Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная миссия потребительской кооперации

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 3
1 Социальная миссия потребительской кооперации………………… 6
2 Социальная направленность хозяйственной деятельности потребительской кооперации……………………………………………………………… 12
3 Реализация кооперативных принципов в деятельности потребительской кооперации……………………………………………………………… 18
4 Культурно-просветительная и воспитательная работа потребительской кооперации……………………………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………… 29
Список использованной литературы…………………………………... 33 Приложение…………………………………………………………….... 39

 

Введение

Актуальность темы исследования. Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству жизни. Это исторический период развития процессов глобализации не однотипных по своей сущности и характеру систем - экономических, социальных, культурных, духовных, это период постановки и достижения различных целей - экономической выгоды, конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности, нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогда нуждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бы вопросы гармонизации социума и внедрения новых технологий управления, позволяющих встраиваться в международное сообщество.

Одной из значимых социально-экономических систем, решающей эти проблемы, является потребительская, кооперация России. Потребительская кооперация как социально ориентированная система в соответствии с Федеральным законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», выполняя свою главную задачу - улучшение обеспечения населения товарами и услугами - призвана содействовать экономическому росту и социальному развитию, увеличению доли отрасли в валовом внутреннем продукте страны, повышению уровня жизни граждан.[1]

В условиях глобальной трансформации политических и социальных институтов, всей системы социальных отношений возрастает научный и практический интерес к теории и практике отечественного опыта прогрессивных преобразований в кооперативном движении, в потребительской кооперации. Требует дальнейшего развития кооперативная модель хозяйствования, принципы деятельности которой основаны на справедливости и социальной защищенности. Более того, переориентация государства на развитие социальных институтов, духовно-нравственный вектор современности определяют усиление значимости потребительской кооперации как важной структурной составляющей социально - ориентированной экономики России.

Обусловлено это тем, что значительная часть общества, особенно в аграрном секторе экономики (основной сфере деятельности организаций потребительской кооперации), имеет доходы ниже прожиточного минимума, ведет натуральное хозяйство, испытывает серьезные трудности в удовлетворении насущных материальных и духовных потребностей.[2]

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию преодоление бедности в стране к 2010 году рассматривается как государственная общенациональная задача, а социальная ответственность субъектов рыночной экономики как необходимое условие качественно нового экономического роста. Потребительская кооперация России, как народная некоммерческая организация, проявляет социальную инициативу и берет на себя социальную ответственность, а главное - реализует это в повседневной работе с людьми. Развиваясь в соответствии со своими демократическими основами, потребительская кооперация представляет собой инструмент самоорганизации и духовно-нравственного объединения пайщиков, позволяющий реализовать богатый потенциал, заложенный в ее принципах деятельности и социальных идеях. Проводя образовательную, просветительскую и научно-практическую деятельность, вовлекая пайщиков в новый механизм управления, в развитие традиционных и новых видов деятельности, предоставляя возможность заработка в форме зарплаты или доходов от реализации выращенной продукции растениеводства, животноводства, сбора лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод - потребительская кооперация одновременно решает социальные, экономические и духовно-нравственные задачи. Развитие потребительской кооперации по пути социальной ориентации, накопленный практический опыт реализации социальной миссии обуславливают необходимость его обобщения и осмысления, а также требуют всестороннего научного анализа проблемы, связанной с необходимостью усиления социальной направленности деятельности в условиях конкуренции. Выполнение потребительской кооперацией социальной миссии по борьбе с бедностью находит активную поддержку селян и зависит, главным образом, от эффективности управления ее многоотраслевой деятельностью. Поэтому развитие теории, управления деятельностью потребительской кооперации приобретает в настоящее время не только теоретическое, но и исключительно важное практическое значение.

Оценивая степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что имеющиеся многочисленные исследования не затрагивают важных теоретических, аспекты реструктуризации системы управления в потребительской кооперации, направленной на выполнение социальной миссии, развитие новых видов деятельности, формирование нового мышления управленческих кадров.[3]

Объект исследования - потребительская кооперация.

Предмет исследования - рыночная экономика.

Цель данной курсовой работа является рассмотреть роль потребительской кооперации как социально - ориентированной системы рыночной экономики.

Для раскрытия данной темы необходимо решить ряд задач:

1. Охарактеризовать социальную миссию потребительской кооперации;

2. Определить социальную направленность хозяйственной деятельности потребительской кооперации;

3. Рассмотреть реализацию кооперативных принципов в деятельности потребительской кооперации;

4. Проанализировать культурно-просветительную и воспитательную работу потребительской кооперации.

При написании данной работы использовались учебно-методические пособия, материалы научных конференций, ряд периодических изданий.

Данная работа состоит из введения, четырех глав, списка литературы и приложения.

Таким образом, потребительская кооперация является социально-ориентированной системой рыночной экономики. Это подтверждается социальной миссией, основными задачами, ценностями и принципами, реализуемыми в социально-экономической деятельности потребительских обществ и их союзов.

Заключение

На протяжении многовековой истории общественного развития существовали определенные виды деятельности, которыми занимались группы людей. Групповые объединения обеспечивали более эффективную деятельность по сравнению с индивидуальной. Формально кооперативы различных видов появились на европейском континенте в условиях развития товарно-денежных отношений в середине XIX века.

В широком смысле кооперация - социально-хозяйственная организация (объединение кооперативов), в узком (кооперация труда) - форма организации труда, при которой люди участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. Кроме того, термин «кооперация» употребляется в разных значениях для обозначения совокупности кооперативов: объединяющих представителей определенных социальных слоев (рабочая, крестьянская, школьная); осуществляющих деятельность в разных регионах страны (городская, сельская, районная, областная, российская); осуществляющих деятельность в разных отраслях экономики (потребительская, производственная, кредитная, сельскохозяйственная, строительная, жилищная).

В Декларации о кооперативной идентичности, принятой XXXI Конгрессом Международного кооперативного альянса (МКА) в 1995 году, под кооперативом понимается « автономная ассоциация лиц, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей посредством совместно владеемого и демократически управляемого предприятия». Это определение выражает социально-экономическую сущность кооператива и предоставляет определенную свободу в организации совместной общественно - хозяйственной деятельности. Из определения следует, что кооператив является по своей организационно-правовой форме предприятием и представляет собой юридическое лицо, обладающее специфическими чертами.

Кооперативы являются продуктом рыночной экономики и создаются для устранения несоответствий на рынке. В условиях развития конкуренции кооперативы объединяются, создавая систему кооперации. В научной литературе сформировались два основных подхода к определению места и роли кооперации в экономической системе. Сторонники одного из них, мнение которых мы разделяем, связывают ее с коренным пересмотром взглядов на природу общества, видят в кооперации средство преобразования всей экономической системы и считают, что эта форма хозяйствования должна постепенно охватить все сферы экономики по мере того, как государственные и муниципальные предприятия будут осваивать кооперативные принципы.

Другие считают, что возрождение кооперации не дает оснований для подобных выводов и что вряд ли главное направление экономической реформы следует сводить к повсеместному распространению кооперативных принципов в хозяйственной деятельности.

Для характеристики развития общественной и хозяйственной деятельности кооперативов и их объединений применяют термин "кооперативное движение", под которым понимается общественная деятельность людей по распространению кооперативных идей с целью привлечения новых членов и защиты хозяйственных интересов кооперативных предприятий и организаций. Другими словами, кооперативное движение - это многообразная социальная и экономическая деятельность людей, направленная на развитие кооперации.

Кооперативы отвечают определенным признакам, под которыми понимаются определенные черты, отличающие их от всех других общественных организаций и хозяйствующих субъектов. Основным отличительным признаком кооператива является одновременное совмещение в процессе деятельности двух сфер: социальной и экономической. Рассматривая кооператив как социальную организацию, можно выделить следующие его специфические признаки: автономная ассоциация, независимая от правительства и других государственных структур, а также экономических субъектов различных организационно-правовых форм. Ценности кооперации, взаимно переплетаясь, и дополняя друг друга, являются: основой для разработки кооперативных принципов - правил, основных положений, которыми должны руководствоваться члены кооперативов, их руководители и работники в своей социально-экономической деятельности.

Таким образом подводя итог данной работы можно смело сказать, что потребительская кооперация является социально-ориентированной системой рыночной экономики. Осуществляя многоотраслевую хозяйственную деятельность, потребительская кооперация способствует развитию сельского потребительского рынка, решению продовольственной и других проблем, а также вносит значительный вклад в развитие инфраструктуры сельских территорий.

Потребительская кооперация в России за 175 лет своего существования доказала делом свою значимость, полезность и эффективность. Она развивалась и совершенствовалась одновременно с развитием общества, всегда чувствительно реагируя на запросы пайщиков, расширяя и совершенствуя свои многогранные функции и спектр услуг.

Несмотря на произошедшие в мире социально-экономические перемены, можно признать, что материальная база развития потребительской кооперации хотя и снижается, но остается достаточно мощной и устойчивой для развития этой демократической формы ведения хозяйства. При этом тенденции развития мирового кооперативного сектора экономики таковы, что он остается важной частью, "несущей конструкцией" трехсекторной экономики большинства стран мира, сохраняя за собой возможность, быть специфической формой реализации коренных экономических интересов больших групп населения в каждой стране.

Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы - осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи.

Главным фактором возрождения потребительской кооперации, возврата этой общественной организации к изначальной сущности как формы взаимосуществования крестьян в сфере потребления является обеспечение причастности широких слоев сельского населения к ее развитию. В этих целях необходимо реанимировать основное организационно-структурное звено потребительской кооперации - сельские потребительские общества, закрепить за пайщиками собственность путем выдачи ценных бумаг, возродить институт дивидендов на паи, привлекать широкие круги пайщиков к участию в принятии управленческих решений.

Выполнение направлений Концепции будет способствовать совершенствованию деятельности потребительской кооперации и ее развитию в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.

Список использованной литературы

Источники

1. Конституция РФ. - М.: Закон, 2006. - 812 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Полный текст. - М.: «АКАЛИС», 2006 - 448 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: официальный текст по состоянию на 1 ноября 2000 г. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 372 с.

4. Комментарий к закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 1998. - 163 с.

Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 37- ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации» «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

6. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 №3085-1 с изм. и доп. от 21.03.2002 г. // Российская газета. - №136. - 17.07.1997 г.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 года №24 «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием». // «Российская газета», №2, 05.01.1999.

Литература

8. Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы членских отношений. -Новосибирск: ВО «Наука», 2006. – 356 с.

9. Бланк Г.Я. Основы теории и история потребительской кооперации: Учебное пособие. - М., 2006. - 425 с.

10. Вахитов В.И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие - М., 2007. - 410 с.

11. Вместе ради будущего.170 лет потребительской кооперации России/ В.Ф. Ермаков, Т.Н. Шурупова - : М.: «Издательский дом Центросоюза», 2001. - 384 с.

12. Гутман Г.В., Калмыков В.В., Чукин Н.И., Гутман М.Ю. Взаимосвязь экономической и социальной функции потребительской кооперации. Серия «Экономика». - М.: ИКЦ «Маркетинг», 2006. - 345 с.

13. Дейнека А. В. Социально-экономические аспекты управления потребительской кооперацией: Учебное пособие. - Белгород: Кооперативное образование, 2003. - 109 с.

14. Исачкова Л.Н. Показатели учета социальной миссии организаций потребительской кооперации // Инновации. Наука. Образование: материалы международной научной конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников и аспирантов Российского университета кооперации, кооперативных вузов СНГ по итогам научно-исследовательской работы в 2006 г. - М.: Наука и кооперативное образование, 2007. - С.157-158.

15. Исаенко Е.В., Теплова Л.Е., Каплунова И.В. Концепция устойчивого развития потребительской кооперации: Учебное пособие. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2003. - 152 с.

16. История потребительской кооперации России: Учебник / К.И. Вахитов. - 3-e изд. - М.: Дашков и К, 2010. - 400 с.

17. Кисилева Г.В., Теплов В.И., Исаенко Е.В., Прижигалинская Т.Н. Социальная направленность деятельности потребительской кооперации России и зарубежных стран. - Белгород: «Кооперативное образование», 2002 – 217 с.

18. Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. - Чита: Издательство ЗИП Сибирского университета потребительской кооперации, 1998 - 235 с.

19. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006. - 418 с.

20. Максимов С.В. Этапы и особенности управления внутренним рынком потребительской кооперации: влияние формы и масштаба / Вестник Челябинского государственного университета, №6 (221), 2011- с 29-34.

21. Развитие внутреннего рынка потребительской кооперации: Монография / С.В. Максимов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 363 с.

22. Соболев А.В. Кооперация: экономические исследования в русском зарубежье: Монография / А. В. Соболев. - М.: Дашков и К, 2013. - 364 с.

23. Сахарова Д.Б., Котов И.С. История и теория кооперативного движения. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 487 с.

24. Сборник материалов 134-го общего собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации (февраль, 2008 г) - Белгород: «Кооперативное образование», 2008. - 210 с.

25. Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие – М.: Вита-Пресс, 2007. - с.275

26. Теплова Л.Е. Теория и история потребительской кооперации: Учебник для вузов. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2009. - 441 с.

27. Теплова Л.Е., Уколова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение: Учеб. Пособие для кооперативных вузов: На русском и английском языках.3-е изд. перераб. и доп. - М. Издательство РДЛ, 2004. - 360 с.

28. Теплов В.И. Социально - экономическая деятельность потребительской кооперации. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 1999 - 373 с.

29. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М., 2005. - 265 с.

 

Приложение

Рисунок 1 - Взаимоотношения потребительских обществ с пайщиками и государственными органами

 

 

Рисунок 2 - Организационное построение потребительской кооперации в России

 

 

Рисунок 3 - Типология производственных кооперативов

 

 

Рисунок 4 - Направления деятельности потребительской кооперации

 

 

Рисунок 5 - Доля сельского населения, обслуживаемого потребительской кооперацией


[1] Бланк Г.Я. Основы теории и история потребительской кооперации: Учебное пособие. – М., 2006. – 425 с.

 

[2] Сахарова Д.Б., Котов И.С. История и теория кооперативного движения. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 487 с.

 

[3] Вместе ради будущего.170 лет потребительской кооперации России/ В.Ф. Ермаков, Т.Н. Шурупова - : М.: «Издательский дом Центросоюза», 2001. - 384 с.

 

[4] Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие – М.: Вита-Пресс, 2007. - С.275

 

[5] Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. – М., 2005. – 265 с.

 

[6] Теплов В.И. Социально - экономическая деятельность потребительской кооперации. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации "Кооперативное образование", 1999 – 373 с.

 

[7] Исаенко Е.В., Теплова Л.Е., Каплунова И.В. Концепция устойчивого развития потребительской кооперации: Учебное пособие. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации "Кооперативное образование", 2003. - 152 с.

 

[8] Кисилева Г.В., Теплов В.И., Исаенко Е.В., Прижигалинская Т.Н. Социальная направленность деятельности потребительской кооперации России и зарубежных стран. - Белгород: «Кооперативное образование», 2002 – 217 с.

 

[9] Максимов С.В. Этапы и особенности управления внутренним рынком потребительской кооперации: влияние формы и масштаба / Вестник Челябинского государственного университета, №6 (221), 2011- с 29-34.

 

[10] История потребительской кооперации России: Учебник / К.И. Вахитов. - 3-e изд. - М.: Дашков и К, 2010. - 400 с.

 

[11] Соболев А.В. Кооперация: экономические исследования в русском зарубежье: Монография / А. В. Соболев. - М.: Дашков и К, 2013. - 364 с.

Развитие внутреннего рынка потребительской кооперации: Монография / С.В. Максимов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 363 с

[12] Сборник материалов 134-го общего собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации (февраль, 2008 г) - Белгород: "Кооперативное образование", 2008. - 210 с.

 

[13] Дейнека А. В. Социально-экономические аспекты управления потребительской кооперацией: Учебное пособие.– Белгород: Кооперативное образование, 2003. – 109 с.

 

[14] Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике: Проблемы членских отношений. – Новосибирск: ВО «Наука», 2006. – 356 с.

 

[15] Вахитов В.И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие – М., 2007. – 410 с.

 

[16] Коряков И.А. Принципы кооперативного движения. - Чита: Издательство ЗИП Сибирского университета потребительской кооперации, 1998 - 235 с.

 

[17] Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2006. – 418 с.

 

[18] Гутман Г.В., Калмыков В.В., Чукин Н.И., Гутман М.Ю. Взаимосвязь экономической и социальной функции потребительской кооперации. Серия «Экономика». – М.: ИКЦ «Маркетинг», 2006. – 345 с.

 

[19] Теплова Л.Е., Уколова Л.В., Тихонович Н.В. Кооперативное движение: Учеб. Пособие для кооперативных вузов: На русском и английском языках.3-е изд. перераб. и доп. - М. Издательство РДЛ, 2004. - 360 с.

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………… 3
1 Социальная миссия потребительской кооперации………………… 6
2 Социальная направленность хозяйственной деятельности потребительской кооперации……………………………………………………………… 12
3 Реализация кооперативных принципов в деятельности потребительской кооперации……………………………………………………………… 18
4 Культурно-просветительная и воспитательная работа потребительской кооперации……………………………………………………………… 24
Заключение……………………………………………………………… 29
Список использованной литературы…………………………………... 33 Приложение…………………………………………………………….... 39

 

Введение

Актуальность темы исследования. Современное российское общество находится на сложном и важном этапе своего развития, связанным с переходом к новому качеству жизни. Это исторический период развития процессов глобализации не однотипных по своей сущности и характеру систем - экономических, социальных, культурных, духовных, это период постановки и достижения различных целей - экономической выгоды, конкуренции, политической целесообразности, национальной безопасности, нравственного возрождения. В этих условиях российское общество как никогда нуждается в развитии таких социально-экономических систем, которые решали бы вопросы гармонизации социума и внедрения новых технологий управления, позволяющих встраиваться в международное сообщество.

Одной из значимых социально-экономических систем, решающей эти проблемы, является потребительская, кооперация России. Потребительская кооперация как социально ориентированная система в соответствии с Федеральным законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», выполняя свою главную задачу - улучшение обеспечения населения товарами и услугами - призвана содействовать экономическому росту и социальному развитию, увеличению доли отрасли в валовом внутреннем продукте страны, повышению уровня жизни граждан.[1]

В условиях глобальной трансформации политических и социальных институтов, всей системы социальных отношений возрастает научный и практический интерес к теории и практике отечественного опыта прогрессивных преобразований в кооперативном движении, в потребительской кооперации. Требует дальнейшего развития кооперативная модель хозяйствования, принципы деятельности которой основаны на справедливости и социальной защищенности. Более того, переориентация государства на развитие социальных институтов, духовно-нравственный вектор современности определяют усиление значимости потребительской кооперации как важной структурной составляющей социально - ориентированной экономики России.

Обусловлено это тем, что значительная часть общества, особенно в аграрном секторе экономики (основной сфере деятельности организаций потребительской кооперации), имеет доходы ниже прожиточного минимума, ведет натуральное хозяйство, испытывает серьезные трудности в удовлетворении насущных материальных и духовных потребностей.[2]

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию преодоление бедности в стране к 2010 году рассматривается как государственная общенациональная задача, а социальная ответственность субъектов рыночной экономики как необходимое условие качественно нового экономического роста. Потребительская кооперация России, как народная некоммерческая организация, проявляет социальную инициативу и берет на себя социальную ответственность, а главное - реализует это в повседневной работе с людьми. Развиваясь в соответствии со своими демократическими основами, потребительская кооперация представляет собой инструмент самоорганизации и духовно-нравственного объединения пайщиков, позволяющий реализовать богатый потенциал, заложенный в ее принципах деятельности и социальных идеях. Проводя образовательную, просветительскую и научно-практическую деятельность, вовлекая пайщиков в новый механизм управления, в развитие традиционных и новых видов деятельности, предоставляя возможность заработка в форме зарплаты или доходов от реализации выращенной продукции растениеводства, животноводства, сбора лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод - потребительская кооперация одновременно решает социальные, экономические и духовно-нравственные задачи. Развитие потребительской кооперации по пути социальной ориентации, накопленный практический опыт реализации социальной миссии обуславливают необходимость его обобщения и осмысления, а также требуют всестороннего научного анализа проблемы, связанной с необходимостью усиления социальной направленности деятельности в условиях конкуренции. Выполнение потребительской кооперацией социальной миссии по борьбе с бедностью находит активную поддержку селян и зависит, главным образом, от эффективности управления ее многоотраслевой деятельностью. Поэтому развитие теории, управления деятельностью потребительской кооперации приобретает в настоящее время не только теоретическое, но и исключительно важное практическое значение.

Оценивая степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что имеющиеся многочисленные исследования не затрагивают важных теоретических, аспекты реструктуризации системы управления в потребительской кооперации, направленной на выполнение социальной миссии, развитие новых видов деятельности, формирование нового мышления управленческих кадров.[3]

Объект исследования - потребительская кооперация.

Предмет исследования - рыночная экономика.

Цель данной курсовой работа является рассмотреть роль потребительской кооперации как социально - ориентированной системы рыночной экономики.

Для раскрытия данной темы необходимо решить ряд задач:

1. Охарактеризовать социальную миссию потребительской кооперации;

2. Определить социальную направленность хозяйственной деятельности потребительской кооперации;

3. Рассмотреть реализацию кооперативных принципов в деятельности потребительской кооперации;

4. Проанализировать культурно-просветительную и воспитательную работу потребительской кооперации.

При написании данной работы использовались учебно-методические пособия, материалы научных конференций, ряд периодических изданий.

Данная работа состоит из введения, четырех глав, списка литературы и приложения.

Социальная миссия потребительской кооперации

В России массовое создание потребительских обществ относиться к 70 - 90 годам XIX века. Однако, истоки потреби­тельской кооперации следует искать в социальной работе, ко­торая как вид человеческой деятельности начала складываться в глубокой древности. Социальная деятельность как одна из разновидностей социального действия имеет в России свою историю и традиции, которые представляют не только позна­вательный интерес, но и практическую значимость для тех, кто занят в сфере социальной работы.

«Социальная работа - это вид социальной деятельности, направленной на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации, а также путем изменения или реформирования отдельных элементов социальной систе­мы. В социальной работе используются принципы, методы и подходы целого ряда научных направлений к решению соци­альных и гуманитарных проблем».

Главная цель социальной работы - забота о благосостоя­нии и раскрытии возможностей и способностей личности, се­мьи, общества к нормальному социальному функционирова­нию. Специфические ценности социальной работы: любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание, участие, вера во внутренние силы клиента, в возможность изме­нить ситуацию, желание помочь и пожертвовать, накопление знаний, приобретение опыта, социальное творчество.

Чтобы понять специфику социальной работы, нужно со­отнести ее с благотворительностью. «Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязан­ность имущего спешить на помощь неимущему».[4]

Идеи благотворительности и кооперации имеют общие корни. Они таятся в гуманистических и социальных традициях нашего народа, которые складывались веками. Чтобы осмыс­лить социальную роль и место потребительской кооперации в жизни общества в новом тысячелетии, которой присущи принципы демократии и такие ценности, как забота о нетрудоспособных, инвалидах, пенсионерах и так далее, следует обра­титься к истокам социальной деятельности в России.

Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации -потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством).
Потребительская кооперация - социально ориентированная система рыночной экономики. Подтверждением этому является главная цель -социальная миссия потребительской кооперации. В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение потребительской кооперации: потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей их членов.
В этом определении четко выражена социальная миссия - главная цель системы потребительской кооперации - удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов.
Социальная миссия как главная цель одинакова у каждой отдельной организации системы потребительской кооперации (каждого потребительского общества и каждого потребительского союза):
- потребительские общества созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов - пайщиков;
- потребительские союзы созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов - потребительских обществ и их пайщиков.
Единая социальная миссия потребительских обществ и потребительских союзов обеспечивает их функционирование и развитие в единой системе потребительской кооперации.
Миссия потребительской кооперации существенно не изменилась на протяжении многолетней истории. Первые потребительские общества уже определяли свое социальное назначение - удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то, что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко - удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, их действительная миссия была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветительной деятельностью.
Социальная миссия - это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций.
Четкая формулировка социальной миссии потребительской кооперации имеет важное значение для пайщиков, органов управления и работников всех организаций системы - каждого потребительского общества и каждого потребительского союза.
Социальная миссия требует от органов управления потребительских обществ и потребительских союзов принятия управленческих решений в интересах пайщиков.[5]
Конкретная социальная миссия потребительской кооперации (потребительских обществ и их союзов) позволяет пайщикам и работникам хозяйственных предприятий (магазинов, заготовительных пунктов, производственных цехов) лучше понять социальную роль своих организаций и предприятий, направления их деятельности и оценить правильность решений, которые принимаются органами управления. Кроме того, четко сформулированная миссия способствует единому пониманию главной цели организаций потребительской кооперации среди руководителей разного уровня, что обеспечивает разработку единых стратегических программ.
Социальная миссия потребительской кооперации и ее реализация имеют важное пропагандистское значение, так как свидетельствуют о том, что главная цель, назначение системы - осуществлять деятельность в интересах пайщиков, заботиться об улучшении их материального благосостояния, решать социальные и культурно-просветительные задачи. Реализация кооперативных принципов в деятельности потребительской кооперации.
Потребительская кооперация - особая социально ориентированная система рыночной экономики, осуществляющая деятельность на кооперативных ценностях и принципах, которые усиливают социальное значение потребительской кооперации для общества.[6]
Удовлетворение культурных потребностей пайщиков - важное направление социальной деятельности потребительской кооперации. В условиях рыночных преобразований из-за недостатка денежных средств значительно уменьшилась деятельность клубов и других учреждений культуры в сельской местности. В то же время многие организации потребительской кооперации продолжают заниматься сохранением и развитием культурных традиций сельского населения: содержат самодеятельные танцевальные и песенные ансамбли, многие из которых получили звание народных. Кроме того, организации потребительской кооперации организуют культурный отдых молодежи в своих предприятиях, юбиле

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...