
(должен получиться звук, похо­
жий на [Ф], но не на [X]).


 


 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...