Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Профилактика девиантного поведения и

Правонарушений учащихся

 

План.

1.Основные понятия темы.

2.Причины девиантного поведения.

3.Пути профилактики девиантного поведения и работы с детьми с девиантным поведением.

 

Юричка Ю.И., Юричка А.Ю. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения. М., 2005.

Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: /М.И.Рожков,М.А.Ковальчук, И.В.Кузнецова и др. ; Под ред.М.И.Рожкова.- М. :ВЛАДОС, 2003.-239с.

 

 

Девиантное поведение (отклоняющееся от общепринятых норм) – это отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиант – это личность с отклонениями в нравственном развитии и поведении.

Трудновоспитуемый ребенок – тот, который оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумение найти к нему индивидуальный подход, дефект психического или социального развития. Это сознательное или бессознательное сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию.

Педагогически запущенный – это такой ребенок, у которого не сформированы важнейшие социальные качества личности. Устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.

Делинквент (правонарушитель) – субъект, чьё отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляет собой уголовно наказуемые действия.

Реабилитация – восстановление, система психолого-педагогических мер, направленных на включение девиантного ребенка в социальную среду, учебно-воспитательный процесс.

Вот они главные истины эти:

Поздно заметили…

Поздно учли…

Нет, не рождаются трудными дети,

Просто им вовремя не помогли.

Наиболее существенные признаки девиантного поведения: недисциплинированность, негативное отношение к нравственным нормам, недобросовестное отношение к социально ценным поручениям, жестокость, эгоизм, бродяжничество, агрессивность, наличие вредных привычек и др.

 

Причины девиантного поведения:

1) семейное неблагополучие (отрицательная атмосфера, деформация внутрисемейных отношений, антисоциальное поведение родителей, низкий уровени материальной обеспеченности и др.); 2) недостатки в работе школы: (недостаточная подготовленность учителя, разрозненность воспитательных воздействий и др.); личностные компоненты (неразвитость духовных интересов, отставание в психо-физиологическом развитии, нервозность, гиперактивность и др.); 4) нарушения в общении (неуживчивость, грубость, агрессивность и др.).

Блонский П.П. В книге «Трудные школьники» так определил их трудность (Девиантология, с. 8): «С субъективной точки зрения трудный ученик такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. …С которым учителю тягостно заниматься, который требует от учителя много работы». Он выделяет такие основные типы среди «трудных»: неуспевающие, дезорганизаторы, ленивые, единственные дети в семье, психически недоразвитие.

К трудным относят нередко слабоодаренных детей, детей с установками, чуждыми школе, с резко выраженной индивидуальностью.

 

«Чтобы воспитать личность во всех отношениях, надо знать её во всех отношениях» К.Д.Ушинский.

Работа с детьми с девиантным поведением должна начинаться с диагностики. Объектом её будет являться учащийся и окружающая его среда, её воспитательные возможности.

В задачу диагностики входит: 1) определение общего уровня воспитанности личности; 2) выявление деформированных отклоняющихся от норм качеств и черт характера; 3) определение положительных черт и качеств; 4) изучение микроклимата семьи; 5) изучение влияний неформальных объединений.

При реконструкции характера главное – найти точку опоры, то положительное, что станет основой реабилитации.

Перед педагогами стоит задача – профилактика отклоняющегося поведения (предупреждение).

В РБ разработана концепция и программа профилактики правонарушений несовершеннолетних. Для этого создаются: 1) центры реабилитации (правоохранительные органы, педагоги, психологи, медицинские работники, социальные службы); 2) в школе психолого-педагогические консилиумы, комиссии по работе с детьми «группы риска»; 3) социальные педагоги, психологи.

Профилактика и преодоление отклонений предполагает работу с семьёй подростка, с ним самим. Включает учебную работу, внеклассную и внешкольную, осуществление контроля за деятельностью, работу с учреждениями дополнительного образования.

Для профилактики необходимо создание психоло-педагогической, правовой, наркологических служб, служб социальной помощи и защиты подростков, телефонов доверия, организация клубов молодой семьи, индивидуальную работу с трудными детьми, психолого-педагогические консультации.

Выделяют общую профилактику – это меры направленные на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, направленных на содействие семье в выполнении ею своих функций по воспитанию детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов.

Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей «группы риска» и «девиантных детей». Эта работа осуществляется в тесном сотрудничестве школы, семьи, неформальных групп.

В первую очередь важно преодолеть негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (семья, асоциальная группа). Радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа или специальные учебно-воспитательные учреждения не всегда приносят ожидаемый результат (детские дома, патронатное воспитание).

В предупреждение отклонений в поведении подростков важная роль отводится работе с семьей. Можно использовать коррекционное воздействие на семейное общение, если существует взаимопонимание между педагогами и родителями. Осуществление педагогического всеобуча. Воздействовать через родительский комитет и совет школы. Важное направление – переориентация направленности группового общения подростков.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...