Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восемь приемов контроля сознания Р. Лифтона.

После долгого исследования Робертом Лифтоном была разработана психологическая теория тоталитаризма. В своей книге «Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида», Лифтон пытался объяснить психологические механизмы, сделавшие из профессиональных врачей профессиональных убийц. Проведенные им исследования позволили ему понять, как психологически здоровые люди, интеллектуальные, образованные и идеалистичные, довольно быстро могут стать фанатиками движений, идеология которых прямо противоположна их бывшим убеждениям. Такое резкое и глубокое изменение личности является результатом специфической реакции человеческой психики на чрезвычайное групповое давление и манипулирование основными человеческими потребностями. Лифтон назвал это явление «удвоением». «Удвоение заключается в разделении системы собственного «я» на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым «я». Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от старого «я», что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т. п.) недостаточно для жизненного функционирования. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, «частичное «я», которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых – психологически – условиях. Новое частичное «я» действует как целостное «я», устраняя внутренние психологические конфликты. При удвоении две «личности» знают друг о друге, и все-таки действия «злой» половины не имеют никаких моральных последствий для того «я», которое не несёт на себе зла. В Аушвице врач мог через удвоение не только убивать и осуществлять вклад в убийство, но и молча организовывать в интересах этого зловещего процесса всю структуру своего «я», все аспекты своего поведения. Таким же образом, как показывает опыт «Народного храма», «Белого братства» и ряда других сект, человека можно подвести к почти бесконфликтному принятию идеи самоубийства»[103].

Необходимо отметить, что феномен «удвоения» возникает только у взрослых людей и является защитной реакцией сознания на ситуацию, когда человек оказывается на грани выживания (например, жертва концлагеря, солдат на войне, человек, перенесший какую-либо серьезную катастрофу). Опыт работы психологов с бывшими узниками концлагерей и ветеранами войн говорит о том, что эффект «удвоения» не проходит бесследно для психики человека, налагая на нее печать нарушения и отхода от нормы. По оценкам специалистов, руководители тоталитарных сект искусственным путем с помощью психологических манипуляций создают условия, при которых у адептов сект возникает этот же феномен. Затем они используют его лабильную психику в своих целях.

Впрочем, по мнению Лифтона, не смотря на все изменения, произошедшие в психике человека в результате «удвоения», он еще может вернуться к нормальной жизни, однако при условии, что его личность изначально была сформирована в обычной социальной обстановке. Таким образом, у нас есть все основания для эффективной помощи жертвам деструктивных культов[104].

{mospagebreak}

Модель «промывания мозгов» разработанная Лифтоном считается классической и содержит восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания:

1) Контроль окружающей обстановки (среды). Предусматривает жесткое структурирование окружения, регулирование общения и контроль информации. Сюда входит не только общение людей друг с другом, но и проникновение в сознание человека групповых представлений постепенно начинающих управлять его поведением.

2) Мистическое манипулирование. Специальная технология планирования случаев, демонстрирующих внешне спонтанные и «сверхъестественные» события[105]. Всем культовым институтам придается атмосфера великой тайны и божественности. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением Святого Духа».

3) Требование чистоты. Предполагается, что все лежащее за пределами культа грязно, «духовно невежественно», а значит должно игнорироваться адептами. Устанавливаются невыполнимые стандарты поведения, что способствует созданию атмосферы вины и стыда. Независимо от того, какие усилия прикладывает человек, он всегда терпит неудачу, чувствует себя скверно и работает еще усерднее[106].

4) Культ исповеди. Несмотря на то, что обряд исповеди смягчает душевные переживания, снижает вероятность рецидивов «греховного» поведения, он порождает зависимость от тех, кто приносит облегчение страданий и отпускает грехи. В деструктивных культах он направлен скорее на порождение чувства вины[107]. Обязанностью делиться и признаваться в любой мысли, чувстве или действии, которые можно заподозрить в несоответствии групповым правилам, разрушаются границы личности. Полученная при этом информация не прощается и не забывается, а используется в целях контроля[108].

5) «Святая наука». Объявление своих догм абсолютной, полной и вечной истиной, что поднимает их на «Священный уровень». Любая информация, которая противоречит этой истине, является враждебной.

6) «Зарядка» или «Передергивание» языка. Все деструктивные культы тщательно разрабатывают и развивают идиосинкразическую терминологию, которая используется, чтобы быстро и упрощенно отвечать на любые сомнения и затруднительные вопросы. Также этот специальный клишированный словарь внутригруппового общения устраняет саму основу самостоятельного и критического мышления. Кроме этого, язык помогает сектанту «во первых, выразить понятия чуждые его родному языку; во вторых, он создает в кругу посвященных чувство тайного общества; в третьих, он служит преградой для непосвященных, которым приходится «учить язык», прежде чем они смогут вступить в группу; и, наконец, он помогает сектантам ограждать себя от «мирских» людей»[109].

7) Доктрина выше личности. Этот метод является естественным следствием «священной науки» и предполагает, что личный опыт не отвергает «факты» в том виде, как они объясняются доктриной[110].

8) «Освобождение от существования» или «разделение существования». Согласно Лифтону, тоталитаристское окружение проводит четкую грань между теми, чье право на существование может быть признано, и теми, кто такого права не имеет, т. е. «цель оправдывает любые средства»[111].

Психологи, придерживающиеся данной модели, утверждают, что для достижения эффективного контроля над сознанием деструктивные культы используют каждый из восьми приемов[112].

BITE-модель Стивена Хассена.

Стивен Хассен является одним из ведущих специалистов в области контроля сознания и деструктивных культов[113]. Его взгляд на то, как осуществляется воздействие на адептов деструктивных культов, во многом похож на теорию Роберта Лифтона. Хассен во главу угла ставит термин «контроль сознания» (mind control), а не термин «промывание мозгов». Он считает, что контроль сознания осуществляется через контроль над поведением, информацией, мышлением и эмоциями.

{mospagebreak}

Когнитивный диссонанс.

Объясняя методы контроля сознания, Хассен основывается на теории когнитивного диссонанса, разработанной в 1950 году психологом Леоном Фестингером. Основной принцип теории когнитивного диссонанса заключается в следующем: «Если вы изменяете поведение человека, его мысли и чувства изменятся, сводя диссонанс к минимуму»[114]. На рисунках 1 – 3 схематически изображен процесс изменения личности под воздействием когнитивного диссонанса[115]. Основным постулатом указанной концепции является стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Когнитивный диссонанс возникает тогда, когда личность обладает одновременно как минимум двумя «знаниями» (когнитивными элементами), которые психологически противоречивы, что переживается как нечто неприятное. В связи с этим человек ищет ситуации, в которых диссонанс ослабляется, и избегает ситуаций, в которых он увеличивается. Эта концепция была подтверждена остроумнейшими экспериментами автора и его последователей[116]. Как описывал Фестингер, «диссонанс» — это психологическая напряженность, возникающая, когда поведение человека находится в противоречии с его убеждениями и верованиями. Сродни голоду, эта напряженность заставляет человека ощущать дискомфорт и принимать меры к его устранению. Люди предпочитают, чтобы их поведение, мысли и эмоции взаимно согласовывались, и допускают лишь незначительное несоответствие между этими тремя компонентами своей личности. Психологическое исследование показало, что, если один из трех компонентов изменится, остальные также изменятся в целях уменьшения когнитивного диссонанса[117].

Экспериментальные исследования показали, что разные люди обладают различной толерантностью к диссонансу, зависящей от наследственности и воспитания в раннем возрасте. «Создавать новую интерпретацию реальности для разрешения возникшего противоречия будут только люди с низкой толерантностью к диссонансу»[118].

По мнению Фестингера, существуют пять основных ситуаций, в которых редукция когнитивного диссонанса играет важную роль:

1) Конфликты после принятия решения. Когда личность вынуждена выбирать одну из двух альтернатив, положительные стороны отвергнутой альтернативы и отрицательные стороны избранной альтернативы создают диссонанс с принятым решением. После принятия решения происходит предвзятое изменение оценок в пользу уже выбранной альтернативы. Тем самым личность пытается устранить возникший диссонанс.

2) Вынужденное совершение поступков, на которые субъект не пошел бы. В данном случае диссонанс может быть значительным тогда, когда человек постепенно и строго добровольно позволяет вовлечь себя в деятельность, которая по ее завершению не удовлетворяет своим результатом и предстает как нечто, потребовавшее слишком больших усилий. Для ослабления возникшего диссонанса человек задним числом повышает ценность совершенного действия или обесценивает его негативные аспекты.

3) Селекция информации. Личность выбирает ту информацию, которая повышает ценность предпочтенной альтернативы поведения и обесценивает отвергнутую. Противоположная информация при этом игнорируется.

4) Несогласие с убеждениями социальной группы. Величина диссонанса возрастает с увеличением расхождений между конфликтующими убеждениями, важностью темы, степенью доверия к лидеру. Ослабление действия диссонанса может происходить двумя путями: во-первых, сближением своих убеждений с чужими; во-вторых, экстремизацией своих убеждений.

5) Неожиданные результаты действий и их последствий. Диссонанс возникает преимущественно в ситуации, когда деятельность или ее результат противоречит представлению о себе, особенно когда последнее касается способностей или нравственности личности, а также в ситуациях, когда в результате какой-либо деятельности неожиданно возникают побочные последствия. Редукция диссонанса происходит путем изменения первоначальной установки таким образом, чтобы облегчить принятие наступивших последствий[119].

Таким образом, личность, испытывающая состояние диссонанса, будет стремиться редуцировать его. Достигается это путем изменения одного из когнитивных элементов или добавлением нового, "примиряющего" диссонирующие элементы, а также путем поиска ситуаций, которые ослабляют диссонанс, и избеганием ситуаций, увеличивающих его.

{mospagebreak}

Развитие ВITE-модели.

В теории Фестингера имеются три компонента: контроль поведения, контроль мыслей и контроль эмоций. Каждый компонент неразрывно связан с двумя другими. Манипулируя всеми тремя элементами, культы начинают контролировать личность человека. Стивен Хассен добавляет к модели Фестингера четвертый, не менее важный компонент — контроль информации, который ограничивает способность человека к независимому мышлению. Эти четыре фактора для удобства называют аббревиатурой BITE (B — поведение, I — информация, T — мысли, мышление и E — эмоции).

I. Контроль поведения

Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жизни, позволяющий управлять их поведением. Когда участники не заняты изучением доктрины движения или культовыми ритуалами, перед ними обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свободное время – что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В деструктивном культе всегда найдется работа, которую необходимо делать[120].

Контроль поведения – это постепенно нарастающее регулирование физической реальности человека. Он состоит из трех основных компонентов.

1. Регулирование физической реальности. Члену культа обычно предписываются строгие правила жизни, которые определяют где, как, и с кем живет и общается человек. Внешний вид члена группы также регулируется определенными правилами. Руководство строго следит за тем, какую одежду, прическу носит человек и какие выбирает цвета.

Во многих культах существуют серьезные ограничения на разнообразие и объем питания, некоторые движения практикуют полный отказ от пищи и воды на сутки и более. Неадекватное питание маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовного совершенства.

Известно, что «голод является одним из могущественных факторов, оказывающих свое действие на психику и все поведение человека… Голодом могут сорваться выработанные социальные задержки, под его влиянием могут совершаться всякого рода преступления. В нервном аппарате, обеспечивающем питание, мы имеем принудительный механизм, который своим автоматическим действием оказывает могущественное влияние на человека… Надо оговориться, что голод получает безраздельное господство над психикой лишь в том случае, если пищевое возбуждение приобретает доминантный характер и не сталкивается с побуждениями более сильными»[121].

У голодного все обычные интересы отступают на задний план, кажутся мелкими. Ему все напоминает о еде, и голодом определяются все его действия.

Влияние голода на сознание заключается в следующем:

1. Если человек очень голоден, то репродукция представлений может всецело определяться голодом. Голодный думает только о еде и не станет читать интересной книги, и не будет наслаждаться прогулкой. Все построение представления тормозится, а представления о еде принимают навязчивый характер. Голод включает одни ассоциации и выключает другие.

2. При ощущении голода восприятие и внимание становятся односторонними. Сытый человек проходит мимо выставленных в окне съестных припасов, не замечая их, а голодный, наоборот, не останавливает внимания ни на чем, кроме еды; из внешних раздражений он ловит те, которые касаются его насущного влечения и способов его удовлетворения.

3. Голод ставит перед сознанием цель – изыскание способов удовлетворения. Сообразно с этой целью происходит отбор ассоциаций – возникают только представления, связанные с едой, и никакие другие представления и мысли в голову не приходят. Сознание сужается, и теряется способность оторваться от узкого круга представлений, вызванных влечением. Мысль приковывается к поставленной цели и работает до тех пор, пока задача не разрешена.

4. Суждения приходят в зависимость от влечения. От голодного человека нельзя требовать объективности[122].

{mospagebreak}

Также могут накладываться ограничения и на продолжительность сна. Сон играет очень важную роль в жизни человека, манипуляции сном могут оказать огромное влияние на всю его жизнедеятельность. Отказ от сна или его сокращение поощряется под маской духовных упражнений, необходимых тренингов или срочных и важных дел. Например, секта «Аум Синрике» практикует длительный отказ от пищи и сна, чтобы заставить адептов подчиняться приказам. Известно, что последователи Сёко Асахары в результате культовой обработки не отдавали себе отчета в том, что они совершают преступления[123]. Последователям Иоанна Береславского (Вселенская церковь Божией Матери преображающей) спать разрешается три-четыре часа, не раздеваясь и только на полу, через каждый час, вставая на пятнадцатиминутное бдение[124].

Лидеры культов стремятся держать своих последователей в финансовой зависимости, что делает последних более управляемыми. Например, «работникам» центра Дианетики выдается небольшая сумма денег на карманные расходы, а для того чтобы получить новую одежду, они должны писать прошение на имя руководства организации.

Время на досуг, развлечения, отпуска и каникулы у адептов деструктивных культов сокращено до минимума или отсутствует вообще. Над временем и деятельностью людей осуществляется жесткий контроль, члены группы подчинены рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать: Лекционный марафон, длительные заседания – встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов (визуализация), медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания. Такая перегрузка способствует понижению психологической защиты человека; понижает уровень внимания к окружающей среде; затрудняет способность критически оценивать группу; может вызвать трансоподобные состояния, при которых человек более подвержен внушению. Все это способствует навязыванию комплекса из новой доктрины, целей и определений, чтобы заменить прежние ценности посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки.

2. Основное время обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам. Индоктринация — это одно из универсальных (не только в религиозном смысле) психотерапевтических средств. Иначе говоря, это обычное просвещение, то есть более или менее навязчивое знакомство человека с картиной мира, которой придерживается данная конфессия. Психотерапевтический смысл просвещения опирается на тезис: как человек представляет себе мир, так он к нему и относится. Главное средство индоктринации — это проповедь категоричная и безапелляционная.

3. Выработка покорности и зависимости. Члены культов для принятия важных решений обязаны спрашивать позволения у лидера. Старшие должны ставиться в известность обо всех мыслях, чувствах и действиях подчиненных им людей. Проявления индивидуальности не одобряется, все члены культа должны мыслить и действовать в рамках официальной идеологии движения. Многими культовыми группами практикуется составление пар «друзей» по специальной системе в целях наблюдения и контроля над своими членами. Свидетели Иеговы формируют такие группы для проповеди на улицах и по домам. Обычно пара состоит из опытного (давнего) и неопытного (новообращенного) последователя движения. В культах поощряется доносительство лидеру о людях, чьи мысли и поступки отклоняются от групповых норм, в результате чего поведение личности контролируется всей группой.

Огромную роль в формировании человека с покорным характером играет система поощрений и наказаний. Оформленная в виде пирамиды структура культов позволяет лидерам навязывать жесткую систему поощрений и наказаний, за все виды поведения. Повиновение и хорошее исполнение вознаграждаются публичной похвалой, подарками или повышением по должности, в то время как неповиновение и плохое исполнение наказываются выговором, понижением по должности или поручением черной работы вроде мытья туалетов.

Можно формировать поведение почти любого существа. Можно обучать птиц. Можно формировать поведение рыб. Психологи обучали крошечных детей движением руки гасить и зажигать свет в комнате. Одним из результатов занятий по формированию поведения, особенно если они приносят обучаемому успех, является увеличение продолжительности внимания; фактически этим формируется продолжительность участия[125], при этом формирование поведения может протекать абсолютно не заметным для субъекта, на которого оказывается влияние. Для обучения человека какой либо модели поведения, также как и при дрессировке животных, используется «положительное или отрицательное подкрепление». Оно может быть словесным, тактильным или любым другим, лишь бы оно нашло отклик в душе человека и благосклонно принималось. Если подкрепление нравится человеку, он обычно изменяет свое поведение с целью получить его вновь, даже в том случае, если данное поведение является актом агрессии в адрес дающего подкрепление[126].

{mospagebreak}

Наглядным примером изменения поведения при помощи положительных подкреплений может служить изучение публикаций Сторожевой Башни свидетелями Иеговы. Обычно изучение проходит в очень скучной атмосфере, на занятиях разбирается несложный материал, заранее просмотренный дома. Один из членов общины зачитывает в слух статью, слушатели в этот момент следят за чтением по имеющемуся у них тексту. По прочтении материала слушателям предлагается отвечать на вопросы, приведенные в конце статьи. Задача отвечающих заключается в том, чтобы найти нужные ответы в тексте, поднять руку и зачитать несколько фраз из публикации или пересказать их близко к тексту. Обсуждение статьи, споры и вопросы, даже если они соответствуют тематике, не поощряются. Если слушатель все делает правильно, то получает одобрение (положительное подкрепление своего поведения) как в момент изучения публикации, так и после собрания в индивидуальном общении со старейшинами. Положительные подкрепления сами по себе не представляют собой ничего экстраординарного и довольно часто встречаются в обыденной жизни, но они очень эффективны. Изучение публикаций всегда проходят по одному и тому же сценарию, разбирается знакомый материал, слушатель не имеет возможности обсуждать статью, но, не смотря на это, все внимательно слушают чтение и активно отвечают на вопросы. В процессе таких изучений человека постепенно обучают не обсуждать содержание публикаций и принимать все написанное за истину.

Одним из мощных видов положительного подкрепления является «бомбардировка любовью». Когда новичок попадает в теплую атмосферу любящих его друзей. Большинство людей попавших в секты были привлечены благодаря этому приему.

Наиболее сильное влияние на человека оказывают отрицательные подкрепления, особенно если в их качестве используются такие резко неприятные стимулы, которые вызывают истинный страх и даже ужас. В лабораторных условиях психологи обнаружили феномен названный «выученная беспомощность». Если животное обученное избегать неприятного стимула, такого как удар электрического тока, при помощи нажима на рычаг или перемещения в другую часть клетки, поместить в среду, где нет абсолютно никаких способов избежать удара тока, оно постепенно прекращает все попытки отделаться от неприятности. Оно становится полностью податливым и пассивным, и может лежать, получая наказания, даже тогда, когда снова появляется путь к свободе. Животные в таких условиях обычно погибают, а люди оказываются более стойкими. Если человек подвергается строгой изоляции и неизбывному страху или боли, и если эти неприятные стимулы в последующем используются в качестве отрицательного подкрепления, то в тех случаях, когда человек может избегнуть или прекратить их действие, изменив поведение, некоторые люди идут на любые уступки, начиная делать абсолютно все, чтобы избежать отрицательного подкрепления[127]. Доказательством этого служат случаи, когда заложники участвовали в совершении преступлений в месте со своими похитителями с оружием в руках.

Канадский художник и писатель Джеральд Армстронг более двенадцати лет был членом Сайентологического культа. После ухода из организации он начал рассказывать правду о том, что происходит в нутрии этого движения. «Я испытал на себе саентологическую систему наказаний – Отряд реабилитационных проектов, - пишет он. Мы называли его саентологическим ГУЛАГом. В нем я провел 17 месяцев. Правила поведения там таковы: вы не имеете права ни с кем разговаривать, только отвечать на вопросы; если что-то приказывают, исполнять приказание следует бегом; ходить нужно в специальном черном комбинезоне; нельзя читать газеты, слушать радио, смотреть телевизор. Ваш срок пребывания совершенно не определен во времени. Едите вы только объедки, остающиеся от остальных. Время сна ограничено. 10 часов в день вы заняты самой грязной работой. Треть часов в день посвящается проверке на социальную безопасность. Этот саентологический термин означает допросы с использованием детектора лжи.»[128].

Все, что вызывает какую-либо поведенческую реакцию, называется стимулом. Некоторые стимулы способны вызывать реакции без какого-либо обучения или тренировки: мы вздрагиваем от громкого звука, моргаем от яркого света, нас тянет в кухню, когда до нас доносится аппетитный запах; животные поступают точно так же. Такие звуки, свет и запахи называются безусловными, или первичными, стимулами.

Другие стимулы заучиваются благодаря ассоциации. Сами по себе они могут ничего не значить, но становятся выделяемыми сигналами для поведения; сигналы светофора заставляют нас стоять или идти, мы вскакиваем, чтобы снять трубку зазвонившего телефона, на шумной улице оборачиваемся, услышав свое имя и т.д., и т.д. Ежедневно мы отвечаем на множество выученных сигналов. Они называются условными, или вторичными, стимулами.

{mospagebreak}

Хозяин собаки на дрессировочной площадке, сержант, занимающийся строевой подготовкой со взводом новобранцев и сайентолог, заставляющий клиента повторять упражнение сначала, в равной мере стремятся сделать в основном так, чтобы обучающиеся повиновались командам, которые в действительности являются условными сигналами. Дело не в том, что собака может сидеть, человек останавливаться или начинать упражнение вновь, а в том, что это делается четко и по команде. Повиновением называется — не просто выполнение любого действия, но гарантия того, что любое действие будет выполнено по сигналу. Психологи называют это поставить поведение под контроль стимулов[129].

Именно полное повиновение руководству или руководителю организации со стороны ее приверженцев и представляет наибольшую опасность.

II. Информационный контроль

Само слово «информация», широко распространенное в современном русском языке, латинского происхождения и восходит к глаголу in-formare «образовывать, изображать, представлять». Таким образом, на латыни information, прежде всего «представление»[130].

«Психологические качества информации способны влиять не только на психологические процессы и состояния, но и на психические свойства людей. Коль скоро в социально-биологическом смысле информация – это сведения об окружающем мире, используемые функционирующим организмом как осознанно, так и подсознательно, невозможно очертить области человеческой психики, которые небыли бы подвержены информационному воздействию»[131].

Внутренний мир человека часто изменяется под воздействием внешних информационных факторов. И если кто-либо ставит перед собой цель принципиально изменить внутренне содержание человека, он начнет оказывать на него интенсивное информационное воздействие[132]. Как мы видим характер и качество информации формируют представления человека об окружающем мире, таким образом, говоря о контроле информации, мы говорим о контроле над таким психическим процессом как «представление».

Управляя потоком информации и способностью его обрабатывать, культы не позволяют людям здраво судить о собственной жизни и действиях группы.

Информационный контроль начинается в момент вербовки, когда информация скрывается или искажается с целью заинтересовать человека и не оттолкнуть от участия в культовых мероприятиях, в процессе которых из человека сделают послушного зависимого адепта организации.

«Например, чтобы ограничить доступ в Интернете, сайентология предоставляет своим членам программное обеспечение, автоматически блокирующее доступ к сайтам бывших членов этой группы и критиков»[133].

Основная цель информационного контроля помешать информированному принятию решений и, таким образом, затруднить критическую оценку движения, сделать невозможным или отбить всякое желание сравнивать информацию, предоставленную сектой с реальностью[134].

Невозможно принимать беспристрастные решения, когда мы изолированы от информации. Следователи из милиции подвергают допросу подозреваемых у себя в участке, а не дома у подозреваемых. Реабилитационные центры лечат алкоголиков и наркоманов — и держит в руках других своих членов, — забирая их из привычных им притонов и ограничивая свободу своих подопечных. Джим Джонс довел принцип изоляции до крайности, когда привел членов Народного Храма в джунгли чужой страны[135].

Информационный контроль включает в себя пять основных компонентов.

1. Использование обмана. Обман – одно из основных средств, позволяющих культам вербовать новых членов. «Особое коварство состоит в том, что члены группы говорят и действуют с величайшей искренностью, являющейся следствием контроля сознания, которыми они пользуются для вербовки других»[136].

Как лидеры, так и рядовые члены культов могут утаивать информацию, обладание которой нежелательно для новообращенного или обращаемого человека. Определенная информация о движении может классифицироваться как «секретная». Например: кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательства требуются от новообращенных; на что тратятся деньги.

{mospagebreak}

Информация может искажаться в «нужном» направлении ("Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий").

Также куты прибегают и к чистой лжи. Ими может утверждаться, что никто из последователей группы не дает деньги лидеру, что гуру данного движения считается Богом.

«Часто величайшая «ложь прячется в неотразимом контексте. Позднее эта ложь «раскрывается» на основе непоследовательности, которая является очевидной задним числом. Лагерь рабского труда, созданный в Гайане Джимом Джонсом, раскрыл непредвиденный кошмар, который процветал на его систематическом искажении каждой детали джонстаунской реальности: там мягкая погода, говорил он, изобилие пищи, никаких москитов, легкие рабочие дни, никаких болезней, никаких смертей. Непоследовательность следовало бы ощутить: «В тот момент, когда я вышел из этого самолета, я знал, что что-то было не так», — сказал Ричард Кларк, который вел группу беглецов из Джонстауна через джунгли в утро той резни. Джонстаун фактически был противоположностью тому, что было обещано: ад джунглей, где люди долгими часами работали на черной работе при изнуряющей жаре, часто голодные и больные. Но отрицание в целом этих очевидных противоречий поддерживало в действии систему тотального контроля сознания у Джонса до самого конца»[137].

2. Доступ к некультовым источникам информации сведен к минимуму или запрещен. Культовые лидеры стремятся максимально оградить своих последователей от некультовых источников информации. Запрещается практически все: книги, статьи, газеты, журналы, телевидение и радию. Категорически запрещено обращение члена культа к источникам, содержащим критическую информацию. Категорически запрещается общение с бывшими участниками движения. Известны случаи, когда Свидетели Иеговы прекращали всякое общение с человеком, если узнавали что, но поддерживает отношения с бывшим членом Общества Сторожевой Башни. Кроме этого, свидетелям Иеговы внушается запрет на обучение у других людей (скорее всего, свидетели имели в виду религиозное обучение, т.к. их дети ходят в общеобразовательные школы). Во время диалогов они неоднократно подчеркивали, что могут обучаться только у свидетеля Иеговы, особенно когда собеседник пытался объяснить какие-нибудь религиозные истины или растолковать место из Священного Писания[138].

Для того чтобы максимально оградить человека от критической информации поддерживается такая загруженность адептов, чтобы у них не оставалось времени на обдумывание и проверку чего бы то ни было.

Когда культ запрещает своим адептам общаться с бывшими членами, даже с лучшими друзьями или родственниками, это можно квалифицировать как контроль информации.

3. Разделение информации на части и создание барьеров между ними; оппозиция аутсайдеров и посвященных (тайная доктрина и более глубокие уровни посвящения). Даже если человек является членом культа, его доступ к информации, относящейся к движению, может строго ограничиваться. Информация обычно варьируется на разных уровнях и в различных подразделениях внутри пирамиды.

4. Широкое использование информации и пропаганды, созданной в рамках культа. Адепты деструктивных культов обязаны дотошно изучать информационные бюллетени, журналы, газеты, дневники, аудио- видеозаписи, и другие информационные источники издаваемые культом. Обычно они строятся на искаженных цитатах, выхваченных из контекста формулировках из некультовых источников. Кому, что и когда «нужно знать» решает лидер.

5. Неэтичное использование исповеди. Многие культы для лучшего управления своими последователями используют исповеди, «игры» по саморазоблачению, и другие подобные методики. Обычно новообращенным предлагается сообщать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых. Новообращенные, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть движение, часто боятся, что оно может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

{mospagebreak}

III. Контроль мышления

Мышление является одним из основных процессов психической деятельности человека. Оно выступает пержде всего как процесс анализа, синтеза и обобщения, посредством которых человек решает возникающие перед ним задачи или пробемы. В ходе такого процесса формируются и развиваются все основные качества мыслящего субьекта, в том числе умственные способности[139]. «Мыслительные процессы являются важным условием динамики основных образующих человеческого сознания»[140].

Основной функцией мышления является обеспечение человека информацией для эфективного достижения поставленной им цели. Другими словами «мышление – это умственное поведение, целью которого является решение какой либо проблемы, необходимой для эфективного поведения»[141].

Говоря о контроле мышления необходимо отметить, что в современной психологии (особенно в заруб

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...