Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические техники, используемые разными организациями.

Прежде всего, отметим, что психические и сознательные процессы тесно связаны с работой мозга[166].

О техниках прекращения мышления уже упоминалось в главе посвященной BITE-модели Стивена Хассена, но эта тема очень обширна, и ее стоит рассмотреть немного подробнее.

Популярность этих техник среди деструктивных культов объясняется тем, что, например, в процессе медитации отключаются механизмы словесной интерпретации ощущаемого и переживаемого, механизмы логического контроля, оценки и критики, т.е. выключается оценочно-критический блок сознания. Если рассматривать данный феномен с позиций нейрофизиологии, то необходимо отметить, что различные виды медитации соответствуют разным уровням мозговой активности, которая постепенно переходит от альфа ритма к тета- и дельта- ритмам. Альфа - волны характерны для расслабленного состояния, когда человек сидит спокойно с закрытыми глазами; их частота 8-12 Гц. Тета-волны появляются на первой стадии сна ли во время пребывания в изолированной камере; их частота 8-7 Гц. Дельта-волны возникают при глубоком сне; их частота 0,5-3 Гц. Активной работе мозга соответствуют бета-волны с частотой 13-25 Гц[167].

При удачном подборе мантры, можно освободить нервную систему человека от некоторых блокирующих ее процессов торможения, так как, непрерывная концентрация сознания на звукосочетаниях, лишенных понятийного смысла, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности. Причем главным здесь является не смысл слов, а их ритм, тембр и количество повторений[168].

Таким образом, многочасовое повторение мантр есть ничто иное, как словесная медитация, вводящая человека в состояние полной расслабленности и «чистого сознания» из которого исключено восприятие внешнего мира, а мозг реагирует только на тот стимул, на котором сосредоточился человек. Как показывает электроэнцефалографическое исследование по своей сути это состояние схоже с состоянием гипноза[169].

Наряду с рассмотренными техниками прекращения сознания, широко используются и различные механизмы воздействия на психику адептов. Основным таким механизмом является внушение. Внушение представляет собой процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием полного его понимания. Содержанию сознания, усвоенному по механизму внушения, присущ навязчивый характер и оно очень трудно поддается коррекции. Внушение достигается словесно, мимикой, жестами, действиями, окружающей обстановкой. Внушение может происходить в бодрствующем состоянии, в гипнозе и даже естественном сне. Эффективность внушения зависит как от внушающего лица (от его воли, обаяния, превосходства), так и от того, кто подвергается внушению (особенно от степени внушаемости). Внушаемость является характеристикой человека, зависимой от личностных и ситуативных факторов. К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, экстравертированность (считается, что типичным экстравертам свойственны общительность, импульсивность, высокая социальная адаптированность, слабая настойчивость. Типичные экстраверты имеют много друзей, любят веселье, предпочитают движение. Но их чувства и эмоции не имеют строго контроля, они вспыльчивы, имеют тенденцию к агрессивности)[170].

«Внушаемость может возрастать и у образованных, уравновешенных людей. Особенно если они оказываются в таких экстремальных ситуациях, как пожар, землетрясение, смерть или болезнь близкого человека, которые могут вызвать сужение круга сознания, вследствие чего легче происходит запечатление определенных событий, произнесенных кем-то слов»[171].

К ситуативным факторам, влияющим на усиление внушаемости, относятся: неожиданность, захватывание врасплох, когда человек не может противодействовать внедряемому в него влиянию, отсутствие или ослабление конкурирующей с внушаемой мотивации, низкий уровень осведомленности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности, ограничение и ослабление критического осмысления ситуации, психофизическое состояние субъекта (при покое и релаксации внушаемость возрастает, так же как при эмоциональном возбуждении; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе)[172].

{mospagebreak}

Н.Ах считал самым веским доказательством существования несознательных детерминирующих тенденций собственные опыты с испытуемым в состоянии гипноза. Одному из загипнотизированных испытуемых дается следующая инструкция: «Будут показаны две карточки с двумя цифрами. При предъявлении первой карточки вы должны назвать сумму чисел, после подачи второй - разность». Затем испытуемого будят и показывают карточки с цифрами 6 и 2. Испытуемый говорит «восемь». Карточка с цифрами 4 и 2 вызывает у него ответ «два». На вопрос, почему он произнес «восемь» при предъявлении первой карточки, испытуемый сообщает, что испытывал «настоятельную потребность» дать именно такой ответ[173].

Высокому уровню внушаемости часто сопутствует высокая гипнабельность. Однако эти явления не являются тождественными. Как известно, гипнабельность зависит от следующих факторов: 1) способности к концентрации внимания; 2) способности к релаксации; 3) способности к быстрому засыпанию и крепкому сну. Обычно наличие трех указанных факторов свойственно молодым, здоровым людям, достигшим определенного уровня психофизической зрелости. При нервно-психических расстройствах гипнабельность ниже, чем у здоровых людей. Но внушаемость заметно выше.

Психологами установлено, что внушение в его любой форме легче происходит в массе, т.к. там происходит взаимовнушение и взаимоподражание, которые самым тесным образом связаны с заражением. «Заражение характеризует во многом бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно осуществляется не через пассивное созерцание и более или менее осознанное принятие внешне очевидных образцов поведения (как при подражании), а через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей, т.е. социально-психологическое заражение в основном сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей. При этом индивид не испытывает организованного, преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Заражение не является тождественным внушению, но они влияют друг на друга»[174].

Специфика подражания состоит в том, что индивид не просто осуществляет принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но в воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Хорошо известна связь между внушаемостью и изолированностью от внешнего мира. Так, чем больше изолирован человек от внешних стимулов, тем больше внушаемое принимает для него значение реальности. Кроме того, достаточно только лишить человека на определенный промежуток времени сна, как у него могут возникать нерациональные идеи и в целом изменяться сознание[175].

Поэтому внушение в его различных формах используется лидерами деструктивных культов как один из основных механизмов воздействия на сознание адептов.

Таким образом, в сектах используется широкий спектр социально-психологических и физиологических деструктивных воздействий на личность человека.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...