Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕДИА: Инструмент модальных иллюминаций?

Встречи со студентами в формате «киноклуба», начинавшиеся восемь лет назад в пределах киноцентра «Премьер», выбрались за пределы «здания» киноцентра и нашли свое место в ПНИПУ на кафедре «Философия и право», побродив по разным местам города в поисках приюта. Опыт преподавания в техническом ВУЗе предмета, имеющего название «философия» позволяет заметить, что «предмет» имеет отчетливую и вполне конкретную программу, разработанную Министерством высшего образования. Данный текст не предполагает намерения критиковать утвержденные программы, но сам опыт преподавания не оставляет сомнений в том, что молодым людям в техническом ВУЗе необходимо заниматься ТАКИМИ вопросами, но с другой стороны ощущаются острая потребность и интерес студентов к специфическим гуманитарным вопросам. Мы в студенческом возрасте не обучены заниматься «операциями» в пространстве гуманитарных ценностей. И крайне важны беседы со студентами на эту тему. Времени в рамках программы гуманитарных курсов никогда на это не хватает. А если и удается его выкроить, получается теоретический разговор. Жизненный же опыт не позволяет еще быть умелым в действиях. И оказывается, что очень важны разговоры про «инструменты», с помощью которых можно менять свою жизнь. Как со стороны ощущения «смысла» и «счастья», так и со стороны «целей» и «стратегий», «партнерства», «доверия» - того, что сопровождает человеческие взаимодействия и коммуникации.

«Взаимодействия» или «коммуникации» для студентов важны не только как рассказы о том, «как это бывает». Здесь более актуальны и практически значимы непосредственные диалоги, в которых преподаватель – действующее лицо на равных со студентами. И нужно найти силы «понять» или признаться в том, что «не понимаю». Уметь спросить, терпеливо услышать, согласиться или не согласиться – и, в итоге, иметь смелость добраться до конца разговора с каким-то собственным прибавлением знаний, чувств, уверенностей, навыков. Такие задачи и попытка их решения осуществляется на базе внеучебной работы – в киноклубах.

Организация диалога, на площадке киноклуба имеет свои особенности. Для начала ведущий, тьютор, модератор (позицию того, кто организует общение можно именовать по-разному; пока нет устоявшегося наименования, профессиональной «метки») должен подобрать фильм – художественный или документальный. Это может быть и его самостоятельное решение, а может быть коллективная заявка со стороны членов киноклуба. Главное, на что должен рассчитывать модератор это «способность фильма взорвать» участников, побудить их высказываться. Фильм как «содержательная бомба», или, как говорит один мой коллега – «контент-зверь». Разумеется, после подбора фильма, следует сформулировать название, тему, повод – оформить «предмет», относительно которого, участники клубной встречи могут быть готовы высказываться.

Собственная история таких медиа-мероприятий (киноклубов) позволяет поделиться некоторыми итогами этих опытов организации коммуникаций на базе медиа-содержания.

Для начала отметим, что участники мероприятий как правило, эволюционируют в своем развитии и образовании. Первоначально, на ранних фазах таких встреч оказывается, что ребята потихоньку научаются различать фрагменты видео-контента, которые относится к различным сюжетам человеческого существования, к человеческим чувствам, ценностям, смыслам. Такими фрагментами оказываются счастье (несчастье), добро (зло), доверие (недоверие), любовь (ненависть), честь (бесчестие), вера (неверие), ужас (радость)… и так далее. Первая фаза диалогов с ребятами и относится к тому как различать в себе и других такие важные стороны человеческого существования? Как можно «работать» с этим содержанием, воздействовать на людей, препятствовать возникновению негативных сценариев мирочувствования, различать трагические и иные сценарии организации своей и чужой жизни, возможно, корректировать чужую жизнь, в том числе и потому, что профессионально студенты впоследствии, скорее всего, будут управлять какими-то коллективами.

На следующей фазе диалогов относительно медиа-контента оказывается, что уместно добираться до исследования и освоения такого содержания человеческой жизни, которое относится к зоне правил, норм, рамок к сфере этики и «философии права». Что такое человеческие «правила» или «законы»? Как они могут меняться? Допустимо ли преодолевать нормы, перескакивать границы, как говорят ребята на нынешнем слэнге – «быть беспредельщиком»?

Я ориентируюсь в организации киноклубов не на рубрикатор, известный мне из предмета «философия». Мне ближе рубрикатор, известный из работ и деятельности Г.П.Щедровицкого, подход, известный как системо-мыследеятельностный, как СМД-методология. Предметы, содержание, границы, ситуации, коммуникации, нормы, правила, цели, смыслы… и так далее. В этой статье не является задачей рассмотреть существование всех аспектов мыследеятельности или коммуникаций в пределах «моих» клубов. Обращаем особое внимание на важный материал, который не был обнаружен в работах философов и методологов, занимавшихся развитием СМД-методологии или концепций «правильного мышления». Данный материал относится к существованию того фрагмента человеческого бытия, которое опирается на модальные глаголы. Мы уже писали о том, что в разных культурах имеются особенности, связанные с использованием в языке форм, называемых модальными глаголами (хотеть, мочь, любить… и пр.) [1]. В этом же месте, скорее всего, имеют место «быть» и отмодальные существительные – Любовь, Долг, Могущество…

Этот фрагмент человеческого существования в пределах работы киноклубов оказывается самым «таинственным» для всех участников встреч. Медиа-контент, провоцирующий разговоры «об этом». Разговор о «модальностях» всегда похож на гирлянду новогодних огней. Невозможно точно определить и установить , когда «вспыхнет» лампочка той или иной «модальности». Когда в круг внимания попадет, скажем, любовь? А когда – «долг»… Но, так или иначе, в разных аудиториях «модальности» попадают в эпицентр. Всегда разные. Но модальности… Поэтому, представляется важным договориться, во первых, о том, что относить к «модальному существованию»? Во-вторых, как «зажигаются», «светят», «иллюминируют» эти разные лампочки, относящиеся к «экзистенции»?... Предлог «как» относится к осознанным технологиям. К инструментам. К таким ситуациям, когда вы, к примеру, хотите, чтобы вспыхнул свет «любви», и он «зажигается»… Здесь есть и «отложенный вопрос» - про выманивание из места «черного света» Того, кто потом превращается в «видимый объект». Допущу метафору: в «контент-животное»… [2].

Важна пометка «об иллюминатах». Было бы просто иметь в виду только праздничные гирлянды, только «новогоднюю иллюминацию». История культуры знает еще и «иллюминатов». Кто такие «иллюминаты»? Википедия: «В настоящее время под «иллюминатами» могут подразумеваться многие современные и исторические группы, как реально существовавшие, так и вымышленные, ставящие своей задачей всестороннее улучшение церкви и достижение всеобщего благоденствия.» [3] Здесь, не углубляясь в религиозные доктрины или теории, заметим, что «иллюминация» это чаще всего то, что связано со «светом», с «освещением», с «видением», с «просветлением». «Появился свет и я – увидел!» Стал просветленным. В этом самом смысле – кино, как высвечивание содержания позволяет участникам киноклуба «УВИДЕТЬ». КИНО оказывается СВЕТОМ не только в прямом смысле. Оно высвечивает разные стороны человеческого существования. Пока трудно сказать, какая из сторон оказывается «активной»? Кино «светит»? Или студенты? Можно ли предположить, что «отсвечивать» это активная процедура? И, если на тебя направлен «свет кино», то ты безусловно «отражаешь его, «отсвечиваешь»? Есть ли версии «человеческого существования», в которых такая функция – «отсвечивать» - не предусмотрена?

Еще одна сторона процесса: ребята в процессе коммуникаций с помощью медиа оказываются «ОЗАРЕННЫМИ». То, что приходит им в голову воспринимается ими как озарение! Многие говорят: «Вот оно что!!! А я-то думал!..» Они попадают в зону сильнейшего стресса. Переживание такого инсайда приводит к тому, что в их памяти закрепляется уважение к увиденному. Возможно даже они нечто впервые «увидели» в свете. Кино, медиа, диалог, коммуникации, чужое мнение, услышанное по «поводу» оказываются важными составным частями, фрагментами культурного опыта в открытии человеческих качеств [4].

С учетом выше изложенного возникает потребность обратить внимание на то, что называется «модальностью». В русском языке, в практике преподавания нет раздела, который был бы связан с существованием модальных глаголов. В немецком есть. В английском есть. В испанском есть. Нет смысла перебирать ВСЕ языки! А в русском языке такого раздела нет. Такие глаголы как бы вроде и не существуют. Хотя все обычны. Любить, хотеть, верить, надеяться, долженствовать… И отглагольные существительные обычны. Любовь. Долг. Вера. Надежда….

Но мы обращаем внимание не на «существование», а на ОБНАРУЖЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ! Как обнаружить, что «я – хочу»? Не ЧТО – хочу! А что – ХОЧУ! Как перебраться из зоны «предметности» в зону модальности? Есть ли навыки, которые делают такие переходы безболезненными? Как справиться с тем, что появляется вдруг, неуместно об этом даже говорить? Как быть в такой ситуации? Моя позиция выработалась со временем. Я поняла, что хорошо бы найти инструменты такого «непрямого массажа тех внутренних органов», которые отвечают за «модальности». И, оказалось, что медиа – прекрасный инструмент!

Подав свет в аудиторию, закончив показ фильма, можно в комфортных условиях «нажимать» на болевые точки и «включать» ответную реакцию. А дальше остается только АКЦЕНТИРОВАТЬ. Привлекать внимание ребят к тому, что мы в этом фрагменте разговора разговариваем про «ЛЮБОВЬ»! Про «ДОЛГ»! Про то, как «МОЧЬ». Как можно «ЛЮБИТЬ»? Модальности зажигаются в таком модальном массаже как праздничные лампочки на гирлянде. Непредсказуемо и причудливо. Не по «закону». А по «прихоти». Э

то тайна.

Получается, что «киноклуб» оказался такой практикой «иллюминации», в рамках которой молодые люди открывают для себя существование в них самих, внутри, таких странных вещей как «модальности» человеческих качеств. И они занимают очень высокое положение в иерархии человеческих ценностей. Их можно, в одном ракурсе отнести к высшим человеческим качествам, поскольку именно они обеспечивают жизнь. С другой стороны, с другого ракурса их можно отнести к фундаментальным навыкам. К тем, которым можно применять разные и вечные формулы. «Быть или не быть?», «я мыслю, следовательно, существую», «любовь спасет мир»… и так далее. В таких диалогах открывается пространство для модальных вариаций в иллюминациях. К примеру : « я люблю, и, следовательно, живу». Или: «Я должен и это святое». «Я – хочу и буду счастливым»…

Опыт киноклубных диалогов показывает, что «модальная иллюминация» оказывается важным открытием в собственной жизни. Это область культурных опытов, корректирующих судьбу, в том числе собственными «руками».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. См, напр.: КурбатоваЛ.В, Вороно С.В. ОБ УМЕСТНОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК Здесь: Журнал «Априори», №5, 2014 г., http://www.apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-nauki/tek-number

2. Курбатова Л.В., Вороно С.В. ПРО НЕУМЕСТНОСТЬ и МЕТОДОЛОГИЮ (175-181), в Материалы IV международной научно-практической конференции Академическая наука - проблемы и достижения North Charleston, USA Том 2

3. См.здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8B

4. См. подробнее: Lyudmila V. Kurbatova, Anthropology: temporal diversity?, Здесь:http://www.auris-verlag.de/mediapool/99/990918/data/DOI_10.12851_EESJ201408.pdf, Eastern European Scientific Journal (ISSN 2199-7977)

 

А.Р. Кантор, О.М. Шишкарева

Региональные модели медиаобразования Свердловской области:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...