Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логопедические занятия с детьми раннего возраста 7

Янушко, Елена.

Я65 Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена

Янушко. — Москва : Теревинф, 2007. — 232 с.

ISBN 978-5-901599-59-4

Книга посвящена актуальной теме — речевому развитию ребенка 1,5-3 лет.

Чтобы заговорить, ребенку необходима помощь взрослого. Начальный этап

состоит из занятий, которые помогают наладить общение со взрослым, развивают

подражание, слуховое внимание и восприятие ребенка, дыхание, мелкую моторику.

Основной раздел книги — «Развитие речи» — ставит своей целью «разговорить»

ребенка и описывает логопедические занятия и специальные приемы

логопедического воздействия, учитывающие особенности работы с маленькими

неговорящими детьми. Представленный материал поможет создать речевую среду

развития, накопить пассивный словарь. Развитие активной речи ребенка (именно то,

чего с таким нетерпением ожидают близкие!) достигается путем развития у ребенка

речевого подражания, использования ритма и т.д.

Книга является практическим пособием. Материал изложен кратко, в попу-

лярной и удобной форме, включает в себя описания занятий в виде занимательных

игр.

Книга будет полезна как логопедам и воспитателям, так и родителям.

Der Verlag Terevinf dankt Johannes und Kathrin Preuss sehr herzlich fur

dieFinanzierung dieser Herausgabe.

Издательство благодарит Йоханнеса и Катрин Пройсс за финансовую поддержку

издания.

В оформлении обложки использована картина Пьера Огюста Ренуара

«Габриэль и Жан»

ISBN 978-5-901599-59-4

Издательство «Теревинф», 2007

Содержание

От автора 5

Логопедические занятия с детьми раннего возраста 7

Необходимость логопедических занятий

с неговорящими детьми раннего возраста 9

Особенности занятий с детьми раннего возраста 10

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста 16

Развитие общения и сотрудничества со взрослым 19

Развитие эмоционального общения со взрослым 21

Игры для налаживания контакта с ребенком 23 Развитие общего подражания

Игры со стихотворными текстами 38

Подвижные игры 46

Игры с игрушками и предметами 51 Развитие делового общения со взрослым 60

Развитие слухового восприятия 71

Развитие неречевого слуха 73

Игры для развития физического слуха 75 Развитие речевого слуха 83

Игры для развития речевого слуха 85

Развитие дыхания 93

Развитие физиологического дыхания 95

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха 96

Развитие речевого дыхания 111

Игры для развития речевого дыхания 112

Развитие моторики рук 119

Развитие движений и двигательных навыков в детстве 121

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев 123

Игры и упражнения для развития ручной моторики 125

Занятия с предметами и материалами 126

Игры 140

Пальчиковые игры 147

Развитие речи 165

Развитие понимания речи 167

Создание речевой среды 167

Накопление пассивного словаря 175

Игры для развития пассивного словаря 179

Развитие активной речи ребенка 190

Развитие речевого подражания 191

Игры для развития общего и речевого подражания 196 Использование ритма в

развитии речи 207

Упражнения на договаривание слов и строк 211

Потешки 214

Песенки 216

Рифмованные загадки 222

Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром 225

Словарь терминов, использованных в книге 228

Литература 231

От автора

Предлагаемая вашему вниманию книга описывает начальный этап работы с

неговорящими детьми 1,5-3 лет. Отавная цель книги — описать игры и упражнения, а

также специальные приемы работы, с помощью которых удается «разговорить»

ребенка, дать импульс к дальнейшему развитию активной речи.

В книге подробно рассматривается специфика работы с детьми раннего возраста,

отстающими в речевом развитии. Такая работа требует от логопеда определенных

навыков и особенного подхода к обучению, так как методика занятий с малышами

коренным образом отличаются от занятий с детьми дошкольного возраста. В

настоящее время предлагается широкий выбор книг и пособий для логопедических

занятий с дошкольниками, а вот описание практического опыта работы с малышами

встречается гораздо реже.

Известно, что именно в раннем возрасте (до 3-4 лет) наилучшим образом

развиваются многие психические функции. Тема раннего развития детей очень

популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и

требует самого серьезного отношения. Время диктует свои условия: сейчас к шести

годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный

запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами,

уметь производить звуко-буквенный анализ слов. Поэтому, чем раньше начать

занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться в работе. Особенно

пристальное внимание требуется в случае, если ребенок отстает в речевом развитии.

Книга имеет практическую направленность, все теоретические аспекты

проблемы намеренно опущены. Мы описываем исключительно практический опыт

работы с безречевыми детьми раннего возраста. Советуем помнить, что для

адекватного восприятия предлагаемого материала необходимо понимать механизмы,

закономерности и этапы развития речи как в норме, так и в случае речевых

нарушений.

Представленный вашему вниманию материал отобран по уровню

эффективности: мы выбрали для книги только самые интерес-

ные игры, любимые детьми, дающие отличные результаты. Помимо эффективности,

мы позаботились о простоте и удобстве: материал в книге строго систематизирован,

игры и занятия с детьми описаны понятно и подробно, тексты и ход игры быстро

запоминаются.

Описанные этапы работы вытекают один из другого, но возможно и выборочное

использование отдельных видов игр с учетом уровня развития конкретного ребенка и

целей занятий. Игры и занятия можно использовать как в индивидуальной, так и в

групповой работе. Отдельные игры могут стать основой целого занятия или его

частью.

Мы искренне надеемся, что эта книга будет полезна как для специалистов, так и

для родителей.

Логопедические

Занятия с детьми

Раннего возраста

Необходимость логопедических занятий с неговорящими детьми раннего

возраста

В ситуации, когда у малыша 1,5-2,5 лет отсутствует активная речь, перед

родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать

специальные логопедические занятия или стоит подождать?

Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его

сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в

речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что

«мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а

потом заговорит», и т.п.

Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это

можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый

специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься

с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5-5 лет, поведе-

ние которого уже в достаточной степени произвольно.

На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5-3 лет

необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов — логопеда,

психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских

исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения

специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить

характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины

возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным

организовать адекватную помощь ребенку.

В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним

проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но

нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект.

Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут

дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического

развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз.

Логопедические занятия с детьми раннего возраста

Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с

детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на

ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный

прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением

речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может

выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка

можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего

логопедического воздействия.

При проведении систематических логопедических занятий часть детей,

имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте,

могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи

сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей

даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть

свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с

усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно

говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае — об общем недораз-

витии речи (ОНР).

Объяснении, беседе, внушении.

Элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская

непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с

людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое

плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только

в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмо-

ционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к

обучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу

неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Организованные игры.

Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

Продолжать.

Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать

Поведения.

Цыплята». Варианты начала игры — «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или

«Сейчас мы поиграем в «Курочку и цыплят» и т.п. Варианты окончания игры —

«Курочка с цыплятами пошли домой» (курочка и цыплята уходят), «Курочка и

цыплята прощаются — до свидания!» и т.п. А вот продолжение может быть любым

Сменяющих одна другую.

Гибкость

Ее сюжета.

Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его

проведения отдельные части занятия можно сократить или расширить,

Нированный ранее, элемент.

Перенос знаний

Хвалите их почаще.

Раннего возраста

Также будет тормозиться.

Запоминание.

К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми

Организация специальных игр

Игре.

И др.

Развитие общения

И сотрудничества

Со взрослым

Общение со сверстниками.

Телесный контакт.

Ребенок).

Активное общение.

Налаживание контакта.

Контакта.

Контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем

В ладоши вместе.

Больше инициативы.

Ку-ку!

Контакта; развитие движений.

Петрушка

Игрушка прощается и уходит.

Котёнок

Погладить его.

Смотри, какой к нам. пришёл котёнок маленький, пушистый. Давай

погладим котёнкавот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кису ля!

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой!

И погладила рукой.

Шарик

Контакта.

Зажатой ладони).

Ты угадывай, в какой он руке.

Раскрывает ладонь.

— В какой руке шарик угадай! Правильно угадал вот он, шарик, смотри!

Давай спрячем шарик еще раз!

Детям _______нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется

Повторить многократно.

Солнечный зайчик

Контакта.

Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

Платочек

Контакта.

Электризовался).

Прятки

Контакта.

Хлопушки

Контакта.

Ним.

Детка хлопать так умеет,

Своих ручек не жалеет.

Вот так, вот так-так,

Своих ручек не жалеет!

Коготки-царапки

Инструкцией.

У белого котенка

Мягкие лапки.

Но на каждой лапке

Коготки-царапки!

Легонько царапнуть.

Киса, Киса! Брысь!

Контакта.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,

Прямо в яму— Бух!

Тушки-тутушки!

Контакта.

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки

Бух!

Качели

От пола.

Часики

Контакта.

Тикать медленно и быстро.

Догоню-догоню!

Догонялки.

Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Дс гоню-

догоню!

Контакта.

Ладоши.

Давай похлопаем в ладошивот так.

Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши.

—Где были?

У бабушки!

Что ели?

Кашку!

Что пили?

Бражку!

Кашку поели,

Бражку попили!

Ш-у-у-у, полетели,

На головку сели! На последних строчках помашите кистями рук, как

Движениям взрослого.

Сорока-белобока

Контакта.

Сопровождая текст движениями.

Сорока-белобока

Кашку варила,

Деток кормила:

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты, сынок, мал,

Нам не помогал,

Тебе каши не дадим.

Педагог круговыми движениями

Водит пальчиком ребенка по его

Ладошке — «мешает кашку».

С мизинца.

При словах «а этому не дала»

Пощекочите его ладошку.

Коза рогатая

Контакта.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ!

Глазками хлоп-хлоп:

«Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодаю,

Забодаю, забодаю!»

Сожмите пальцы правой руки,

С рожками. Приговаривая, то

Словах «забодаю», «пободайте»

Ребенка.

Развитие общего подражания

Обращенных к сознанию.

Приведем примеры. Если взрослый многократно объясняет ребенку, что

Основу обучения ребенка.

Мы учим ребен-

Двигательной сферы детей.

Сачок) и др.

Заняти-

ях в группе. Следует учесть, что, играя в группе, дети подражают не только

Игры со стихотворными текстами

Котята

Мяу-мяу, умываюсь,

(движения умывания)

Всем на свете улыбаюсь!

(улыбнитесь)

Мишка косолапый

Мишка косолапый по лесу идет.

(ходьба вперевалку)

Шишки собирает, песенку поет.

(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!

(легонько ударяем ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою — топ!

(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

Заиньки

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

(легкий бег)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок,

(присели)

Роют лапкой корешок.

(движение рукой)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(поднимаем ладошки к голове — показываем «ушки»)

Ладошки

Кистей рук.

Дети осво-

Водичка

Чтобы глазки блестели,

(указательными пальцами показываем на глаза)

Чтобы щечки краснели,

(дотрагиваемся до щек)

Чтоб смеялся роток

(улыбаемся)

Чтоб кусался зубок!

(пальцами изображаем укус;

__Вот птак мы умылись. Стали чистые и румяные!

Лады-лады

Часто умываемся,

(«умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме [папе, бабе) улыбаемся!

(улыбаемся, разводим руки в стороны)

Капуста

Речи.

Солим)

Мы капусту трём, трём! (руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в

кулак, трем кулачки друг о друга)

Мы капусту жмём, жмём! (руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то

Цветки

Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие | понимания

Наши красные цветки

(согнутые в локтях руки соединяем и поднимаем перед собой,

Ладошки складываем ковшиком)

Распускают лепестки.

(пальцы расставляем в стороны)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(шевелим пальчиками)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

(снова соединяем пальчики в «бутон»)

Головками качают

(качаем из стороны в сторону соединенными вместе кистями рук)

Я тихо засыпают.

(соединенные кисти рук подкладываем под голову)

Деревце

Дует ветер нам в лицо,

(машем кистями рук, обмахивая лицо)

Закачалось деревцо!

(всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)

Ветерок всё тише, тише,

(качаемся медленнее, затем останавливаемся)

Деревце всё выше, выше!

(поднимаем руки, тянемся вверх)

Чудо-цветок

Речи.

Шевелятся у цветка

Все четыре лепестка.

Я цветок сорвать хотел,

Но цветок вдруг улетел.

(разъединяем большие пальцы, руки разводим в стороны)

—Вы догадались, что это был за «цветок»? (бабочка)

Мы ногами топ-топ-топ!

Развитие общего подражания

Мы руками хлоп, хлоп!

(хлопаем)

Головою круть, круть, крутъ!

(вертим головой из стороны в сторону)

Мы себя ударим в грудь!

(расправляем плечи, несильно ударяем себя в грудь)

Погладили животики!

(круговыми движениями гладим живот)

Улыбнулись ротики!

(указательными пальчиками растягиваем утолки рта)

Вот какие мы молодцы!

Желтые сапожки

Движения.

Бежали по дорожке

Желтые сапожки.

Желтые сапожки

У малышей на ножках.

(легкий бег)

Устали наши ножки,

Бежали по дорожке.

Погладим наши ножки

(легкие поглаживания ног ладонями)

И отдохнем немножко.

(спокойно лечь на спину и отдохнуть)

Хлопы-шлёпы

Коленях на полу.

Хлоп раз!

(хлопок в ладоши на слово «хлоп», удар ладошек по коленям на слово «хлоп»,

А потом скорей, скорей

Шлёпай, шлёпай веселей!

(ритмичные удары ладошек об пол)

Подвижные игры

Делаем зарядку!

Понимания речи.

В ритме музыки.

Вверх)

Пружинка!

(приседания, ноги не отрываются от пола)

Ветерок!

(перекрестные движения рук над головой)

Покружимся!

(повороты вокруг собственной оси, или кружимся в парах, взявшись под руки)

Ногах.

Ноги.

Комнате».

Метнуть снежок».

Картину на стену».

Птички

Быстро или медленно.

— Снова полетели! Медленно машем крыльями... А теперь быстро полетели!

Солнышко и дождик

Асфальте.

— Это наш домик (или наши домики) — будем в домике жить. Сейчас погода

на улице хорошая— светит солнышко. Идем гулять!

Игры с игрушками и предметами

Игры с кубиками

Цель: развитие подражания действиям взрослого; развитие игровых действий;

Конструирование.

Стулья

Играть.

Дорожка

Башня

Домик

Поезд

Плавных поворотов.

—Кубик, рядом ещё кубик — получился поезд! Пришли пассажиры, стали

Ворота

Сторону.

Кидай мяч! Лови мяч!

Варьировать.

Попади в

Попади в корзину!

Корзину, стоящую на высоте.

Мяч с горки!

Сначала.

Мяч в ворота!

Мяч между ножками стула.

Мяч об землю!

Игры с машинками

Разных размеров.

Врезаются в препятствия.

Машина едет!

Гараж для машины

Выезжает из него.

Тоннели и мосты

Игры с куклами

Коляска и т.д.

Одеялом и т.д.

Кукольный обед

Достичь общего результата.

Ему.

Ведущего.

Варианты помощи, которые можно использовать в ходе общения с

ребенком, также могут быть разными. Выбирать подходящий вариант следует в

Помощь родителей ребенка

Доступным ему способом

Ему слова и фразы.

Озвучить свое желание словом.

Наводящие вопросы

Словами или фразами.

Наводящие вопросы полезно использовать в ходе проведения сюжетного

Каждый этап рисования.

Приведем пример. Взрослый берет бумагу, карандаши и предлагает малышу

Будет рыбка? Она

Маленькие». И т.д.

Речевые навыки

Показ.

Приведем пример. На прогулке ребенок тянет маму за руку и показывает рукой в

определенном направлении, озвучивая свое желание словом: «Там!». Мама

Игры с игрушками и предметами

После того, как ребенок хорошо освоит различные варианты действий в играх с

Образом,

С горки.

Пробовать свои силы.

Приведем примеры. На прогулке ребенок тащит взрослого противоположный

конец детской площадки. Взрослый спрашивает:

«Что ты хочешь?», предлагая выразить свое желание словами, а не действиями.

Ребенок отвечает: «Кач-кач!». Взрослый поощряет ребенка за ответ словом: «На

качелях хочешь покататься? Молодец, как хорошо сказал! Вот качели. Давай

качаться — кач-кач!».

Используется простой сюжет.

Приведем пример. Взрослый кладет на стол резиновую птичку, лист картона и

пластилин, предлагает ребенку поиграть: «Давай поиграем! Пришла к нам в гости...

Кто пришел? Правильно, курица. Говорит курочка: "ко-ко-ко!" —Давай покормим

Развитие

Слухового восприятия

Развитие неречевого слуха

Слуховому восприятию.

Индивидуально, так и в группе.

Животных и птиц.

Какая погода на улице.

— Закрой глаза и постарайся угадать, какие птички прилетели к нашей

Кормушке.

Ежика в траве и др.

Кто кричит?

Птиц.

Свинья.

Звуки дома

Различные предметы обихода.

Кто больше звуков услышит?»

Различные предметы.

Палочки и др.

Заходи, кукла, к нам в гости.

Дверь, спроси: «Кто там?»

Найди такую же коробочку

Различные сыпучие материалы.

Сыпучего материала.

Звуки улицы

Транспортных шумов.

Или подъехал близко и т.д.

Погремушки

Различные звучащие игрушки.

Колокольчики, трещотки и др.

Весёлый Петрушка

Звук.

Инструменты.

Шагаем и танцуем!

Маленький музыкант

Пианино, дудочка, гармошка.

Т.п.).

«Играть» на инструментах может игрушечный зверь или кукла, а педагог

Солнышко и дождик

Оборудование: бубен.

Ход игры: В этом варианте игры «Солнышко и дождик» мы предлагаем научить

Мишка и зайчик

Ролями.

Маленький барабанщик

Оборудование: детский барабан.

Можно также хлопать в ладоши).

Серьезной работы.

Развитие речевого слуха

Скорость речи).

Развивать с первых лет жизни.

Сам предмет или картинку.

Губы говорящего.

Подражания.

Кто там?

Др.

Собака? Давай посмотрим.

Послушай, кто еще там кричит.

Игра продолжается с другими игрушками. Если _______нет второго ведущего, то можно

Кто позвал?

Дифференцировать слова.

Игрушек и предметов.

Горячий — холодный

Оборудование: мячик.

Него.

Больше очков.

Съедобное — несъедобное

Мышления.

Оборудование: мячик.

Инструкцию.

Ладоши.

Инструкцию.

Кубиков стену.

Будь внимательным!

Новые правила.

—А теперь я вас запутаю: буду называть одни движения, а показывать другие.

Показываю.

Это довольно сложное задание, поэтому поначалу следует выполнять его

Правильно — неправильно?

Несъедобное» и т.п.

—Я буду говорить: «птица летит», «самолет летит», «бабочка де mum» и т.д.

Содержания.

Развитие дыхания

Организма кислородом.

С помощью специальных техник дыхания (например, в йоге, в гимнастике

Нужном направлении.

Коротких вдохов.

Упражнениями.

Игры и упражнения

Губных мышц.

Летать.

Педагог дует на бабочек.

— Смотри, полетели! Как ____________живые! Теперь ты

Вперед.

Ветерок

Осенние листья

Предложите подуть на листья.

—Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот

красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? давай подуем на листья!

Листопад

Осень.

— Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые____________, оранжевые листья

падают с деревьев. Подул ветер —разбросал все листья по земле! Давайте сделаем

ветер— подуем на листья!

Оборудование: кусочки ваты.

Зиму.

Снежинки.

Одуванчик

Мышц.

Пушинки.

Также можно организовать игру «Дед ИЛИ баба?»:

—Давайте поиграем в игру «Дед или баба?»! Подуйте на свои одуванчики

Вертушка

Палочки.

Песня ветра

Стал громче.

Активизация губных мышц.

Дальше (дуть можно один раз).

—Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы

птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха.

Полетела птичка!

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-треемя детьми:

Напрягались.

Катись, карандаш!

Конца стола на другой.

Весёлые шарики

Мышц.

Стола.

Воздушный шарик

Мышц.

Направленной.

Уточки

Мышц.

Плавает утка.

Бульки

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению через трубочку;

Активизация губных мышц.

Подуть снова.

Расти, пена!

Жидкость для мытья посуды.

Много, можно подуть на нее.

—Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду...

Теперь помешаю — ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что

получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй

Подуть.

Занятие в группе.

День рождения

Губных мышц.

Оборудование: зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта;

Игрушечный мишка.

Выдыхаемого воздуха.

Трогать и опрокидывать.

Перышко, лети!

Мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Мыльные пузыри

Бутылка с отрезанным дном.

Жидкость.

Свистульки

Детей.

Милиционер

Оборудование: свистки.

Милиционеров.

—Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и,

конечно, свисток. Вот вам свистки — давайте поиграем в милиционеров! Вот

милиционер увидел нарушителя—свистим в свисток!

Детей.

Подуй в дудочку!

Для развития дыхания. Поэтому

Выходить через нос.

Музыкальный пузырёк

Диаметр горлышка 1-1,5 см).

Струя воздуха должна быть

Шары.

Сформирован.

Бумажный флажок

Мышц.

Пальцами)

Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. ~~ этого нужно

сделать ветер— вот так! Флажки полощутся на ветру!

Развитие речевого дыхания

Гласных звуков А, О, У, И, Э.

Можно увеличивать.

Вот вторая песенка: «У-У-У!» Теперь «О-О-О!», «И-И-И!», «Э-Э-Э!» Можно

Одном выдохе.

—Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у

Кого самая длинная песенка.

Звуки вокруг нас

Гласных звуков А, О, У, Ы.

Долго, на одном выдохе.

Девочки поют

И т.д.

Прорисована.

Разными.

Сдуй шарик

Себя за плечи — шарик сдулся.

.—Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны — вот так! Вот

Змейка

Игра проводится на ковре.

—Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...