Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личности. Таков в упрощенном виде механизм подражания.Механизм подражания объясняет многие особенности развития личности Ребенка, формирования его характера. Ведь часто случается, что, несмотря на объяснения и увещевания близких, ребенок ведет себя «с точностью до наоборот»: Его действия и поступки не соответствуют желаниям близких, стилю воспитания. Однако нередко это можно объяснить именно неосознанным механизмом Подражания: копирование поведения значимого для ребенка взрослого на Подсознательном уровне оказывается значительно сильнее воспитательных бесед, Обращенных к сознанию. Приведем примеры. Если взрослый многократно объясняет ребенку, что Переходить улицу можно только на зеленый свет светофора, а сам, тем не менее, Перебегает дорогу на красный свет (на глазах у ребенка, или вместе с ним), ребенок Будет делать то же самое. Или если взрослый часто и проникновенно беседует с Ребенком о вреде курения, но сам при этом курит, с большой долей вероятности Можно предположить, что ребенок тоже станет курильщиком, возможно, даже в Юном возрасте. Таким же образом можно объяснить многие особенности поведения Детей и черты характера, которые они копируют у родителей. Эти примеры характерны для старших детей, а мы вернемся к Детям раннего Возраста и проблеме развития речи. Учитывая меха- Низм подражания, очень важно обеспечить ребенку правильную речевую среду: если Маленький ребенок, начинающий говорить, тесно общается со взрослым, имеющим Нарушения речи, то нарушения могут закрепиться в речи ребенка, даже несмотря НЕ То, что у самого малыша есть все предпосылки для правильного развития речи. Однако механизм подражания может работать не только на подсознательном Уровне. Педагоги и психологи вполне осознанно используют его в основе обучения. Так, если взрослый хочет закрепить у ребенка какой-либо навык, то многократно Показывает действие или говорит слово, фразу, а малыш повторяет. Под понятием общее подражание мы понимаем подражание движениям и Действиям, а также мимике, жестам, манере поведения и т.п. (речевое подражание Будет описано в разделе «Развитие речи»). Целенаправленно развивать следует, Прежде всего, подражание движениям и действиям. Способность малыша подражать движениям и действиям взрослого развивается Постепенно. В случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи, Подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого. Это необходимо для проведения специальных коррекционных занятий, так на на- Чальном этапе логопедической работы именно принцип подражания ложится в Основу обучения ребенка. Мы предлагаем следующую последовательность развития общего подражания: Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимем руки вверх, топаем ножками, побежали-побежалиит.п. Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети одновременно машут «крылышками» и бегают. Следующий этап развития общего подражания — выполнение действий с Предметами и игрушками, т.е. серии логически вытекающих друг из друга Движений. В таких действиях важны не только определенные движения, но и осмысление ребенком социальной значимости действия. Например, в игре с куклой Мы учим ребен- Начала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д. Подражание движениям или действиям можно развивать в разных играх. Описанные ниже игры расположены по возрастанию уровня сложности. Особое Внимание советуем уделять развитию подражания движениям кистей рук (игры «Ладошки», «Водичка», «Капуста», «Цветки» и др.). В основу перечисленных ниже игр положена следующая классификация игр для развития общего подражания: Игры со стихотворными текстами. Это игры, в которых текст стихотворения Поэтапно сопровождается определенными, соответствующими сюжету действиями. Подвижные игры. Игры с использованием разнообразных движений. Обычно Проводятся в группе, сопровождаются четкими инструкциями. Сюда же можно Отнести игры на детской площадке — обучение детей умению качаться на разных Видах качелей, съезжать с горки, пользоваться спортивными снарядами (лазать по Лестнице, висеть на перекладине и пр.). Параллельно решается задача развития Двигательной сферы детей. Игры с игрушками и предметами. В этих играх взрослый учит ребенка Выполнять определенные, социально закрепленные за предметами и игрушками, Действия — игровые (куклы, мячи, кубики), действия с орудиями (лопатка, ложка, Сачок) и др. Играя с детьми, соблюдайте правила речевого сопровождения. Во-первых, Речевые инструкции должны быть четкими, понятными детям. Во-вторых, Стихотворения, которые используются в игре, не должны быть слишком длинными (лучше, если взрослый выучит их наизусть), их содержание должно быть Конкретным, понятным и интересным для детей раннего возраста, без излишней образности. В-третьих, речь педагога должна стать образцом Для подражания: Эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным Энергичным голосом нормальной громкости. Игры, направленные на развитие у детей общего подражания, могут проводиться Как индивидуально, так и в небольших группах (3-5 детей). Лучше знакомить ребенка С новой игрой в ходе индивидуального занятия, а закреплять и расширять умения на Заняти- ях в группе. Следует учесть, что, играя в группе, дети подражают не только |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |