Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ формирования и выполнения производственной программы

 

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводиться полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный. Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода, цепные – относительно предыдущего периода.

Таблица 1.1.

Год Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс.руб. Темпы роста, %
базисные цепные
Тб=ТПi/ТП0*100% Тц= ТПi /ТПi-1 х*100%    

 

где ТПi-1 , ТПi – объем товарной продукции в выражении стоимости в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно; ТПо – объём продукции в базе сравнения.

На основе рассчитанных данных по предприятию определяют среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции.

 

, Тпр = Тср – 100. (1.1.)

 

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

- по способу наименьшего процента

- по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции

- по способу среднего процента:

ВПа = ВПn : ВП0 * 100% (1.2.)

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %;

ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;

ВП0 - плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Далее определяют причины недовыполнения плана по ассортименту. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

Анализ структуры продукции также является важным составляющим для предприятия.

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр. Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

(1.3.)

где – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

1.3. Методика расчета резервов увеличения объёмов выпуска и реализации продукции

Особое внимание уделяется изучению влияния факто­ров, определяющих объем производства продукции. Их мож­но объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эф­фективность их использования:

ВП = ЧР х ГВ,

РП = ЧР х ГВ х Дв,

2) обеспеченность предприятия основными производствен­ными фондами и эффективность их использования:

ВП = ОПФ х ФО,

РП = ОПФ х ФО х Дв,

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эф­фективность их использования:

ВП = МЗ х МО,

РП = МЗ х МО х Дв,

где Дв ~ доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

Расчет влияния данных факторов на объем, валовой и ре­ализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, факти­ческую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ре­сурсов:

Основные источники резервов увеличения выпуска и реа­лизации продукции показаны на рис. 6.2

Повышение уровня производительности труда

 

Повышение производительности работы оборудования

 

Сокращение норм расхода сырья и материалов на единицу продукции

 

   

Рис. 6.2 Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

Определение величины резервов по первой группе произво­дится следующим образом:

где , , - резерв роста валовой продук­ции соответственно за счет создания новых рабочих мест, уве­личения фонда рабочего времени в связи с сокращением его по­терь и повышения среднечасовой выработки;

РКР - резерв увеличения количества рабочих мест;

РФРВ - резерв увели­чения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия;

РЧВ - резерв роста среднечасовой выра­ботки за счет совершенствования техники, технологии, органи­зации производства и рабочей силы;

- возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (РК), времени его работы (РТ) и выпуска продукции за один машинно-час (РЧВ) рассчитываются по формуле:

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество i -го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножает­ся на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на пла­новую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

в) планируемое сокращение нормы расхода i-го ресурса на единицу i-го вида продукций умножается на планируемый к вы­пуску объем производства i-го вида продукции, полученный ре­зультат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается об­щая сумма резерва валовой продукции:

 

1.4. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «ФосАгро»

 

Главной целью маркетингового анализа является выявление конкурентных преимуществ предприятия, спроса на производимые товары или услуги, и какие позиции предприятие занимает на рынке.

Анализ предприятия ФосАгро производится с помощью построения матрицы БКГ, сравнивая с конкурентами предприятия.

Матрица БКГ (BCG Matrix) – инструмент стратегического портфельного анализа положения на рынке товаров, компаний и подразделений исходя из их рыночного роста и занимаемой доли на рынке.

Анализ матрицы производится путём распределения темпов рынка и долей рынка предприятия по отдельным группам:

1) Звёзды - они обладают самыми высокими темпами рыночного роста и занимают наибольшую долю на рынке. Они популярны, привлекательны, перспективны, быстро развиваются, но при этом требуют значительных инвестиций в себя. Потому они и «Звезды». Рано или поздно рост «Звезд» начинает замедляться и тогда они превращаются в «Дойных коров».

2) Дойные коровы - (они же «Денежные мешки») для них характерна большая доля рынка, при низком темпе его роста. Затратных инвестиций «Дойные коровы» не требуют, принося при этом стабильный и высокий доход. Этот доход компания использует для финансирования других продуктов. Отсюда и название, эти продукты буквально «доят».

3) Трудные дети - у них все наоборот относительная доля рынка маленькая, но темпы роста продаж – высокие. Чтобы увеличить их рыночную долю требуются большие усилия и затраты. Поэтому компания должна провести тщательный анализ матрицы БКГ и оценить, способны ли «Темные лошадки» стать «Звездами», стоит ли в них вкладываться. В общем, картина в данном случае очень неясная, а ставки высоки, потому они и «Темные лошадки».

4) Дохлые собаки - (или «Хромые утки», «Мертвый груз») у них все плохо. Низкая относительная доля на рынке, низкие темпы роста рынка. Доход приносимый ими и рентабельность малы. Обычно они самоокупаются, но не более того. Перспектив нет. От «Дохлых собак» следует избавляться или хотя бы прекратить их финансирование, если без них можно обойтись (может быть такая ситуация, когда они необходимы для «Звезд», например).

Имеются данные по выручке предприятия и основного конкурента. Основным конкурентом «ФосАгро» является предприятие ОАО «Акрон»

 

 

Вид минеральных удобрений Выручка, тыс. руб. Выручка ключевого конкурента 2015 год, тыс. руб.
2014 г. 2015 г.
МАФ 2812776,38 2 604 459 2 874 681
ДАФ 3205123,84 3 285 210 1 898 799
ДАФК 811252,715 1 310 892
NPK 769286,28 2 046 667
ЖКУ 177033,549 206 777 2 056 001
Итого 7775472,77 7 564 013 10 187 040

 

На основе данных просчитываются темпы роста рыка и относительные доли.

Наименование Выручка, тыс. руб. Выручка основного конкурента за 2015 год, тыс. руб. Показатели
2014 г. 2015 г. Темп роста рынка, % Относительная доля рынка, %
МАФ 2 604 459 2 874 681 92,59% 90,60%
ДАФ 3 285 210 1 898 799 102,50% 173,02%
ДАФК 1 310 892 97,63% 60,42%
NPK 2 046 667 87,81% 33,01%
ЖКУ 206 777 2 056 001 116,80% 10,06%
Итого 7 564 013 10 187 040 97,28% 74,25%

http://acron.ru/ официальный сайт, группы предприятий Акрон.

 

Распределение продуктов по категориям    
Категория Число Продажи
Звезды
Дойные коровы
трудные дети
Собаки

 

Проведя анализ выявлено, что почти все продукты относятся к категории «трудные дети» и только один вид минерального удобрения МАФ относится к «звёздам». Следовательно портфель предприятия не сбалансирован, соответственно из за спада продукции

 

 

При чём здесь прибыль и рентабельность У вас другие резервы

Нет ссылок на литературу

Где теория по факторному анализу реализованной продукции

 

Эта тема подразумевает анализ и маркетинговой деятельности предприятия по анализу спроса и ценовой политике

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...