Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личности. Таков в упрощенном виде механизм подражания.

Механизм подражания объясняет многие особенности развития личности

Ребенка, формирования его характера. Ведь часто случается, что, несмотря на

объяснения и увещевания близких, ребенок ведет себя «с точностью до наоборот»:

Его действия и поступки не соответствуют желаниям близких, стилю воспитания.

Однако нередко это можно объяснить именно неосознанным механизмом

Подражания: копирование поведения значимого для ребенка взрослого на

Подсознательном уровне оказывается значительно сильнее воспитательных бесед,

Обращенных к сознанию.

Приведем примеры. Если взрослый многократно объясняет ребенку, что

Переходить улицу можно только на зеленый свет светофора, а сам, тем не менее,

Перебегает дорогу на красный свет (на глазах у ребенка, или вместе с ним), ребенок

Будет делать то же самое. Или если взрослый часто и проникновенно беседует с

Ребенком о вреде курения, но сам при этом курит, с большой долей вероятности

Можно предположить, что ребенок тоже станет курильщиком, возможно, даже в

Юном возрасте. Таким же образом можно объяснить многие особенности поведения

Детей и черты характера, которые они копируют у родителей.

Эти примеры характерны для старших детей, а мы вернемся к Детям раннего

Возраста и проблеме развития речи. Учитывая меха-

Низм подражания, очень важно обеспечить ребенку правильную речевую среду: если

Маленький ребенок, начинающий говорить, тесно общается со взрослым, имеющим

Нарушения речи, то нарушения могут закрепиться в речи ребенка, даже несмотря НЕ

То, что у самого малыша есть все предпосылки для правильного развития речи.

Однако механизм подражания может работать не только на подсознательном

Уровне. Педагоги и психологи вполне осознанно используют его в основе обучения.

Так, если взрослый хочет закрепить у ребенка какой-либо навык, то многократно

Показывает действие или говорит слово, фразу, а малыш повторяет.

Под понятием общее подражание мы понимаем подражание движениям и

Действиям, а также мимике, жестам, манере поведения и т.п. (речевое подражание

Будет описано в разделе «Развитие речи»). Целенаправленно развивать следует,

Прежде всего, подражание движениям и действиям.

Способность малыша подражать движениям и действиям взрослого развивается

Постепенно. В случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи,

Подражание требует специального обучающего воздействия со стороны взрослого.

Это необходимо для проведения специальных коррекционных занятий, так на на-

Чальном этапе логопедической работы именно принцип подражания ложится в

Основу обучения ребенка.

Мы предлагаем следующую последовательность развития общего

подражания:

Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем

зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимем руки вверх, топаем

ножками, побежали-побежалиит.п.

Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре

«Птички» дети одновременно машут «крылышками» и бегают.

Следующий этап развития общего подражания — выполнение действий с

Предметами и игрушками, т.е. серии логически вытекающих друг из друга

Движений. В таких действиях важны не только определенные движения, но и

осмысление ребенком социальной значимости действия. Например, в игре с куклой

Мы учим ребен-

Начала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.

Подражание движениям или действиям можно развивать в разных играх.

Описанные ниже игры расположены по возрастанию уровня сложности. Особое

Внимание советуем уделять развитию подражания движениям кистей рук (игры

«Ладошки», «Водичка», «Капуста», «Цветки» и др.). В основу перечисленных ниже

игр положена следующая классификация игр для развития общего подражания:

Игры со стихотворными текстами. Это игры, в которых текст стихотворения

Поэтапно сопровождается определенными, соответствующими сюжету действиями.

Подвижные игры. Игры с использованием разнообразных движений. Обычно

Проводятся в группе, сопровождаются четкими инструкциями. Сюда же можно

Отнести игры на детской площадке — обучение детей умению качаться на разных

Видах качелей, съезжать с горки, пользоваться спортивными снарядами (лазать по

Лестнице, висеть на перекладине и пр.). Параллельно решается задача развития

Двигательной сферы детей.

Игры с игрушками и предметами. В этих играх взрослый учит ребенка

Выполнять определенные, социально закрепленные за предметами и игрушками,

Действия — игровые (куклы, мячи, кубики), действия с орудиями (лопатка, ложка,

Сачок) и др.

Играя с детьми, соблюдайте правила речевого сопровождения. Во-первых,

Речевые инструкции должны быть четкими, понятными детям. Во-вторых,

Стихотворения, которые используются в игре, не должны быть слишком длинными

(лучше, если взрослый выучит их наизусть), их содержание должно быть

Конкретным, понятным и интересным для детей раннего возраста, без излишней

образности. В-третьих, речь педагога должна стать образцом Для подражания:

Эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным

Энергичным голосом нормальной громкости.

Игры, направленные на развитие у детей общего подражания, могут проводиться

Как индивидуально, так и в небольших группах (3-5 детей). Лучше знакомить ребенка

С новой игрой в ходе индивидуального занятия, а закреплять и расширять умения на

Заняти-

ях в группе. Следует учесть, что, играя в группе, дети подражают не только

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...