Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Исследование восприятия

Восприятие- это психический процесс, осуществляющий це­лостное, интегрированное отражение предметов, явлений и со­бытий окружающего мира. Восприятие возникает при непосред­ственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориен­тировку человека в окружающем мире. Подобно мышлению, памяти, вниманию восприятие - познавательный процесс. Оно направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Известный русский физиолог и психолог И.М.Сеченов счи­тал, что акт восприятия включает в себя афферентные импульсы, поступающие в ЦНС от органов чувств, и эфферентные импуль­сы, идущие от головного мозга к различным анализаторам.

Глаз «ощупывает» предметы мира, эти «ощупывания» входят в состав зрительного восприятия, соединяясь с проприоцептивнъши сигналами (сообщающими информацию о положении и движении тела, которые обеспечивают кинестетические ощущения) от гла­зодвигательных мышц. Это положение И.М.Сеченова оказалось исходным для исследований многих советских ученых (В. П. Зинченко, А. П. Запорожец, Л. А. Венгер). В работах этих авторов было показано, что восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей среде.

Исследования А.Н.Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера и других авторов свидетельствовали о том, что развитие вос­приятия детерминируется задачами, возникающими перед чело­веком в его жизнедеятельности. Известный отечественный пси­холог С. Л. Рубинштейн утверждал, что человеческое восприятие всегда является обобщенным и зависит от направленности лич­ности. Таким образом, в отечественной психологической науке восприятие рассматривается как перцептивная деятельность, характеризующаяся обобщенностью и мотивированностью, обеспе­чивающими ориентировочную деятельность человека в окружаю­щем его мире.

§ 2. Нарушения восприятия

При психических заболеваниях нарушается и искажается нор­мальный отражательный процесс в коре головного мозга. Эти на­рушения выявляются при изучении познавательных процессов, один из которых и есть восприятие.

Патопсихологические исследования показывают, что наруше­ния восприятия могут проявляться в разных характеристиках дея­тельности: в затруднениях узнавания, в искажении воспринимае­мого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, пере­стройках мотивационной стороны перцептивной деятельности. Таким образом, при психических заболеваниях нарушения вос­приятия принимают различные формы. К ним относят:

агнозии;

псевдоагнозии при деменции;

обманы чувств;

нарушения мотивационного компонента.

Агнозии

Агнозия (от греч. а - отрицательная частица, gnosis - знание) - это расстройство узнавания характеристик предметов и звуков. Выделяют зрительные, тактильные и слуховые агнозии.

Зрительные агнозии проявляются в том, что человек при со­хранении достаточной остроты зрения не может узнавать предме­ты и их изображения. Зрительные агнозии подразделяются на предметные, цветовые, знаковые и пространственные.

Тактильные агнозии заключаются в расстройстве опознания предметов на ощупь (астереогноз) или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представлений о схеме тела (соматоагнозия).

Слуховые агнозии проявляются в нарушениях фонематического слуха, определяющего способность человека к различению звуков речи.

Для больных с органическими поражениями мозга явления аг­нозии состоят в выделении в предметах то одного признака, то другого, но узнать его, объединив все признаки, т. е. осуществить синтез, не могут. Таким образом, процесс восприятия при психи­ческих заболеваниях приобретает характер отгадывания и сту­пенчатости узнавания предметов. Например, при исследовании больной В. предъявленную ей картинку с изображением граблей она интерпретирует следующим образом: «Это щетка, может, по­ловая, а может, и зубная. Но почему у нее такие редкие ворсинки?

Нет, это не щетка. Может, это грабли? Но почему здесь грабли? Зачем? Не знаю, что это». Нарисованный на картинке гриб боль­ная называет то стогом сена, то лампой.

Патопсихологические исследования свидетельствуют о том, что больные с нервно-психическими расстройствами демонстри­руют, хотя и поэтапно, тенденцию к узнаванию конкретных изо­бражений, но особые трудности при этом вызывает у них соотне­сение схематических рисунков с определенной категорией пред­метов. Например, при предъявлении пунктирного изображения пресс-папье больная Н. называет этот предмет «какими-то точка­ми». При демонстрации ей силуэтного изображения пресс-папье она говорит, что это «странный предмет, похожий на корабль или лодку». И только когда ей показывают конкретное изображение данного предмета, она его называет правильно. Часть больных имеет другие особенности: им трудно узнать предмет на рисунке, но они могут легко и во всех подробностях описать его форму. При этом следует отметить, что в ответах большинства больных проявляется сомнение и неуверенность в правильности своих вы­водов.

А. Р. Лурия считал, что процесс нарушения зрительного анали­за у таких больных «превращался в серию речевых попыток рас­шифровать значение воспринимаемых признаков и синтезировать их в зрительный образ». Экспериментальные данные свидетельст­вуют о том, что больные не могут сразу воспринять рисунок, вос­приятие у них приобретает характер дезавтоматизированного действия, при котором нарушается процесс обобщения и интегра­ции признаков предмета в единое целое. Например, узнав фотогра­фическое изображение, испытуемая Н. не смогла перенести это узнавание на силуэтное изображение.

Итак, патопсихологический эксперимент выявляет нарушения обобщающей смысловой функции восприятия. Особенно ярко по­добные агностические расстройства проявляются у дементных больных.

Псевдоагнозии при деменции

При органической деменции выявлены нарушения узнавания силуэтных картинок и пунктирных рисунков. При экспозиции си­туационных рисунков больные не улавливают смысл сюжета, хотя и могут описать отдельные картинки. Описание конкретных предметов зависит от того, на какой части рисунка больной фик­сирует свой взгляд. Потеря смысла сюжета перекрывается описа­нием конкретных предметов. У некоторых больных может быть нарушено восприятие формы (испытуемый называет треугольник клином). При рассмотрении раскрашенных сюжетных рисунков дементные больные фиксируют свое внимание на яркой раскраске отдельных частей картинки, теряя при этом общий смысл сюжета. Поэтому отдельные части картинки интерпретируются ими иска­женно (больной, обращая внимание на торчащие уши лошади, называет ее птицей).

Восприятие, освобожденное от организующей роли мышле­ния, легко становится диффузным, недифференцированным, и это является причиной его структурного распада. Несуществен­ные элементы рисунка делаются центром внимания и ведут к не­правильному узнаванию предмета, при этом выпадают смысло­вые компоненты сюжета. Итак, процесс распада восприятия у дементных больных подтверждает ведущую роль фактора осмыс­ленности и обобщенности в любом акте перцептивной деятельно­сти человека.

Обманы чувств

В зависимости от наличия или отсутствия раздражителя обма­ны чувств могут относиться к категории иллюзий или галлюцина­ций. Одним из наиболее часто встречающихся симптомов рас­стройства восприятия при шизофрении являются галлюцинации.

Галлюцинациями называются ложные восприятия. Больные ви­дят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует. Галлюцинант - это человек, внутренне убежденный в том, что он что-то воспринимает, тогда как во внешнем мире в данный момент не существует реального предме­та, способного вызвать это восприятие. Считается, что галлюци­нации возникают без наличия раздражителя. У больных могут возникать и иллюзорные восприятия, при которых имеются кон­кретные раздражители. Но у больного в этом случае формируется его искаженное восприятие.

Галлюцинации имеют общие и отличительные черты при срав­нении их с представлениями, получаемыми от реальных предме­тов. Для галлюцинаций характерно следующее:

1) галлюцинаторные образы проецируются вовне. Больные от­носятся к галлюцинациям как к реально воспринимаемым объек­там;

2) галлюцинаторный образ, как правило, чувственно окраши­вается. Яркость впечатлений, чувственность образа убеждают больных в реальности галлюцинаций;

3) возникновение галлюцинаторного образа сопровождается отсутствием подконтрольности. Больного невозможно убедить в том, что галлюцинаторного образа реально не существует.

Вопрос о механизме возникновения галлюцинаций изучался многими учеными. И. П. Павлов считал, что галлюцинации воз­никают при наличии гипнотической парадоксальной фазы. Пара­доксальная фаза как состояние характеризуется тем, что слабые раздражители приобретают большую силу, чем сильные (например, во сне или при приеме некоторых лекарств). С.Я.Рубинштейн пришла к другим выводам. Она считала, что одним из важных патогенетических условий формирования гал­люцинаций является затрудненность прислушивания и распозна­вания звуков. В сложном патогенезе галлюцинаций, по ее мне­нию, большую роль играет изменение деятельности внешних и внутренних анализаторов. Наличие подпороговых (не осознавае­мых больным) раздражителей, вызывающих перегрузку деятель­ности его анализаторов, как внешних, так и внутренних, играет существенную роль в патогенезе обманов чувств.

Среди нарушений восприятия выделяют также псевдогаллюци­нации. Псевдогаллюцинации проецируются не во внешнем про­странстве, а во внутреннем - голоса звучат «внутри головы», больные слышат их как бы внутренним ухом. Больные говорят об особых видениях, об особых голосах, но они не идентифицируют их с реальными предметами и звуками. Псевдогаллюцинации ха­рактеризуются насильственным характером воздействия, оказы­ваемого на больного. Галлюцинации и псевдогаллюцинации мо­гут быть тактильными, вкусовыми, кинестетическими. Сочетание псевдогаллюцинаций с симптомом отчужденности носит название синдрома Кандинского. При этом синдроме больных охватывает чувство «сделанности» или «навязанности» кем-то подобного восприятия, возникающих мыслей; им кажется, что кто-то на них воздействует со стороны.

Главной особенностью обманов чувств при психических забо­леваниях является отсутствие их непосредственной идентифика­ции с реальными предметами и их качествами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...