Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы вербовки людей в деструктивные культы.

Цель вербовщиков, занимающихся обращением новых членов в деструктивный культ, заключается в том, чтобы обращаемый принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые движения пытаются совершить полное обращение в течение нескольких выходных дней, на протяжении которых человек подвергается интенсивной обработке; другие имеют более мягкий подход, в таких группах обращение может длиться в течение нескольких недель или месяцев, прежде чем новообращенному позволят называться членом группы. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса. Частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за личных качеств и способностей вербовщика, неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться групповому давлению, скуки или внекультовых обязательств и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/или настоятельными даже для высокого давления убеждений группы.

Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, они становятся воплощением «идеальной личности», образ которой культивируется данным движением (соглашаются с верованиями и наставлениями движения, чтобы они «стали как дети», «стали полностью спокойными», «были отделенными от материального мира» и тому подобное), и заменяют свой прежний стиль жизни, словарный запас, интересы, друзей и ценности тем, что предписано новым обществом.

Результаты исследования показали, что вовлечение в культовые группы может происходить самым ординарным способом. Например, к человеку могут подойти на улице или в метро различного рода миссионеры и очень вежливо спросить: «С Вами можно поговорить? Знаете, как у нас интересно? Хотите забыть все болезни? Хотите хорошо учиться и выучить несколько языков? Хотите узнать настоящего Бога?» Свидетели Иеговы, как правило, ходят по квартирам с предложением бесплатного изучения Библии. Их первая речь может выглядеть так: «Мне очень приятно застать Вас дома. Я делюсь с соседями одной очень воодушевляющей мыслью из Библии. Не задумывались ли Вы...?» Или так: «Мы призываем людей читать Библию. Люди часто бывают сильно удивлены: насколько мудро Библия отвечает на самые насущные вопросы...». А далее, как бы им не ответили, иеговисты будут готовы продолжить беседу в любом русле, которое более всего подходит для конкретной ситуации и человека. Дело в том, что секта выпускает для своих миссионеров пособие «Как завести и продолжить разговор на библейскую тему», которое содержит 86 стандартных вариантов завязывания бесед с незнакомыми людьми в зависимости от их настроения, занятости, знания библейских сюжетов, вероисповедания.

Во вступительной части пособия говорится: «Неподдельный интерес к людям, которых мы встречаем, поможет тебе затронуть их сердце. Этот интерес можно выразить теплой улыбкой, приветливостью, готовностью выслушать собеседника и приспособить к нему свои замечания, также интерес можно выразить вопросами, которые поощряют твоего собеседника высказываться и помогают тебе понять его точку зрения»[80].

Свидетели Иеговы строго следуют подобным наставлениям. Их словесная аргументация в беседах с незнакомыми людьми всегда подкрепляется эмоциональным компонентом и невербальными знаками общения (мимика, жесты и т.д.), что рассматривается психологами как вербально-поведенческий резонанс[81].

Кроме того, почти вся печатная продукция, выпускаемая Обществом Сторожевой Башни, психологически точно направлена на поиск новых адептов, что подтверждается даже публикуемым на последней странице вопросом к читателям: «Хотели бы вы, чтобы вас посетили?» Несомненно, человек, испытавший тяжелое потрясение и не имеющий возможности с кем-то поделиться своим горем, ищет моральную поддержку и жаждет общения. Побеседовав с посетившими его миссионерами, такой человек ощутит подлинную заинтересованность в понимании и разрешении волнующих его проблем. Причем его будут принимать таким, каков он есть, со всеми достоинствами и недостатками, без осуждений. Более того, первое время человек будет ощущать не только заинтересованность в себе, но почувствует теплоту, ласку и даже любовь.

Например, адепты МОСК (Международное общество сознания Кришны) приглашают потенциальных новичков на «вегетарианский пир», где новички подвергаются «бомбардировке любовью», т.е. они становятся фокусом интенсивного внимания и внезапной привязанности, их заставляют ощущать себя особыми, духовно предопределенными и избранными, им угождают, как детям.

Для вовлечения в секты используются и другие способы. Например, те же мунисты арендуют спортивные залы, где ведут занятия групп объединенных боевых искусств. В Санкт-Петербурге Всемирную ассоциацию объединенных боевых искусств возглавляет мунист М.Келлет. Чуть раньше подобным способом заманивал ребят в секту «Великое белое братство» тренер по кикбоксингу С.Л.Лобозинов. Изложенные факты говорят о том, что секты учитывают интересы различных категорий людей. Причем очень часто вербовщики подгоняют свои описания секты таким образом, чтобы они соответствовали интересам предполагаемого адепта. Например, предполагаемый адепт, ищущий духовного продвижения, может быть приглашен в «духовную дискуссионную группу»; интересующийся психологией может быть приглашен на семинар по «человеческому потенциалу» и т.д.[82]

{mospagebreak}

Адепты Церкви унификации (Мунисты), как правило, вербуют новичков на семинарах по педагогике. Широкомасштабные вербовочные кампании мунистов до сих пор включают в себя бесплатные поездки за границу, курсы иностранных языков и воскресные семинары для студентов. Чтобы создать положительный эмоциональный фон во время проведения семинаров, мунисты практикуют совместное исполнение как популярных эстрадных, так и религиозных песен. В репертуаре мунистов можно встретить много мелодичных и зажигательных песен. Например, «Под небом голубым», «Надежда», «Веселый ветер», «Подмосковные вечера» и т.д. Основной вербовочной организацией мунистов является CARP - Collegiate Association for the Research of Principe (Вузовская ассоциация по изучению принципа), которая выступает как студенческая организация и объединяет в себе максимальное количество молодых, не обремененных семейными проблемами людей. Часто мунисты вербуют людей на улицах, «одаривая» прохожих календариками и открытками, в свою очередь человеку настоятельно предлагается сделать пожертвование в пользу студенческой организации. Предложение делается в тот момент, когда человек уже держит в руках «подарок» и ему уже неловко его вернуть. Если психологическая уловка срабатывает, то человек обычно жертвует больше денег, чем стоит календарь. Культовые вербовщики делают все, чтобы заинтересовать своим «учением» людей, но никогда и ни в одном движении им не открывают все учение целиком, не говорят сразу же о запретах и ограничениях, об отрицательных моментах в истории секты. Например, мормоны, которые называют свою организацию Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, не скажут новым адептам о том, что до 1890 года они поощряли многоженство, что «Книгу Мормона» они предпочитают Библии.

Сайентологи также как и многие другие культовые организации, вербуют большинство своих членов на улицах, раздавая листовки и приглашения на психологическое тестирование, семинары и тренинги. Также ими устраиваются различные выставки, направленные в большинстве случаев против современных методов психиатрии. Саентологическая организация практикует сборы подписей «против наркотиков». Во время этой акции желающим оставить свою подпись, предлагается посетить офис организации.

Одной из характерных черт культов является деятельность одной и той же организации под разными названиями. Этот тактический ход позволяет культам привлекать к себе максимальное количество людей с разнообразными интересами и потребностями. Например, «Движение объединения» (Церковь объединения) под руководством Сан Мён Муна до недавнего времени имело официальное название «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства». Здесь есть определенное лукавство, потому, что буквальный перевод с корейского означает: «Спиритическая ассоциация за объединение мирового христианства», но мунисты сознательно переводят название на европейские языки как «Движение Святого Духа». Весной 1997 года Мун приказал своим последователям более не употреблять название «Церковь объединения», и переименовал организацию во «Всемирную ассоциацию семей за мир во всем мире». На сегодняшний день Церковь объединения имеет более 300 организаций, или отделений, работающих в самых различных сферах человеческой деятельности – торговле, бизнесе, индустрии, политике, науке. Есть «Конференция профессоров за мир во всем мире» - в науке, «конференция политических деятелей за мир во всем мире», а также «Международная ассоциация женщин за мир во всем мире» - в политике. В России действовал «Международный культурный фонд», есть и «Международный религиозный фонд». Добавим сюда и «Вузовскую ассоциацию по изучению принципа» (CARP)[83].

Саентологическая организация – один из самых опасных деструктивных культов, тоже маскируется под разными названиями. «Центр религиозной технологии», «Направляющий Центр Хаббарда», «Хаббард-колледж», «Международный центр детоксикации», «Церковь сайентологии», «Центр дианентики», «Гуманитарный центр Хаббарда», «Нарконон», «Студема», «Хаббард-колледж» - это названия главных сайентологических организаций. Известно, что сайентологи принимают в свои ряды и психически не здоровых людей, с целью легкой наживы[84].

Из приведенных примеров видно, что существуют десятки способов вовлечения людей в культовые группу. Причем вербовщики учитывают как индивидуальные и личностные особенности своих потенциальных последователей, так и различные жизненные ситуации, в которых оказываются люди. Иногда способы вовлечения удивляют своей изобретательностью. Например, многие культовые групп и религиозные секты (в частности Богородичный центр) рассылают свою литературу и приглашения присоединиться к движению в места лишения свободы. Свидетели Иеговы и сайентологи оставляют листовки и брошюры соответствующего содержания в больницах среди рекламных проспектов.

Таким образом, вовлечение в деструктивные культы представляет собой сложный многогранный процесс, в исследовании которого необходимо учитывать как социальные, так и субъективно-психологические предпосылки.

{mospagebreak}

Опасность вовлечения в деструктивный культ грозит каждому, кто любопытен, общителен и отзывчив, а также любому, кто не знаком с приемами психологических манипуляций. При этом охватываются фактически все возрастные группы населения - от школьников до обитателей домов престарелых. В отличие от традиционных конфессий, куда человек идет самостоятельно, культы сами находят своих адептов. Причем как среди верующих, так и среди атеистов.

Несмотря на то, что существует столько способов вовлечения в секты, сколько существует сект, в подавляющем большинстве случаев человека втягивают в секту обманным путем, обещая счастье, раскрытие смысла жизни, раскрепощение, свободу, преображение, вечную жизнь и исцеление от всех болезней. Ему говорят, что Бог через Учителя призвал именно его, потому что он умен, красив, талантлив и предназначен для великой миссии. Обман, теплота, ласка, лесть и обещания - старые и испытанные способы вовлечения в деструктивные культы. Ими пользовались много лет назад, ими пользуются и сегодня, т.к. они позволяют вовлекать в секты людей без их осознанного согласия.

Как уже отмечалось, одним из главных факторов, обеспечивающих деструктивным культам большое количество последователей, является неосведомленность людей относительно того, что представляют собой манипулятивные методики используемые культами. Для поддержания этой благоприятной обстановки, со стороны культовых организаций развернута настоящая информационная война.

Ярким подтверждением тому служит история, связанная с организацией «Сеть просвещения о культах» (Cult Awareness Network - CAN) – самой большой и массовой общественной организацией для семей, чьи родственники оказались причастны к культам. CAN изображалась последними как группа фашистов, стремившейся лишить людей свободы вероисповедания. В 1994 году CAN проиграла один из множества целенаправленно изматывающих судебных процессов, возбуждаемых членами культов по всей стране, и была оштрафована на 1,875 миллиона долларов. В конечном итоге название CAN, номер почтового ящика, номер телефона доверия и служебный штамп, были проданы на аукционе одному из членов Церкви Сайентологи. При этом сеть не прекратила свое существование, а продолжает свою деятельность только уже в противоположном направлении. Сайт CAN (www.cultawareness.org) утверждает, что используется Фондом религиозной свободы, и отрицает существование контроля сознания. Сайт фабрикует приводящую в замешательство мешанину правды, полуправды и лжи и пытается отождествить «антикультовое» с «антирелигиозным»[85].

МЕТОДЫ, ТЕХНИКИ И МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОЗНАНИЕ
АДЕПТОВ В ДЕСТРУКТИВНЫХ ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЯХ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...