Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ

Первоначально вопрос о вреде, наносимом человеку деструктивными культами, среди психологов и юристов был очень спорным, но сейчас все большее количество ученых приходят к выводу, что людям, попавшим в секты, наносится огромный духовный, психологический, физический и материальный ущерб.

По словам специалистов, «участие в сектантских группах приводит к появлению эмоциональной регрессии, в процессе которой изменяется точка зрения человека на происходящие в мире события с незаметным, постепенно углубляющимся разрывом с реальностью»[176]. В результате человек становится замкнутым и отчужденным. Психическое расстройство может проявить себя в качестве «расщепления сознания, что клинически проявляется в появлении психических нарушений вплоть до развития шизофреноподобных состояний»[177]. У людей, использующих культовые методы достижения «совершенства» (медитацию, пение мантр, аудитинг, гипноз и др.), стимулируется воображение, бурно разыгрывается фантазия и могут появиться сны наяву (специальные методы индоктринации усиливают этот процесс и придают ему определенное содержание). «Приблизительно половина членов различных групп проявляют психотические шизофреноподобные изменения, нарушения восприятия»[178]. Все это приводит к невозможности справляться с задачами повседневной жизни. По мере потери человеком этой способности у него нарастает отчуждение, снижается толерантность к трудностям.

В решении Останкинского межмуниципального народного суда г.Москвы от 18.04.95 по исковому заявлению комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект в связи с тяжелым расстройством психического и физического здоровья адептов секты «Аум Синрике», основанного на экспертных заключениях многих научных учреждений и показаний свидетелей, говорится, что «в результате занятий в указанной секте, наряду с отмеченными ранее отклонениями в психическом состоянии и поведении адептов, у последних выработалось чувство физической брезгливости к неверующим в такой степени, что они не могли пользоваться общественным транспортом»[179]. «Можно без всяких натяжек сказать, что феномен деструктивных культов есть криминальная реализация современных возможностей практической психологии»[180].

{mospagebreak}

Участие в деструктивных культах не только разрушает психику человека, но и отрицательно сказывается на физическом здоровье членов сект. Многие сектантские группы используют экспериментально непроверенные медицинские препараты или предлагают псевдонаучные методики по избавлению от различных видов зависимости. Часто «наблюдаются обострения кожных и иных заболеваний из-за жесткого контроля над сознанием сектантов со стороны надзирателей и старейшин»[181]. Многие секты практикуют резкий переход на вегетарианскую пищу и отказ от сна. Все это не проходит бесследно для человеческого организма.

Пагубно влияют культы и на семью адепта. Если сектанту не удалось заманить своих родственников в организацию, то он их отвергает. В результате семьи просто разрушаются. Не редко культисты передают своё имущество в собственность группе или ее лидеру, оставляя своих близких без средств к существованию.

В духовном плане тоталитарные секты наносят человеческой душе непоправимый вред. Нехристианские культы уводят человека от истинного Богопознания, навязывая ему ложный смысл жизни, а в христианских сектах, Евангельская Истина искажается до неузнаваемости. Находясь под культовым воздействием, сектант теряет способность критически мыслить, он уже не может самостоятельно разобраться, где истина, а где ложь и направляется в вечную погибель.

Российский специалист по проблемам психологического насилия Евгений Новомирович Волков выделяет четыре основные группы проблем, возникающих у жертв культового контроля сознания:
1.психические,
2.психосоматические,
3.соматические,
4.социальные.

Психические негативные последствия пребывания личности под культовым контролем выражаются в следующем:
1.Крайние нарушения личностной идентичности (радикальные изменения личности).
2.Диссоциирующие («плавающие») состояния, возвращающие по механизму спускового крючка (триггера) к воспоминаниям о культовой жизни. Например, при звуке голоса лидера или какой-нибудь фразы у человека запускаются зафиксированные в сознании модели. Это могут быть целые блоки эмоций, фразы или действия[182]. «Плавание» в культовой сфере относится к измененным состояниям сознания, то есть, состояниям между бодрствованием и сном, состояниям, которые отличаются от обычно испытываемых в мире повседневной реальности. Сюда входят состояния, подобные тем, которые вызываются творческой работой, медитацией, наркотиками, сном, алкоголем и гипнозом. Когда адепт культа возвращается к «опьянению» после ухода из культа, это называется «плаванием». Если он возвращается обратно к основанным на стыде мотивировкам культа и снова верит, что культ был прав, это также называется «плаванием»[183].
3.Приступы паники и тревожности.
4.Депрессии.
5.Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом.
6.Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.
7.Чувство вины.
8.Страхи.
9.Потеря доверия: боязнь обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.
10. Духовное насилие.
11. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.
12. Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность).
13. Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора.
14. Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа.
15. Недобровольно, де-факто - рабство или эксплуатация.
16. Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения (особенно в группах, где участники полагаются на вышестоящих или лидера при принятии этических и практических решений, таких, как стоит ли жениться, оставить работу, ходить в колледж, посетить родителей и т.п. Этот ущерб также вероятен там, где ограничен или отсутствует доступ к источникам информации).
17. Задержки достижения зрелости (например, 30-летний адепт, который никогда не назначал свиданий из-за культовых запретов).
18. Психические расстройства: галлюцинации, искаженные восприятия реальности, расщепление личности, нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойю, манию величия, суицидальное мышление (эти симптомы более вероятны для групп, поддерживающих широкое использование методик остановки мышления).
19. Ослабление психологической интеграции, то есть разобщение с докультовой семьей, традициями, друзьями, ценностями и личностью, с целями в будущем.
20. Стремление адептов существовать в узком, имеющем одно измерение настоящем, отвергая прошлое и будущее.
21. Отчуждение, враждебность, апатия в отношении обычного общества.

{mospagebreak}

Психосоматические проблемы:

1.Расстройства сна; кошмары.
2. Пищеварительные расстройства.
3. Сексуальные проблемы.
4. Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные раздражения).

Соматические проблемы проявляются в следующем:

1. Ухудшение физического состояния, возросшая восприимчивость к болезням и общему утомлению.
2. Неполноценность питания.
3. В культах, где нормами являются беспорядочность в половых связях и/или проституция, увеличивается риск заболеваний, переносимых половым путем.
4. Избиения, в том числе детей.
5. Сексуальные злоупотребления, особенно в отношении женщин и детей.
6. Преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского ухода.

Социальные проблемы:

1.Преследование и угрозы со стороны культа.
2. Огорчающая потеря друзей, семьи.

3. Финансовый ущерб: человек может остаться без материальных средств в случае медицинской или иной срочной необходимости. Часто отсутствие денег удерживает члена культа в группе, даже вопреки сильному желанию ее покинуть.

Ущерб, наносимый культами семьям и близким члена группы, также разделяется Волковым на четыре группы:

1.Эмоциональный ущерб,
2.Финансовый ущерб,
3.Физический ущерб,
4.Социальный ущерб.

Эмоциональный ущерб. Родственники члена культа часто теряют рассудок от горя из-за перемен, вызванных культом в их близких. Они могут испытывать дополнительное огорчение, если группа ограничивает контакты между своими членами и их семьями. Часто результатом культовых стрессов бывает разлука с родными, развод, споры из-за опеки над детьми и серьезные эмоциональные проблемы внутри семей.

Финансовый ущерб.Члены культов могут силой или обманом заставить своих родственников пожертвовать движению значительную сумму денег. Попытка вывести человека из группы также может оказаться дорогостоящим предприятием.

Физический ущерб. Некоторые культы заходят настолько далеко, что грозят причинить и причиняют физический ущерб семьям, которые им оказывают сопротивление и борются за своих родственников.

Социальный ущерб. Убеждая своих членов в том, что они совершают «правое дело», культы порождают враждебное отношение ко всему некультовому (ценностям, институтам, законам, собственности, культурным общественным нормам и пр.) В результате этого адепты чувствуют, что имеют право участвовать в деятельности, варьирующей от провокаций до действительного причинения вреда тем, кого культ провозгласил «врагами». По существу, культы могут лишить своих членов совести, лишая чувств ответственности в отношении «внешнего мира» и преуменьшая ценность жизни индивида до такой степени, что некоторые адепты готовы отдать свою собственную жизнь или жизнь других людей во имя «дела»[184].

Необходимо отметить, что не все из этих пагубных последствий будет испытывать каждый, у кого есть опыт пребывания в деструктивном культе.

По оценкам специалистов, после выхода человека из деструктивного культа для полного его психического восстановления необходимо в среднем два года. Каждый культ наносит вред разной степени тяжести. Это зависит от метода, при помощи которого обрабатываются адепты той или иного движения, и мало зависит от количества часов, проведенных в ритуальных действиях и программирующих процедурах. К примеру, кришнаиты тратят в среднем 70 часов в неделю на ритуалы, мунисты – 53 часа, а сайентологи – 43, но для восстановления бывшему кришнаиту потребуется примерно 11 месяцев, бывшему мунисту – 16 месяцев, а саентологу – 25,5 месяца. В последнее время большинство ученых приходят к выводу, что от воздействия многих культов полностью выздороветь невозможно[185].

Нет никаких оснований считать всех членов экстатических сект и культов психически больными людьми. Другое дело, что часто повторяющиеся экстатические состояния расшатывают психику верующих, нередко ведут к неврозам, а в отдельных случаях - и к патологическим нарушениям психики, т.е. к психическим заболеваниям. Однако это не значит, что источник всякого религиозного экстаза коренится в патологических отклонениях психики[186].

{mospagebreak}

А.А. Скородумов утверждает, что воздействие на личность в деструктивных культах приводит к патологизации механизмов психологической защиты, что, в свою очередь, усиливает или провоцирует дезадаптацию личности. «Так, полная идентификация с другими адептами, принятие ценностей культа означает прекращение развития собственной индивидуальности. Утрата внешних границ «Я» приводит к отвержению самого себя. Примитивная идеализация лидера секты, почитание его за сверхчеловека (учителя, гуру, спасителя, мессию, бога во плоти, махатму и т.д.) парализует самостоятельность личности. Фантазирование, девальвация реальных ценностей, основанные на иррациональных доводах, приводят к замещению и отрицанию реальной жизнедеятельности. При этом собственная доктрина объявляется универсальным средством для избавления от всех бед, спасения человечества и демонстративно противопоставляется общепринятым ценностям. Рассогласованность отношений с социальным окружением усиливает отчужденность, которая проявляется в различных формах (от себя и своих потребностей, от работы, знакомых и близких, от общества)»[187].

Все это приводит к регрессивному поведению, уходу от реальности и сопровождается дереализацией, деперсонализацией, инфантилизмом, галлюцинациями, бредом.

Крайним выражением дезадаптации адептов деструктивных сект необходимо считать повышенный риск группового суицидального поведения. Подтверждением этого являются 7 случаев массовых самосожжений раскольников в XVIII веке, групповой суицид адептов секты «Народный храм» в 1978 году в Гайане, самосожжение адептов секты «Ветвь Давида» в апреле 1993 года в США (погибло 86 человек, в том числе 17 детей), групповой суицид в начале октября 1994 года 48 адептов секты «Орден солнечного храма» в двух альпийских швейцарских поселениях - Шери в 30 километрах от Лозанны и Гранж-сюр-Сальван в 130 километрах от Женевы.

Также необходимо упомянуть о преступной деятельности, как руководства, так и последователей деструктивных культов. Совершаемые преступления можно разделить на три основные категории. Во-первых, это преступления их руководителей, когда организация создается с целью совершения преступлений, либо преступления вытекают из ее особенностей. Во-вторых, это преступления, совершаемые последователями того или иного культа с целью исполнения воли их руководства. И, наконец, в-третьих, это преступления, отражающие особенности учения и идеологии движения - мировоззренческая преступность.

Исследователи отмечают наиболее характерные для тоталитарных сект виды преступлений. Попутно надо отметить, что религиозная преступность характеризуется достаточно высоким уровнем латентности, т.е. скрытых от регистрации и учета преступлений.

Особую тревогу и озабоченность вызывают преступления против личности: умышленные убийства и причинение вреда здоровью различной степени тяжести, причинение, вреда психическому здоровью людей, вызываемое неразумным применением различного рода деструктивных психотехник, ограничений и методов контроля над адептами. Опасность преступной деятельности руководителей крупных тоталитарных сект сопоставима с опасностью террористических организаций.

В настоящее время психиатрическая наука имеет возможность устанавливать причинно-следственные связи между психологическим воздействием той или иной сектантской практики и наступившим заболеванием. Кроме того, имеются различия и в особенностях развития психических заболеваний в зависимости от особенностей того или иного учения. Это открывает возможности для доказывания юридически значимых обстоятельств, как по возбужденным уголовным, так и при оценке психического состояния лиц по гражданским делам.

Значительную долю преступлений составляют похищения людей для использования рабского труда. Трудность раскрытия указанного вида преступлений заключается в том, что трудовые повинности бесплатной рабочей силы нередко скрываются под видом «благотворительных» работ. Нередки в сектантской среде и преступления против половой неприкосновенности людей (насильственные действия сексуального характера, изнасилования, развратные действия в отношении несовершеннолетних, вовлечение подростков в занятие проституцией).

Особую обеспокоенность вызывает деятельность так называемой «Церкви объединения». В практике последователей этого движения используется бесплатный труд молодых, нередко несовершеннолетних людей, которые работают в чужих им городах, находясь в антисанитарных условиях. Для их удержания в повиновении используются наркотические и сильнодействующие вещества. Похищения и истязания детей имели место в группах последователей Ошо и сатанистов.

В прямой связи с деятельностью тоталитарных сект находятся и такие преступления, которые являются следствием их стремления контролировать все стороны жизни своих последователей. Нередко приходится сталкиваться с действиями, нарушающими неприкосновенность частной жизни, воспрепятствованием осуществлению конституционных прав на труд, избирательных, авторских и смежных.

{mospagebreak}

Особую группу сектантской преступности составляют правонарушения в сфере права собственности. Мошенничество в жилищной сфере, завладение имущественными правами в предпринимательстве, а нередко и прямые вымогательства и разбои. Случаи попыток неправомерного завладения жилыми помещениями имели место со стороны последователей Секо Асахары и неопятидесятников. Не всегда удается доказать криминальный характер указанных действий, но значительное число гражданских дел свидетельствует о том, что практика завладения личным имуществом граждан с использованием обмана и злоупотребления доверием является достаточно распространенной.

Терроризм и вандализм также имеют место в числе преступлений, совершаемых адbr /ептами деструктивных культов. Достаточно вспомнить дерзкие террористические акты последователей «Аум Синрике» в токийском метро и выходки сатанистов, осквернявших христианские кладбища.

Как религиоведческая, так и специальная криминологическая литература содержит достаточно сведений о том, что целый ряд сект практикует использование и распространение наркотиков, сильнодействующих психотропных средств, организацию притонов разврата и проституцию, что образует группу преступлений против здоровья и общественной нравственности.

Для полноты картины необходимо остановиться и на группе государственных преступлений. Деятельность такой секты, как мормоны, уже имеет скандальную Известность благодаря раскрытию целого ряда преступлений, связанных со шпионажем против России, а также со сбором архивной информации о наших предках. Признаки социального шпионажа, можно увидеть в деятельности «Свидетелей Иеговы», поскольку система своеобразного «сканирования» путем посещения квартир и обзвона по телефону позволяет собирать значительный объем информации об обществе. Видимо, не зря все эти сведения направляются в руководящий орган секты. В данном случае граждане нашей страны, вовлеченные в деятельность этой организации, являются невольными пособниками иностранных спецслужб[188].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жертвой деструктивного культа может стать практически любой человек. Наиболее уязвимыми для культовой вербовки считаются люди в состоянии дезадаптации, обусловленной особенностями семейного воспитания, индивидуально-психологическими и личностными свойствами, а также социально-экономическим кризисом нашего общества.

Вовлечение в деструктивные культы представляет собой сложный, многогранный процесс. Несмотря на то, что многие люди проявляют интерес к культовым группам или индивидуально-психологически предрасположены к вступлению в подобные организации, их вовлечение происходит обманным путем и без осознанного согласия, так как перед ними на стадии вовлечения никогда полностью не раскрывается доктрина группы. Примитивизм вовлечения в секты (предмет нашей веры это спасение для всего человечества, он не имеет недостатков и является универсальным средством избавления от всех бед и т.д.) является действенным способом обращения личностей, которые испытывают неудовлетворенность собой, своим положением и большие затруднения в отношениях с другими людьми.

Многие современные внеконфессиональные течения используют неэтичные методики манипулирования сознанием своих адептов, чтобы контролировать их мысли, чувства, поведение, используя это как средство содействия целям лидеров. При этом манипулирование сознанием строго маскируется. Так, контроль поведения создает невозможность или отсутствие желания сверять информацию, предоставляемую организацией, с реальностью; отказ от сна или его сокращение поощряется под маской духовных упражнений, необходимых тренингов или срочных и важных дел; неадекватное питание маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовности; сенсорная перегрузка навязывает принятие комплекса из новой доктрины, чтобы заменить прежние ценности посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки; страх и вина вызываются получением информации лидерами под предлогом исповедей, т.е. лидеры могут получать информацию, которая создает эмоциональную уязвимость, вызывает чувство страха и вины. Введение адептов в трансовые состояния посредством коллективных богослужений и различных медитационных техник позволяют программировать сознание адептов в соответствии с целями лидеров, не встречая сопротивления со стороны самих адептов.

Таким образом, весь комплекс воздействия на адептов может настолько изменить их сознание, в результате чего абсолютно истинная и полезная информация, которая идет не от членов организации, не принимается, а ложная, но идущая от единоверцев, принимается как аксиома. Все это формирует и усиливает иррациональные верования и убеждения.

Полная идентификация с членами группы, примитивная идеализация лидеров, девальвация реальных жизненных ценностей и замещение их ценностями группы, мотивация своего поведения иррациональными доводами, уход от реальности и отчуждение сопровождаются регрессией, дереализацией, деперсонализацией, галлюцинациями и бредом, что позволяет сделать вывод об усилении дезадаптации.

{mospagebreak}

Для возвращения адептов деструктивных культов к нормальной жизнедеятельности необходим комплекс социальных, психологических и психотерапевтических реабилитационных мер. Реабилитация адептов религиозных сект должна представлять собой динамическую систему различных воздействий и мероприятий, направленных на восстановление их психического и физического здоровья, личного и социального статуса.

В настоящей работе определены социально-психологические признаки и понятие религиозных сект, выявлены индивидуально-психологические и личностные особенности, способствующие увлечению религиозным сектантством, изучены способы вовлечения в секты, а также методы, техники и механизмы деструктивного воздействия на сознание адептов, которые способствуют усилению дезадаптации личности.

Настоящее исследование требует дальнейшего продолжения. В частности, дальнейшее внимание исследователей может быть сосредоточено на более детальном изучении реабилитации адептов деструктивных культов. Тем не менее, результаты настоящего исследования могут быть использованы в работе с адептами сект и их родственниками, а также в ходе учебных занятий по сектоведению.

ССЫЛКИ

1.См. Около миллиона россиян вовлечены в различные секты // Никольский православный вестник. 2003. №1. С. 2-3.
2.См.: Лифтон Р.Д. Технология «промывки мозгов». СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005 г.С. 4-6.
3.Роберт Джей Лифтон - заслуженный профессор психиатрии в Колледже уголовной юстиции Джона Джея Университета Нью-Йорк Сити, профессор психиатрии Исследовательского фонда (Foundations' Fund for Research Associate Professor of Psychiatry) в Йельском университете, преподавал в Гарвардском университете, где взаимодействовал с факультетом психиатрии и Центром исследований Восточной Азии, а также с Вашингтонской Школой психиатрии.
4.См.: Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия: Перевод с англ. / Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. C. 9.
5.См.: Там же. C. 9.
6.Волков Евгений Новомирович – психолог, доцент Нижегородского университета.
7.Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 82-84.
8.Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон, СПб. 1898г. Т. 50. с.680
9.Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 168.
10.Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 31.
11.Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Прогресс. Универс, 1995 г. С. 583.
12.Философский Энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1989. С. 382-383.
13.Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 223-225.
14.Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологич. бесед / отв. ред. акад. Л.А. Орбели. М.-Л., 1949. Т.2. С. 585.
15.См.: Павлюченкова Т.В. Мышление как процесс и тесты // Совершенная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии / Под ред. Брушлинского А.В. М.: Изд-во Института психологии, 2000. С. 51.
16.См.: Брушлинский А.В. Мышление как процесс и тесты диагностики интеллекта // Современная психология: состояние и перспективы исследований / Отв. ред.: А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С. 28-29.
17.См.: Орлов Ю.М. Мышление и речь. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. С. 7.
18.Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 29.
19.См.: Бэн А. Психология / Классика зарубежной психологии: Ассоциативная психология. М.: АСТ, 1998. С. 219.
20.Изард K. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. С. 73.
21.Цит. по: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 246.
22.Краткий Философский словарь. М.: Политиздат, 1955. С. 437.
23.Советский Энциклопедический Словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 1250.
24.Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Прогресс. Универс, 1995 г. С. 563.
25.Юнг. К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996. С. 201.
26.Философский Энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1989. С. 596.
27.Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 368-369.
28.Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 244.
29.См.: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 245.
30.См.: Там же. С. 152.
31.См.: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 152.
32.См.: Анатолий (Берестов), иером. Сознание и подсознание с позиций христианской антропологии. http://pms.orthodoxy.ru/library/0056.htm 11.04.2005.
33.См.: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. Т. 1. С. 116.
34.Дерябин В.С., проф. О закономерности психических явлений // Иркутский медицинский журнал. 1927. Т. V. №6. С. 10.
35.Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 81.
36.См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 268.
37.См.: Советский Энциклопедический Словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 677.
38.Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 1993. С. 218.
39.См.: Джош Макдауэлл, Дон Стюарт. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М.: Протестант, 1993. С. 9-10.
40.Цит. по Канатова Л.В. Социально-психологическое воздействие культов (сект) и характерные черты их последователей на основе культа «Свидетели Иеговы»: Дип. работа по специальности «Социальная психология и консультирование». СПбГУ, 1998.
41.См.: Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия: Перевод с англ. / Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. С. 10.
42.См.: Хвыля-Олинтер. А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 4.
43.См.: Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 1993. С. 110.
44.См.: Хвыля-Олинтер. А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 4.
45. Американский Семейный Фонд одна из ведущих организаций в мире по борьбе с деструктивными культами. www.csj.org
46.См.: Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия: Перевод с англ. / Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. С. 10.
47.См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1972. С. 653.
48.См.: Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб. 1997 г.
49.Большая советская энциклопедия. 2-е изд. / Глав. Ред. Введенский Б.А. Большая советская энциклопедия, 1955. Т.38 С. 399.
50.См.: Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. 3-е изд., испр. М.: Рус. Яз., 1986. С. 694.
51.См.: Там же. С. 702.
52.См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. С. 44.
53.Там же. С. 44.
54.См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2003. С. 44.
55.Там же. С. 41.
56.Там же. С. 44.
57.Хвыля-Олинтер. А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 4.
58.Осипов И.А. Тоталитарные секты: технология обмана. Мн.: Белорусский экзархат – Белорусская Православная Церковь, 2000. С. 42.
59.См.: Краткий словарь современных понятий и терминов / Под ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 1993. С. 424.
60.См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 47.
61.См.: Баркер А. Новые религиозные движения. С-Пб.: РХГИ, 1997. С. 5.
62.См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 48.
63.См.: Пермяков А. Психологический портрет тоталитарной секты // Духовный собеседник. 2000. №2. С. 28.
64.Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Фонд «Благовест», 1999. С. 5.
65.См.: Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2. С. 36.
66.Цит. По: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 78.
67.См.: Трунов Д.Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога.
68.Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 47
69.Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. № 1-2. С. 12.
70.См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 80.
71.См.: Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2. С.
72.Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога.
73.Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянова С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 66.
74.См.: Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990.
75.Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 38.
76.Там же. С. 37-39
77.Из личной беседы с сотрудниками центра в 1999 году.
78.См.: Трунов Д.Г. Религиозные организации и психотерапия // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 55.
79.Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 37.
80.Как начать разговор на библейскую тему. New Watchtower Bible And Tract Society Of New York, Inc. International Bible Students Association Brooklyn, New York, U.S.A., 1994. http://people.nnov.ru/volkov/group_docs/JW/How_begin_talk.html 15.05.05
81.См.: Так называемые секты... http://psyberia.ru/mindterritory/sects 12.04.2005
82.См.: Так называемые секты... http://psyberia.ru/mindterritory/sects 12.04.2005
83.См.: Дворкин А.Л. Сектоведение. Н. Новгород, 2003. С. 233-271.
84.Секты против церкви: (Процесс Дворкина). М.: Издательств московской патриархии. 2000.
85.Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 207.
86.Волков Е.Н. Экология третьего тысячелетия // Журнал практического психолога. 2000. №1-2. С. 6.
87.Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 244.
88.Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. № 1-2. С. 8.
89.Там же. С. 10-11.
90.Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. № 1-2. С. 11.
91.Там же. С. 11-12.
92.См.: Там же. С. 12.
93.См.: Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 16.
94.Там же. С. 17.
95.См.: Там же. С. 17.
96.Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 18.
97.См.: Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 21.
98.Зимбардо Ф., Андерсен С. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал Практического Психолога. 2000. №1-2. С. 22.
99.См.: Там же. С. 22.
100.Как мне справиться с моим увлечением // Пробудитесь! 8.06.1994. С. 17.
101.Там же. С. 19.
102.Фромм Э. 1989. С.195.
103.Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога.
104.Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога.
105.См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 77.
106.См.: Там же. С. 77.
107.См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 85.
108.См.: Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С.77
109.Рид А.Д. За кулисами Сторожевой Башни. Разоблачение организации «Свидетели Иеговы». СПб., 1998. С. 51.
110.См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 86.
111.Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога.
112.См.: Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). Дис. …канд. психол. наук. СПб., 1997. С. 85.
113.Стивен Хассен имеет лицензию психотерапевта и степень магистра по психологическому консультированию Кембриджского колледжа.
114.Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 84.
115.Michehl I. Cult Trauma and Recovery. P. 44. http://www.trancenet.org/mooism/ilp-lk.shtml 22.03.04.
116.Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 324.
117.Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. С. 84.
118.Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внекон<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...