Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественно-экономические формацииТема 1 Обществознание Обществознание– это сводный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.
Система наук об обществе:
Что такое общество? Узкое значение: Тема 2 Общество и его типы Этап исторического Страна, государство Объединение людей Группа людей, развития человечества (тип социальной системы) Древневосточное общество, буржуазное общество Широкое значение: (отдельный социальный организм) Всероссийское общество, американское общество по интересам и целям
Спортивное общество, общество защиты животным объединённых происхождением, ценностями Крестьянское общество, дворянское общество Общество – это часть материального мира, выделившаяся из природы (т. е. естественных условий существования человека), но тесно связанная с ней. По способу социальной дифференциации (или расслоению) Простые: нет руководителей и подчинённых, нет богатых и бедных (это догосударственные образования) Сложные: несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения
Общественно-экономические формации
Модернизация (способ производства)
Тема 3 Сфера общественной жизни Элементы (подсистемы) общества– это сферы общественной жизни, которые взаимодействуют друг с другом.
Общественные отношения– это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отношения: Межнациональные отношения; Общественные отношения; Межличностные отношения.
Тема 6 Свобода Статья 3 Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность». Личная неприкосновенность– это первая предпосылка (условие) свободы.
Свобода– это способность человека действовать соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Условия существования свободы: Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею; Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
События истории, устанавливающие свободу: Первая Конституция (США 1787г.); Декларация прав человека (Франция 1789г.); Всеобщая декларация прав человека и гражданина (ООН 1948г.); Конституция РФ (референдум 12 декабря 1993г.).
Тема 7 Равенство Статья 1 Всеобщей декларации прав человека: «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Равенство Идеал (основная идея) социалистов Одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
Равноправие– это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.
Социальное равенство- это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.
Тема 10 Деятельность Что такое деятельность? Развитие общества – результат деятельности людей. Отличия деятельности человека от поведения животных:
Деятельность– это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Субъект– это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом; Объект– это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир. Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели. Если результат совпал с целю, значит, результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать). Для достижения цели любые средства хороши. Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные.
Действия по мотивам:
Тема 12 Деятельность и общение
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.
Цель общения– это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Содержание общения – это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние);
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) Цели и функции общенияОбщение – самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством
Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками
Общение– это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Тема 14 Теория познания Познание– это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знаний. Источник познания – внешний мир, окружающий человека.
Цель познания– в достижении истины в правильном, достоверном знании об окружающей действительности. Процесс познания От живого созерцания К абстрактному мышлению К практике Ощущение– это отражение свойств сторон предметов и явлений объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие– это целостное отражение предметов и явлений при воздействии на органы чувств. Представление– это мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления. Суждение– это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий. Умозаключение– это вывод (следствие) из нескольких логически связанных суждений.
Субъектпознания – это человек или общество в целом, а объектпознания – это отдельный предмет или весь окружающий мир. Истина– это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности (Аристотель). Правда– это истина в соотношении между людьми (Истина = правда).
Критерии истины– это общественно-историческая практика, т. е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира.
Так как потребность в познании действительности во многом зародилась из практических нужд человека, то практика не только критерий истины, но основа и движущая сила познания.
Здравый смысл Помогает ориентироваться в окружающей реальности Верно указывает направление и способ деятельности Противостоит выдуманным схемам и штампам Не поднимается до уровня научного объяснения реальности Не проникает в сущность явлений, даёт поверхностное суждение Создаёт иллюзию абсолютной правды и истины Паранаука– это обозначение гипотез и представлений, объяснение которых не имеет строго научного объяснения, но иногда приводят к научным знаниям. Познание средствами искусства, или художественное познание, даёт эмоциональное и яркое представление об облике героев прошлого, их чувствах, мыслях, поведении, помогает ощутить дух времени.
Социальное познание: Социальное познание– это познание обществом самого себя с помощью изучения социальных явлений.
Самопознание: Самопознание– это познание собственного «Я», его специфики и границ, его ошибок и реакций, его предрасположения и способности, его силы и слабости. Самопознание (познание особого объекта – самого себя) Самоузнавание – это обнаружение себя в окружающем мире. Представление о внешности Создание образа – это активное восприятие себя Самосознание – это образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости Самонаблюдение – это наблюдение собственного психического состояния и собственных действий Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей Самовосприятие – это восприятие, понимание и оценка себя самим Самоотчёт – это полный внутренний отчёт перед самим собой, открытие для себя своих мыслей и взглядов Особенности формирования самооценки: 1. Соотношение реального с идеалом (реальный образ идеальный образ); 2. Самооценка себя, через оценку других; 3. Самооценка себя, через отношения к своим успехам. Успех– это достижение чего-либо. Притязание– это цели и требования, проставленные человеком пред собой Деформация самооценки:
Тема 17 Искусство
Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоение деятельности.
Стили в искусства Запада:
Тема 18 Религия
Религия– это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Ядром религии является вера.
Буддизм с VI – V вв. до н. э. в Индии: «Будда» - просвещённый (с санскрита) Основы вероучения: «четыре благородные истины» Будды 1. Сущность бытия (жизнь) – страдания (зло); 2. Причина страданий – желание человека (жажда жизни, удовольствий, наслаждений, счастья, власти, богатства и т. д.; 3. Для прекращения страдания надо отказаться от желаний (от всех); 4. Путь избавления от страдания: следование учению Будды о восьмеричном пути («праведное воззрение, праведное учение, праведное стремление, праведная речь, праведное поведение, праведная жизнь, праведное созерцание, праведное погружение»). Цель жизни верующего: достижение нирваны, т. е. небытия, блаженства, покоя.
Типитака(Типитака) – священная книга буддистов.
Ислам с VII в. в Аравии: Ислам– покорность (с арабского); Мусульмане– последователи ислама; Муслим– верный (с арабского); Магометанство– устаревшее название мусульманства; Коран– главная священная книга мусульман; Города Мекка и Медина– самые святые места. Бог– аллах; Пророк– Мухаммед (Магомет);
Наиболее тяжкие грехи: ростовщичество, пьянство, азартные игры, супружеская неверность. Основные течения ислама: Сунниты (суннизм), Шииты (шиизм), Хариджиты, имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты, исамиты, зейдиты, суфиты, ваххабиты.
Христианство с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи: Триединый Бог(один в трёх лицах): Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух. Библия– свод книг священного писания; Ветхий Завет– первая часть библии (39 книг); Новый завет– вторая часть библии (27 книг); Евангелие– главные книги Нового Завета, ранние христианские писания о жизни Иисуса Христа и его учении (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Нравственные заповеди христианства: «Почитай отца и мать» «Не убивай» «Не прелюбодействуй» «Не кради» «Не произноси ложного свидетельства» «Не желай ничего, что у ближнего твоего»
Атеизм– это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существования религии вообще.
Свобода совести– это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (т. е. быть атеистом)
Тема 19 Основа философии Философия(с греч. любовь к мудрости) – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Философия как наука зародилась в Древней Греции, этому способствовало: Личная свобода граждан; Свобода от физического труда; Свобода от власти аристократии. Основной вопрос философии: отношение сознания к материи, духа к природе, мышление к бытию. Материальные явление– явления, существующие независимо от человека. Бытие– это философское понятие, которое употребляют для обозначения природы, материи, внешнего мира, в отличие от сознания и мышления. Идеальное, духовное– это то, что существует в сознании человека, составляет область его психической деятельности (мысли, чувства).
Агностицизм– это учение, отрицающее возможность познания мира. Агностика– это приверженцы агностики. Содержание любой философии определяется не только решением вопроса «Что первично?», но и методом философии, т. е. способами, приёмами теоретического исследования и практического действия при достижения цели. Два основных метода мышления и познания: Метафизика– это особый метод познания, когда отрицаются противоречия, а мир постоянен, устойчив. Диалектика материалистическая– это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и мышления, а также метод познания и преобразования мира. Какой метод более правильный? Метафизика предпочитает количественные характеристики предметов и явлений Диалектика предпочитает качественные характеристики предметов и явлений Материя– это объективная реальность, данная человеку в ощущениях, существующая бесконечно и вечно. Объективные идеалисты, соглашаясь с этими определением материи, добавляют следующее: материя – это объективная реальность, данная человеку свыше в ощущениях.
Тема 20 Образование
Образование– это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… (из ФЗ РФ «Об образовании») Образование Как система знаний об основах наук, традициях и навыках, необходимых для их применения в практической деятельности Как система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение, и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов Образование как социальный институт общества оформилось в XII – XV вв. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Концепция непрерывного образования в сложном современном изменяющемся мире: образование следует за человеком всю жизнь, составляет неотъемлемую часть его образа жизни. Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях.
&nbs; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |