Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Античное метрическое стихосложение

Мещеряков

Стихосложение.

 

Можно выделить два основных критерия, позволяющих достаточно четко разграничить стих и прозу:

1) стихотворная речь ритмически организована, и деление на стихотворные строчки происходит посредством не логических пауз, обусловленных смысловым и синтаксическим строем, а ритмических пауз, не всегда совпадающих с синтаксическим членением речи; для прозаической речи не характерна ощутимая ритмичность, в основе ее членения лежат интонационно смысловые (логические) ударения и паузы;

2) стихотворная речь делится на сопоставимые между собой ряды слов, или стихи, каждый из которых записывается отдельной строкой, в то время как прозаическая речь записывается сплошным текстом. Правда, Томашевский тут же спешит напомнить, что есть стихи, которые «живут» и вне их графического изображения. Так, «Песня о Буревестнике» М. Горького или «Баллады» французского поэта Поля Фора являются стихами, хотя печатаются сплошным «прозаическим» текстом. Более того, разделение на стихотворные строчки может находиться в противоречии со структурой стиха. Примером могут служить поэтические произведения Маяковского, где графически изображенные строчки не совпадают с каждым отдельным стихом.

Стихотворное членение речи возникло в хоровых народных песнях, которые сопровождались ритмичными телодвижениями. Сначала это был ритм трудовых движений, сопровождавшийся выкриками и восклицаниями, что согласовывало коллективные действия работающих людей и облегчало их труд (перетаскивание больших тяжестей и т. п.). Постепенно ритмические звуки, звукоподражания, эмоциональные восклицания, повторение звуков и целых фраз наполнялись эстетическим содержанием.

Отграниченное от фольклора искусство слова возникает сначала в стихотворной форме. Все основные жанры античности, средневековья, классицизма, многие жанры эпохи Возрождения были стихотворными (эпические поэмы, трагедии, комедии, разные виды лирики). Вплоть до XVII века, до создания собственно художественной прозы, стихотворная форма знаменовала превращение слова в искусство, т. е. удостоверяла эстетическую значимость и особую природу высказывания.

 

Античное метрическое стихосложение

В основе древнегреческой и древнеримской поэзии лежала метрическая система стихосложения, в которой ритм стиха образуется путем чередования долгих и кратких звуков. Единицей долготы стиха являлась доля, равная времени, нужному для произнесения одного краткого слога. Произнесение долгого слога приравнивалось к двум морам. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов была названа стопой.

Для нас интерес представляет гекзаметр.

Это метрический стих, состоящий из шести стоп дактиля, причем последняя стопа усечена и представляет собой хорей.

Для поддержания и усиления ритмичности в многостопные стихи вводилась цезура (лат. caesura —разрез, рассечение) —обязательный постоянный словораздел (в схеме обозначается значком //), обязательная ритмическая пауза, разделявшая стих на два относительно равных полустишия и облегчавшая его произношение.

В античной лирике употреблялись и более сложно построенные стихи — логаэды (греч. Ogos — слово и aoide — песнь). Это стихи, образованные сочетанием четырехдольных стоп (дактиль, анапест) с трехдольными (ямб, хорей). Ритм в подобных стихотворениях менее ровен, чем в стихах, состоящих из равнодольных стоп. К античным логаэдам относятся алкеева и сапфическая строфы.

Античное стихосложение возникло в эпоху неразрывной связи стиха и музыки.

Тоническое стихосложение

В тоническом стихе нет стоп. Ритм здесь регулируется относительной выравненностью количества ударений в стихотворных строчках, при этом общее количество слогов в строке, как и число безударных слогов, располагающихся между ударами, — произвольно. Тонический стих является основным для русского устного поэтического творчества и опирается на особенности просодии русского языка.

Для тонического стиха нехарактерна рифма. Исключение представлял

раешный стих, как сопровождавший представления райка, так имевший и самостоятельное бытование. Ритм в раешном стихе поддерживается не только относительно равным количеством ударений в стихотворных строчках, но и их смежной (парной) рифмовкой.

 

Силлабическое стихосложение

В силлабическом стихе ритмичность обусловлена равным количеством слогов в каждой строчке, расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Силлабическое стихосложение развивалось в тех языках, где ударения закреплены за определенными слогами в слове.

В русской силлабике ритмообразующим элементом стала акцентная константа — одно закрепленное ударение, падающее на предпоследний слог в клаузуле (лат. clausula— заключение — конец стихотворной строки). Другим обязательным ритмообразующим элементом была парная женская рифма.

Длинные силлабические вирши, начиная с восьмисложного стиха, обязательно делились цезурой на два полустишия.

 

Ритмические определители стиха

В двусложных размерах ритмические вариации часто определяются пропуском ударений и образованием тем самым вместо ямба или хорея пиррихия (греч. pyrrhicha — военная песнь), вспомогательной стопы, состоящей из двух безударных слогов. Иногда в двусложных размерах появляются сверхсхемные ударения, как правило, выраженные односложными словами. Тогда вместо ямба или хорея образуется спондей (греч. spondios — стих жертвенных возлияний), вспомогательная стопа, состоящая из двух ударных слогов.

Общий ритмический рисунок стиха часто обусловливает наличие в нем проклитик (от греч. Proklitiks — наклоняющийся вперед) и энклитик (от греч. Enklitiks — наклоняющийся назад). Проклитикой называют безударное слово, фонетически примыкающее к следующему за ним ударному (на мнZе, он встZал, мы шлZи). Энклитикой, наоборот,является безударное слово, фонетически примыкающее к предыдущему ударному (встZал он, шлZи мы, тZы ли, зZа день).

Трехсложные размеры, в противоположность двусложным, достаточно широко допускают внеметрические ударения. Особенно часто отягощение ударением метрически неударного слога встречается в анапесте.

Другого рода ритмические отступления от заданного метра в силлабо - тонике встречаются в клаузулах стихов. Различают окончания односложные, или мужские («и заснул глубоко», «когда не в шутку занемог»), двусложные, или женские («о, как убийственно мы любим», «рожденные в года глухие»), трехсложные, или дактилические («и погас он, словно свеченька», «ночи безумные, ночи бессонные»). Так, ямбическим и анапеистическим размерам должны соответствовать мужские окончания, хореическим и амфибрахическим размерам — женские окончания, дактилическим размерам — дактилические. На практике этот закон постоянно нарушается, и в пределах одного стихотворения, написанного одним стихотворным размером, могут чередоваться окончания различных типов. Это происходит в двух случаях: путем усечения слогов в последней стопе стиха или путем присоединения в клаузуле лишних слогов, не предусмотренных данным метром.

Помимо клаузулы, еще одним метрическим определителем стиха является

анакруза (от греч. anZacrousis — отталкивание) — группа безударных слогов в стихотворной строчке, предшествующая первому метрическому ударению. Соответственно различают в хорее и дактиле нулевую анакрузу, в ямбе и амфибрахии — односложную, в анапесте — двусложную.

 

Рифма и способ рифмовки

Рифмы, как и клаузулы, разделяют на мужские, женские, дактилические и гипердактилические. Соответственно в мужских рифмах ударение падает на первый слог с конца. В женских рифмах ударение приходится на второй слог с конца. В дактилических рифмах на третий слог с конца. В очень редко встречающихся гипердактилических рифмах ударение располагается на четвертом слоге с конца и далее.

Назначение любой рифмы — объединить стихи парами и более. Иногда единая рифма объединяет всю или несколько строф (монорифма).

Рифма может быть и начальной, и внутренней.

В зависимости от созвучия гласных и согласных звуков рифмы делятся на точные и неточные (критерием здесь являются не буквы, а звуки). Если гласные и согласные звуки, образующие рифмующиеся окончания, в основном совпадают, то рифма будет точной (лоза — гроза, диво счастливо). Если к такой точной рифме прибавляются созвучные согласные перед ударным слогом, то она будет называться опорной или богатой (морозы — розы, нити — извините), а если перед последним ударным слогом будет созвучен еще один слог или более, то такая точная рифма будет называться глубокой (лебединой — единой, пешком — мешком).

Есть много отклонений от точных рифм. Их мы относим к неточным рифмам. Особой разновидностью неточных рифм являются усеченные рифмы, которые могли бы стать точными, если у одного из рифмующихся слов убрать часть концовки, недостающей у другого (раздеваясь — подавая, Антибукашкину — промокашки).

В группу неточных рифм входят также ассонансные и диссонансные рифмы. Ассонансы (франц. assonance — созвучие, от лат. Assono - откликаюсь) — это такие рифмы, где совпадают ударные гласные и не совпадают согласные: рука — назад — приказ — государь. Такой тип рифм был употребителен в средневековой романно - германской поэзии («Песнь о Роланде», испанские романсы). В диссонансных рифмах (франц. dissonance — разнозвучие), напротив, совпадают согласные звуки, а ударные гласные не совпадают: мечети — мечите, сага — бога.

Служебным частям речи свойственно образовывать составные рифмы, примыкая к знаменательным словам: где же — реже, дать бы — усадьбы, суете — не те. Составная рифма может также складываться только из знаменательных частей речи: подхалим — неплохо им, пора мне - топорами, в капкане я — пустынная.

При смежной рифмовке рифмуются соседние стихи. Перекрестная

рифмовка предполагает концевое созвучие первого стиха с третьим, второго с четвертым. Кольцевой называется рифмовка, при которой первый стих рифмуется с четвертым, а второй с третьим.

Холостой стих (т. е. стих, не имеющий рифменной пары).

Виды строф

Простейшей строфой являются двустишия парной рифмовки.

Терцина. Размер стихов в терцине — пятистопный ямб. Каждая строфа заключает в себе определенную тему, рифмуются же стихи следующим образом: первый стих рифмуется с третьим, а средний стих выходит из пределов своей терцины, рифмуясь с первым и третьим стихами следующей строфы, средний стих последнего трехстишия рифмуется с отдельным замыкающим стихом.

Самым распространенным видом строфы является четверостишие, или катрен (франц. quatrain), в котором, как уже отмечалось, стихи могут рифмоваться попарно, перекрестно, по принципу «кольца».

Пятистишие традиционно рифмуется следующим образом: первый, третий и четвертый стихи рифмуются между собой, а второй — с пятым.

Встречаются в русской поэзии шестистишия. Их рифмовка достаточно разнообразна. Наиболее традиционная форма шестистиший, выработанная итальянской поэзией, а позже освоенная русскими поэтами, — ababcc. Такими шестистишиями, или секстинами (лат.sex — шесть), написана «Баллада» М. Лермонтова.

Семистишия сравнительно редко используются русскими поэтами. Среди самых известных стихотворений, написанных семистишиями, знаменитое «Бородино» М. Лермонтова.

По принципу построения восьмистишная октава (лат. Oktava — восьмая) очень близка секстине — фактически это секстина и замыкающее ее двустишие (abababcc).

Триолет (франц. triolet, от итал. trio —трое) — восьмистишие (схема: abaaabab, возможен вариант abbaabab), написанное чаще всего четырехстопным ямбом. Основан триолет на тройном повторении (рефрене) — первая строчка повторяется как четвертая и седьмая при обязательной общей рифме, а вторая строка повторяется как восьмая, заключительная. Триолет появился во французской поэзии XV века и, будучи особенно популярным в эпоху барокко и рококо, культивировался в рамках салонной поэзии. Интерес к этому жанру испытывали русские поэты серебряного века.

Сонет (итал. sonetto — от прованс. Sonet — песенка) — лирическое стихотворение из четырнадцати строк, написанное четырехстопным или пятистопным ямбом. Сонет возник в Италии в XIII веке, и его расцвет связан с творчеством Данте и Петрарки. Здесь сложился так называемый итальянский образец сонета, состоящий из двух катренов и двух терцетов (так иногда называют строфу из трех стихов). Схема рифмовки «итальянского» сонета такова: abab/abab/cdc/dcd (возможен вариант cde/cde). П. Ронсар и поэты «Плеяды» дали «французский» образец сонета со следующей схемой рифмовки: abba/abba/ccd/eed (ccd/ede). Среди различных отклонений от этих канонических форм наиболее известен «английский» сонет, представленный в поэзии У. Шекспира —abab/cdcd/efef/gg.

Рубаи (араб.) — четверостишие, чаще всего рифмующееся по схеме aaba, реже — аааа.

Газель (араб.) — небольшое лирическое стихотворение, состоящее не менее чем из трех, но и не более пятнадцати бейтов (двустиший). В первом бейте рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка по схеме: ba ca da... В последнем бейте обязательно упоминание тахаллуса автора, т. е. псевдонима, литературного имени поэта.

Бывают стихи, не членимые на строфы. Такие стихи называются астрофическими. В них в беспорядке смешиваются парные, перекрестные, кольцевые рифмы. В астрофических стихах также может соблюдаться членение текста, но не на строфы, а на абзацы, неравные, как в прозе.

 

Дольники

Между силлабо - тонической и тонической системой стихосложения располагается целый пласт стихов, которые называются дольниками или паузниками. Дольник соединяет в пределах одной стихотворной строки двусложные и трехсложные размеры.

В основе ритмической организации дольников лежит чередование неравносложных ритмических долей, а не слогов, как в силлабо - тоническом стихе. Это усиливает ритмообразующую роль ударений, придавая ритмико - интонационную самостоятельность словам и словосочетаниям, объединенным одним сильным ударением.

В сочетаниях дву и трехсложных стоп в дольниках прослеживаются две закономерности. Это сочетание в одном стихе или хорея с дактилем как ритмически нисходящих размеров или ямба с анапестом — как ритмически восходящих. Амфибрахий, в котором ударение падает на середину стопы, может примыкать как к хорею с дактилем, так и к ямбу с анапестом.

 

Акцентный стих Маяковского

Метрическая система Маяковского вписывается в чисто тонический стих, чаще всего трех или четырехударный с обязательным наличием в качестве ритмообразующего элемента рифмы. Если записать стихи Маяковского традиционными строфами, то чаще всего получаются четырехстишия с перекрестными рифмами. Число безударных слогов между ударными у Маяковского сильно колеблется, что отличает его стих от дольников с обычными для них безударными промежутками в один два слога.

 

Мещеряков

Стихосложение.

 

Можно выделить два основных критерия, позволяющих достаточно четко разграничить стих и прозу:

1) стихотворная речь ритмически организована, и деление на стихотворные строчки происходит посредством не логических пауз, обусловленных смысловым и синтаксическим строем, а ритмических пауз, не всегда совпадающих с синтаксическим членением речи; для прозаической речи не характерна ощутимая ритмичность, в основе ее членения лежат интонационно смысловые (логические) ударения и паузы;

2) стихотворная речь делится на сопоставимые между собой ряды слов, или стихи, каждый из которых записывается отдельной строкой, в то время как прозаическая речь записывается сплошным текстом. Правда, Томашевский тут же спешит напомнить, что есть стихи, которые «живут» и вне их графического изображения. Так, «Песня о Буревестнике» М. Горького или «Баллады» французского поэта Поля Фора являются стихами, хотя печатаются сплошным «прозаическим» текстом. Более того, разделение на стихотворные строчки может находиться в противоречии со структурой стиха. Примером могут служить поэтические произведения Маяковского, где графически изображенные строчки не совпадают с каждым отдельным стихом.

Стихотворное членение речи возникло в хоровых народных песнях, которые сопровождались ритмичными телодвижениями. Сначала это был ритм трудовых движений, сопровождавшийся выкриками и восклицаниями, что согласовывало коллективные действия работающих людей и облегчало их труд (перетаскивание больших тяжестей и т. п.). Постепенно ритмические звуки, звукоподражания, эмоциональные восклицания, повторение звуков и целых фраз наполнялись эстетическим содержанием.

Отграниченное от фольклора искусство слова возникает сначала в стихотворной форме. Все основные жанры античности, средневековья, классицизма, многие жанры эпохи Возрождения были стихотворными (эпические поэмы, трагедии, комедии, разные виды лирики). Вплоть до XVII века, до создания собственно художественной прозы, стихотворная форма знаменовала превращение слова в искусство, т. е. удостоверяла эстетическую значимость и особую природу высказывания.

 

Античное метрическое стихосложение

В основе древнегреческой и древнеримской поэзии лежала метрическая система стихосложения, в которой ритм стиха образуется путем чередования долгих и кратких звуков. Единицей долготы стиха являлась доля, равная времени, нужному для произнесения одного краткого слога. Произнесение долгого слога приравнивалось к двум морам. Повторяющаяся группа долгих и кратких слогов была названа стопой.

Для нас интерес представляет гекзаметр.

Это метрический стих, состоящий из шести стоп дактиля, причем последняя стопа усечена и представляет собой хорей.

Для поддержания и усиления ритмичности в многостопные стихи вводилась цезура (лат. caesura —разрез, рассечение) —обязательный постоянный словораздел (в схеме обозначается значком //), обязательная ритмическая пауза, разделявшая стих на два относительно равных полустишия и облегчавшая его произношение.

В античной лирике употреблялись и более сложно построенные стихи — логаэды (греч. Ogos — слово и aoide — песнь). Это стихи, образованные сочетанием четырехдольных стоп (дактиль, анапест) с трехдольными (ямб, хорей). Ритм в подобных стихотворениях менее ровен, чем в стихах, состоящих из равнодольных стоп. К античным логаэдам относятся алкеева и сапфическая строфы.

Античное стихосложение возникло в эпоху неразрывной связи стиха и музыки.

Тоническое стихосложение

В тоническом стихе нет стоп. Ритм здесь регулируется относительной выравненностью количества ударений в стихотворных строчках, при этом общее количество слогов в строке, как и число безударных слогов, располагающихся между ударами, — произвольно. Тонический стих является основным для русского устного поэтического творчества и опирается на особенности просодии русского языка.

Для тонического стиха нехарактерна рифма. Исключение представлял

раешный стих, как сопровождавший представления райка, так имевший и самостоятельное бытование. Ритм в раешном стихе поддерживается не только относительно равным количеством ударений в стихотворных строчках, но и их смежной (парной) рифмовкой.

 

Силлабическое стихосложение

В силлабическом стихе ритмичность обусловлена равным количеством слогов в каждой строчке, расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. Силлабическое стихосложение развивалось в тех языках, где ударения закреплены за определенными слогами в слове.

В русской силлабике ритмообразующим элементом стала акцентная константа — одно закрепленное ударение, падающее на предпоследний слог в клаузуле (лат. clausula— заключение — конец стихотворной строки). Другим обязательным ритмообразующим элементом была парная женская рифма.

Длинные силлабические вирши, начиная с восьмисложного стиха, обязательно делились цезурой на два полустишия.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...