Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация посещения кинотеатров

Наступающее информационное общество, этот провозглашенный и чаемый этап развития человечества, по мысли авторов этого термина, есть не просто «еще один этап», но некая новая цивилизация, коренным образом отличающаяся от всего, что было ранее. Контуры этой цивилизации разные авторы увидели по своему. «Глобализация», «визуализация», наступление сетевого общества, «глобальная деревня» - далеко не полный список расхожих клише, которым всякий уважающий себя современный автор пытается промаркировать настоящее и заглянуть в будущее. Но на фоне «больших» теорий иногда бывает нелишним попытаться собрать некоторые факты и провести полевые исследования, чтобы иметь возможность сопоставить теоретические абстракции с реальным положением дел.

Предлагаемая статья представляет собой именно такую попытку. Она касается только одного аспекта современной культуры – кинематографа, причем рассмотренного с социологической точки зрения. А опирается она на результаты массового опроса пермских студентов, проведенного в марте-мае 2013 года методом стандартизированного интервью. Всего было опрошено 1180 человек. Опрос проводился по квотно-гнездовой выборке с учетом следующих параметров (квот):

1. Профиль получаемой специальности, то есть для опроса отбирались студенты, обучающиеся по гуманитарным, техническим и естественнонаучным направлениям (по несколько групп каждого профиля в вузе, если таковые имелись).

2. Курс обучения – опрашивались студенты первого-четвертого курса. Пятый курс из выборки исключался.

3. Престижность специальностей – замеряемая с помощью проходного балла ЕГЭ на данную специальность. Это позволило охватить разные по доходам, месту рождения и социальному положению группы студентов.

4. Наконец, сами вузы – для опроса были отобраны 9 ведущих вузов Перми.

Основной целью опроса являлось выявление предпочтений студентов в выборе кинотеатров и жанров, мотивация просмотра, практики, складывающиеся вокруг просмотра кинофильмов. Этот опрос позволил сделать несколько интересных выводов, которые могут быть экстраполированы для любых крупных городов России и СНГ. При анализе обращалось внимание не только на социально-демографические характеристики, но и на такие, как место проживания до поступления в вуз, наличие работы и социальное самочувствие студентов.

Первый параметр говорит о включенности студентов в городскую культуру. Проживание до поступления в вуз в Перми или других крупных городах России говорит о включенности студента в городскую, урбанизированную культуру, неотъемлемой частью которой являются кинотеатры. Напротив, проживание студентов в сельской местности либо в малых городах, где, как правило, кинотеатры отсутствуют, косвенным образом свидетельствует о целом ряде особенностей первичной социализации, от отсутствия привычек к посещению кинотеатров, до таких трудно ловимых количественными опросами параметров, как ментальность, привычки к интеллектуальной публичной деятельности и т.д.

Второй параметр говорит о наличии экономической самостоятельности, что является важным фактором посещения кинотеатров в целом. Работающий студент, как правило, имеет больше свободных денег и более самостоятелен в планировании своих расходов, в том числе и на досуг.

Наконец, последний параметр, заведенный в опрос, касается общего социального самочувствия респондентов, выраженного в такой субъективной оценке, как ощущение своей успешности. Успешный человек – это уверенный в своем будущем, положительно оценивающий свое нынешнее состояние и социализированный индивид, встроенный в современную городскую культуру. Среди опрошенных почти 63 % считают себя таковыми.

Сколько студентов смотрят кинофильмы?

Подавляющее число студентов являются более или менее активными кинозрителями – почти 95 % всех опрошенных отметили, что смотрят кино. Это вполне ожидаемый факт в условия визуализации культуры. Удивительно другое – около 5 % опрошенных кино не смотрят вообще. Таковых немного больше среди приезжих, и людей неуспешных. Впрочем, преобладание среди студентов кинозрителей и невозможность вычленить группу игнорирующих кино по социально-демографическим параметрам позволяет говорить о том, что это явление маргинальное, и обусловлено скорее психологическими, нежели социокультурными параметрами.

Наиболее популярным каналом получения кинофильмов среди студентов является Интернет - на этот источник указало более 86 % все опрошенных. На втором месте – кинотеатры – почти 70 %. На третьем – телевидение (56,5 %). Любопытно, что DVD и иные носители кинопродукции, по-видимому, уходят в прошлое – их отметили меньше четверти опрошенных.

Исходя из поставленных целей, можно проанализировать социально-демографические характеристики тех студентов, которые посещают кинотеатры. Иначе говоря, составим усредненный социальный портрет студента-кинозрителя. Прежде всего, это девушки: 71,4 % из них посещают кинотеатры (против 65,4 % мужчин). Далее, это чаще всего гуманитарии – 74,4 % из них ходят в кинотеатры. Реже всего кинотеатры посещают естественники – всего 62,6 %. Наконец, наиболее часто в кино ходят студенты старших курсов (особенно четвертого) – 76,4 %. Первокурсники посещают кинотеатры реже всех - всего 65 %. Наиболее часто в кинотеатры ходят студенты, постоянно проживающие в Перми – среди них посетителей кинотеатров – 77 %. Студенты, приехавшие учиться в Пермь, кинотеатры посещают реже. Наконец, в кино чаще ходят люди социализированные, уверенные в себе (то есть назвавшие себя успешными) – почти 72 % (среди неуспешных студентов таковых всего 53 %).

Иными словами, кинотеатры сегодня являются важной частью, прежде всего, досуговой сферы жизни современного горожанина. Кинотеатры не являются главным источником знакомства с фильмами – на этом места стоит Интернет. Кинотеатры тем паче не являются «храмами культуры» - они не располагают к серьезному, вдумчивому знакомству с искусством. Это скорее форма престижного, городского способа проведения времени в компании друзей, в сочетании с другими формами досуга (шопинг, боулинг, кафе и иные формы развлечений, предлагаемые мультиплексами).

Не удивительно, что эта форма развлечения востребована в первую очередь той частью студенчества, которая наиболее адаптирована к городской культуре, родилась и выросла в крупных городах, прежде всего – в Перми. Этим объясняется и преобладание среди наиболее приверженных кинотеатрам гуманитариев и естественников, успешных людей (среди них чаще встречаются выходцы из городских семей). Они, как правило, имеют для этого и необходимые финансовые возможности. Преобладание среди посетителей кинотеатров девушек тоже не удивительно, учитывая тот факт, что девушки преобладают среди гуманитариев и более социализированы, чем юноши. Это объясняется следующими факторами:

· Во-первых, городские жители вырабатывают привычку к посещению кинотеатров с детства, поскольку имеют техническую возможность (во многих районных центрах, и тем более в деревнях кинотеатров вообще нет).

· Во-вторых, городские студенты, как правило, лучше обеспечены, просто имеют финансовую возможность посещать кино. Студенты, приехавшие в Пермь поступать, чаще всего живут в общежитии или снимают жилье, оторваны от семей, самостоятельно ведут свою бюджет. Очевидно, им труднее выкроить необходимые деньги на посещение кинотеатра.

Другой разворот темы – частота посещения кинотеатров. Большинство опрошенных студентов посещают кинотеатры достаточно часто – от одного раза в полгода до одного раза в месяц. Вероятно, что среди всех возрастных групп посетителей кинотеатров студенты составляют самую большую группу. Истинных «киноманов» в опросе зафиксировано не слишком много – около 10 % смотрят кино в специализированных заведениях каждую неделю и чаще.

Иначе говоря, среднестатистический студент на протяжении своего обучения ходит в кинотеатр около 60 раз. Кто наиболее часто ходит в кино? Это, опять-таки, девушки: 49 % из них делают это раз-два в 2 месяца (среди юношей таковых всего 40 %). Это гуманитарии – 48,2 %; среди них больше всего и киноманов – 11,5 %. Это студенты второго и третьего курса – 54,4 % и 51,1 %, выходцы из Перми и других крупных городов России – 48,6 % и 54,3 %, «успешные» люди – 49,3 %.

Одним словом, портрет студента, посещающего кинотеатры, в целом может быть описан так: девушка-гуманитарий, обучающаяся на третьем-четвертом курсе, родом из большего города, чувствующая себя успешной.

Важным аспектом выявления портрета потребителя является изучение его мотивов. Иными словами, целью данного вопроса было выяснение тех социокультурных функций, которое играет кино в жизни студентов.

Эти функции могут быть разбиты на три группы.

- Первая функция – рекреационная, досуговая. Она преобладает среди мотивов посещения кинотеатров. Прежде всего, посещение кинотеатров – это форма отдыха (83,6 %). Иногда этот мотив приобретает негативный оттенок – «убить время» - 12,1 %.

- Вторая функция – коммуникативная, то есть обеспечение повода для общения. Чаще всего это общение с друзьями (42,6 %), иногда – свидание (17,1 %).

- Третья функция – образовательная в широком смысле этого слова. Здесь преобладает стремление быть в курсе новинок (с нотками престижа, консюмеризма) – 54,2 %, реже встречается вариант «интеллигентского» престижа – приобщение к культуре (24,7 %), и реже всего – поиски ответов на актуальные вопросы – 6,5 %.

Интересно, что по времени обучения, месту жительства и профилю обучения особых различий в мотивации не наблюдается. Единственный значимый показатель – оценка собственной успешности. Среди «неуспешных» почти в два раза больше тех, кто ходит в кино, чтобы убить время, и почти в два раза меньше тех, кто ходит в кино для общения с друзьями. Наблюдается и некоторая гендерная разница в потреблении кино – мужчины более прагматичны (увеличена доля походов ради свидания и чтобы убить время), девушки, напротив, настроены более на отдых и образование.

О досуговой сущности современного кинопотребления говорит и выбор жанров.

На первом месте – жанры заведомо развлекательные, не требующие особых эмоциональных и интеллектуальных затрат – комедия, фантастика, ужасы, триллер. Более серьезные жанры (историческое кино, документальные фильмы) находятся в нижней части таблицы. Особенно примечательно игнорирование так называемого авторского кино – его выбрали всего 14 % опрошенных.

Чтобы проверить высказанное предположение о мотивах популярности кинотеатров, мы задали следующий вопрос «Почему Вы выбираете тот или иной кинотеатр?». Три мотива оказались ведущими – удобство расположения (76,3 %), техническая оснащенность (60,7 %) и удобное время показа киносеанса. Вспомогательные сервисы (магазины, кафе, развлечения) тоже заняли существенное место – в совокупности 27 %. Репертуар оказался наименее значимым фактором – 17 %, что вполне понятно, учитывая одинаковую линейку фильмов, идущих в этих кинотеатрах.

В качестве промежуточного итога можно сказать, что к кино, как досуговому развлечению, сегодня предъявляется особые требования. Прежде всего, кинотеатр должен быть доступен и в пространстве, и по времени. Все же современная городская культура достаточно рациональна, и требует не затрачивать особые усилия для отдыха и развлечения. Далее, кино, как жанр технический, сегодня требует особых условий показа, то есть технического обеспечения. Кинотеатры, отстающие в этом качестве, выпадают из конкуренции, проигрывают более «продвинутым» соперникам. В третьих, опять-таки, по рациональным соображениям, кинотеатр сегодня не воспринимается в отрыве от других форм развлечений.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...