Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные и частнонаучные методы познания теории государства и права

Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение спе­циальных и частных методов познания государственно-правовых явлений.

Традиционен для юридической науки формально-юри­дический метод. Исследование внутреннего строения пра­вовых норм и права в целом, анализ источников (форм пра­ва), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т.п. – все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм государства, и при определении и юри­дическом оформлении компетенции органов государственного управления, и в других случаях.

Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-управленческие феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.

В наше время, когда закономерно усиливаются инте­грационные процессы, возрастает роль метода сравнитель­ного государствоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-управленческие институты раз­личных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставле­нии большого числа сходных объектов. Например, достоин­ства и недостатки государственных, правовых и управленческих институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с анало­гичными институтами других стран. Значение данного мето­да возрастает, когда возникает необходимость в политичес­ких и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механи­ческим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

К специальным относится и метод государственно-управлен-ческого моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлени­ями имеется определенное сходство, а потому, зная свой­ства и признаки одного из них (модели), можно с достаточ­ной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рацио­нальной структуры административно-территориального де­ления, при формировании системы законодательства, при поиске наиболее оптимальных управляющих воздействий и др.

В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государ­ственных и правовых проблем. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей го­сударственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологи­ческие исследования содействуют разработке ключевых воп­росов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, стати­стических и иных данных.

Принятие управленческих решений на основе интуиции и здравого смысла должно уйти в прошлое. Сегодня надо стремиться к тому, чтобы ни одно более или менее крупное управленческое решение не применялось бы без предварительного изучения соответствующей проблемы методом социологического исследования.

Социологические исследования выполняют обычно в системе управления роль обратной связи. Прежде чем что-то менять в системе субъекту управления, надо как минимум учитывать реакцию на это объекта управления, т.е. хорошо исследовать общественное мнение. Это, конечно, можно сделать и через средства массовой информации, и через специально организованный референдум, однако точнее и дешевле это делается методом социологического исследования.

Современные социологические исследования можно различать по разным основаниям:

1. По методам фиксации единичных событий:

а) наблюдение (внешнее, участвующие);

б) изучение документов или контент-анализ (личные или общественные документы);

в) опросы (анкетирование, интервью);

г) натурный эксперимент.

2. По методам сбора первичной информации:

а) сплошное обследование;

б) выборочное обследование.

3. По методам анализа первичной информации:

а) качественный анализ на базе индукции и дедукции, абстрагирования, идеализации и т.д.;

б) количественный анализ на базе статистического поиска закономерностей, социального моделирования и т.п.

В то же время, все они, как уже говорили, являются связующим звеном теории государства и права с общественной практикой. Классический путь любой науки – от теории к практике, от практики к новой, обогащенной проверенными гипотезами, теории – государство и право сокращает за счет проведения социологических исследований. Они ей в большой мере заменяют практику, поскольку внедрение в общественную жизнь не обкатанных на практике гипотез часто затруднительно и невозможно.

В процессе развития методов социологических исследований родилась новая отрасль социологического знания под названием «социальная инженерия» или «методика и техника социологических исследований». Предметом ее изучения, как следует из названия, являются методы, способы и приемы проведения эмпирических исследований.

Знание этих методов позволяет грамотно составить программу социологического исследования, провести количественное измерение исследуемых социальных характеристик, конструирование соответствующего инструментария, сбор и анализ первичной эмпирической информации, написание аналитической записки.

Выбор методов социологического исследования зависит от задач, сложности и масштабности проводимого исследования. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Применяются и другие частные методики, например, деловые игры при изучении государства и права, позволяющие промоделировать ту или иную ситуацию до ее введения в практику. Эти игры получили большое распространение при разработке различных выборных технологий, подготовке кадров для системы государственного управления, конкурсных отборов на должности в сфере государственной службы и др.

 

Раздел 2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...